Особенности взаимодействия бизнеса и власти в регулировании социально-экономических проблем территории

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Плотникова Н. А. Особенности взаимодействия бизнеса и власти в регулировании социально-экономических проблем территории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S28. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14834.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию состояния процесса формирования системы взаимодействия власти и бизнеса в современных условиях. Особое внимание уделяется вопросам влияния бизнеса на власть.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Плотникова Наталья Александровна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры экономики и менеджментафилиала ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецкluxq@yandex.ru

Особенности взаимодействия бизнеса и власти в регулированиисоциальноэкономических проблем территории

Аннотация.Статья посвящена исследованию состояния процесса формирования системы взаимодействия власти и бизнеса в современных условиях. Особое внимание уделяется вопросам влияниябизнеса на власть.Ключевые слова: муниципальное управление, методы муниципального управления, взаимодействие бизнеса и власти.Раздел:(04) экономика.

Муниципальное управление

это воздействие местных органов властинажизнь населения местного сообщества с цельюее упорядочения, сохранения и преобразования. Целью муниципального управления является эффективное использование территориального потенциала. В рамках муниципального управления происходяткоренные изменения,связанныес переходом к новому качествупланового регулирования. Все это связанос переходом к планированию, основанному напартнерских отношениях властных структур с субъектами предпринимательства на конкретной территории сучетоминтересов населения[1].В муниципальном управлении можно выделить следующие методы управленческих воздействий:относящиеся ко всему муниципальному образованию как единой системе;относящиеся к структурным элементаммуниципальногообразования, то есть как подсистеме;относящиеся котдельному работнику или отдельным группам.По содержанию можно выделить два видаметодов муниципального управления: экономические иадминистративные.К экономическим методам муниципального управления можно отнести прямые или косвенные экономические методы.Прямые: бюджетное финансирование, установление цен и тарифов на товары и услуги и т. д.Косвенные: местные налоги, плата за аренду, платежи за пользование природными ресурсами и т. д.Методы административного воздействия реализуются в различных формах. Например, прямое административное указание (решение представительного органа власти, приказ, распоряжение главы, регламент и т. д.). Косвенный метод административного воздействия –это способы регулирования деятельности работников через введение определенных правил, которые конкретизируют деятельность работников, то есть нормативное регулирование. На современном этапе развития системы местного самоуправления в основном используются методы косвенного воздействия [2].Таким образом, муниципальные образования являетсяключевым звеномнародного хозяйства, которое организуется для самостоятельного ведения муниципального хозяйства.Муниципальное управление реализуется через осуществлениеместной экономической политики. Главным в деятельности органов местного самоуправления является выбор методов управления. С помощью которых реализуется местная экономическая политика. В последнее время наблюдается такая тенденция: экономическая политика на местах пассивна, сопровождаетсянизкой деловой активностью и падением уровня жизни населения.Следует отметить, использование экономических методов управления оказывает воздействиена условияфункционирования подсистем структуры муниципального образования, которые определяют содержание поведения каждого элемента системы. Экономические методы муниципального управления как совокупность форм воздействия на условия функционирования объектов муниципального управления с целью достижения максимального социальноэкономического эффекта. Использование экономическихметодов муниципального управления, их совершенствование будет способствоватьэффективному использованию ресурсов местного сообщества, повышению качества жизни населения. Итогом всей этой целенаправленной деятельностиявляется обеспечение устойчивого социальноэкономического развития муниципального образования, что требует выстраивания эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и власти[3; 4]. Взаимодействиебизнеса и власти–это система партнерства органов местного самоуправления, государственной власти и предпринимателями в регулировании социальноэкономических проблем конкретной территории.Содержание взаимодействия власти и бизнеса весьма многообразно. Особой актуальностью отличаются такие направления взаимоотношений, как роль государства в управлении экономикой, налоговая нагрузка на бизнес, социальная ответственность бизнеса.Доверие властик бизнесу может проявиться и в передаче ему некоторых саморегулирующих управленческих функций. Все это при условии, еслибизнес поддерживает государственные приоритеты, выгоду ищет не только для себя, но и для общества, готов делить с властью ответственность за реформы.Основной интерес бизнеса заключается в максимизации прибыли, обеспечиваемой не только законными способами. С одной стороны, для крупного капитала характерна тенденция давления на власть. С другой–у власти всегда не хватает денег и требования к бизнесу могут повышаться с целью выкачивания из него как можно больше средств. Поэтому в повседневной практике интересы власти и бизнеса реализуются путем разрешения постоянно возникающих противоречий.Сущность противоречий заключается в том, что власть поддерживает бизнес при соблюдении определенных условий. Власть устанавливает правила поведения для бизнеса, контролирует их выполнение под углом зрения соблюдения ответственности бизнеса перед обществом, государством, наемными работниками. Для власти важен не промежуточный, а конечный, общественно значимый эффект. Если он не обеспечивается, то под контроль берутся товарные и финансовые потоки.Бизнес активно стремиться влиять на власть, чтобы обеспечить достижение своих целей. При ослаблении власти бизнес набирает силу и старается навязать свои принципы; при усилении власти бизнес ведет себя незаметно. В интересах самосохранения одна или другая сторона идет на уступки, и тем самым восстанавливается баланс сил.Устанавливая взаимоотношения с бизнесом, власть ориентируется на собственников предприятий, компаний. Собственники сами имеют дело с властью, или уполномочивают на это предпринимателей, менеджеров. Со стороны власти в отношения с бизнесом также вступают посредники в лице государственных служащих, чиновников государственного аппарата. Взаимоотношения власти и бизнеса подразделяются на формализованные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и непрозрачные (скрытые), общественно значимые и частные [5].Формализованные взаимоотношения проявляются в участии бизнеса в генеральном соглашении, заключаемом Правительством РФ, объединениями работодателей, профсоюзами, в диалоге с властью специальных организаций, создаваемых бизнессообществами, и в некоторых других структурах.Неформальные взаимоотношения не получают организационного, документально оформленного обеспечения; преимущества в них на стороне бизнеса.

Взаимоотношения между властью и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнесиерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсов. В ближний круг бизнесменов входят члены Совета по предпринимательству при Правительстве РФ, члены бюро РСПП и некоторые другие предприниматели. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письмаобращения к Президенту, Правительству, парламенту, министрам, публикуемые в открытых СМИ. В них обычно ставится какаято конкретная проблема и содержится просьба помочь в ее решении [6].Результатом взаимоотношений обычно является соответствующий документ, нормативный акт, открывающий или закрывающий дорогу к какимто действиям сторон в целях удовлетворения (неудовлетворения) интересов другой стороны. Общество в лице власти не отдает частному бизнесу все экономические прерогативы, она действует на общемправовом поле, накладывающем определенные и необходимые ограничения. Выстраиваются линии зависимости бизнеса от власти, затрагивающие глубинные интересы бизнеса. Бизнес, естественно, рассчитывает на благоприятное отношение к себе власти по тем позициям, где он нуждается в ее поддержке и защите.

В ходе смены общественного строя в России создавалась нормативная база по отдельным направлениям взаимоотношении власти и бизнеса: приватизация, конкуренция, антимонопольная политика, банкротство и т. д.Они, однако, охватывают сугубо экономическую сторону отношений и не затрагивают глубоко вопроса о роли и месте бизнеса в обществе. Бизнессообщество выступает за принятие специального закона о взаимоотношениях власти и бизнеса.В процессе взаимодействия бизнеса ивласти каждая из сторон процесса оказывает влияние друг на друга. Влияние власти на бизнес предопределяется конституционным устройством общества, полномочиями и функциями государства в экономике и социальной сфере, эффективностью деятельности органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Функции власти и бизнеса в экономике реализуются по принципу сообщающихся сосудов: чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше экономических функций может брать на себя государство и, наоборот, влияние власти сильнее там, где бизнес еще не набрал нужного веса, устойчивости. Однако влияние власти не должно опускаться ниже определенного порога, за которым следует нарастание угроз национальной безопасности. Например, для поддержания социального мира власть должна сжимать соотношение в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения. Этот критерий распространяется на все формы и направления регулирования, включая принуждение исполнения бизнесом социальных обязательств, в каких быформах оно не осуществлялось. Так, если государство ограничивается минимальными бюджетными инвестициями, то для обеспечения темпов экономического роста и социального развития необходимые средства должен предложить частный бизнес [7]. Самым позитивным показателем влияния власти на бизнес является создание условий для свободного его развития. Он включает широкий набор мер власти, начиная от первоначального накопления капитала и кончая защитой интересов бизнеса как на внутреннем, так и внешнем рынках. Российская власть создала благоприятные предпосылки для развития, особенно первоначального накопления капитала. Власть должна обладать только той собственностью, которая необходима для обеспечения её полномочий ине должна заниматься частным предпринимательством. Административная реформа предполагает пересмотр функций и дальнейшее ограничение полномочий госорганов власти, уход из сферы управления экономикой. Передается в распоряжение бизнеса и национальное достояние, в том числе недра (через лицензии на их использование в течение 30 и более лет).Однако забота власти о бизнесе пока не приносит стране позитивных сдвигов. Бизнес не стремиться открывать больше рабочих мест, уводя доходы за рубеж.Слабый интерес бизнеса к общегосударственным проблемам имеет объяснение. Российская власть до сих пор не осознала и не сформулировала национальные интересы.Отдав бизнесу экономическую власть, государство оставляет за собой власть политическую.

Властьожидает от бизнеса, чтобы:капитал вкладывался вэкономику в размерах, обеспечивающих стране место среди экономически развитых держав;компании достойно оплачивали труд наемных работников, увеличивали число рабочих мест и брали на себя социальную ответственность;предприниматели платили все налоги и сборы в установленных размерах и своевременно;рынок формировал цены по правилам честной конкуренции;сделки отличались прозрачностью, этичностью.В зависимости от складывающейся конкретной социальноэкономической ситуации требования власти к бизнесу могут ужесточаться или понижаться, т. е.он получает меньше или больше экономической свободы. Во многом это зависит от поведения бизнеса, его направленности в сторону общегосударственной политики, а также уровня бюрократизации общественных и деловых отношений [8].Бизнесу выгодно иметь цивилизованные отношения с властью и добросовестно выполнять обязательства перед обществом. Если бизнес добровольно сам выполняет свою естественную функцию служения обществу, то власть не вмешивается в его дела. Таким образом, бизнес, ориентируясь на частные, корпоративные интересы, мыслит глобально, оставаясь даже в национальных границах. При этом он стремится использовать влияние на власть независимо от того, чьи потребности удовлетворяети не страшась обвинений в не патриотизме. Все правовые действия власти и неправомерные действия чиновников по ограничению экономической свободы вызывают ответную реакцию бизнеса. Он стремится защищать себя, опираясь на правосудие и корпоративную солидарность.Целью бизнеса является получение прибыли, на которую влияет много факторов, в том числе расположение власти, что и заставляет бизнес искать пути и средства влияния на власть.Современный бизнес располагает необходимыми предпосылками для открытых отношений и равноправного разговора свластью, что дает возможность довести до нее свои предложения, проспекты, программы, а при необходимости и требования. Благополучие экономики теперь полностью определяется функционированием бизнеса [9]. Не только экономическая, но и политическая ситуация, в том числе в муниципальных образованиях, все больше определяется столкновением частных интересов, борьбой за ресурсы, доходы. Сейчас 2/3 доходов страна получает от использования природных ресурсов, они отданы в распоряжение бизнеса, который взял на вооружение экспортносырьевую модель развития[10].Составившие крупное состояние бизнесмены теперь смотрят на экономику с более широких позиций, размышляя, что могут приобрести или потерять, если, например, власть возьмет ориентир на преимущественное развитие обрабатывающей промышленности.В руках бизнеса экономическая власть, конкурентоспособность страны, производительность труда. Он участвует в разработке государственной экономической политики и оперативном управлении. Во многом от него зависит, преодолеет ли Россия негативные тенденции или останется сырьевой провинцией. Все это предопределяет возможность влияния бизнеса на власть по многим направлениям. Бизнесэлита убеждена, что в рыночных условиях основой формирования каких бы то ни было правил должны быть консультации власти с представителями экономической элиты.Влияние бизнеса на власть может быть мягкое и радикальное, прямое и косвенное, открытое и теневое. Мягкое влияние укладывается в рамки парламентаризма и посильно для демократической исполнительной власти. Радикальное влияние приводит, как правило, к смене курса власти и перестановкам в управленческой иерархии [11].Радикальное влияние может привести к установлению диктатуры или тоталитаризма (опыт Германии, Италии) или использованиевоенной силы для достижения экономических целей (опыт США). Прямое влияние осуществляется через адресуемые обществу, власти декларации, обращения, заявления бизнессообществ по кардинальным вопросам развития экономики с помощью подписания совместных с органами власти документов, организуемых с помощью СМИ PRкампаний в защиту собственных интересов [12].Бизнес при необходимости осуществляет давление на власть, понуждая ее к конкретным действиям. Для этого используются в основном косвенные, в том числе теневые, методы влияния. Косвенное влияние осуществляется через посредников (лоббирование–это наиболее распространенный способ влияния бизнеса на власть, приспособления государственной политики к корпоративным или личным интересам). Лоббирование обусловливается не полномочиями, а положением, статусом юридического или физического лица (лоббиста), порождающим возможность давления. Движущим мотивом лоббирования является соблазн добиваться роста бизнеса, перераспределения в свою пользу государственных ресурсов, получения льготных кредитов, лицензий, квот и других преференций благодаря лишь тесным связям с уполномоченными органами власти или государственными служащими. Диапазон объектов, целей лоббирования весьма широк–от принятия нужных нормативных правовых актов, проникновения на рынок государственных закупок со своими товарами до прямых финансовых выгод в сфере обращения),делегирование своих представителей во властные структуры (в сенаторы, депутаты, губернаторы, министры и т. д.), неформальные личные связи с госчиновниками. Лоббирование требует от бизнеса дополнительных затрат, пожертвований. Финансовые возможности позволяют это делать, тем более что доходы окупаются в полной мере.Следует отметить, бизнесу нужна полностью адекватная его интересам экономическая система, при которой каждая сторона делает свое дело: власть создает условия для бизнеса, а бизнес организует производственные процессы и платит налоги. Поэтому бизнес стремится максимально сузить границы участия государства в экономике. Главное для бизнеса–это налоги. Борьба за снижение налоговой нагрузки–основное направление влияния бизнеса на власть.Бизнес добился поворота общественного мнения в сторону признания чрезмерности налоговой нагрузки, а также открытых заявлений органов власти о необходимости снижения налогов.Знаковой победой бизнеса стало почти полное снятие с него социальной ответственности без создания правовых основ для контроля со стороны трудовых коллективов за распределением доходов, оттоком прибыли и капитала втеневой сектор и за рубеж [13].Влияние бизнеса на власть проявляется и в том, что бизнесэлита участвует на всех этапах формирования властных структур, тем самым предопределяя формы последующего сотрудничества с властью. Она обеспечивает сохранение нужных ей порядков, независимо от того, какие лица у власти. При необходимости для усиления влияния на власть бизнес может инициировать административные реформы. Таким образом, в процессе взаимодействия бизнеса и власти каждая из сторон стремится оказать влияние друг на друга. Власти выгодно иметь дело со свободным бизнесом в качестве опоры и субъекта правового порядка, при котором отношения регулируются только законом. Власть способна нейтрализовать любое влияние, и бизнес понимает, что последнее слово всегда за властью.

Ссылки на источники1.Хайрулов Д.С., Давыдова Л.А. Формы и методы муниципального управления социальноэкономическим развитием территории муниципального образования//Вестник Казанского технологического университета. –Казань,2012. –С.207–214.2.Хайрулов Д.С. Муниципальное управление безопасностью жизнедеятельности территории муниципального образования//Актуальные проблемы муниципальной экономики управления местным развитием.–Казань: «Познание».ИЭУП, 2009. –С. 150–163.3.Там же.4.КоролюкЕ.В. Специфические характеристики формирования институциональнохозяйственных систем в современной России // Вопросы экономики и права. –2012. –№51. –С. 54–60.5.Сигарева Л.В. Органы государственной власти и предпринимательское сообщество: оптимальныемеханизмы взаимоотношений// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Истории. Политология. Экономика. Информатика.–2009.–№ 11. –Т.9. –URL: http://cyberleninka.ru/(дата обращения15.10.2014г.).6.Там же.7.Там же.8.Там же.9.Мезенцева Е.В., Астанкова Е.Н. Оценкасоциальноэкономического развития малого бизнеса (по материалам исследования Краснодарского края): монография. –Ставрополь:АГРУС, 2010. –186 с.10.Хайрулов Д.С.Указ. соч.11.Сигарева Л.В.Указ. соч.12.Там же.13.Там же.

NataliaPlotnikova,Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Economics and management, Branch FGBOU VPO “Kuban State University”, Tikhoretskluxq@yandex.ru

Peculiarities of interaction of business and government in the regulation of socioeconomic problems of the territoryAbstract.The article is devoted to the study of the process of formation of the system of interaction between government and business in modern conditions. Special attention is paid to the influence of business on government.

Key words: municipal administration, methods of administration, the interaction of business and government.

Рекомендованокпубликации:

Королюк Е. В., доктором экономических наук, заведующей кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в Тихорецке, г. Тихорецк