Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S30. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14858.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение. Раскрываются возможные последствия их негативного воздействия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пьянкова Нина Геннадьевна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке,г. Тихорецкn_g_p@bk.ru

Матвиюк Виталий Михайлович,преподаватель СПО филиала ФГБОУ ВПО«Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк vitmatviyuk@mail.ru

Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение. Раскрываются возможные последствия их негативного воздействия.Ключевые слова:интернет, подростки, информационные технологии, психика, интернетзависимость.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В настоящее время россияне, как и жители других развитых стран, живут в мире современных технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Практически в каждом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения(ВЦИОМ), проведенного 4‬5 октября 2014 г., Интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Ежедневно выходят в Сеть ‬46%,или 53,6 млн взрослых россиян.Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%. Годовой прирост интернетпользователей составил 9%, а для суточной аудитории данный показатель равен 12%.Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской интернетаудитории. В России ежедневно пользуются интернетом89% подростков в возрасте 12‬17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей (см. рис. 1).По количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 г. вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где вебпользователей более 600 млн человек, далее идут США, Япония, Индия и Бразилия.По последним данным, интернетом пользуются 68% граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно‬50%,или 58,3 млн россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%.Темпы роста аудитории интернета в России замедляются. С осени 2012 по осень 2013 г. прирост численности пользователей хоть и составил 5 млн человек,или около 9%, но это самый низкий показатель за последние десять лет [1].

Рис. 1.Сравнение показателей развития Интернета по федеральным округам

По результатам первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google, на вопрос«Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров», большинство опрашиваемых выбрали вариант «Компьютер и интернет» (рис. 2).

Рис. 2.Результаты опроса подростков 12‬17 лет. Ответы на вопрос«Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров», %

Нони для кого давно уже не секрет, что в одних случаях глобальная сеть Интернет является стимулом к развитию подростка и помощником при выполнении различных заданий и задач, а в других случаях представляет собойвесьма негативную среду, которая может привести к пагубному воздействию на еще не сформировавшуюсядетскую психику. Одной из наиболее встречающихся опасностей в процессе взаимодействия подростков с сетью Интернет являются, прежде всего, сайты с эротическим и порнографическим содержанием. Данная темавызывает интерес ребенка,у которого растет и усиливается интерес. Это связано, главным образом, с незнанием и любопытством у детей и подростков. Поэтому не стоит недооценивать данную проблему, а также считать ее закрытой в семье. Необходимо начинать постепенно вводить ребенка в курс дела с раннего этапа взросления, стараться преподносить при этом информацию таким образом, чтобы она была верно понята им. В случае, когда интерес ребенка будет максимально удовлетворен, он не будет проявлять столь нездоровый интерес к внешним источникам. Впоследствии родителям будет намного проще ответить на все волнующие его вопросы. Можно попытаться объяснить ребенку, что содержащаяся информация в Интернете совершенно далека от реальности, поэтому не нужно проявлять к ней интерес и доверять ей [2].Как известно, сегодня встречаются различные формы и виды зависимости, среди которых наиболее распространенными являются алкогольная и наркотическая зависимость. Но не меньшую опасность представляет еще одно бедствие среди подростков‬интернетзависимость. Зачастую под подростковой интернетзависимостью понимают, общение в социальных сетяхи время провождение в ролевых онлайн играх. Настоящей угрозы от таких информационноразвлекательных ресурсов не исходит до тех пор, пока ребенок не станет заменять ими реальное общение с близкими и друзьями. В течение длительного периода ведения переписки в социальных сетях, большинство школьников утрачивают навыки коммуникативного общения, которые помогаютв развитии и самореализации в жизни ребенка.Так называемые «смайлики» зачастуюзаменяют проявления улыбки и настоящих эмоций и чувств.Регулярное нахождение у экрана компьютера приводит к возникновению физических и психических проблем. Играя и общаясь в социальных сетях и в различны онлайн играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит не только к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, к нарушению опорнодвигательного аппарата, но и с психологической нагрузкой, которая проявляется в замкнутости ребенка и в его агрессивном поведении [3].Конечно, степень интернетзависимости у подростков во многом определяется особенностями родительскоговоспитания.Однако, как показывает статистика, только один из десяти родителей запрещает скачивание музыки, фильмов и игр ит.д.Согласно другому исследованию экспертов, 74,4% подростков признают тот факт, что имеют доступ в интернет в любое желаемое время без ограничения по времени, а 9,7% утверждают, что хотя бы раз подвергались нападкам педофилов в чате и в различных социальных сетях. Также необходимо отметить, что, согласно международным исследованиям, средним приблизительным возрастом первого знакомства с порнографией считается одиннадцать лет. Данный показатель является весьма шокирующим, но, с другой стороны, это не удивительно, ведь по сути, десятки тысяч интернет сайтов предлагают огромное количество не только взрослой, но детской порнографии. Поэтому необходимо не только органам власти, но и родителям сделать все, что в их силах, чтобы защитить психологическое здоровье их детей.Ученые выделяют следующие стадии развития интернетзависимости у подростков.На первойстадии подросток знакомится с Интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно он формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.Далее происходит отдаление от настоящей жизни, подросток все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается. Также на второй стадии формирования интернетзависимости, когда подросток перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернетзависимости налицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Подросток возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.Основными признаками, определяющими интернетзависимость у подростков, принято считать следующие.Ощущение огромной радости перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернетгрусть и уныние.Подростказа уши не оттащить от монитораи ни под каким предлогом не выманить на улицу.Подросток реже встречаетесь с друзьями, т.е.потихоньку теряет контакты со сверстниками в оффлайне.Подросток постоянно обновляет страничку в соцсетях, часто проверяет email почту, аккаунты на различных сайтах и т.д.Подросток теряетчувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, он зависает в сети на несколько часов и не замечает, как стремительно пролетает время.Во время интернетсерфинга забывает об учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.Сайты подросток посещает не с целью найти нужную информацию, а заходит на них бесцельно и механически.Тратит немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытается скрыть это от родителей.На физиологическом уровне подросток чувствует последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломоту в суставах, нарушение сна и режима питания.Испытывает влияние информации из сети на психологическое самочувствие‬негативные новости или сообщения вызывают у подростка бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.Все это является явнымипризнаками интернет зависимости. Главное необходимо помнить, что подростку самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает очень сложно.На сегодняшний день существует множество различных программы, способных помочь родителям и уберечь их детей от интернетзависимости. Так, к примеру, оснащение современных операционных систем такой функцией, как «родительский контроль», дает возможность контролировать нахождение ребенка в Интернете (рис.3).

Рис. 3.Использование функции родительского контроля для ограничения просмотра содержимого

С помощью родительского контроля можно:назначить время, когда дети могут пользоваться компьютером, а также определить, какими играми и программами они могут пользоваться.ограничить время, в течение которого детям разрешен вход в систему. Это не позволит детям входить в систему в течение определенного периода. Можно установить разные разрешенные часы доступа для каждого дня недели. Если в момент окончания разрешенного периода времени дети работают за компьютером, происходит автоматический выход из системы.контролировать доступ к играм, выбирать допустимую возрастную категорию, выбирать типы содержимого, которые следует блокировать, и устанавливать разрешение или запрет на доступ к отдельным играм. запретить детям доступ к определенным программам. Таким образом, принятие решения в ограничении использования компьютераребенком, вызывает необходимостьправильной организации свободного времени ребенка [4]. Необходимо положительно воздействовать на общение ребенка со сверстниками, друзьями и т.д., приглашать одноклассников домой, к примеру, купить билеты в кинотеатр для него и друзей, записать его в спортивную секцию. Также необходимо по возможности больше проводить времени с ребенком. Заинтересованность родителей в развитии ребенка будет играть главнейшую роль в его будущем исможет помочь развивающейся личности. Присоблюдении этих требований ребенок сможет сделать правильный выбор своего жизненного пути и добиться поставленных целей, а значит стать успешной личностью.Несмотря на все сказанное выше, необходимо помнить, что интернет является неотъемлемой частью развития ребенка в условиях современных технологий и каким образом будет сказываться данное влияние зависит, прежде всего, от правил взаимодействия сглобальной сетью, которые должны быть четкои верно установлены в любой семье, что лишний раз подтверждается в исследованиях многих ученных [5; 6; 7; 8; 9; 10].

Ссылки на источники1.Пользователи интернета в России // Интернет в России и в мире.‬URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0151(дата обращения 25.10.2014).2.Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: монография. ‬М.: Пороги, 2006. ‬190 с.3.Болезни от компьютера, профилактика и лечение.‬URL: www.compdoctor.ru(дата обращения: 29.10.14).4.Академия Интернет. ‬URL:http://inetedu.ru/articles/26‬security/153‬internetforchildren.html.(дата обращения: 29.10.14).5.Лобанова А.В. Эмпирическое исследование профессиональных деструкций преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания: науч.теорет. журн. ‬2007.‬№3.Развитие научного потенциала высшей школы, II научная международная конференция, 4‬11 марта 2008г., Объединенные Арабские Эмираты. ‬С. 95‬96.6.Дегтярева Е.А. Личностноразвивающая направленность инновационных процессов в высшей профессиональной школе // Перспективы науки. ‬2013. ‬№9 (48). ‬С.45‬48.7.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт: науч.метод. электрон. журн. ‬2014. ‬Т. 20. ‬С. 1741‬1745.8.Матвиюк В.М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.практ.конф.преподавателей и студентов среднего профессионального образования. ‬Краснодар, 2013. ‬С. 138‬142.9.Пьянкова Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности: автореф.дис.…канд.пед.наук / Дагестанский государственный педагогический университет. ‬Махачкала, 200910.Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования. // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой научнопрактической конференции преподавателей и студентов среднего профессионального образования. ‬Краснодар: ЦНТИ, 2013. ‬250 с.

Nina Pyankova,Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher of social humanitarian disciplines, branch of the Kuban State University in Tihoretskn_g_p@bk.ruVitaliy Matviyuk,Teacher, branch of the Kuban state Universityi in Tihoretskvitmatviyuk@mail.ru

Influence of the global Internet on the psyche of children and adolescentsAbstract.The article deals with the problem of the influence of modern information technology on the younger generation. Disclosed are the possible consequences of their negative impact.Key words: Internet, teenagers, information technology, psyche, Internet addiction.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»