Реформирование пенсионной системы и ее значение для улучшения благосостояния будущих пенсионеров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова Л. Н. Реформирование пенсионной системы и ее значение для улучшения благосостояния будущих пенсионеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S28. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14835.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы первоочередной социально-экономической проблемы в современной России – пенсионной реформы, основной задачей которой на сегодняшний день является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Лариса Николаевна,кандидат социологических наук, доцент филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецкdushitskaya@mail.ru

Реформирование пенсионной системы и ее значение для улучшения благосостояния будущих пенсионеров

Аннотация. Встатье рассматриваются проблемы первоочередной социальноэкономической проблемы в современной России–пенсионной реформы, основной задачей которой на сегодняшний день является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная система, пенсия, накопительная часть.Раздел:(04) экономика.

Пенсионное обеспечение является важнейшим аспектом социальноэкономических отношений, прежде всего сферы труда и доходов, уровня и качества жизни, а также государственных финансов, бюджета и налогов. Такой комплексный статус системы, безусловно, осложняет сопряжение объема пенсионных прав населения с достаточностью Пенсионного фонда Российской Федерации уже сегодня итем более в будущем. Очевидно, что пенсионная система Российской Федерации уязвима и требует дополнительных мер по обеспечению ее финансовой устойчивости. Для наиболее приемлемого способа снижения пенсионной нагрузки на экономику все чаще рассматриваетсяповышение пенсионного возраста. В связи с этим возникает резонный вопрос о справедливости переложения части пенсионного бремени на самих пенсионеров, обоснованности повышения пенсионного возраста граждан.В 2013 г.был принят целый ряд новых для пенсионной системы законов, которые и установили ее правовое поле. Это законопроекты «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О внесении изменений в статью 11 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 федерального закона «Осредствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». Пенсионная отрасль остается одной из самых динамично развивающихся, одни реформы сменяют другие и, можно сказать, что перемены в пенсионной системе давно стали привычными для всех ее участников, только не для простых граждан.Следствием кризиса пенсионных систем являются сами пенсионные реформы, хотя причины кризиса имеют каждый свою направленность. В настоящее время кризисные явления носят экономикополитический характер и имеют демографические наслоения. Одна из таких проблем–старениенаселения, котораяимеет экономические и социальные последствия, проявляющиеся повсеместно. Происходит увеличение доли пенсионеров по возрасту. На пенсионные фонды ложится непомерное бремя расходов на выплату пенсий, так как сокращается удельный вес работоспособного населения, делающего взнос в эти фонды. С одним из подобных кризисов пришлось столкнуться не только России. В мире также наблюдается общая тенденция, связанная с обострением демографических проблем. Многие страны имеют свои системы пенсионного обеспечения, которые различаются по ряду параметров: возраст, в котором человек получает право на пенсию, средний размер пенсии и особенности формирования начислений.В мире существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии –распределительный и накопительный. Распределительный исторически устоялся раньше и заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, которые отчисляют работающие граждане. Такая схема также именуется «принципом солидарности поколений». Конечно, она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающего населения кардинально не меняется. Если же это соотношение склонно к существенным скачкам, то распределительная система может быть не эффективной. Также, важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь (работодатель) обязан производить уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые, в свою очередь, направляются на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Таким образом, накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из чего и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.Такая система подходит людям с хорошим и самое главное стабильным доходом. А как быть тем, у кого нет постоянного заработка?Но в Российской Федерации достаточно долго использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Следует отметить, чтораспределительная система пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на принципе солидарности поколений, была введена канцлером Германской империи Отто фон Бисмарком в 1889 г.Система нашла применение в Советском Союзе и долгое время была вполне дееспособной, вплоть до 2002 г. Существовавшая до 2002 г.распределительная система начисления пенсий преобразилась в распределительнонакопительную. C вступлением в силу с 2002 г.федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в нашей стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.Просматривая изъяны распределительной системы, которыеярко выражены на фоне современной демографической ситуации в России и во всем мире в целом, и исходя из расчетов предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 г., можно отметить, что численность населения в начале 2016 г.будет в пределах от 130,3 до 147,2 млнчел., вероятная средняя оценка численности населения–138,1млнчел. (по данным Росстата).Также из табл. 1видно, что численность населения РФ из группы старше трудоспособного возраста в последние годы стабильно растет и этот рост достигнет к 2015 г.696 человек нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, что не может не являться негативным фактором.Таблица 1

Численность пенсионеров на 1 января 2011–2014 гг.

Наименование2011 год2012 год2013 год2014 годПенсионеры, всего, тыс. чел.39706401624057341019из них получающие пенсии:



по старости32462329813345133950по инвалидности2703258824902410случаю потери кормильца 1456140113621344пострадавшие отрадиационных и техногенных катастроф и члены их семей273284298302федеральные государственные

служащие49566266летчикииспытатели1111социальные2762285129092946

Демографическая ситуация в стране сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающего населения, поэтому принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Так, пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части (табл.2).Таблица 2Отличительные признаки основных моделей пенсионных систем

ПризнакиРаспределительная модельНакопительная модельОсновные принципыСолидарность поколений. Система носит наименование Pay as You Go, дословно «выплата по ходу»Долговременное систематическое накопление средств (пенсионных взносов). При этом свободные денежные средства инвестируютсяс целью получения дополнительных доходов, необходимых для выполнения обязательств по пенсионным выплатамОсновные особенностиПенсии формируются за счет работающих гражданРазмер пенсионных выплат зависит от стажа работы, величины заработной платы и страховых взносов будущего пенсионера

Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование, решает сам застрахованный человек, однако известно, что большая часть работающих граждан РФ в настоящее время не проявляет особого интереса к своим пенсионным накоплениям, поэтому и в их инвестировании не принимает никакого участия. По умолчанию накопительная часть пенсии находится под управлением государственной управляющей компании –«Внешэкономбанка». Однако вложить часть своих накоплений в одну из негосударственных управляющих компаний или в некоммерческий пенсионный фонд каждый человек может в любое время.Необходимо отметить, что с января 2015 г.в России должен вступить в силу совершенно новый порядок расчета и формирования пенсии. Страховая пенсия по старости будет назначаться при соблюдении определенных условий: по достижению возраста для женщин и мужчин 55 и 60 лет соответственно (т. е. возраст останется неизменным); определенный стаж (минимальный стаж уплаты страховых взносов, который к концу 2015 г.составит 6 лет);при наличии индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (в 2015 г.минимальная величина ИПК составит 6,6 баллов, но к 2025 г.возрастетдо 30 баллов. В 2014 г.один балл равен 64 руб. 10 коп. Действующая пенсионная формула (до1 января 2015 г.) рассчитывается следующим образом:СП=СЧ : ПД + НЧ : ПД + ФБРСЧ, гдеСП –пенсия по старости(рублей);СЧ–страховая часть(рублей);ПД–период дожития(228 месяцев);НЧ–накопительная часть(рублей);ФБРСЧ–фиксированный базовый размер страховой части(3610 руб.).Новая же пенсионная формула будет выглядеть несколько подругому:СП = ИПК1+ ИПК2xКПИПК х СПК + ФВСП xКПВ), гдеСП–страховая пенсия по старости;ИПК1–индивидуальный пенсионный коэффициент учитывается до 1 января 2015(баллов);ИПК2–индивидуальный пенсионный коэффициент учитывается после 1 января 2015 (баллов);КПИПК–повышающий коэффициент для ИПК (разы);СПК–стоимость балла на день назначения пенсии (рублей);ФВСП–это фиксированная выплата к страховой пенсии;КПФВ–повышающий коэффициент для фиксированной выплаты (разы).Также по этой формуле будут засчитываться в стаж периоды:служба в армии; отпуск по уходу за ребенком (теперь мамам засчитывается максимально 4,5года, а не 3 года).Не изменится только порядок назначения и выплаты накопительной части, поэтому доходность пенсионных накоплений будет зависеть от результатов их инвестирования. На расчет пенсии, безусловно, повлияют размер зарплаты, длительность страхового стажа, возраст обращения по назначению пенсии, т.е.чем раньше поступит обращение, тем меньше она будет проиндексирована.Как у предыдущих, у новой пенсионной реформы 2015 г.есть недостатки:1.Исследования показывают,чтосредняя продолжительность жизни мужчин в РФ около 64 лет, т.е.до «большой» пенсиибольшинство мужского населения просто не доживут, хотя у женщин шансы чуть выше.2.Ситуация на рынке труда доказывает, что найти работу человеку по достижении 45–50 лет в России весьма проблематично, а после 56 и вовсе не представляется возможным.3.По оценкам специалистов при введении новой реформы Россию может ожидать кризис, потому что сегодняшняя ситуация в различных отраслях свидетельствует о наличие порядка двенадцати миллионов трудящихся пенсионеров, которые могут уйти с производства, только если пенсия им выплачиваться не будет.Конечно, новая пенсионная система, которая направлена наповышение благосостояния будущих пенсионеров, регламентируется множеством нормативных актов, содержащих огромный список сложных формул для расчета различных частей пенсии. Поэтому, какая пенсия ждет граждан по достижении пенсионного возраста, можно толькогадать.Точно просчитать размер будущей пенсии не позволяет отсутствие информации о многих факторах. Поэтому предположения, на каком уровне будет держаться инфляция в стране, сумеет ли проводимая ПФ РФ индексация базовой и страховой частей пенсии компенсировать существенные потери от реального роста цен, можно ли рассчитывать на доходность от инвестирования средств в случае направления их в ПФ РФ или НПФ, достаточно сложно.

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением многих аналитиков о том, что новая система не в полной мере готова обеспечить стабильность и полное согласие граждан. Она, как правильно заметил С.М.Миронов, не стабильная и через некоторое время потребует изменений.

Larisa Popova,

Candidate of sociological Sciences, Associate Professor,Branch FGBOU VPO “Kuban State University”, Tikhoretskdushitskaya@mail.ruReforming the pension system and its importance to improving the welfare of future retireesAbstract.The article discusses the problem of priority socioeconomic problems in modern Russia–pension reform, whose main task today is to achieve longterm financial balance of the pension system, raising the level of pensions and the formation of a stable source of additional income in the social system. Keywords: pension, pension system, pension, funded part.

Рекомендованокпубликации:

Королюк Е. В., доктором экономических наук, заведующей кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в Тихорецке, г. Тихорецк