Метод круговой тренировки в силовой подготовке футболистов старшего школьного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорока А. С., Бурсова А. П. Метод круговой тренировки в силовой подготовке футболистов старшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S30. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14860.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения метода круговой тренировки для развития силовых качеств в подготовке футболистов старшего школьного возраста. Предложены для совершенствования силовых способностей физические упражнения с увеличенным сопротивлением посредством метода круговой тренировки.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сорока Александр Сергеевич,преподаватель кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкmc.dok@bk.ru

Бурсова Алефтина Павловна,старший преподаватель кафедры физкультурноспортивного образования филиала ФГБОУ ВПО «КарачаевоЧеркесский госуниверситет им. У. Д. Алиева», г. Кропоткинaleftina.bursova@yandex.ru

Метод круговой тренировки в силовой подготовке футболистов старшего школьного возраста

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы применения метода круговой тренировки для развития силовых качеств в подготовке футболистов старшего школьного возраста. Предложены для совершенствования силовых способностейфизические упражнения с увеличенным сопротивлением посредством метода круговой тренировки.

Ключевые слова: футбольная техника, круговая тренировка, силовые способности, статическая сила, динамическая сила, физические упражнения, силовая подготовленность, старший школьный возраст.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

О проблемах повышения качества специального профессионального образования пишут многие современные учёные [1; 2]. Многими исследователями доказано, что футбольным игрокамнеобходимо реализовать свои силовые способности, при этом игрокам следуетпроявлять силовые качества при исполнении специфических движений и без мяча, и с мячом, например:удары, старты, прыжки, толчки и другие специальные движенияв оченькороткие промежутки времени [3; 4]. За период своего существованияв футболе накоплено достаточносредствдля изученияфутбольной техники. Несомненно,футбол является динамичным видом спорта. Значительных результатов достигает лишь та команда, участникикоторойстремительно решают задачи, рождающиеся в процессе игры.Поэтому тренеры предъявляют повышенные требования к подготовке молодых футбольных игроков. В первую очередь тренеры развивают у игроков быстроту мышления, стремительность воплощения технических приемов, что обнаруживает и предполагает значительный уровень развитияскоростных качеств, выносливости, силовых качеств, ловкости и гибкости. Современный футбольный тренер предпочитает методы и способы тренировок, адаптированные и отвечающие к нынешним запросам игры. Одним из плодотворных средств подготовки футболистов служит круговая тренировка. В задачу круговой тренировки входитдостижениебольшой работоспособности организма при помощи тренинга нервномышечного аппарата, кардиореспираторной и других систем в систематическом их чередовании. Правильное выполнение конкретных упражнений, которые должным определенным образом выбраны и кумулированы в заданном времени, обеспечивают быстроту совершенствования физических качеств закороткий промежуток времени. Ведущим принципомкруговой тренировки служитто, что она есть организационнометодическая форма и включает в себя частные методы использованияфизическихупражнений. В круговой тренировке учащиесяразбиты на малые группы 26 человек и последовательно одолевают все «станции», выполняя на каждой из них физические упражнения. Круговую тренировку можно эффективно использовать как для вырабатывания физических качеств, так и для усовершенствования технических приёмовфутбольного игрока. Обращаем внимание, что упражнения для развитияфизических качеств воздействуют на определенныемышцы. Различают ведущие категории силы, говоря о силовой подготовленности футболистов: статическая сила как способность развить наибольшие усилия в режиме статики; динамическая сила как способность развить физические усилия многораз подряд за определённыйпромежуток временипри ситуации стремительного движения имобильного динамического режима мышечной работы; взрывная сила как способность развить максимум усилий за минимальный короткий временной промежуток. Основу движения составляет разовое максимальное мышечное усилие с замахом.При целенаправленном совершенствовании,развитии двигательных качеств и улучшении их комплексного проявления чаще всего применяют простые и несложные легкоатлетические упражнения,гимнастические упражнения, упражнения тяжелой атлетики,а такжедругих видов спорта. Для усовершенствования технических приемов у футболистов употребляются хорошо освоенные ими упражнения. Соотношение числа станций по целенаправленному вырабатыванию двигательных качествобусловлено специальными задачами учебнотренировочного занятия.Силовые способности разделяют на собственносиловые, например, статический режим либо медленные движения, и скоростносиловые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).Круговая тренировка представлена комплексной тренировкой, которая сочетает разнообразные типы упражнений. Эти тренировки содержатотдых, физические упражнения на сопротивление и на скорость. Эта тренировка совершенствует силу мышц, упрочивает кардиореспираторную выносливость. Цикл состоит из активного периода в 60‬90 секунд и подобного по времени этапа отдыха. В круговую тренировку можно подключать до 15 типов физических упражнений [5].Формы тренировок из других видов спорта нельзя копировать слепо и тренировать футбольного игрокатак же, как легкоатлета и штангиста. Научные рекомендации нужноприменять только в их футбольной интерпретации. Поэтому, специальные методы тренировки для развития физической силы, например,такие, как тренировки интервальныеи постоянные нагрузки, при всей своей специфичности следуеткомбинировать с занятиями техническими изанятиями на тактику, ориентированными наигровую обстановку. Однотонные занятия сокрушают внутреннюю радость игровой деятельности, что противоречит специфическим требованиям игры.Проявление силовых качеств обусловлено влиянием следующих факторов:усилиеми концентрацией возбуждения и торможения нервномышечных процессов, волевыми усилиями, состоянием костномышечного аппарата, размером физиологического поперечника мышц, химизмом мышечных тканей, а также биомеханическимихарактеристикамиспортсмена ивеличинойнекоторых мышечных групп и техникойфизических упражнений.Силовые способности разделяют на собственносиловые, например, статический режим либо медленные движения, и скоростносиловые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).В современную классификацию силовых способностей учёными был использован критерий видоизменения длины мышцпри исполненииупражнений, другими словами, усилие в мышце нарастает, а длина ее изменяется неодинаково: 1.Для изометрического или удерживающего режима характерна неменяющаяся длина мышцы (пример: удержание прямого угла в упоре на брусьях).2.Для преодолевающего режима характерна уменьшающаяся длина мышцы (пример: жим штанги или подтягивание).3.Для уступающего режима характерна увеличенная длина мышцы (пример: прыжки в глубину).В соответствии с названнымирежимами проявления силы дифференцируют: силу статическую, то есть стабильнуюдлину мышцы, динамическую силу, когда длина мышц меняется и амортизационнуюсилу в уступающем режиме.По последним данным выделяют следующие основные категории силы, говоря о силовой подготовленности футболистов: статическая сила как способность развить наибольшие усилия в режиме статики; динамическая сила как способность развитьфизические усилия многораз подряд за определённыйпромежуток временипри ситуации стремительного движения имобильного динамического режима мышечной работы; взрывная сила как способность развить максимум усилий за минимальный короткий временной промежуток. Исследователи отмечают нижеследующие виды силовых способностей:1.Максимальная сила характеризуется максимальными возможностями, которые спортсмены могут проявлять при самом большом произвольном мускульном сокращении.2.Взрывная сила ‬есть способность овладевать сопротивлением с максимально высокой скоростью.3.Для силовой выносливости характерна способность продолжительно поддерживать лучшие силовые характеристики движений.При равном уровне тренированности спортсмены с большим весомспособныподнимать изначительную тяжесть. В этом случаенаблюдаемподчиненность силы к весу. Различают абсолютную силу, при ней наибольшие силовые показатели вымерены безотносительно к весу спортсмена и относительную силу, при которойуровень максимальныхсиловых показателейизмеренсоотносительно массы тела спортсмена [6]. Обращаем внимание, что упражнения для развитияфизических качеств воздействуют на определенные мышцы. При целенаправленном совершенствовании,развитии двигательных качеств и улучшении их комплексного проявления чаще всего применяют простые и несложные легкоатлетические упражнения,гимнастические упражнения, упражнения тяжелой атлетики,а такжедругих видов спорта. Для усовершенствования технических приемов у футболистов употребляются хорошо освоенные ими упражнения. Соотношение числа станций по целенаправленному вырабатыванию двигательных качествобусловлено специальными задачами учебнотренировочного занятия.К основным средствам силовой подготовки 15‬16летних футболистов относятфизические упражнения. Они представлены двигательными действиями, которые выбраны и используются методически строго для осуществления определенной задачи. Все основные средства подразделяют на специфические (физические упражнения с мячом), и неспецифические (физические упражнения без мяча) [7].В тренировке футболистов используют специфические упражнения:соревновательные и специальные. Соревновательные физические упражнения представлены набором специфическихдвигательных действий, составляющих собственно игру футбол и выполняются они в абсолютном соответствии правиламсостязаний по футболу. К соревновательным упражнениям причисляют игры официальные, игры контрольные, товарищеские игры, двусторонние игры, минифутбол.Специальные упражнения представлены подбором двигательных действий, составляющих элементы соревновательных упражнений, а такжеих варианты. Их основное предназначение ‬этотехникотактическое совершенство и формированиеспециальных физических качеств футбольного игрока.Специальными упражнениями являются упражнения с мячом,взаимодействия в парах или тройках, а также игровые задания. Специальные упражнения можно выполнять дозировано и эффективно.Неспецифическими являются общеподготовительные и специальноподготовительные упражнения.Общеподготовительные упражнения являются средствами общей подготовленности футболистов, поскольку призваны разрешитьзадачи гармоничного всестороннего физического воспитания, при этом они избирательно сказываются на формировании основных физических качеств, улучшают двигательные координации, навыки и умения.Специальноподготовительные упражнения имеют значимую схожесть со специальными физическими упражнениями по форме, структуре и характеру в проявлениипсихофизических качеств.Выбратьвеличину сопротивления и темп выполнения физических упражнений для вырабатывания силовых способностей спортсмен должен индивидуально, что определяется возрастом и морфологическими особенностями занимающегося.Разумно в подготовке молодых футболистов употреблять для развития силыодоление непредельных отягощенийс предельным числом (количеством) повторов. Физические упражнения с непредельными силовыми напряжениями разрешают проверить технику выполнения движенийфутбольных игроков и осуществлять эти движения более скоординированно [8].Для вырабатывания силы мышц используютсяупражнения с отягощениями, оказывающими влияние на две самые важные для молодых футболистов группы мышц. К ним относятупражнения скоростносиловые, общеразвивающие,упражнения с отягощениями и без них, упражнения без предметов, в парах, с партнером типа «качели»или«мельница», с набивными мячами, со штангой,на гимнастических скамейках, с преодолением полосы препятствий, с барьерами, удары по мячу. Предметомнашего исследования стала круговая тренировка как метод развития силовых качеств футболистов 15‬16 лет. Экспериментальное исследованиепроводилосьна базе ДЮСШ г. Кропоткина в 2014 г. В качестве контрольной группы мы взяли футболистов ДЮСШ г. Тихорецка. Занятия с футбольными игроками экспериментальной группы проводились трижды в неделю, из них дважды в неделю в тренировке мы применяли метод круговой тренировки. Продолжительность занятий составила 90 минут. На подготовительнуючасть отвели 20 минут.На основную часть мы отвели 50минут.Длительность заключительной части продолжалась10минут. В основной части тренировки мы применили разработанные нами для экспериментальной группы четыре комплекса, включавших специально отобранныефизические упражнения для силовой подготовкифутболистов старшего школьного возраста. Упражнения в ЭГ выполнялись преимущественнов предельном темпе, длительностьработы на каждой станциисоставляладо 15 секунд,длительность отдыхадо 45 секунд. Уровень отягощений составилдо 40 кг. Занятия с футболистами старшего школьного возраста КГпроводились также трижды в неделю по 90 минут, нос применениемметода интервального. Применённая нами в ЭГ круговая тренировка представлена комплексной тренировкой, которая сочетала разнообразные типы упражнений. Эти тренировки содержали и отдых, и физические упражнения на сопротивление, на скорость. Эта тренировка совершенствовала силу мышц, упрочивала кардиореспираторную выносливость. Цикл состоял из активного периода в 60‬90 секунд и подобного по времени этапа отдыха. В круговую тренировку мыподключали до 15 типов физических упражнений.Упражнения на станциях мы подбирали так, чтобы каждая последующая серия подключала к работе новую мускульную группу. Численность упражнений, действующих на разнообразные мышечные группы, длительность их выполнения на станциях зависела от задач,что решаются в тренировочном процессе, от возраста и пола спортсменов, от их подготовленности. При целенаправленном совершенствовании,развитии двигательных качеств и улучшении их комплексного проявления применяли простые и несложные легкоатлетические, гимнастические упражнения, упражнения тяжелой атлетики, других видов спорта, что мы и реализовали в экспериментальной методике. Для усовершенствования технических приемов у футбольных игроков употреблялись хорошо освоенные ими упражнения. Соотношение числа станций по целенаправленному вырабатыванию двигательных качеств было обусловлено специальными задачами учебнотренировочного занятия. В конце нашего исследования мы пришли к заключению,разработанная намиметодика с комплексами упражнений длякруговой тренировки с целью воспитания силовых способностей футболистов старшего школьного возраста оказалась эффективной. Говоря о силовой подготовленности футболистов, исследователи выделяют три ведущие категории силы: статическая сила как способность развить наибольшую силу в статическом режиме; динамическая сила как способность развить усилия несколько раз подряд за установленный временной промежуток при ситуации стремительного движения и динамического режима работы мышц; взрывная сила как способность развить максимум усилий за минимальный короткий временной промежуток. Изучив специальные научнометодические источники по проблеменашего исследования, мы установили, что многочисленными исследователями предложены для совершенствования силовых способностейу футболистов старшего школьного возраста физические упражнения с увеличенным сопротивлением.

Для усовершенствования технических приемов у футболистов нами употреблялись хорошо освоенные ими упражнения. Соотношение числа станций по целенаправленному вырабатыванию двигательных качеств было обусловлено специальными задачами учебнотренировочного занятия.В процессе выполнения экспериментальной части нашего исследования нами были установлены показатели силовой подготовленности 15‬16летних футболистов опытных групп, занимающихся футболом. В начале исследования все численные показатели тестов были практически одинаковыи ниже норматива.Мы разработали содержание учебнотренировочных занятий 15‬16летних футболистов, используя метод круговой тренировки. В экспериментальной методике содержались физические упражнения с гирями, со штангой, с другими отягощениями, применили упражнения по перемещению массы собственного тела, прыжковые упражнения с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах, упражнения с отягощениями. Эффективность экспериментальной методики определялась с помощью методов математической статистики. По истечении эксперимента показатели в опытных группах по сравнению с исходными выросли. Недостоверными по критерию Стъюдента оказались приросты результатов только в тесте «Становая сила», в остальных‬улучшение показателей силовых качеств оказалось достоверным. Таким образом, применение метода круговой тренировки позволило нам в ходе эксперимента с 15‬16летними футболистами поднять уровень развития силовой подготовленностифутболистов старшего школьного возраста.

Ссылки на источники:1.Жигимонт С.Н. Особенности организации психологопедагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Современные научные исследования. Вып.2.‬Концепт: науч.метод. электрон. журн.‬2014. ‬URL: http://ekoncept.ru/2014/54493.htm2.Сердюк И.И. Проблемы повышения качества профессионального образования// Концепт: науч.метод. электрон. журн. ‬2014. ‬Т. 20. ‬С. 4046‬4050.3.Энциклoпедия спoртивная. Футбoл. ‬М.: Эксмo,2014. ‬64с.4.Ярoвoй С. М. Вoзмoжнoсти пoдгoтoвки юных футбoлистoв на oснoве учета разнoстoрoннoсти техникoтактических действий. ‬Харькoв, 2011. ‬129с. 5.Энциклoпедия спoртивная…6.Ярoвoй С. М.Указ. соч.7.Энциклoпедия спoртивная…8.Ярoвoй С. М.Указ. соч.

Alexander Soroka,

lecturerat the Department of social and humanitarian disciplines of the branch of Federal state budget educational institution of higher professional education "Kuban state University", Tikhoretsk

mc.dok@bk.ruAleftina Bursova,

Senior lecturer of the Departmentof physical education branch FGBOU VPO "KarachayCherkessia state University n.a. UD Aliyev", Kropotkinaleftina.bursova@yandex.ruThe method of circuit training in strength training players of high school ageAbstract.In the article the questions of application of the method of circuit training for the development of power quality in the training of players in the senior school age. Many researchers proposed to improve the strength abilities of the players of high school age physical exercise with increased resistance.Keywords:football equipment, circuit training, ability power, static power, dynamic power, exercise, strength training, senior school age.

Рекомендовано к публикации:

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук