Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ
Выпуск:
ART 14838
УДК
343.98
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кайгородова
О.
С. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S29. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14838.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, анализируются способы совершения данного преступления и средства его доказывания.
Ключевые слова:
специалист, экспертиза, несовершеннолетний, физическое насилие, способ совершения преступления, психическое насилие, пренебрежение интересами и нуждами ребенка, жесткое обращение
Текст статьи
Кайгородова Ольга Сергеевна,кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации расследования преступлений и судебных экспертиз ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьkaigororodoff@mail.ru
Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ
Аннотация.В статье рассматриваются аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, анализируются способы совершения данного преступления и средства его доказывания.Ключевые слова:несовершеннолетний, психическое насилие, физическое насилие, пренебрежение интересами и нуждами ребенка,жесткое обращение, способ совершения преступления, специалист, экспертиза.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством, закрепив приоритет прав и свобод человека и гражданина.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом далеко не каждый может воспользоваться данными ему государством правами в силу физических и психологических особенностей. Речь идет о несовершеннолетних. «Государства участники (Конвенции) обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все законодательные и административные меры» 1.Однако в современном обществе имеет место практика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, связанная с жестоким с ними обращением в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях и организациях, на попечении которых находится несовершеннолетний. Проблема в расследовании рассматриваемых преступлений состоит в том, что, вопервых, потерпевший (несовершеннолетний либо малолетний ребенок) находится, как правило, в прямой зависимости от преступникародителя либо воспитателя и испытывает страх перед наказанием со стороны последних; вовторых, в случае родственных связей между потерпевшим и преступником ребенок зачастую прощает и ему «жаль» своих родителей; втретьих, в ряде случаев ребенок не желает менять своего воспитателя (педагога, врача и т. д.) из опасения, что его положение будет еще хуже; в четвертых, ребенок просто не понимает, что с ним жестоко обращаются, не выполняют в отношении него обязанностей по воспитанию и считает сложившиеся в семье отношения абсолютно нормальными. Данныеобстоятельства обуславливают также и высокую латентность рассматриваемых преступлений.
В связи с этим лица, наделенные законом обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, а также лица, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетними, и уличенныев неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, часто остаются вне сферы уголовного преследования. Во многом это проблема доказывания факта преступления по рассматриваемой категории дел, так как основным лицом, дающим обвинительные показания, является сам несовершеннолетний, в отношении которого совершено преступление: запуганный, истерзанный, а возможно, и настолько маленький, что никаких показаний давать еще не может. Особую сложность при расследовании данных преступлений составляет установление и доказывание способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156УК РФ, обусловленную несовершенством построения диспозиции рассматриваемой статьи. Диспозиция ст. 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Ст. 65 Семейного кодекса РФ гласит: при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Воспитание это планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально полезной деятельности и общения. Воспитание основывается на взаимодействии с воспитуемым, оно должно быть направлено на формирование и упрочение внутренней позиции и поведения личности в соответствии с нравственными и правовыми ценностями общества 2.Особенностью расследования преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, является сборматериала проверки по поступившему заявлению, сообщению или рапорту об обнаружении признаков преступления. Сбор материала проверки осуществляют, как правило, инспектора ПДН, на которых возлагается ответственность по качественному и быстрому закреплению информации по совершенному преступлению. Как показывает практика, чаще всего потерпевшими по делам данной категории являются дети из неблагополучных семей. Но имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего во внешне благополучных семьях, которые, попав в поле зрения правоохранительных органов, начинают оказывать противодействие расследованию: проводить беседы со своими детьми, навязывая выгодную взрослым позицию; приводить жилье в порядок; обращаться заоказанием медицинской помощью несовершеннолетнему якобы по собственной инициативе и т. д.Поэтому промедление, халатность, некачественный сбор первоначального материала приведет к утрате многих следов преступления по объективным и субъективным причинам, что в последующем может негативно отразиться на судебной перспективе уголовного дела.Анализ эмпирического материала показал, что основную доказательственную базу по делам рассматриваемой категории составляют идеальные следы показания, в первую очередь, самого несовершеннолетнего потерпевшего, показания свидетелей, в том числе, очевидцев работников социальных служб, медицинских работников, соседей, учителей и т. д.И сбор показаний в ходе расследования особых сложностей не вызывает.При этом необоснованно мало внимания уделяется помощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов преступления. Мнение дознавателей, инспекторов ПДН по многим фактам, установленным в ходе осмотра, носит оценочный и эмоциональный характер (например, «антисанитарные условия проживания», «холодное помещение», «оголенные провода», «недокормленный ребенок» и т. д.). В связи с этимнекоторые процессуальные документы могут быть подвергнуты сомнению в ходе расследования и судебного заседания. Избежать подобных негативныхпоследствий поможет участие специалиста в соответствующей области знаний при осмотре места происшествия,назначение экспертиз по установленным фактам в ходе расследования уголовного дела.В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по использованиюпомощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ в зависимости от способа совершения преступления.
Физическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия необходимо особое внимание уделить орудию преступления: принять меры к его обнаружению, подробно описать его в протоколе, изъятьИспользование помощи специалистовНазначение судебномедицинской экспертизы несовершеннолетнемупотерпевшему с целью установления тяжести причиненного ему вреда здоровью
Назначение экспертиз по орудию преступления (например, биологической или экспертизы геномной ДНК (более дорогостоящей, но и дающей ответ большей достоверности, позволяющей идентифицировать лицо) с целью обнаружения на нем биологических следов потерпевшего: крови, волос, частичек кожи и т. д.)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступления. Несовершеннолетний пострадавший подробно опрашивается, какой вред ему причинен, каким способом, кем именно, когда, при каких обстоятельствах, кто присутствовал при этом и т.д.
Психическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия изымаются детские рисунки,поделки (ребенку свойственно выражать себя в окружающем его мире. Один из самых доступных ему способов рисунки. Они могут быть выполнены на отдельных листах бумаги, стенах, предметах мебели ит.д.). В том случае, если рисунки нельзя изъять вместе с носителем, то они должны быть тщательно описаны в протоколе и обязательно сфотографированы.О насилии в семье будут свидетельствовать рисунки, выполненные темными красителями, нарисованные сцены насилия, фигуры нарисованные или изготовленные без какихлибо частей тела и т.д.Таким образом ребенок выражает то, что ему приходится переживать в своей семьеИспользование помощи специалистовКонсультации специалистов различных детских центров, специализированных приютов и т.д.В этом случае специалистпсихолог проводит обследование несовершеннолетнего пострадавшего. В это обследование входит беседа с несовершеннолетним, проведение различных тестов, изучение ранее изъятых рисунков, поделок.По результатам этого обследования составляется документ (например, справка, акт обследования и т.д.), в котором указываются все данные, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего: запуган, боится когото из родителей, подвергается в семье психическому насилию, страдает различными внушенными ему родителями комплексами (при предъявлении ребенку завышенных требований, соответствовать которым он не может в силу психического и физического развития); не хочет возвращаться домой и т.д.Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступленияНазначение экспертизНазначение психологопсихиатрической экспертизы с целью установить, подвергался ли ребенок в семье, школе и т.д. психическому насилию (например, у ребенка может развиться психопатия, если у него на глазах избивается мать)
Пренебрежение интересами и нуждами ребенкаНепредоставление необходимой одежды, еды, питья Производство осмотра места происшествияПодробно осматривается и описывается в протоколе осмотре места происшествия имеющаяся в наличии детская одежда, ее состояние. Осматриваются и описываются имеющиеся продукты питания и их состояние. В этих случаях недопустимы оценочные понятия «мало одежды», «мало еды» и т.д. Необходимо точно указывать их количество и качественное состояние. При этом в данном случае неоценивается невозможность предоставить одежду, еду, питье одномоментно, то есть «здесь и сейчас» (например, если у родителей или лиц, их заменяющих на момент осмотра,отсутствуют средства для приобретения определенной вещи или какихлибо продуктов. При этом имеющиеся в наличии одежда и питание в принципе достаточны для ребенка).Непредоставление одежды, еды, питья должно быть длящимсяНазначение экспертизНазначение судебномедицинской экспертизы с целью установления вреда здоровью как следствия непредоставления необходимой одежды в холодное время года (признаки обморожения)
Назначение экспертизы физического состояния несовершеннолетнего с целью установления признаков постоянного переохлаждения, недоедании, обезвоживания (в случае непредоставления еды, питья)
Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего, почему не предостваляются одежда, еда, питье.Выясняются материальное положение родителей, наличие места работы и т.д. Непредоставление необходимого лечения, медицинского обслуживанияНазначение экспертизНазначение экспертизы физического состояния ребенка с целью установления его физического состояния (развитие хронических заболеваний, педикулез, опрелости, кожные заболевания и т.д. как следствие запущенности ребенка)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего. Важен и допрос участкового и школьного врачейтерапевтов педиатров. Врачпедиатр может быть допрошен в качестве специалиста, а может дать и свидетельские показания. Проведение допроса педиатра того участка, где проживает несовершеннолетний, по амбулаторной карте на ребенка (если таковая имеется, но ее наличие по законодательству обязательно на каждого несовершеннолетнего) выясняется соответствие физического и психического развития несовершеннолетнего его возрасту, сделаны ли ему все необходимые профилактические прививки, были ли посещения врачом несовершеннолетнего по месту его наблюдения (жительства), известны ли ему факты обращения родителей по поводу заболеваний ребенка, проявляют ли они заботу за его здоровьем. Если ребенок болен, осуществляется ли забота о его лечении со стороны родителей и лиц, их заменяющих и т.п. 3Антисанитарные условия проживания несовершеннолетнего, обследование условий проживания несовершеннолетнегоПроизводство осмотра места происшествия с участием специалистов
Антисанитарные условия понятие оценочное, такое же,как и «беспорядок в комнате». В связи с этим осмотр жилья по данному факту необходимо проводить с участием соответствующего специалиста, например, работника Роспотребнадзора, который вывод об антисанитарных условиях сделает на основании действующих нормативных актов, специальных обследований; врачапедиатра, который может пояснить, что предоставленные ребенку условия не пригодны для проживания; другого специалиста, способного оказать квалифицированную помощь при установлении санитарного состояния жилья.Если в протоколе осмотра указывается низкий температурный режим, то недопустимо использование выражений «в квартире холодно» и т.д. Такой вывод должен быть сделан только на основании замеров температуры с указанием конкретных параметров.Участие специалистаэлектрика целесообразно для осмотра нагревательных приборов, в том числе самодельного изготовления или нагревательных приборов с признаками повреждения, эксплуатация которых, особенно оставление несовершеннолетних одних дома с включенными нагревательными приборами, может привести к травмированию детей или пожару.Данные нагревательные приборы или другие предметы обстановки, несущие угрозу ребенку, должны быть изъяты в ходе осмотра и в дальнейшем по ним должны быть назначены соответствующие экспертизы
В зависимости от ситуации может быть целесообразным привлечение других специалистов. Закрепление материальных следов преступления (орудий преступления; предметов, несущих угрозу ребенку и т. д.) будет способствовать установлению истины по уголовному делу и, в ряде случаев, поможет опровергнуть ложные показания подозреваемых.Отметим, что часто в одном и том же случае будут присутствовать несколько разновидностей способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Так, например, если ребенок подвергается физическому насилию, то его психика также страдает. И здесь нужно проводить весь комплекс следственных действий и иных мероприятий, направленных на закрепление следовой информации. К материалам проверки должен быть приобщен акт обследования материальножилищных условий несовершеннолетнего.Из всех рассмотренных нами способов самый распространенный и наиболее легко доказываемыйфизическое насилие. Однако на практике уже имеют место случаи доказывания и других способов совершения преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Так, по материалам уголовных дел рассматриваемой категории в Волгоградской области установлено следующее 4:1.Уголовное дело № 14038/2004 (суд. участок № 40): обвиняются Б. и С. несвоевременное предоставление ребенку 2003 г. р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3й степени (отметим, что причинноследственную связь между несвоевременным предоставлением ребенку пищи и имеющимися заболеваниями и состоянием ребенка, в отличие от судебномедицинской экспертизы, устанавливающей только тяжесть телесных повреждений, время причинения и локализацию, поможет установить экспертиза физического состояния несовершеннолетнего, проводимая в Бюро судебномедицинских экспертиз. Может быть также проведена комиссионная экспертиза, например, с участием врачапедиатра).Жестокое обращение выразилось в непредоставлении питания.2.Уголовное дело № 18625/2004 (суд. участок № 25): обвиняется Е. в запирании в помещении ребенка 2003 г.р. одного на длительное время, длительное оставление его без присмотра. Жестокое обращение выразилось в запирании в помещении одного ребенка на длительное время.В таких случаях подозреваемые полностью или частично отрицают факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а особенно факты жестокого обращения с последними. Также подозреваемые могут ссылаться на объективные обстоятельства, которыми вызваны их действия, например, непослушание ребенка, либо пытаются убедить окружающих в правоте избранных ими методов воспитания. Так, грка Г. оставила свою новорожденную дочь с сожителем инвалидом, уйдя из дома на 17 дней, чем подвергла жизнь и здоровье ребенка опасности. Свою позицию грка Г. обосновала тем, что оставила грудного ребенка с родным отцом, который вполне может о ней позаботиться 5, что, естественно, не может оправдывать ее действия.3.Уголовное дело № 15931/04 (суд. участок № 59): обвиняется К. в унижении достоинства дочери 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала дочери волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных.Жестокое обращение выразилось в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего.4.Уголовное дело № 11617/2004: обвиняется Б. в запрещении дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывании веревкой рук и ног, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала дочь в погребе и сарае в легкой одежде.Жестокое обращение выразилось в издевательствах над несовершеннолетней.Сложность для дознавателя в установлении жесткого обращения с несовершеннолетним также состоит в том, что свою точку зрения нужно обосновать и доказать перед широким кругом лиц начальником органа дознания, прокурором, судьей (при их абсолютно разном субъективном подходе к воспитанию, взглядах на моральные и этические ценности и т. д.). Основной упор должен быть сделан на доказывание умысла и, соответственно, на установление и доказывания способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в зависимости от умысла.
Ссылки на источники1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН (НьюЙорк). Ст. 3. Ч.2 //Ведомости СНД СССР ВС СССР. 1990. 7 ноября. Ст. 955.2.Шкурихина Н.В. Расследование преступлений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Барнаул, 2007. С.14.3.Лапин И.Б., АлександроваО.Ю.Особенностирасследования преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»: метод.рек./Сибирский юридический институт МВД России. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. С. 27.4.Свиридов Ю.В. Защита детей// Вопросы ювенальной юстиции. 2006.№1(6). С. 3032.5.Уголовное дело № 1562005/4м. Хранится в архиве судебного участка № 4 Тюменского района.
OlgaKaygorodova,Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of crime investigation and forensic examinations of the Federal stateowned educational establishment of additional vocational education Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
kaigororodoff@mail.ru
The use of special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code of the RussianFederation
Abstract. The article discusses aspects of the useof special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code, analyzes the ways this crime and the means of its proof.
Keywords:juvenile, mental abuse, physical abuse, neglect of the interests and needs of the child, harsh treatment, the method of the crime, specialist expertise.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Использование специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ
Аннотация.В статье рассматриваются аспекты использования специальных знаний при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, анализируются способы совершения данного преступления и средства его доказывания.Ключевые слова:несовершеннолетний, психическое насилие, физическое насилие, пренебрежение интересами и нуждами ребенка,жесткое обращение, способ совершения преступления, специалист, экспертиза.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Конституция Российской Федерации провозгласила Россию правовым государством, закрепив приоритет прав и свобод человека и гражданина.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. При этом далеко не каждый может воспользоваться данными ему государством правами в силу физических и психологических особенностей. Речь идет о несовершеннолетних. «Государства участники (Конвенции) обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все законодательные и административные меры» 1.Однако в современном обществе имеет место практика неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, связанная с жестоким с ними обращением в семье, в образовательных учреждениях, в учреждениях и организациях, на попечении которых находится несовершеннолетний. Проблема в расследовании рассматриваемых преступлений состоит в том, что, вопервых, потерпевший (несовершеннолетний либо малолетний ребенок) находится, как правило, в прямой зависимости от преступникародителя либо воспитателя и испытывает страх перед наказанием со стороны последних; вовторых, в случае родственных связей между потерпевшим и преступником ребенок зачастую прощает и ему «жаль» своих родителей; втретьих, в ряде случаев ребенок не желает менять своего воспитателя (педагога, врача и т. д.) из опасения, что его положение будет еще хуже; в четвертых, ребенок просто не понимает, что с ним жестоко обращаются, не выполняют в отношении него обязанностей по воспитанию и считает сложившиеся в семье отношения абсолютно нормальными. Данныеобстоятельства обуславливают также и высокую латентность рассматриваемых преступлений.
В связи с этим лица, наделенные законом обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, а также лица, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетними, и уличенныев неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, часто остаются вне сферы уголовного преследования. Во многом это проблема доказывания факта преступления по рассматриваемой категории дел, так как основным лицом, дающим обвинительные показания, является сам несовершеннолетний, в отношении которого совершено преступление: запуганный, истерзанный, а возможно, и настолько маленький, что никаких показаний давать еще не может. Особую сложность при расследовании данных преступлений составляет установление и доказывание способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156УК РФ, обусловленную несовершенством построения диспозиции рассматриваемой статьи. Диспозиция ст. 156 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Ст. 65 Семейного кодекса РФ гласит: при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Воспитание это планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально полезной деятельности и общения. Воспитание основывается на взаимодействии с воспитуемым, оно должно быть направлено на формирование и упрочение внутренней позиции и поведения личности в соответствии с нравственными и правовыми ценностями общества 2.Особенностью расследования преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, является сборматериала проверки по поступившему заявлению, сообщению или рапорту об обнаружении признаков преступления. Сбор материала проверки осуществляют, как правило, инспектора ПДН, на которых возлагается ответственность по качественному и быстрому закреплению информации по совершенному преступлению. Как показывает практика, чаще всего потерпевшими по делам данной категории являются дети из неблагополучных семей. Но имеются случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего во внешне благополучных семьях, которые, попав в поле зрения правоохранительных органов, начинают оказывать противодействие расследованию: проводить беседы со своими детьми, навязывая выгодную взрослым позицию; приводить жилье в порядок; обращаться заоказанием медицинской помощью несовершеннолетнему якобы по собственной инициативе и т. д.Поэтому промедление, халатность, некачественный сбор первоначального материала приведет к утрате многих следов преступления по объективным и субъективным причинам, что в последующем может негативно отразиться на судебной перспективе уголовного дела.Анализ эмпирического материала показал, что основную доказательственную базу по делам рассматриваемой категории составляют идеальные следы показания, в первую очередь, самого несовершеннолетнего потерпевшего, показания свидетелей, в том числе, очевидцев работников социальных служб, медицинских работников, соседей, учителей и т. д.И сбор показаний в ходе расследования особых сложностей не вызывает.При этом необоснованно мало внимания уделяется помощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов преступления. Мнение дознавателей, инспекторов ПДН по многим фактам, установленным в ходе осмотра, носит оценочный и эмоциональный характер (например, «антисанитарные условия проживания», «холодное помещение», «оголенные провода», «недокормленный ребенок» и т. д.). В связи с этимнекоторые процессуальные документы могут быть подвергнуты сомнению в ходе расследования и судебного заседания. Избежать подобных негативныхпоследствий поможет участие специалиста в соответствующей области знаний при осмотре места происшествия,назначение экспертиз по установленным фактам в ходе расследования уголовного дела.В связи с этим предлагаются некоторые рекомендации по использованиюпомощи специалистов и изъятию и использованию материальных следов при расследовании преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ в зависимости от способа совершения преступления.
Физическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия необходимо особое внимание уделить орудию преступления: принять меры к его обнаружению, подробно описать его в протоколе, изъятьИспользование помощи специалистовНазначение судебномедицинской экспертизы несовершеннолетнемупотерпевшему с целью установления тяжести причиненного ему вреда здоровью
Назначение экспертиз по орудию преступления (например, биологической или экспертизы геномной ДНК (более дорогостоящей, но и дающей ответ большей достоверности, позволяющей идентифицировать лицо) с целью обнаружения на нем биологических следов потерпевшего: крови, волос, частичек кожи и т. д.)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступления. Несовершеннолетний пострадавший подробно опрашивается, какой вред ему причинен, каким способом, кем именно, когда, при каких обстоятельствах, кто присутствовал при этом и т.д.
Психическое насилиеПроизводство осмотра места происшествияПри осмотре места происшествия изымаются детские рисунки,поделки (ребенку свойственно выражать себя в окружающем его мире. Один из самых доступных ему способов рисунки. Они могут быть выполнены на отдельных листах бумаги, стенах, предметах мебели ит.д.). В том случае, если рисунки нельзя изъять вместе с носителем, то они должны быть тщательно описаны в протоколе и обязательно сфотографированы.О насилии в семье будут свидетельствовать рисунки, выполненные темными красителями, нарисованные сцены насилия, фигуры нарисованные или изготовленные без какихлибо частей тела и т.д.Таким образом ребенок выражает то, что ему приходится переживать в своей семьеИспользование помощи специалистовКонсультации специалистов различных детских центров, специализированных приютов и т.д.В этом случае специалистпсихолог проводит обследование несовершеннолетнего пострадавшего. В это обследование входит беседа с несовершеннолетним, проведение различных тестов, изучение ранее изъятых рисунков, поделок.По результатам этого обследования составляется документ (например, справка, акт обследования и т.д.), в котором указываются все данные, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего: запуган, боится когото из родителей, подвергается в семье психическому насилию, страдает различными внушенными ему родителями комплексами (при предъявлении ребенку завышенных требований, соответствовать которым он не может в силу психического и физического развития); не хочет возвращаться домой и т.д.Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства совершения преступленияНазначение экспертизНазначение психологопсихиатрической экспертизы с целью установить, подвергался ли ребенок в семье, школе и т.д. психическому насилию (например, у ребенка может развиться психопатия, если у него на глазах избивается мать)
Пренебрежение интересами и нуждами ребенкаНепредоставление необходимой одежды, еды, питья Производство осмотра места происшествияПодробно осматривается и описывается в протоколе осмотре места происшествия имеющаяся в наличии детская одежда, ее состояние. Осматриваются и описываются имеющиеся продукты питания и их состояние. В этих случаях недопустимы оценочные понятия «мало одежды», «мало еды» и т.д. Необходимо точно указывать их количество и качественное состояние. При этом в данном случае неоценивается невозможность предоставить одежду, еду, питье одномоментно, то есть «здесь и сейчас» (например, если у родителей или лиц, их заменяющих на момент осмотра,отсутствуют средства для приобретения определенной вещи или какихлибо продуктов. При этом имеющиеся в наличии одежда и питание в принципе достаточны для ребенка).Непредоставление одежды, еды, питья должно быть длящимсяНазначение экспертизНазначение судебномедицинской экспертизы с целью установления вреда здоровью как следствия непредоставления необходимой одежды в холодное время года (признаки обморожения)
Назначение экспертизы физического состояния несовершеннолетнего с целью установления признаков постоянного переохлаждения, недоедании, обезвоживания (в случае непредоставления еды, питья)
Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего, почему не предостваляются одежда, еда, питье.Выясняются материальное положение родителей, наличие места работы и т.д. Непредоставление необходимого лечения, медицинского обслуживанияНазначение экспертизНазначение экспертизы физического состояния ребенка с целью установления его физического состояния (развитие хронических заболеваний, педикулез, опрелости, кожные заболевания и т.д. как следствие запущенности ребенка)Отобрание объяснений у пострадавшего, очевидцевВыясняются обстоятельства произошедшего. Важен и допрос участкового и школьного врачейтерапевтов педиатров. Врачпедиатр может быть допрошен в качестве специалиста, а может дать и свидетельские показания. Проведение допроса педиатра того участка, где проживает несовершеннолетний, по амбулаторной карте на ребенка (если таковая имеется, но ее наличие по законодательству обязательно на каждого несовершеннолетнего) выясняется соответствие физического и психического развития несовершеннолетнего его возрасту, сделаны ли ему все необходимые профилактические прививки, были ли посещения врачом несовершеннолетнего по месту его наблюдения (жительства), известны ли ему факты обращения родителей по поводу заболеваний ребенка, проявляют ли они заботу за его здоровьем. Если ребенок болен, осуществляется ли забота о его лечении со стороны родителей и лиц, их заменяющих и т.п. 3Антисанитарные условия проживания несовершеннолетнего, обследование условий проживания несовершеннолетнегоПроизводство осмотра места происшествия с участием специалистов
Антисанитарные условия понятие оценочное, такое же,как и «беспорядок в комнате». В связи с этим осмотр жилья по данному факту необходимо проводить с участием соответствующего специалиста, например, работника Роспотребнадзора, который вывод об антисанитарных условиях сделает на основании действующих нормативных актов, специальных обследований; врачапедиатра, который может пояснить, что предоставленные ребенку условия не пригодны для проживания; другого специалиста, способного оказать квалифицированную помощь при установлении санитарного состояния жилья.Если в протоколе осмотра указывается низкий температурный режим, то недопустимо использование выражений «в квартире холодно» и т.д. Такой вывод должен быть сделан только на основании замеров температуры с указанием конкретных параметров.Участие специалистаэлектрика целесообразно для осмотра нагревательных приборов, в том числе самодельного изготовления или нагревательных приборов с признаками повреждения, эксплуатация которых, особенно оставление несовершеннолетних одних дома с включенными нагревательными приборами, может привести к травмированию детей или пожару.Данные нагревательные приборы или другие предметы обстановки, несущие угрозу ребенку, должны быть изъяты в ходе осмотра и в дальнейшем по ним должны быть назначены соответствующие экспертизы
В зависимости от ситуации может быть целесообразным привлечение других специалистов. Закрепление материальных следов преступления (орудий преступления; предметов, несущих угрозу ребенку и т. д.) будет способствовать установлению истины по уголовному делу и, в ряде случаев, поможет опровергнуть ложные показания подозреваемых.Отметим, что часто в одном и том же случае будут присутствовать несколько разновидностей способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. Так, например, если ребенок подвергается физическому насилию, то его психика также страдает. И здесь нужно проводить весь комплекс следственных действий и иных мероприятий, направленных на закрепление следовой информации. К материалам проверки должен быть приобщен акт обследования материальножилищных условий несовершеннолетнего.Из всех рассмотренных нами способов самый распространенный и наиболее легко доказываемыйфизическое насилие. Однако на практике уже имеют место случаи доказывания и других способов совершения преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. Так, по материалам уголовных дел рассматриваемой категории в Волгоградской области установлено следующее 4:1.Уголовное дело № 14038/2004 (суд. участок № 40): обвиняются Б. и С. несвоевременное предоставление ребенку 2003 г. р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3й степени (отметим, что причинноследственную связь между несвоевременным предоставлением ребенку пищи и имеющимися заболеваниями и состоянием ребенка, в отличие от судебномедицинской экспертизы, устанавливающей только тяжесть телесных повреждений, время причинения и локализацию, поможет установить экспертиза физического состояния несовершеннолетнего, проводимая в Бюро судебномедицинских экспертиз. Может быть также проведена комиссионная экспертиза, например, с участием врачапедиатра).Жестокое обращение выразилось в непредоставлении питания.2.Уголовное дело № 18625/2004 (суд. участок № 25): обвиняется Е. в запирании в помещении ребенка 2003 г.р. одного на длительное время, длительное оставление его без присмотра. Жестокое обращение выразилось в запирании в помещении одного ребенка на длительное время.В таких случаях подозреваемые полностью или частично отрицают факты неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а особенно факты жестокого обращения с последними. Также подозреваемые могут ссылаться на объективные обстоятельства, которыми вызваны их действия, например, непослушание ребенка, либо пытаются убедить окружающих в правоте избранных ими методов воспитания. Так, грка Г. оставила свою новорожденную дочь с сожителем инвалидом, уйдя из дома на 17 дней, чем подвергла жизнь и здоровье ребенка опасности. Свою позицию грка Г. обосновала тем, что оставила грудного ребенка с родным отцом, который вполне может о ней позаботиться 5, что, естественно, не может оправдывать ее действия.3.Уголовное дело № 15931/04 (суд. участок № 59): обвиняется К. в унижении достоинства дочери 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала дочери волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных.Жестокое обращение выразилось в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего.4.Уголовное дело № 11617/2004: обвиняется Б. в запрещении дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывании веревкой рук и ног, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала дочь в погребе и сарае в легкой одежде.Жестокое обращение выразилось в издевательствах над несовершеннолетней.Сложность для дознавателя в установлении жесткого обращения с несовершеннолетним также состоит в том, что свою точку зрения нужно обосновать и доказать перед широким кругом лиц начальником органа дознания, прокурором, судьей (при их абсолютно разном субъективном подходе к воспитанию, взглядах на моральные и этические ценности и т. д.). Основной упор должен быть сделан на доказывание умысла и, соответственно, на установление и доказывания способа совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, в зависимости от умысла.
Ссылки на источники1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 г. резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН (НьюЙорк). Ст. 3. Ч.2 //Ведомости СНД СССР ВС СССР. 1990. 7 ноября. Ст. 955.2.Шкурихина Н.В. Расследование преступлений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Барнаул, 2007. С.14.3.Лапин И.Б., АлександроваО.Ю.Особенностирасследования преступлений, предусмотренных ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»: метод.рек./Сибирский юридический институт МВД России. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007. С. 27.4.Свиридов Ю.В. Защита детей// Вопросы ювенальной юстиции. 2006.№1(6). С. 3032.5.Уголовное дело № 1562005/4м. Хранится в архиве судебного участка № 4 Тюменского района.
OlgaKaygorodova,Candidate of Legal Sciences, Professor of the Department of crime investigation and forensic examinations of the Federal stateowned educational establishment of additional vocational education Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
kaigororodoff@mail.ru
The use of special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code of the RussianFederation
Abstract. The article discusses aspects of the useof special knowledge in the investigation of crimes under Art. 156 of the criminal code, analyzes the ways this crime and the means of its proof.
Keywords:juvenile, mental abuse, physical abuse, neglect of the interests and needs of the child, harsh treatment, the method of the crime, specialist expertise.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»