Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе вуза
Выпуск:
ART 14861
УДК
004
:
378.147
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернухина
Н.
В. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S30. – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14861.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются история развития и современное состояние информационно-коммуникационных технологий, их роль в образовательном процессе вуза.
Ключевые слова:
образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии (икт)
Текст статьи
Чернухина Наталья Васильевна,кандидат педагогических наук, преподавателькафедры социальногуманитарных дисциплинфилиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецкnata4ernuhina@yandex.ru
Информационнокоммуникационные технологии в образовательном процессе вуза
Аннотация.В статье рассматриваются история развития и современное состояние информационнокоммуникационных технологий, их роль в образовательном процессе вуза.Ключевые слова: информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), образовательный процесс.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема применения информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в процессе подготовки квалифицированных выпускников вуза приобретает все большую актуальность. По мнению автора, ее решение, положительно повлияет на организацию оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей учащихся. В педагогике условия, не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабляют действие причины [1].Внедрение в образовательный процесс вуза информационнокоммуникационных технологий, развитие сетевой инфраструктуры, применение в учебной деятельности электронной библиотечной системы (ЭБС) и обучающих программ, является одной из задач кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Тихорецке.Объект исследованияобразовательный процесса вуза. Предмет исследованияинформационнокоммуникационные технологии в образовательном процессе вуза.Цель исследования проанализировать преимущества и недостатки применения информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза.Задачи исследования:изучить историю и современное состояние информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе;выявить роль информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза;проанализировать нормативную базу.Целью образовательного процесса в вузе является развитие, формирование, становление активной, творческой личности студента как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности. Специалист должен быть конкурентоспособным, самостоятельным в решении профессиональных задач, активизировать саморазвитие, повышать продуктивность профессиональной деятельности. Перед преподавателем вуза стоит задача воспитания студентов, умеющих ориентироваться в перспективах развития современного общества, способных к профессиональному самоопределению, самовоспитанию, самообразованию и созданию условий для развития собственной индивидуальности. В этой связи изучение факторов формирования личностных свойств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы как интегративного свойства, выполняет особую роль [2]. Информационнокоммуникационные технологии это совокупность аппаратнопрограммных средств сбора, обработки, передачи, хранения первичной информации для получения информации нового качества.Исторически сложилось так, что проблема применения информационнокоммуникационных технологий в сфере образования неразрывно связана с компьютерными технологиями. Однако, понятие «информационнокоммуникационной технологии» шире и глубже, чем понятие «компьютерная технология». Компьютерные технологии являются составляющими информационнокоммуникационных технологий. Современный преподаватель при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплинам различных блоков учебного плана использует информационные технологии как инструмент [3]. Рассмотрим этапы развития информационнокоммуникационных технологий в зависимости от совершенствования инструментария.1йэтап («домеханический») информация преимущественно обрабатывается «ручным» способом. Инструментами работы с информацией являются ручка, лист бумаги, печатная книга. Коммуникации осуществляются путем отправки писем, бандеролей по почте.2йэтап («механический») работа с информацией выполнялась с использованием механических устройств. Механическими инструментами являются пишущая машинка, телефон. Средством коммуникации остается почта.3йэтап («электрический») информация обрабатывалась посредством «электрических» устройств: электрической пишущей машинки, больших ЭВМ, диктофонов. Коммуникации осуществляются почтой.4йэтап («электронный») работа с информацией выполняется с помощью электронных вычислительных средств. Инструментарий составляют большие ЭВМ (ENIAC, Манчестерская МЭМ «Baby», System 360). 5йэтап («компьютерный») использование персонального компьютеровработе с информацией. Основным инструментом работы с информацией является персональный компьютер. Средство коммуникации локальная вычислительная сеть.6йэтап («сетевой») работа с информацией осуществляется в сети. Инструментарий и коммуникации локальна и глобальная компьютерные сети. Для наглядного представления сведем информацию об этапах развития информационнокоммуникационных технологий в таблицу.
Этапы развития ИКТ в образовательном процессе вуза
№ п/пПринцип обработки информацииИнструментКоммуникации1РучнойРучка, лист бумаги, печатная книгаПочта2МеханическийМеханические устройстваПочта3ЭлектрическийЭлектрические устройстваПочта4ЭлектронныйЭлектронные вычислительные средстваПочта5КомпьютерныйПерсональный компьютерЛокальная сеть6СетевойЛокальная и глобальная компьютерные сетиЛокальная и глобальная компьютерные сети
На современном этапе развития технологий деятельность преподавателя и студентов включает аудиторную работу с применением аппаратных и программных средств, а также дополняется возможностями сети Интернет. Применение ИКТ мотивирует студентов к творческой учебной деятельности. Формирование выводов процесс творческий и никакие программные и аппаратные средства на современном этапе развития информационных технологий не способны заменить компетентного специалиста [4].Мотивационный компонент в контексте подготовки студентов к творчеству и инновационной деятельности можно рассматривать в двух планах: с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов личности; с точки зрения потребности личности в новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону направленности профессиональной деятельности [5].Исследуемые технологии успешно применяются преподавателями кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Тихорецке, в том числе при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла направлений подготовки «Экономика» [6; 7], «Государственное и муниципальное управление» [8], «Менеджмент» [9]. В качестве популярных форм применения ИКТ в образовательном процессе вуза, практикуют:проведение курсов повышения квалификации для сотрудников вуза; организацию различных видов учебных занятий (лекционных, семинарских, практических), конференций с применением современного аппаратного и программного обеспечения.Анализ особенностей применения информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза, играет важную роль. Актуальность применения информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе обусловлена изменениями ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата.Основной внедрения информационных методов обучения, прежде всего, является нормативная база, регулирующая взаимодействие между преподавателем и студентами:1.Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года, утв. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036р.2.ГОСТ Р ИСО/МЭК 1977832011. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Технология сотрудничества. Общее рабочее пространство, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 1240ст.3.Об образовании в Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ (в ред. от 21.07.2014).4.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», утв. Федеральным законом от 21.11.2011 № 326ФЗ (в ред. от 05.04.2013).5.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, утв. Федеральным законом от 03.12.2011 №385ФЗ (в ред. от 29.12.2012).6.О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», утв. Федеральным законом от 28.02.2012 № 11ФЗ.7.О высшем и послевузовском профессиональном образовании, утв. Федеральным законом от 22.08.1996 № 125ФЗ (в ред. от 03.12.2011).8.О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975 (в ред. от 07.08.2014): «Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электроннобиблиотечной системе, содержащей издания учебной, учебнометодической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями…Электроннобиблиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет».9.ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастерклассы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типадля соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий…Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материальнотехнического обеспечения включает: специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, лингафонные кабинеты, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классес выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин».Таким образом, автор считает, что опыт применения информационнокоммуникационных технологий в образовании, позволяет преподавателям внедрять в практику новые учебнометодические комплексы, направленные на активизацию образовательного процесса. С помощью ИКТ возможно реализовать:визуализацию учебного материала;архивацию больших объемов учебного материала с возможностью передачи по локальной сети или глобальной сети Интернет;автоматизацию рутинных вычислительных операций по учебным дисциплинам;автоматизация поисковой деятельности в электронной библиотечной системе и сети Интернет;обратную связь студентов и преподавателей.
Ссылки на источники1.Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Вып. 2. ART 54612. URL: http://ekoncept.ru/2014/54612.htm. Гос. рег. Эл NoФС 7749965. ISSN 2304120X (дата обращения 10.10.2014).2.Чернухина Н. В. Факторы формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2007. 246 с.3.Мальцева Е. Ю. Информационные технологии анализа состояния предприятий АПК Краснодарского края // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Вып. 2. ART 54969. URL: http://ekoncept.ru/2014/54969.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X (дата обращения 16.10.2014).4.Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В., Чернухина Н. В. Выбор адаптивного инструментария при проведении социологического исследования // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. Социологические и политические науки. 2014. № 10. URL: http://www.onlinescience.ru/m/productspunkt/number_102014/ (дата обращения 20.10.2014).5.Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Указ. соч.6.Грачёва И. И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13271. URL: http://ekoncept.ru/2013/13271.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X(дата обращения 10.10.2014).7.Кобелева Е. А. Ключевые направления развития агропромышленного комплекса Краснодарского края // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13272. URL: http://ekoncept.ru/2013/13272.htm.Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X (дата обращения 10.10.2014).8.Чернухина Н. В. Указ. соч.9.Жигимонт С. Н. Особенности организации психологопедагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Вып.2. ART54493. URL: http://ekoncept.ru/2014/54493.htm. Гос. рег. ЭлNoФС7749965. ISSN2304120X(датаобращения17.10.2014).
Natalia Chernukhina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer, A branch of the state budgetary educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Tikhoretsknata4ernuhina@yandex.ruInformationandcommunicationtechnologiesintheeducationalprocessoftheuniversityAbstract.The article discusses the history and current state of information and communication technologies, their role in the educational process of the University.Keywords: information and communication technologies (ICT), the educational process.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Информационнокоммуникационные технологии в образовательном процессе вуза
Аннотация.В статье рассматриваются история развития и современное состояние информационнокоммуникационных технологий, их роль в образовательном процессе вуза.Ключевые слова: информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), образовательный процесс.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Проблема применения информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в процессе подготовки квалифицированных выпускников вуза приобретает все большую актуальность. По мнению автора, ее решение, положительно повлияет на организацию оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей учащихся. В педагогике условия, не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабляют действие причины [1].Внедрение в образовательный процесс вуза информационнокоммуникационных технологий, развитие сетевой инфраструктуры, применение в учебной деятельности электронной библиотечной системы (ЭБС) и обучающих программ, является одной из задач кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Тихорецке.Объект исследованияобразовательный процесса вуза. Предмет исследованияинформационнокоммуникационные технологии в образовательном процессе вуза.Цель исследования проанализировать преимущества и недостатки применения информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза.Задачи исследования:изучить историю и современное состояние информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе;выявить роль информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза;проанализировать нормативную базу.Целью образовательного процесса в вузе является развитие, формирование, становление активной, творческой личности студента как субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности. Специалист должен быть конкурентоспособным, самостоятельным в решении профессиональных задач, активизировать саморазвитие, повышать продуктивность профессиональной деятельности. Перед преподавателем вуза стоит задача воспитания студентов, умеющих ориентироваться в перспективах развития современного общества, способных к профессиональному самоопределению, самовоспитанию, самообразованию и созданию условий для развития собственной индивидуальности. В этой связи изучение факторов формирования личностных свойств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы как интегративного свойства, выполняет особую роль [2]. Информационнокоммуникационные технологии это совокупность аппаратнопрограммных средств сбора, обработки, передачи, хранения первичной информации для получения информации нового качества.Исторически сложилось так, что проблема применения информационнокоммуникационных технологий в сфере образования неразрывно связана с компьютерными технологиями. Однако, понятие «информационнокоммуникационной технологии» шире и глубже, чем понятие «компьютерная технология». Компьютерные технологии являются составляющими информационнокоммуникационных технологий. Современный преподаватель при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплинам различных блоков учебного плана использует информационные технологии как инструмент [3]. Рассмотрим этапы развития информационнокоммуникационных технологий в зависимости от совершенствования инструментария.1йэтап («домеханический») информация преимущественно обрабатывается «ручным» способом. Инструментами работы с информацией являются ручка, лист бумаги, печатная книга. Коммуникации осуществляются путем отправки писем, бандеролей по почте.2йэтап («механический») работа с информацией выполнялась с использованием механических устройств. Механическими инструментами являются пишущая машинка, телефон. Средством коммуникации остается почта.3йэтап («электрический») информация обрабатывалась посредством «электрических» устройств: электрической пишущей машинки, больших ЭВМ, диктофонов. Коммуникации осуществляются почтой.4йэтап («электронный») работа с информацией выполняется с помощью электронных вычислительных средств. Инструментарий составляют большие ЭВМ (ENIAC, Манчестерская МЭМ «Baby», System 360). 5йэтап («компьютерный») использование персонального компьютеровработе с информацией. Основным инструментом работы с информацией является персональный компьютер. Средство коммуникации локальная вычислительная сеть.6йэтап («сетевой») работа с информацией осуществляется в сети. Инструментарий и коммуникации локальна и глобальная компьютерные сети. Для наглядного представления сведем информацию об этапах развития информационнокоммуникационных технологий в таблицу.
Этапы развития ИКТ в образовательном процессе вуза
№ п/пПринцип обработки информацииИнструментКоммуникации1РучнойРучка, лист бумаги, печатная книгаПочта2МеханическийМеханические устройстваПочта3ЭлектрическийЭлектрические устройстваПочта4ЭлектронныйЭлектронные вычислительные средстваПочта5КомпьютерныйПерсональный компьютерЛокальная сеть6СетевойЛокальная и глобальная компьютерные сетиЛокальная и глобальная компьютерные сети
На современном этапе развития технологий деятельность преподавателя и студентов включает аудиторную работу с применением аппаратных и программных средств, а также дополняется возможностями сети Интернет. Применение ИКТ мотивирует студентов к творческой учебной деятельности. Формирование выводов процесс творческий и никакие программные и аппаратные средства на современном этапе развития информационных технологий не способны заменить компетентного специалиста [4].Мотивационный компонент в контексте подготовки студентов к творчеству и инновационной деятельности можно рассматривать в двух планах: с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов личности; с точки зрения потребности личности в новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону направленности профессиональной деятельности [5].Исследуемые технологии успешно применяются преподавателями кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Тихорецке, в том числе при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, математического и естественнонаучного цикла, профессионального цикла направлений подготовки «Экономика» [6; 7], «Государственное и муниципальное управление» [8], «Менеджмент» [9]. В качестве популярных форм применения ИКТ в образовательном процессе вуза, практикуют:проведение курсов повышения квалификации для сотрудников вуза; организацию различных видов учебных занятий (лекционных, семинарских, практических), конференций с применением современного аппаратного и программного обеспечения.Анализ особенностей применения информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза, играет важную роль. Актуальность применения информационнокоммуникационных технологий в образовательном процессе обусловлена изменениями ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата.Основной внедрения информационных методов обучения, прежде всего, является нормативная база, регулирующая взаимодействие между преподавателем и студентами:1.Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025 года, утв. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036р.2.ГОСТ Р ИСО/МЭК 1977832011. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Технология сотрудничества. Общее рабочее пространство, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 № 1240ст.3.Об образовании в Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ (в ред. от 21.07.2014).4.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», утв. Федеральным законом от 21.11.2011 № 326ФЗ (в ред. от 05.04.2013).5.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, утв. Федеральным законом от 03.12.2011 №385ФЗ (в ред. от 29.12.2012).6.О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», утв. Федеральным законом от 28.02.2012 № 11ФЗ.7.О высшем и послевузовском профессиональном образовании, утв. Федеральным законом от 22.08.1996 № 125ФЗ (в ред. от 03.12.2011).8.О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 31.05.2011 № 1975 (в ред. от 07.08.2014): «Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электроннобиблиотечной системе, содержащей издания учебной, учебнометодической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями…Электроннобиблиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет».9.ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастерклассы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типадля соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий…Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материальнотехнического обеспечения включает: специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, лингафонные кабинеты, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классес выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин».Таким образом, автор считает, что опыт применения информационнокоммуникационных технологий в образовании, позволяет преподавателям внедрять в практику новые учебнометодические комплексы, направленные на активизацию образовательного процесса. С помощью ИКТ возможно реализовать:визуализацию учебного материала;архивацию больших объемов учебного материала с возможностью передачи по локальной сети или глобальной сети Интернет;автоматизацию рутинных вычислительных операций по учебным дисциплинам;автоматизация поисковой деятельности в электронной библиотечной системе и сети Интернет;обратную связь студентов и преподавателей.
Ссылки на источники1.Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Вып. 2. ART 54612. URL: http://ekoncept.ru/2014/54612.htm. Гос. рег. Эл NoФС 7749965. ISSN 2304120X (дата обращения 10.10.2014).2.Чернухина Н. В. Факторы формирования личностных качеств будущего специалиста, способствующих развитию у него внутренней свободы: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2007. 246 с.3.Мальцева Е. Ю. Информационные технологии анализа состояния предприятий АПК Краснодарского края // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Вып. 2. ART 54969. URL: http://ekoncept.ru/2014/54969.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X (дата обращения 16.10.2014).4.Мальцева Е. Ю., Молчанова Е. В., Чернухина Н. В. Выбор адаптивного инструментария при проведении социологического исследования // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. Социологические и политические науки. 2014. № 10. URL: http://www.onlinescience.ru/m/productspunkt/number_102014/ (дата обращения 20.10.2014).5.Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Указ. соч.6.Грачёва И. И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13271. URL: http://ekoncept.ru/2013/13271.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X(дата обращения 10.10.2014).7.Кобелева Е. А. Ключевые направления развития агропромышленного комплекса Краснодарского края // Концепт. 2013. № 12 (декабрь). ART 13272. URL: http://ekoncept.ru/2013/13272.htm.Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X (дата обращения 10.10.2014).8.Чернухина Н. В. Указ. соч.9.Жигимонт С. Н. Особенности организации психологопедагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Вып.2. ART54493. URL: http://ekoncept.ru/2014/54493.htm. Гос. рег. ЭлNoФС7749965. ISSN2304120X(датаобращения17.10.2014).
Natalia Chernukhina,
Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer, A branch of the state budgetary educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Tikhoretsknata4ernuhina@yandex.ruInformationandcommunicationtechnologiesintheeducationalprocessoftheuniversityAbstract.The article discusses the history and current state of information and communication technologies, their role in the educational process of the University.Keywords: information and communication technologies (ICT), the educational process.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»