Графическая составляющая в дизайн-технологической деятельности будущих конструкторов одежды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Некрасова Г. Н., Малых Н. В. Графическая составляющая в дизайн-технологической деятельности будущих конструкторов одежды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S33. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14888.htm.
Аннотация. Предложен перечень профессиональных задач и профессиональных графических действий будущего конструктора швейного производства. Формирование готовности студентов к их выполнению позволит вывести подготовку конструкторов на высокий уровень дизайн-технологической деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Некрасова Галина Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировdaw@mediaedu.ru

Малых Наталья Владимировна,ассистентфакультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров

lab_tid@vshu.kirov.ru

Графическая составляющая в дизайнтехнологической деятельности будущих конструкторов одежды

Аннотация.Предложен перечень профессиональных задач и профессиональных графических действий будущего конструктора швейного производства. Формирование готовности студентов к их выполнению позволит вывести подготовку конструкторов на высокий уровеньдизайнтехнологической деятельности.Ключевые слова: графическая подготовка, дизайнтехнологическая деятельность, профессиональные задачи.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обучение студентов, будущих конструкторов одежды, интегративному проектированию является современной задачей при реализации ФГОС ВПО. Под интегративным проектированием мы понимаем дизайнтехнологическую деятельность будущего специалиста, в рамках которой он решает профессиональные задачи на уровнях аналитическом, проектировочном и технологическом. При этом мы имеем в виду, что ограничиться только промышленным проектированием будет недостаточно (стадии промышленного проектирования: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочее проектирование). Интегративность в проектировании одежды подразумевает сочетание промышленного и художественного проектирования. Художественное проектирование понимается нами как вид художественной деятельности, направленной на внесение эстетического начала в предметную среду. Таким образом, дизайнтехнологическая деятельность рассматривается как творческая деятельность, основанная на проектировании, и ее результатами являются предметы дизайна, удовлетворяющие вкусам и предпочтениям конкретных потребителей. Эффективность профессиональной деятельности зависит от умения конструктора четко формулировать цели, прогнозировать результаты, планировать выполнение всех действий и операций при условии творческой самореализации специалиста.В современном мире недостаточно обладать компетенциями по разработке конструкций одежды, конструктор более ценится на рынке труда, если он обладает и профессиональными качествами дизайнера. Зачастую небольшие предприятия по производству одежды не в состоянии принимать на работу двух специалистов дизайнера и конструктора, и поэтому «больший вес» при приеме на работу имеет выпускник вуза, если в его портфолио имеется комплекс авторских идей и подтверждение их реализации.В будущей профессиональной деятельности студента, обучающегося по направлению подготовки 262200.62 Конструирование изделий легкой промышленности, графическая составляющая занимает одно из центральных мест. Следовательно, графические умения в дизайнтехнологической деятельности являются базовой основой проектирования.Рассмотрим, как решается задача по формированию профессиональных графических компетенций будущего конструктора одежды.При этом обратим внимание на компетенции, которые формируются в процессе освоения дисциплин «Инженерная графика», «Начертательная геометрия», «Компьютерная графика», «Рисунок», «Конструирование одежды». Выделим из ФГОС ВПО данного направления подготовки бакалавра профессиональные задачи и дадим характеристику конкретным действиям, будущего конструктора, связанным с графической деятельностью. Профессиональные задачисоздание эскизов новых моделей: выполнение форэскизов, художественных рисунков, изображение новой модели в цвете, разработка технического рисунка;осуществление конструкторских разработок: выбор масштабов и форматов чертежей, группировка и применение линий различной толщины на чертеже, нанесение размеров, применение шрифта, выполнение чертежей конструкций одежды с помощью чертежных инструментов и в САПР;изготовление и контроль изделий: чтениечертежей конструкций;использование оборудования: чтение чертежей деталей, сборочных чертежей, кинематических и электрических схем.Для решения данных профессиональных задач будущий выпускник должен обладать определенными компетенциями, которые формируются в процессе освоения вышеназванных дисциплин. В таблице представлен перечень компетенций, связанных с графическойдеятельностью, а также, комплекс знаний и умений, формируемых у студентов при освоении графических дисциплин.

№ п/пКомпетенции( по ФГОС ВПО)Результаты обучения

Общекультурные компетенции1.

Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

–знать: значение графической грамотности в процессе проектирования и создания изделий; основы начертательной геометрии; основы инженерной графики; основы рисунка и научных основ конструирования одежды; –уметь: образно мыслить; анализировать конструктивные особенности формы объектов окружающей предметной среды; анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению,натуре;–владеть: культурой графического труда: эффективностью зрительного восприятия, системностью наблюдений, наблюдательностью, аккуратностью и точностью, самостоятельностью и плановостью в работе; навыками пространственного преобразования формы предметов2.

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства –знать: средства и способы повысить свою квалификацию в графической деятельности; правила выполнения технического рисунка и чертежей;–уметь: развивать навыки работы с чертежными инструментами, средствами компьютерной графики;–владеть: способностью ориентироваться в новой информации, чтобы повышать свою квалификацию в графической деятельности3.

Владение основными методами, способами и –знать: способы проецирования; метод центрального проецирования; закономерности изображения пространственных геометсредствами получения, хранения, переработки информации, готовность к работе с компьютером как средством управления информацией рических объектов; основные приемы и способы получения изображений с помощью компьютерных технологий; приемы редактирования чертежей в среде графического редактора; основы трехмерного моделирования;–уметь: выполнять проекции точки, прямой, плоскости, геометрических фигур и тел способами ортогонального и центрального проецирования; изображать предметы способами аксонометрических проекций, технического рисунка; находить требуемую техническую информацию с помощью компьютерных сетей; представлять, хранить, обрабатывать и передавать графическую информациюс помощью компьютера; выполнять геометрические построения и графические изображения средствами компьютерной графики.–владеть методами поиска, обработки и использования графической информации; приемами использования компьютерных технологий при конструировании; опытом трехмерного моделирования геометрических объектовПрофессиональные компетенции4.

Использование основных законов естественнонаучных дисциплин, методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследований в профессиональной деятельности –знать: значение естественнонаучных дисциплин для решения задач, возникающих в теории и практике «Инженерной графики»;–уметь: использовать математический аппарат, применять математические методы при решении графических задач;–владеть: базовыми знаниями естественнонаучных дисциплин, необходимыми для изучения дисциплин, формирующих графические умения

5.

Способность оформлять документацию, конструкторские разработки, составлять отчеты о результатах выполненных работ–знать: основные методы получения изображения; алгоритмы решений метрических и позиционных геометрических задач; классификацию конструкторской документации и основные положения ГОСТов ЕСКД; правила оформления конструкторской документации в соответствии с действующими нормативами.–уметь: выполнять чертежи любых геометрических форм с необходимыми изображениями, надписями, обозначениями; решать метрические и позиционные задачи;–владеть: способами решения инженерногеометрических задач, навыками реконструкции пространственных форм детали по плоскому изображению; приемами поиска требуемой технической информации; навыками оформления конструкторской документации, выполнения эскизов, рабочих чертежей деталей и сборочных единиц; стандартами, техническими условиями и другими нормативными и руководящими материалами на разрабатываемую техническую документацию, порядком её оформления; методами и средствами выполнения проектноконструкторских работ6.

Готовность к изучению научнотехнической информации, отечественного и зарубежного опыта –знать: средства и способы поиска информации, основные ГОСТ, используемые в черчении;–уметь: читать графическую информацию; применять основные требования стандартов ЕСКД к чертежам; находить, анализировать и обрабатывать научнотехническую, в том числе и графическую информацию;–владеть: навыками работы с научнотехнической информацией; инновационными технологиями7.

Способность осуществлять авторский контроль за соответствием рабо–знать: последовательность чтения чертежей; –уметь: читать чертежи, эскизы, аксонометрии и технические рисунки несложных деталей, простых сборочных единиц и других чих эскизов и технической документацией дизайнпроекту изделия конструкторских документов, установленных ЕСКД (схемы кинематические и др.; графики, диаграммы ГОСТ 2.31981);–владеть: навыками сопоставления изделия с его рабочими эскизами и технической документацией

Составленный нами подробный перечень профессиональных действий позволит выстроить образовательную программу, на основе интегративного подхода при изучении указанных выше дисциплин, относящихся к графической подготовке конструкторов. Такой подход к формированию компетенций с учетом будущих профессиональных задач и конкретных профессиональных действий сосредоточивает внимание на результате образования, при котором акцент делается не на усвоенную студентом информацию, а на его способность действовать в профессиональных ситуациях.

Galina Nekrasova,Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Dean of Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirovdaw@mediaedu.ruNatalia Malykh,Assistant, Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirovlab_tid@vshu.kirov.ruGraphic component in the designtechnological activities of future designers of clothesAbstract.The paper gives the list of occupational tasks and operations for future professional graphic designers of garment production. Readiness of students to implementation of the tasks helps to bring training of designers on the high level of designtechnological activity.Key words:graphic preparation, designtechnological activities, professional tasks.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»