Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как объект преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Окружко
В.
Ю. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации как объект преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S24. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14790.htm.
Аннотация. Работа посвящена новой редакции статьи Уголовного кодекса Российской Феде-рации «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей».
Ключевые слова:
уголовное право, уголовный кодекс рф, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов российской федерации
Текст статьи
Окружко Виктория Юрьевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Армавир victory_arm@mail.ru
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов
Российской Федерации как объект преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ
Аннотация. Работапосвящена новой редакциистатьи Уголовного кодексаРоссийской Федерации«Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей».Ключевые слова: уголовное право, Уголовный кодекс РФ,объекты культурного наследия (памятникиистории и культуры) народов Российской Федерации.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость сохранения,а также качественного использования как одного из величайших ресурсов мировой экономики.Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностейосноваразвития цивилизации.23 июля 2013 г.принят Федеральный закон № 245ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший серьезные изменения и дополнения в целый ряд нормативных актов. Данный Федеральный закон поновому определил понятие объекта археологического наследияи его место в системе объектов культурного наследия, а также предусмотрел конкретное описание таких понятий, как археологические предметы и культурный слой.Помимо этого, детализирован порядок выявления и учета объектов археологического наследия, проведения археологических полевых работ, существенно усилена ответственностьза нарушение требований охраны археологического наследия.Таким образом, расширился круг объектов предусмотренных ст. 243 УК РФ, а также квалифицирующие признаки этого преступления также претерпели изменение. Теперь повышенная ответственность предусмотрена за уничтожение следующих объектов:особо ценных объектов культурного наследия;объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия;историкокультурных заповедников или музеевзаповедников;объектов археологического наследия, включенных в Реестр;выявленных объектов археологического наследия.Характер преступления, его общественная опасность определяются прежде всего объектом, на который оно посягает [1].В зависимости от выбора законодателем тех или иных объектов уголовноправовой охраны и специфики их защиты можно судить о приоритетных направлениях уголовноправовой политики государства, о степени важности охраняемых в государстве благ которые, как известно, определяются уровнем развития человеческого общества, состоянием культуры, нравственности морали и т.п.
Определение археологического объекта или предмета всегдавесьма лаконично и сводится к тому, что это объекты, «представляющие интерес с археологической точки зрения»или «относящиеся к древним эпохам и цивилизациям». Впрямую такие формулировки использованы в законодательстве Италии, Испании, Франции, Египта, большинстве стран Магриба, Передней Азии, Турции, Швеции, Дании, Финляндии, Новегии, Австрии, Хорватии, Польши, Литвы, Шотландии, Ирландии, США и штатов США и т.д.Никаких временных рамок в определениях здесь нет. Иногда к общему определению добавляется перечень видов памятников: поселения, курганы, петроглифы, святилища, рунические камни и т.п., также без временных ограничений. В странах Латинской Америки археологическая древность дополнительно ограничена временным пределом моментом испанского завоевания; в Греции годом падения Константинополя, в некоторых странах верхний предел археологической древности отсчитывается от сегодняшнего дня (200 лет в Сирии и т.п.). Естественно, по такому же пути пошла и обязательная для нас Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная): согласно пар. 2 ст. 1 Конвенции «элементами археологического наследия считаются все остатки и предметы и любые другие следы человечества прошлых эпох, i) сохранение и изучение которых помогает восстановить историю человечества и его связь с природной окружающей средой; ii) для которых раскопки или открытия и другие методы изучения человечества и соответствующей окружающей среды являются основными источниками информации…»[2].Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»определяется, что к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числепредметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»подразделяются на следующие виды:памятникиотдельные постройки, здания и сооружения с историческисложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;ансамбличетко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садовопаркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;достопримечательные местатворения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов.В настоящее время такие деяния называются рядом авторов «черным копательством». А Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей»относит все предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, к культурным ценностям. Исходя из положений ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты археологического наследия считаются выявленными со дня их обнаружения.«Черное копательство», как и в целом уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, можно отнести к неочевидным преступлениям, которые активно скрываются преступниками, происходят преимущественно в удаленных от поселений местах, в вечернее и ночное время [3].Предыдущая редакция ст. 243 УК РФ, по мнению некоторых исследователей, не позволяла привлекать к ответственности за уничтожение выявленных объектов культурного наследия,поскольку одним из обязательных требований к памятникам истории и культуры было требование об особом правовом статусе таких объектов (они должны быть зарегистрированы и включены в специальный перечень объектов исторического и культурного значения) [4].Теперь в данной статье предусматривается ответственность, в частности, за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, включенных в единый государственный реестр таких объектов.В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационнотехнологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принциповформирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию [5].Уточнение формулировки «уничтожение или повреждение выявленных объектов культурного наследия»имеет значение для возбуждения дел по ст. 243 УК РФ при наличии признаков уничтожения или повреждения выявленных объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона №73ФЗ считаются выявленными со дня поступления в Минкультуры России или в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, необходимых документов[6]. Соответственно, выявленный объект еще не включен в Единый государственный реестробъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Федеральный органохраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.Объекты, которые представляют собой историкокультурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историкокультурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Предыдущая редакция ч. 2 ст. 243 УК РФ была более краткой: квалифицирующими признаками преступления считались особо ценные объекты или памятники общероссийского значения, сейчас же ч.2 ст. 243 УК РФ, являются особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историкокультурных заповедники или музеевзаповедники либо объекты археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объекты археологического наследия.Всемирное наследие, World Heritage (англ.)объекты, представляющие ценность для всего мира, согласно международным конвенциям 1972 и 2003 гг., заключённым по инициативе ЮНЕСКО. Эта организация при помощи приглашённых экспертов принимает решение о включении объектов в список Всемирного наследия и далее следит за их состоянием. Объект Всемирного наследия находится под охраной международного права.По состоянию на 2013 г.в Списке всемирного наследия 981 объект, из которых 759 являются культурными, 193 природными и 29 смешанными. В 1988 г.Советский Союз присоединился к конвенции 1972г.В советскую эпоху ЮНЕСКОуспела внести в список только 3 объекта на территории Российской Федерации. К 2012 г.их насчитывается 25(например, озеро Байкал, вулканы Камчатки) [7].Изменилась и санкция статьи штрафом в размере до трех миллионов рублей ранее штрафом в размере до двухсот тысяч рублей обязательными работами на срок до четырехсот часов ранее обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок ранее либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.Проанализировав новую редакцию данной статьи следует отметить, что в настоящий момент подводные камни могут быть следующие, определённая территория может быть внесена в реестр археологических памятников, а об этом ещё не знают. АКР не переиздавалась уже много лет, памятники уже находящиеся под защитой государства о местонахождении которых общественность не уведомлена есть по всей России. Если памятник будет выявлен, но не включен в реестр, даеще и не будет иметь табличек, то человек попадающих на него с металлоискателем не будет иметь умысла осуществлять на нем поиски, так как не будет знать,что он находится на памятнике, то есть закон предлагает наказывать субъекта при отсутствии субъективной стороны.Также требует внимания и проблема соотношения ст. 243 УК РФ и ст. 7.14.1 КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение норм законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем указанная проблема может выступить предметом уже самостоятельного исследования.
Ссылки на источники 1.Новоселов Г. П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. М.: Норма,2001.С.1617.2.Ковалев А. Cпор о «черных копателях»сквозь призму мирового опыта // Бытие науки. 2012. №124. С. 23.3.Шандра С.А. Некоторые особенности раскрытия преступлений, совершаемых «черными копателями»в отношении культурных ценностей // Общество и право. 2011. №05(37).С. 245.4.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013.С. 1069.5.Маланичева Г., Томчин Г., Климент М. Экономический механизм защиты культурного наследия.URL: http://www.bizvlast.ru/items/83.html(дата обращения: 08.05.2014). Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации:Федер.закон от 25 июня 2002 г. №73ФЗ (ред. от 23.07.2013). URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.04.2014).7.Википедиясвободная энциклопедия. URL: /http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 01.04.2014).
Viktorija Okruzhko,
PhD, Lecturer, Departmentoflegaldisciplinesofthe Federalstate educationalinstitution “Kuban State University” in Armavir, Armavir
victory_arm@mail.ruThe objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples the Russian Federation as the object of a crime, Art. 243 of the criminal code of the Russian FederationAbstract. Work on the new edition of the articles of the Criminal code of the Russian Federation "the Destruction of or damage to objects of cultural heritage of Diya (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation, included in the unified state register of objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation, the identified cultural heritage sites, natural complexes and objects, protected States, or cultural values".Key words: criminal law, criminal code of the Russian Federation, the objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов
Российской Федерации как объект преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ
Аннотация. Работапосвящена новой редакциистатьи Уголовного кодексаРоссийской Федерации«Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей».Ключевые слова: уголовное право, Уголовный кодекс РФ,объекты культурного наследия (памятникиистории и культуры) народов Российской Федерации.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость сохранения,а также качественного использования как одного из величайших ресурсов мировой экономики.Утрата культурных ценностей невосполнима и необратима. Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностейосноваразвития цивилизации.23 июля 2013 г.принят Федеральный закон № 245ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший серьезные изменения и дополнения в целый ряд нормативных актов. Данный Федеральный закон поновому определил понятие объекта археологического наследияи его место в системе объектов культурного наследия, а также предусмотрел конкретное описание таких понятий, как археологические предметы и культурный слой.Помимо этого, детализирован порядок выявления и учета объектов археологического наследия, проведения археологических полевых работ, существенно усилена ответственностьза нарушение требований охраны археологического наследия.Таким образом, расширился круг объектов предусмотренных ст. 243 УК РФ, а также квалифицирующие признаки этого преступления также претерпели изменение. Теперь повышенная ответственность предусмотрена за уничтожение следующих объектов:особо ценных объектов культурного наследия;объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия;историкокультурных заповедников или музеевзаповедников;объектов археологического наследия, включенных в Реестр;выявленных объектов археологического наследия.Характер преступления, его общественная опасность определяются прежде всего объектом, на который оно посягает [1].В зависимости от выбора законодателем тех или иных объектов уголовноправовой охраны и специфики их защиты можно судить о приоритетных направлениях уголовноправовой политики государства, о степени важности охраняемых в государстве благ которые, как известно, определяются уровнем развития человеческого общества, состоянием культуры, нравственности морали и т.п.
Определение археологического объекта или предмета всегдавесьма лаконично и сводится к тому, что это объекты, «представляющие интерес с археологической точки зрения»или «относящиеся к древним эпохам и цивилизациям». Впрямую такие формулировки использованы в законодательстве Италии, Испании, Франции, Египта, большинстве стран Магриба, Передней Азии, Турции, Швеции, Дании, Финляндии, Новегии, Австрии, Хорватии, Польши, Литвы, Шотландии, Ирландии, США и штатов США и т.д.Никаких временных рамок в определениях здесь нет. Иногда к общему определению добавляется перечень видов памятников: поселения, курганы, петроглифы, святилища, рунические камни и т.п., также без временных ограничений. В странах Латинской Америки археологическая древность дополнительно ограничена временным пределом моментом испанского завоевания; в Греции годом падения Константинополя, в некоторых странах верхний предел археологической древности отсчитывается от сегодняшнего дня (200 лет в Сирии и т.п.). Естественно, по такому же пути пошла и обязательная для нас Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная): согласно пар. 2 ст. 1 Конвенции «элементами археологического наследия считаются все остатки и предметы и любые другие следы человечества прошлых эпох, i) сохранение и изучение которых помогает восстановить историю человечества и его связь с природной окружающей средой; ii) для которых раскопки или открытия и другие методы изучения человечества и соответствующей окружающей среды являются основными источниками информации…»[2].Федеральным законом от 25 июня 2002 г. №73ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»определяется, что к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числепредметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»подразделяются на следующие виды:памятникиотдельные постройки, здания и сооружения с историческисложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;ансамбличетко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садовопаркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;достопримечательные местатворения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов.В настоящее время такие деяния называются рядом авторов «черным копательством». А Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей»относит все предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, к культурным ценностям. Исходя из положений ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты археологического наследия считаются выявленными со дня их обнаружения.«Черное копательство», как и в целом уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, можно отнести к неочевидным преступлениям, которые активно скрываются преступниками, происходят преимущественно в удаленных от поселений местах, в вечернее и ночное время [3].Предыдущая редакция ст. 243 УК РФ, по мнению некоторых исследователей, не позволяла привлекать к ответственности за уничтожение выявленных объектов культурного наследия,поскольку одним из обязательных требований к памятникам истории и культуры было требование об особом правовом статусе таких объектов (они должны быть зарегистрированы и включены в специальный перечень объектов исторического и культурного значения) [4].Теперь в данной статье предусматривается ответственность, в частности, за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, включенных в единый государственный реестр таких объектов.В Российской Федерации ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационнотехнологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принциповформирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию [5].Уточнение формулировки «уничтожение или повреждение выявленных объектов культурного наследия»имеет значение для возбуждения дел по ст. 243 УК РФ при наличии признаков уничтожения или повреждения выявленных объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона №73ФЗ считаются выявленными со дня поступления в Минкультуры России или в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, необходимых документов[6]. Соответственно, выявленный объект еще не включен в Единый государственный реестробъектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Федеральный органохраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.Объекты, которые представляют собой историкокультурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историкокультурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Предыдущая редакция ч. 2 ст. 243 УК РФ была более краткой: квалифицирующими признаками преступления считались особо ценные объекты или памятники общероссийского значения, сейчас же ч.2 ст. 243 УК РФ, являются особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в Список всемирного наследия, историкокультурных заповедники или музеевзаповедники либо объекты археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объекты археологического наследия.Всемирное наследие, World Heritage (англ.)объекты, представляющие ценность для всего мира, согласно международным конвенциям 1972 и 2003 гг., заключённым по инициативе ЮНЕСКО. Эта организация при помощи приглашённых экспертов принимает решение о включении объектов в список Всемирного наследия и далее следит за их состоянием. Объект Всемирного наследия находится под охраной международного права.По состоянию на 2013 г.в Списке всемирного наследия 981 объект, из которых 759 являются культурными, 193 природными и 29 смешанными. В 1988 г.Советский Союз присоединился к конвенции 1972г.В советскую эпоху ЮНЕСКОуспела внести в список только 3 объекта на территории Российской Федерации. К 2012 г.их насчитывается 25(например, озеро Байкал, вулканы Камчатки) [7].Изменилась и санкция статьи штрафом в размере до трех миллионов рублей ранее штрафом в размере до двухсот тысяч рублей обязательными работами на срок до четырехсот часов ранее обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок ранее либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.Проанализировав новую редакцию данной статьи следует отметить, что в настоящий момент подводные камни могут быть следующие, определённая территория может быть внесена в реестр археологических памятников, а об этом ещё не знают. АКР не переиздавалась уже много лет, памятники уже находящиеся под защитой государства о местонахождении которых общественность не уведомлена есть по всей России. Если памятник будет выявлен, но не включен в реестр, даеще и не будет иметь табличек, то человек попадающих на него с металлоискателем не будет иметь умысла осуществлять на нем поиски, так как не будет знать,что он находится на памятнике, то есть закон предлагает наказывать субъекта при отсутствии субъективной стороны.Также требует внимания и проблема соотношения ст. 243 УК РФ и ст. 7.14.1 КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение норм законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем указанная проблема может выступить предметом уже самостоятельного исследования.
Ссылки на источники 1.Новоселов Г. П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты. М.: Норма,2001.С.1617.2.Ковалев А. Cпор о «черных копателях»сквозь призму мирового опыта // Бытие науки. 2012. №124. С. 23.3.Шандра С.А. Некоторые особенности раскрытия преступлений, совершаемых «черными копателями»в отношении культурных ценностей // Общество и право. 2011. №05(37).С. 245.4.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2013.С. 1069.5.Маланичева Г., Томчин Г., Климент М. Экономический механизм защиты культурного наследия.URL: http://www.bizvlast.ru/items/83.html(дата обращения: 08.05.2014). Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации:Федер.закон от 25 июня 2002 г. №73ФЗ (ред. от 23.07.2013). URL:http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.04.2014).7.Википедиясвободная энциклопедия. URL: /http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 01.04.2014).
Viktorija Okruzhko,
PhD, Lecturer, Departmentoflegaldisciplinesofthe Federalstate educationalinstitution “Kuban State University” in Armavir, Armavir
victory_arm@mail.ruThe objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples the Russian Federation as the object of a crime, Art. 243 of the criminal code of the Russian FederationAbstract. Work on the new edition of the articles of the Criminal code of the Russian Federation "the Destruction of or damage to objects of cultural heritage of Diya (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation, included in the unified state register of objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation, the identified cultural heritage sites, natural complexes and objects, protected States, or cultural values".Key words: criminal law, criminal code of the Russian Federation, the objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»