Государственная стратегия охраны права на интеллектуальную собственность в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусева А. Л., Данилова В. А. Государственная стратегия охраны права на интеллектуальную собственность в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S27. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14813.htm.
Аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы государственной стратегии защиты прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Отмечается особая важность реализации вопросов правовой охраны и защиты в исследуемой области на современном этапе развития экономических отношений в Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусева Алена Леонидовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры государственноправовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пензаartguseva@mail.ru

Данилова Валерия Александровна,кандидат юридических наук, доцент кафедры государственноправовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пензаv_danilova@list.ru

Государственная стратегия охраны права на интеллектуальную собственность в Российской Федерации

Аннотация.В представленной статье рассматриваются вопросы государственной стратегии защиты прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Отмечается особая важность реализации вопросов правовой охраны и защиты в исследуемой области на современном этапе развития экономических отношений в Российской Федерации.Ключевые слова:право интеллектуальной собственности, защита прав, охрана прав, стратегия развития государства.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Современные потребности развивающегося мира, глобальные политические и социальные процессы оказывают определяющее воздействие на формирование тенденций развития правовых систем и отдельных правовых институтов. Сфера интеллектуальной собственности, защиты интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ услуг и юридических лиц не осталась в стороне от глобальных процессов.С повышением экономического значения интеллектуальной собственности во второй половине XXвекаповысился интерес и к теоретическим разработкам в сфере прав интеллектуальной собственности. Основная тенденция правовой охраны интеллектуальной собственности направлена на усиление защиты правинтеллектуальной собственности с использованиеммаксимального привлечения юридического инструментария, используемого для защиты имущественных прав на нематериальные объекты. Но эта тенденция сталкивается с необходимостью решения двух важных проблем, возникающих практическиво всех сферах охраны интеллектуальной собственности (в авторском и патентном праве, праве на товарные знаки, ноухау и др.), а именно: проблемы доступности новых, а также жизненно важных технологий и других инноваций для всех и прежде всего развивающихся стран (стран с переходной экономикой) и проблемы общественного достояния. На современном этапе развития российского государства вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, в том числе ее защита и правовая охрана, борьба с контрафактной продукцией, актуальны не только в правовом, но и в политическом плане. «В современном мире плоды интеллектуальной деятельности –это главное богатство нации, ключевой фактор динамического развития экономики, устойчивого роста благосостояния народа»–отмечает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуреВ.С. Косоуров [1].Законодатель уверен, что будущее любой страны и ее конкурентоспособность в глобальном мире напрямую зависят от того, насколько благоприятные экономические и правовые условия будут созданы для эффективного использования в экономике страны результатов интеллектуальной деятельности, созданных и создаваемых ее гражданами.В связи с чем, учеными ипрактическими работниками подчеркивается, что формирование современного цивилизованного рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности относится к числу первоочередных государственных задач и залогом их успешного решения является участие молодежи и объединение усилий федерального центра и регионов. В настоящих реалиях, отмечается необходимость создания условий для притока в сферу интеллектуальной собственности перспективных молодых кадров, повышения заинтересованности и правовой грамотности молодежи в вопросах охраны, защиты и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности.Действительно, как верно указывает В. С. Косоуров, в эпоху глобализации мировой экономики конкурентоспособность страны и ее благополучие во многом будут зависеть от того, насколько благоприятные условия созданы для правовой охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности, созданной и создаваемой ее гражданами[2].Мировой опыт перехода к инновационной экономике свидетельствует, что одним из основных условий при этом является формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности. Так, в Японии, начиная с 1960х годов, проводилась капитализация НМА предприятий за счет скупки за рубежом прав на РИД и превращения их в собственные нематериальные активы. Этот опыт был успешно применен в девяностые годы XX века в США. Опыт последних лет показывает, что стратегии научнотехнического развития ведущих мировых индустриальных государств (США, Германии, Франции, Великобритании) объединяет одна общая тенденция. Происходит последовательная либерализация политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности (далее –РИД), финансируемых из бюджета, концентрация усилий на ускоренной передаче полученных результатов в реальный сектор экономики. Всемерно поощряется скорейшее освоение этих результатов частным бизнесом. При этом безусловным приоритетом является соблюдение национальных интересов и национальной безопасности–безвозмездная лицензия для государственных нужд.К сожалению, в нашей стране практически 80% научных и опытноконструкторских работ финансируются государством и только 20% частным бизнесом, несмотря на ежегодное увеличение общего объема расходов федерального бюджета на прикладные научные исследования, среднегодовое количество заявок на изобретения, поданных российскими заявителями, практически не возрастает.Нематериальные активы отечественных предприятий либо отсутствуют,либо составляют не более 0,3–0,5 процента от величины внеоборотных активов (в экономически развитых странах значение этого показателя доходит до 30 процентов и сопоставимо по своему значению с долей основных средств). В этих условиях крайне важно разработать эффективные механизмы, в том числе законодательные, которые позволят существенно увеличить объем использования в экономике страны результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых за бюджетные средства, а также повысить инвестиционную привлекательность российских нематериальных активов. Многое в этом направлении уже сделано. 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского Кодекса Российской Федерации, с принятием которой усилилась степень защиты прав на РИД и повысилась эффективность мер ответственности за их нарушение. Следует отметить, что в структуре механизма обеспечения и охраны права на интеллектуальную собственность первостепенное значение должно принадлежать именно развитию законодательства в рассматриваемой сфере.Совершенствование законодательства в области интеллектуальной собственности, безусловно, является чрезвычайно важным и своевременным шагом на пути формирования в России рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности. В тоже время, очевидно, что какими бы значимыми не были бы законодательные нормы, они должны быть обеспечены соответствующим финансовыми средствами и скоординированными действиями на всех уровнях государственной власти.Сегодня, в большинстве экономически развитых стран, таких как Япония, Великобритания, Китай и США, приняты государственные стратегий по интеллектуальной собственности. К примеру, принятие в Китае «Национальной стратегии развития патентной деятельности» позволило только за год увеличить число международных патентных заявок на 33,4 %. В ходе реализации Стратегии к 2015 году Китай намерен довести число ежегодно подаваемых заявок на патенты до 2 миллионов [3].В Российской Федерации длительное время указывалось на отсутствие такой стратегии, однако, её разработка была предложена законодателями в 2012 г. Завершение работы над разработкой новой стратегией по развитию интеллектуальной собственности планируется окончить в конце 2014 г. Её суть состоит в создании единой службы по интеллектуальной собственности и профессионального сообщества. Рабочее название такого единого органа –Федеральная служба по интеллектуальным правам.И. Близнец, ректорРоссийской государственной академии интеллектуальной собственности, указывает на основные задачи, которые должны стоять перед новой службой [4], это:

создание рынка интеллектуальной собственности, поддержка авторов, изобретателей, правообладателей. Новый орган должен решить и проблему получения налоговых льгот бизнесу, который готов внедрять разработки. Немаловажное значение должно придаваться борьбе с «пиратством», от чегострадает и государство, и граждане;

набор профессиональных кадров. И, конечно же, эти кадры должны получать достойнуюзаработную плату (тем более что сбор пошлин, который предполагает получить в этом году Роспатент, –более 5 млрд рублей). К примеру, ряд стран мира –США, Дания, Норвегия, Швеция –определяют заработную плату в патентных ведомствах в зависимости от доли поступающих к ним пошлин;

поддержка авторов, изобретателей, патентообладателей. В том числе, это особенно важно, создания возможности патентования за рубежом. Порой мы имеем уникальные разработки, но они «вертятся» внутри нашей страны, бизнес не готов их покупать. Ежегодно из более 30 000 российских изобретений за рубежом регистрируются только десятки. С решением этой проблемы мы будем экспортировать не нефть и газ, а интеллектуальную собственность. Это можно делать как путем передачи самих патентов, так и заключения лицензионных соглашений. Путем принятия таких решений были заложены основы экономики Японии, принявшей в свое время стратегию развитияинтеллектуальной собственности;продвижение наших патентов, привлечение бизнеса к участию в этой работе, в том числе путем принятия специальных преференций для тех, кто внедряетинтеллектуальную собственность;

борьба с пиратством, консолидация и координация всех заинтересованных министерств и ведомств; изменение структуры балансовой стоимости предприятий. В стоимости большинства зарубежных компаний нематериальные активы составляют от 40 до 80%. К примеру, более 50% стоимости компании Philips –нематериальные активы, то есть ее разработки[5].Кроме того, как нам представляется, необходимо обеспечить, в связи с вышеуказанными задачами, постоянное экспертное сопровождение деятельности новой службы, что, несомненно, повысит эффективность её деятельности.В продолжении исследования совершенствования законодательства России в сфере интеллектуальной собственности, нельзя не указать, что5 марта 2014 г.Совет Федерации одобрил поправки в I, II и IV части Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.Закон предусматривает дополнительные возможности распоряжения исключительным правом в тех случаях, когда оно принадлежит нескольким лицам совместно.В целях обеспечения баланса интересов общества и правообладателей проектом расширен круг лиц, имеющих право на вознаграждение за использование их произведений в аудиовизуальных произведениях при публичном исполнении или сообщении в эфир, по кабелю. В этот круг теперь включены не только композиторы, но и авторы слов музыкальных произведений. В документе предусматривается возможность правообладателя сделать заявление о предоставлении любым лицам права безвозмездно использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности на определенных условиях и в течение указанного им срока в определенных пределах.Также, закон вводит прямой запрет на возможность безвозмездного отчуждения исключительного права в отношениях между коммерческими организациями, если иное не будет установлено законом. Однако в случае заключения лицензионных договоров такой категоричный запрет не вводится. Запрет на безвозмездное предоставление права использовать результат интеллектуальной деятельности предусмотрен только для полной лицензии.Изменения коснутся регистрации интеллектуальных прав. Соответствующие нормы приводятся в соответствие с общей концепцией развития гражданского законодательства (регистрация права, а не договора). Существенные изменения затрагивают сферу патентных прав, а также прав на товарные знаки и другие средства индивидуализации. Данный Закон вступит в силу с 1 октября 2014г.По замыслу Правительства Российской Федерации и законодателей в связи с ожидаемым в самом ближайшем времени объединением Высшего арбитражного суда (ВАС) с Верховным судом (ВС), планируется вывести Суд поинтеллектуальным правамиз ВАС.Это возможное преобразование комментируетП. Крашенинников, который является главой комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной думы Российской Федерации. Дословно он отмечает следующее: «В связи с объединением двух судов неизбежно складывается следующая ситуация–Суд по интеллектуальным правам выйдет из системы Арбитражного суда, к которой он сегодня относится, и впредь начнет заниматься не только промышленными (интеллектуальными) правами или средствами индивидуализации, а всеми интеллектуальными правами»[6].В настоящее времязаконодательными органами Российской Федерации осуществляетсяинтенсивная подготовказаконопроекта, реформирующего судебную систему Российской Федерации. В том числе прорабатывается и весь комплекс вопросов по выведению Суда по интеллектуальным правам из системы ВАС и придания ему нового статуса и определения новых обязанностей. В частности, Суд по интеллектуальным правам станет работать как кассационная инстанция для рассмотрения спорных вопросов по заявлениям физических и юридических лиц.В заключении, хотелось бы отметить, что в механизме обеспечения охраны права на интеллектуальную собственность можно выделить множество элементов, это и глава государства, и органы государственной власти общей компетенции, и органы специальной правозащитной компетенции, общественные объединения и организации, однако, первостепенное значение должно принадлежать законодательству в этой сфере, на основе которогои выстраивается система исследуемых правоотношений. Намеченная положительная тенденция в Российской Федерации, позволяет нам говорить о прогрессивном развитии вопросов охраны прав интеллектуальной собственности. Достаточно важно понимать, чтосегодня идетэкономическая война запередел рынков исфер влияния врамках нового экономического уклада, где напервое место выходят технологии иправа, которые называются интеллектуальная собственность[7].Защита результатов творческой деятельности может и должна стать одним из приоритетных направлений развития социальноэкономической политики нашего государства.Современные цифровые технологии и глобальные информационные сети, совершившие настоящую революцию в сфере накопления и обмена информацией, потребовали изменения установившихся принципов защиты интеллектуальной собственности, которая создавалась в совершенно иной технологической среде. Глобальная интернетсреда и развитие информационнокоммуникационных технологий требуют новых концептуальных оценок для международного регулирования интеллектуальной деятельности в Интернете. Исходя из этого, Президент России в преддверии саммита G20 2013 года обратился к лидерам государствчленов группы с новой концепцией использования и охраны результатов интеллектуальной деятельности в Интернете, выдвинувряд предложений. Новые концептуальные подходы предложены в целях определения пределов законного использования результатов интеллектуальной деятельности и пользователей Интернета, расширения возможностей правообладателей по управлению и осуществлению прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет; оптимизации способа получения согласия правообладателя; контроля за соблюдением авторских и смежных прав в сети Интернет, информационных посредников, а также для разработки правового документа для осуществления и защиты правообладателей результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет.

Предлагаемые решения должны создать новые правовые, экономические и технологические механизмы, которые будут отвечать интересам всех Интернетпользователей, правообладателей, информационных посредников, других участников глобальной сети, а также обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности, их надлежащее осуществление правообладателями.Содержание предложенных новшеств,как верно отмечает А.А. Карцхия, заключается в трех основных моментах[8]:

Государство должно установить определенный уровень правовой охраны объектов авторского права и смежных прав в Интернете и предоставить право владельцу возможность выбрать модель защиты творческого результата в соответствии с интересами правообладателя.

2.Основным элементом нового подхода к защите авторских и смежных прав является то, что предлагается свободное использование объектов авторского права и смежных прав в Интернете, еслиправообладатель не предусмотрел иное. В то же время должен быть установлен минимальный уровень защиты прав, который не требует какихлибо заявлений от правообладателя.

3.В случае признания вины информационных посредников в Интернете (поставщиков услуг связи, Интернет, владельцев доменных имен, и т.д.) должны нести ответственность за нарушение авторских и смежных прав на общих основаниях, за исключением специально установленных случаев (напр., если они не знали или не должны были знать о незаконности содержания контента).

Реалии сегодняшнего дня требуют обновления концептуальных подходов к правовому режиму охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, и это в значительной степени должно найти свое отражение в национальном законодательстве и международноправовых актах в сфере интеллектуальной собственности.

Ссылки на источники1.Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 22.04.2014. –URL:http://council.gov.ru/presscenter/news/42131/2.Косоуров В.С. Интеллектуальная собственность как фундамент инновационного развития России // Вестник Совета Федерации. –2012.–№12(79).3.Там же.4.Близнец И. России нужна стратегия развития интеллектуальной собственности // 27.11.2013. Открытое правительство. –URL: http://xn-80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn-p1ai/blogs/post/5509229/5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230Ф3 // Собрание законодательства РФ. –2006. –№ 52. –Ст. 5496.6.Крашенинников П. Суд по интеллектуальным правам будет заниматься всей интеллектуальной собственностью. –URL:http://www.copyright.ru/ru/news/main/2013/10/17/sud_prava_intellekt/7.Коваль Д.В. Интеллектуальная собственность:конституционноправовой аспект// Конституционное и муниципальное право. –2013. –№8. 8.Карцхия А.А. Права интеллектуальной собственности и концепция общественного достояния// Государство и право. –2013. –№3.

Alena Guseva,PhD, AssociateProfessor, DepartmentofStateandlegaldisciplines"PenzaStateUniversity," Penzaartguseva@mail.ruValeria Danilova,PhD, Associate Professor, Department of State and legal disciplines "Penza State University," Penzav_danilova@list.ruState Strategy for intellectual property rights in the Russian FederationAbstract.In the present article discusses strategies for the protection of the state intellectual property rights in the Russian Federation. Noted the particular importance of this area at the present stage of development of economic relations in the Russian Federation.Key words:intellectual property law, protection of rights, the development strategy of the state.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»