К вопросу о механизмах защиты прав человека
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данилова
В.
А.,
Гусева
А.
Л. К вопросу о механизмах защиты прав человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S27. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14814.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются международно-правовые механизмы защиты прав и свобод человека, анализируется роль Европейского суда по правам человека в международном праве в сфере защиты прав человека.
Ключевые слова:
права и свободы человека, международно-правовая защита, договорные органы, международный контроль
Текст статьи
Данилова Валерия Александровна,кандидат юридических наук, доцент кафедры государственноправовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пензаv_danilova@list.ru
Гусева Алена Леонидовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры государственноправовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пензаartguseva@mail.ru
К вопросу о механизмах защиты прав человека
Аннотация.В статье рассматриваются международноправовые механизмы защиты прав и свобод человека, анализируется роль Европейского суда по правам человека в международном праве в сфере защиты прав человека.Ключевые слова:права и свободы человека, международноправовая защита, договорные органы, международный контроль.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
В условиях глобализирующегося мира актуализируется потребность в эффективных международных механизмах защиты прав и свободчеловека, в осуществлении международных обязательств государств в сфере прав и свобод человека.Так, А.Х. Абашидзе и А.А. Клишас отмечают, что необходимым условием прогрессивного и устойчивого развития человечества является признание и осуществление государствами экстерриториальных обязательств в отношении прав человека. Данное обязательство государств обуславливается тем непреложным императивом, что основные права и свободы человека подлежат защите независимо о того, где индивиды находятся –в пределах собственного государства или же на территории другого государства: государства должны защищать права и свободы человека глобально, особенно от грубых и систематических нарушений, в соответствии с принципом сотрудничества[1].Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 признала общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы[2].Впервые в российской Конституции предусмотрена возможность защиты прав и свобод человека и гражданина в международных судебных органах. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый вправе обратиться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпанывсе внутригосударственные средства защиты.В сфере международной защиты прав человека необходимо выделить деятельность Европейского суда по правам человека.Возможность обращения в Европейский Суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения 5 мая 1998 г. к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[3]Европейский суд по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции о защите прав и основных свобод рассматривает жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней.В соответствии с п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав и основных свобод Европейский суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.В соответствии с п. а Правила 47 Регламента Европейского суда[4] в жалобе должны быть указаны: заявитель, его дата рождения,гражданство, пол, род занятий и адрес; является по существу той же жалобой, которая уже была рассмотрена Судом или уже является предметом другого международного разбирательства; несовместима с положениями Конвенции, то есть не соответствует условиям приемлемости обращений; явная необоснованность заключается в том, что Европейский суд рассматривает только те обращения, в которых заявитель сообщает о нарушении прав и свобод, закрепленных в Конвенции и Протоколах к ней; представляет собой злоупотребление правом подачи петиции. На основании вышеперечисленных положений Европейский суд по правам человека может отклонить жалобу на любой стадии разбирательства.Обращаться в Европейский суд могут любые лица независимо от наличия у них процессуальной дееспособности по национальному праву, то есть Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей.Доступность обращения в Европейский суд по правам человека обеспечивается Правилом 34 Регламента, которое закрепляет, что до принятия решения о приемлемости жалобы всякое общение с заявителями или их представителями, а также состязательные бумаги заявителей должны быть, если не на одном из официальных языков Суда–английском или французском, то на одном из официальных языков государствучастников Конвенции. Данное положение имеет большое значение для возможности реализации несовершеннолетним права на обращение в Европейский суд по права человека за защитой своих прав и законных интересов.По данным Министерства юстиции РФ по состоянию на 1 января 2013 г.в Европейском суде из 128 тысяч жалоб, ожидающих решения, 28,6 тысяч жалоб из России —это на сегодняшний момент 22,3%". В 2011 году жалоб из России в ЕСПЧ было 40 тысяч. По вынесенным решениям прошлых лет Россия выплатила заявителям больше 221 миллиона рублей в качестве компенсации[5].Данные показатели свидетельствуют об увеличении влияния решений Европейского суда на российское право. Помимо этого, Н.С. Бондарь отмечает, что Конституционный Суд РФ обращается к решениям Европейского суда по правам человека в рамках конституционного истолкования норм текущего законодательства в целях подкрепления своей позиции в процессе уяснения, в частности нормативного содержания того или иного правового института, его ключевых (универсальных) параметров; нормативного содержания конституционных прав; порядка разрешения коллизий конституционных ценностей,воплощенных в конституционных правах, свободах и иных конституционных институтах; пределов допустимого ограничения конституционных прав[6].В связи с необходимостью правильного применения судами общей юрисдикции Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколов к ней, Пленум Верховного Суда принял Постановление «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 и Протоколов к ней»[7].В этом Постановлении Верховный суд указал, что правовые позиции Европейского суда по правам человека должны учитываться при применении законодательства Российской Федерации. В частности, как подчеркнул Верховный Суд, «содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским судом при применении Конвенции и Протоколов к ней» (п. 3). Более того, при пересмотре судебных актов в связи с нарушением Конвенции или Протоколов к ней суды должны учитывать позицию Европейского суда (п. 20).Придавая важное значение правильному применению принципа презумпции невиновности, закрепленному в Конституции и законодательстве страны, Пленум указал, что в «судебном акте не должны использоватьсяформулировки, из содержания которых следовало бы, чтото или иное лицо совершило преступление, тогда как в отношении указанного лица отсутствует вступивший в силу обвинительный приговор или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующемуоснованию» (п.15)[8].При обращении граждан в международную судебную инстанцию возникают проблемы, связанные с непосредственным представлением интересов граждан в Европейском суде по правам человека. Если заявитель не имеет финансовой возможности на представление своих интересов в Суде, он вправе обратиться в Палату Суда с просьбой об оказании материальной помощи.Представительство заявителей осуществляется лицом, допущенным к адвокатской практике в любом из государств–участников Конвенции постоянно проживающим на территории одного из них, или любым иным лицом, утвержденным Председателем Палаты, а представительство государств–участников Конвенции осуществляется уполномоченными лицами, которым могут помогать адвокаты исоветники[9].Правила представительства в Европейском суде предполагают наличие высокого уровня квалификации представителя. Однако квалифицированную юридическую помощь в России по обращению в Европейский суд по правам человека, могут оказать немногие. Поэтому в практике Европейского суда по правам человека выявляется тенденция привлечения европейских адвокатов, специализирующихся на представлении интересов в данной международной судебной инстанции, для защиты интересов граждан не способных обеспечить себя квалифицированной юридической помощью при разбирательстве дел.Также следует выделить еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка, который действует только на территории Содружества независимых государств.Так, Межпарламентской Ассамблеей государствучастников Содружества Независимых Государств были приняты Рекомендации «О защите детства в государствахучастниках Содружества Независимых Государств»[10]. Указанные Рекомендации отмечают, что недостаточность приоритетного государственного решениясовременных проблем детства в государствах СНГ, нарушение государственных обязательств по гарантированному обеспечению охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, созданию оптимальных условий для полноценной жизни, по реализации программ по защите детей, слабая государственная поддержка детских и молодежных объединений в значительной мере способствуют росту негативных тенденций в области детства. В этих условиях возникает опасность разрушения генофонда народов, проживающих в государствах Содружества, угроза национальной безопасности государств.В связи с чемгосударстваучастники Содружества Независимых Государств должны принять экстренные меры по корректировке государственной политики в интересах детей, по улучшению положения детей и реализации чрезвычайных мероприятий по осуществлению прав и жизненных интересов детей в соответствии с конституциями государств и нормами международного права в этой области, активизировать законотворческую деятельность по совершенствованию законодательства государств по вопросам, регулирующим соблюдение, защиту прав и законных интересов детей в области охраны их здоровья, в сфере образования, воспитания, развития детей, по социальной защите, подготовке детей к участию в жизни государства и общества. Совершенствование законодательной базы, должно быть ориентировано на системное обеспечение правовых норм защиты несовершеннолетних граждан.Рекомендации «О защите детства в государствахучастниках Содружества Независимых Государств» указывают, что при определении ежегодных бюджетов государстваучастники должны обеспечивать детям необходимые условия для полноценной жизнедеятельности, устанавливать гарантированное финансирование мероприятий в области государственной политики в интересах детей, охраны здоровья, воспитания и развития, для приобщения детей к духовным и нравственным ценностям национальной культуры, осуществления социальной защиты и поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержки детских и молодежных общественных объединений.Основными направлениями социальной политики государствучастников Содружества Независимых Государств должны быть государственные мероприятия по преодолению негативных тенденций и улучшению положения детей. Наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствамичленами СНГ осуществляет Комиссия по правам человека, Положение о которой утверждено Советом глав государств Содружества 24 сентября 1993 г.В сфере защиты прав человека, необходимо выделить деятельность Советапо правам человека, учрежденный на основании резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи от 15 марта 2006 г., который является ведущим органом, отвечающим за права человека. Он заменил Комиссию по правам человека, которая более 60 лет находилась в центре системы ООН по правам человека. В то время как Комиссия была вспомогательным органом Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), Совет по правам человека представляет собой вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи. Подобное повышение статуса свидетельствует о том, что права человека являются одним из трех основных столпов Организации Объединенных Наций наряду с вопросами развития, а также обеспечения мира и безопасности. Кроме того, создание Совета подтверждает стремление Генеральной Ассамблеи усилить правозащитный инструментарий ООН с целью обеспечить на практике соблюдение всех прав человека –гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, в том числе права на развитие. Одним из направлений деятельности Совета по правам человека является проведение мероприятий по отдельным вопросам с целью углубления диалога и взаимопонимания[11]. Так, А.Х. Абашидзе, отмечает, что принятием новых международноправовых актов в области прав человека подтверждается дееспособность ООН и дальнейшая гуманизациямеждународного сообщества государств. Конвенция о правах инвалидов призвана улучшать правовое положение более 500 миллионов людей, признанных инвалидами. Речь идет о более 10% населения каждой страны. Только 2%детейинвалидов в развивающихся странах получают официальное образование. Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах был одобрен ГА ООН 10 декабря 2008г. на специальном торжественном заседании, посвященным 60летию Всеобщей декларации прав человека. Он вступает в силу после его ратификации десятью государствами. Верховный Комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллей назвала это событие важным шагом, направленным на устранение «исторических пробелов». С принятием упомянутых выше международных актов безусловно будет улучшаться ситуация в сфере защиты прав человека. В частности, Факультативный протокол позволяет отдельным лицам обратиться в специально созданный для этого Комитета с жалобами на нарушения их прав, гарантированных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[12].Важным элементом деятельности Совета по правам человека является механизм универсального периодического обзора, который предусматривает оценку и вынесение рекомендаций в области обеспечения прав человека в государствах, которые являются членами ООН[13].Так, В.А. Карташкин отмечает, что Россия активно участвует в процедуре Универсального периодического обзора. В текущем году наша страна представила уже второй национальный доклад. В этом докладе отмечаются как достижения по выполнению международных обязательств, так и неблагоприятные факторы, затрудняющие осуществление прав человека. К этим факторам относятся произвол в принятии решений государственными и муниципальными служащими, недостаточная оперативность реагирования и эффективность судов, низкая культура общественнополитического диалога в обществе и другие. Серьезное отношение России к процедуре Универсального периодического обзора демонстрируется тем, что после первого доклада и принятых Советом по правам человека рекомендаций была создана специальная рабочая группа, которая проанализировала результаты УПО и наметила меры по реализации принятых выводов. К ним следует отнести реформу органов внутренних дел; предпринятые усилия по повышению уровня независимости судов и обеспечению их открытости; принятые меры по борьбе с коррупцией; ратификацию Конвенции о правах инвалидов и многие другие[14].На наш взгляд, следует согласиться с мнением М.Н. Марченко, который отмечает, что в процессе международного контроля за соблюдением государствами своих международноправовых обязательств не только анализируется процесс имплементации международноправовых норм государствами, но и вырабатываются определенные требования и рекомендации, его оптимизирующие[15].Подводя итог, можно сделать вывод, что международная защита прав ребенка–это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту прав детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств.Участие Российской Федерации в международном механизме защиты прав, свобод и законных интересов человека подтверждает, что сегодня степень защиты прав и свобод человека в любой стране определяется не только уровнем и эффективностью национальной судебной системы, но также интегрированностью государства в международную систему защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ссылки на источники1.Абашидзе А.Х., Клишас А.А. Защита прав и свобод человека в соответствии с международноправовыми стандартами в условиях новых реалий глобализирующегося мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки.–М.: РУДН, 2013.–№2.–С. 251–255.2.СЗ РФ.–2009. –№ 4. –Ст. 445.3.СЗ РФ. –2001. –№ 2. –Ст. 163.4.URL: http://www.echr.ru/documents/doc/12016643/12016643002.htm5.URL: http://minjust.ru/node/45626.Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ //Журнал российского права. –2006.–№ 6.–С. 27.7.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «Оприменении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 и Протоколов к ней» // Российская газета. –2013.–5 июля.8.Карташкин В.А. Международные обязательства Российской Федерации в области защиты прав человека // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки.–М.: РУДН. –2014. –№1.–С. 256–260.9.URL: http://www.iacis.ru/html/?id=22&pag=198&nid=310.СЗ РФ. –1999. –№ 13. –Ст. 1489.11.Как работать по Программе ООН в области прав человека: справочник для гражданского общества.–URL:http://www.intlawrudn.com/files/academics/library/ohchr_handbook_rus/–С. 80.12.Интервью с профессором А.Х. Абашидзе. –URL:http: //www.mgimo.ru/study/faculty/mp/kmp/news/n74134.phtml13.Абашидзе А.Х., Гольтяев А.О. Универсальный периодический обзор–новый механизм в области прав человека//Универсальный периодический обзор–новый механизм ООН в области прав человека: экспертный семинар. –М.: Права человека, 2012.–С. 11–24.14.Карташкин В. А.Указ. соч.15.Марченко М.Н. Юридическая природа и характер решений Европейского Суда по правам человека // Государство и право. –2006. –№ 2.–С. 16.
Valeria Danilova,PhD, Associate Professor, Department of State and legal disciplines "Penza State University," Penzav_danilova@list.ruAlena Guseva,PhD, Associate Professor, Department of State and legal disciplines "Penza State University," Penzaartguseva@mail.ruTo a question of mechanisms of protection of human rightsAbstract.In article international legal mechanisms of protection of the rights and freedoms of the person are considered, the role of the European Court of Human Rights in international law in the sphere of protectionof human rights is analyzed.Key words:rights and freedoms of the person, international legal protection, treaty bodies, international control.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Гусева Алена Леонидовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры государственноправовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пензаartguseva@mail.ru
К вопросу о механизмах защиты прав человека
Аннотация.В статье рассматриваются международноправовые механизмы защиты прав и свобод человека, анализируется роль Европейского суда по правам человека в международном праве в сфере защиты прав человека.Ключевые слова:права и свободы человека, международноправовая защита, договорные органы, международный контроль.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
В условиях глобализирующегося мира актуализируется потребность в эффективных международных механизмах защиты прав и свободчеловека, в осуществлении международных обязательств государств в сфере прав и свобод человека.Так, А.Х. Абашидзе и А.А. Клишас отмечают, что необходимым условием прогрессивного и устойчивого развития человечества является признание и осуществление государствами экстерриториальных обязательств в отношении прав человека. Данное обязательство государств обуславливается тем непреложным императивом, что основные права и свободы человека подлежат защите независимо о того, где индивиды находятся –в пределах собственного государства или же на территории другого государства: государства должны защищать права и свободы человека глобально, особенно от грубых и систематических нарушений, в соответствии с принципом сотрудничества[1].Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 признала общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы[2].Впервые в российской Конституции предусмотрена возможность защиты прав и свобод человека и гражданина в международных судебных органах. Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый вправе обратиться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпанывсе внутригосударственные средства защиты.В сфере международной защиты прав человека необходимо выделить деятельность Европейского суда по правам человека.Возможность обращения в Европейский Суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения 5 мая 1998 г. к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[3]Европейский суд по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции о защите прав и основных свобод рассматривает жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав, гарантированных Конвенцией или Протоколами к ней.В соответствии с п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав и основных свобод Европейский суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.В соответствии с п. а Правила 47 Регламента Европейского суда[4] в жалобе должны быть указаны: заявитель, его дата рождения,гражданство, пол, род занятий и адрес; является по существу той же жалобой, которая уже была рассмотрена Судом или уже является предметом другого международного разбирательства; несовместима с положениями Конвенции, то есть не соответствует условиям приемлемости обращений; явная необоснованность заключается в том, что Европейский суд рассматривает только те обращения, в которых заявитель сообщает о нарушении прав и свобод, закрепленных в Конвенции и Протоколах к ней; представляет собой злоупотребление правом подачи петиции. На основании вышеперечисленных положений Европейский суд по правам человека может отклонить жалобу на любой стадии разбирательства.Обращаться в Европейский суд могут любые лица независимо от наличия у них процессуальной дееспособности по национальному праву, то есть Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей.Доступность обращения в Европейский суд по правам человека обеспечивается Правилом 34 Регламента, которое закрепляет, что до принятия решения о приемлемости жалобы всякое общение с заявителями или их представителями, а также состязательные бумаги заявителей должны быть, если не на одном из официальных языков Суда–английском или французском, то на одном из официальных языков государствучастников Конвенции. Данное положение имеет большое значение для возможности реализации несовершеннолетним права на обращение в Европейский суд по права человека за защитой своих прав и законных интересов.По данным Министерства юстиции РФ по состоянию на 1 января 2013 г.в Европейском суде из 128 тысяч жалоб, ожидающих решения, 28,6 тысяч жалоб из России —это на сегодняшний момент 22,3%". В 2011 году жалоб из России в ЕСПЧ было 40 тысяч. По вынесенным решениям прошлых лет Россия выплатила заявителям больше 221 миллиона рублей в качестве компенсации[5].Данные показатели свидетельствуют об увеличении влияния решений Европейского суда на российское право. Помимо этого, Н.С. Бондарь отмечает, что Конституционный Суд РФ обращается к решениям Европейского суда по правам человека в рамках конституционного истолкования норм текущего законодательства в целях подкрепления своей позиции в процессе уяснения, в частности нормативного содержания того или иного правового института, его ключевых (универсальных) параметров; нормативного содержания конституционных прав; порядка разрешения коллизий конституционных ценностей,воплощенных в конституционных правах, свободах и иных конституционных институтах; пределов допустимого ограничения конституционных прав[6].В связи с необходимостью правильного применения судами общей юрисдикции Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколов к ней, Пленум Верховного Суда принял Постановление «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 и Протоколов к ней»[7].В этом Постановлении Верховный суд указал, что правовые позиции Европейского суда по правам человека должны учитываться при применении законодательства Российской Федерации. В частности, как подчеркнул Верховный Суд, «содержание прав и свобод, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, должно определяться с учетом содержания аналогичных прав и свобод, раскрываемого Европейским судом при применении Конвенции и Протоколов к ней» (п. 3). Более того, при пересмотре судебных актов в связи с нарушением Конвенции или Протоколов к ней суды должны учитывать позицию Европейского суда (п. 20).Придавая важное значение правильному применению принципа презумпции невиновности, закрепленному в Конституции и законодательстве страны, Пленум указал, что в «судебном акте не должны использоватьсяформулировки, из содержания которых следовало бы, чтото или иное лицо совершило преступление, тогда как в отношении указанного лица отсутствует вступивший в силу обвинительный приговор или постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующемуоснованию» (п.15)[8].При обращении граждан в международную судебную инстанцию возникают проблемы, связанные с непосредственным представлением интересов граждан в Европейском суде по правам человека. Если заявитель не имеет финансовой возможности на представление своих интересов в Суде, он вправе обратиться в Палату Суда с просьбой об оказании материальной помощи.Представительство заявителей осуществляется лицом, допущенным к адвокатской практике в любом из государств–участников Конвенции постоянно проживающим на территории одного из них, или любым иным лицом, утвержденным Председателем Палаты, а представительство государств–участников Конвенции осуществляется уполномоченными лицами, которым могут помогать адвокаты исоветники[9].Правила представительства в Европейском суде предполагают наличие высокого уровня квалификации представителя. Однако квалифицированную юридическую помощь в России по обращению в Европейский суд по правам человека, могут оказать немногие. Поэтому в практике Европейского суда по правам человека выявляется тенденция привлечения европейских адвокатов, специализирующихся на представлении интересов в данной международной судебной инстанции, для защиты интересов граждан не способных обеспечить себя квалифицированной юридической помощью при разбирательстве дел.Также следует выделить еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка, который действует только на территории Содружества независимых государств.Так, Межпарламентской Ассамблеей государствучастников Содружества Независимых Государств были приняты Рекомендации «О защите детства в государствахучастниках Содружества Независимых Государств»[10]. Указанные Рекомендации отмечают, что недостаточность приоритетного государственного решениясовременных проблем детства в государствах СНГ, нарушение государственных обязательств по гарантированному обеспечению охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, созданию оптимальных условий для полноценной жизни, по реализации программ по защите детей, слабая государственная поддержка детских и молодежных объединений в значительной мере способствуют росту негативных тенденций в области детства. В этих условиях возникает опасность разрушения генофонда народов, проживающих в государствах Содружества, угроза национальной безопасности государств.В связи с чемгосударстваучастники Содружества Независимых Государств должны принять экстренные меры по корректировке государственной политики в интересах детей, по улучшению положения детей и реализации чрезвычайных мероприятий по осуществлению прав и жизненных интересов детей в соответствии с конституциями государств и нормами международного права в этой области, активизировать законотворческую деятельность по совершенствованию законодательства государств по вопросам, регулирующим соблюдение, защиту прав и законных интересов детей в области охраны их здоровья, в сфере образования, воспитания, развития детей, по социальной защите, подготовке детей к участию в жизни государства и общества. Совершенствование законодательной базы, должно быть ориентировано на системное обеспечение правовых норм защиты несовершеннолетних граждан.Рекомендации «О защите детства в государствахучастниках Содружества Независимых Государств» указывают, что при определении ежегодных бюджетов государстваучастники должны обеспечивать детям необходимые условия для полноценной жизнедеятельности, устанавливать гарантированное финансирование мероприятий в области государственной политики в интересах детей, охраны здоровья, воспитания и развития, для приобщения детей к духовным и нравственным ценностям национальной культуры, осуществления социальной защиты и поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поддержки детских и молодежных общественных объединений.Основными направлениями социальной политики государствучастников Содружества Независимых Государств должны быть государственные мероприятия по преодолению негативных тенденций и улучшению положения детей. Наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствамичленами СНГ осуществляет Комиссия по правам человека, Положение о которой утверждено Советом глав государств Содружества 24 сентября 1993 г.В сфере защиты прав человека, необходимо выделить деятельность Советапо правам человека, учрежденный на основании резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи от 15 марта 2006 г., который является ведущим органом, отвечающим за права человека. Он заменил Комиссию по правам человека, которая более 60 лет находилась в центре системы ООН по правам человека. В то время как Комиссия была вспомогательным органом Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), Совет по правам человека представляет собой вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи. Подобное повышение статуса свидетельствует о том, что права человека являются одним из трех основных столпов Организации Объединенных Наций наряду с вопросами развития, а также обеспечения мира и безопасности. Кроме того, создание Совета подтверждает стремление Генеральной Ассамблеи усилить правозащитный инструментарий ООН с целью обеспечить на практике соблюдение всех прав человека –гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, в том числе права на развитие. Одним из направлений деятельности Совета по правам человека является проведение мероприятий по отдельным вопросам с целью углубления диалога и взаимопонимания[11]. Так, А.Х. Абашидзе, отмечает, что принятием новых международноправовых актов в области прав человека подтверждается дееспособность ООН и дальнейшая гуманизациямеждународного сообщества государств. Конвенция о правах инвалидов призвана улучшать правовое положение более 500 миллионов людей, признанных инвалидами. Речь идет о более 10% населения каждой страны. Только 2%детейинвалидов в развивающихся странах получают официальное образование. Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах был одобрен ГА ООН 10 декабря 2008г. на специальном торжественном заседании, посвященным 60летию Всеобщей декларации прав человека. Он вступает в силу после его ратификации десятью государствами. Верховный Комиссар ООН по правам человека Наванетхем Пиллей назвала это событие важным шагом, направленным на устранение «исторических пробелов». С принятием упомянутых выше международных актов безусловно будет улучшаться ситуация в сфере защиты прав человека. В частности, Факультативный протокол позволяет отдельным лицам обратиться в специально созданный для этого Комитета с жалобами на нарушения их прав, гарантированных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[12].Важным элементом деятельности Совета по правам человека является механизм универсального периодического обзора, который предусматривает оценку и вынесение рекомендаций в области обеспечения прав человека в государствах, которые являются членами ООН[13].Так, В.А. Карташкин отмечает, что Россия активно участвует в процедуре Универсального периодического обзора. В текущем году наша страна представила уже второй национальный доклад. В этом докладе отмечаются как достижения по выполнению международных обязательств, так и неблагоприятные факторы, затрудняющие осуществление прав человека. К этим факторам относятся произвол в принятии решений государственными и муниципальными служащими, недостаточная оперативность реагирования и эффективность судов, низкая культура общественнополитического диалога в обществе и другие. Серьезное отношение России к процедуре Универсального периодического обзора демонстрируется тем, что после первого доклада и принятых Советом по правам человека рекомендаций была создана специальная рабочая группа, которая проанализировала результаты УПО и наметила меры по реализации принятых выводов. К ним следует отнести реформу органов внутренних дел; предпринятые усилия по повышению уровня независимости судов и обеспечению их открытости; принятые меры по борьбе с коррупцией; ратификацию Конвенции о правах инвалидов и многие другие[14].На наш взгляд, следует согласиться с мнением М.Н. Марченко, который отмечает, что в процессе международного контроля за соблюдением государствами своих международноправовых обязательств не только анализируется процесс имплементации международноправовых норм государствами, но и вырабатываются определенные требования и рекомендации, его оптимизирующие[15].Подводя итог, можно сделать вывод, что международная защита прав ребенка–это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту прав детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств.Участие Российской Федерации в международном механизме защиты прав, свобод и законных интересов человека подтверждает, что сегодня степень защиты прав и свобод человека в любой стране определяется не только уровнем и эффективностью национальной судебной системы, но также интегрированностью государства в международную систему защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ссылки на источники1.Абашидзе А.Х., Клишас А.А. Защита прав и свобод человека в соответствии с международноправовыми стандартами в условиях новых реалий глобализирующегося мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки.–М.: РУДН, 2013.–№2.–С. 251–255.2.СЗ РФ.–2009. –№ 4. –Ст. 445.3.СЗ РФ. –2001. –№ 2. –Ст. 163.4.URL: http://www.echr.ru/documents/doc/12016643/12016643002.htm5.URL: http://minjust.ru/node/45626.Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского Суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного Суда РФ //Журнал российского права. –2006.–№ 6.–С. 27.7.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 21 «Оприменении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 и Протоколов к ней» // Российская газета. –2013.–5 июля.8.Карташкин В.А. Международные обязательства Российской Федерации в области защиты прав человека // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки.–М.: РУДН. –2014. –№1.–С. 256–260.9.URL: http://www.iacis.ru/html/?id=22&pag=198&nid=310.СЗ РФ. –1999. –№ 13. –Ст. 1489.11.Как работать по Программе ООН в области прав человека: справочник для гражданского общества.–URL:http://www.intlawrudn.com/files/academics/library/ohchr_handbook_rus/–С. 80.12.Интервью с профессором А.Х. Абашидзе. –URL:http: //www.mgimo.ru/study/faculty/mp/kmp/news/n74134.phtml13.Абашидзе А.Х., Гольтяев А.О. Универсальный периодический обзор–новый механизм в области прав человека//Универсальный периодический обзор–новый механизм ООН в области прав человека: экспертный семинар. –М.: Права человека, 2012.–С. 11–24.14.Карташкин В. А.Указ. соч.15.Марченко М.Н. Юридическая природа и характер решений Европейского Суда по правам человека // Государство и право. –2006. –№ 2.–С. 16.
Valeria Danilova,PhD, Associate Professor, Department of State and legal disciplines "Penza State University," Penzav_danilova@list.ruAlena Guseva,PhD, Associate Professor, Department of State and legal disciplines "Penza State University," Penzaartguseva@mail.ruTo a question of mechanisms of protection of human rightsAbstract.In article international legal mechanisms of protection of the rights and freedoms of the person are considered, the role of the European Court of Human Rights in international law in the sphere of protectionof human rights is analyzed.Key words:rights and freedoms of the person, international legal protection, treaty bodies, international control.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»