Программа по профессиональной ориентации младших школьников "Тропинка в профессию"
Выпуск:
ART 54102
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абросимова
Л.
Н. Программа по профессиональной ориентации младших школьников "Тропинка в профессию" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54102.htm.
Аннотация. В статье представлена программа по профориентации младших школьников "Тропинка в профессию" с использованием современных педагогических технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Похожие статьи
Текст статьи
Абросимова Людмила Николаевна,воспитатель,МКОУ школаинтернат №68 (коррекционная), г.Новокузнецк abrosimovazoy@mail.ru
Программа по профессиональной ориентации младших школьников "Тропинка в профессию"
Аннотация.В статье представлена программа по профориентации младших школьников "Тропинка в профессию" с использованием современных педагогических технологий для детейс ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова:профориентация, социализация,адаптация, социум.
Пояснительная запискаПроблема положения детей, лишенных опеки и внимания родителей в настоящее время вызывает беспокойство не только на муниципальном, но и на Федеральномуровне. Государство в последнее время обратило вниманиена детей сирот. Правительство создало благоприятные условиядля того, чтобы детисироты жили в нормальных условиях,могли после окончания сиротских учреждений, адаптироваться и благополучно интегрироваться в социуме. Об этом свидетельствуют те нормативные документы, которые выпущены за последние годы это «Конвекция ООН о правах ребенка». Программа «Патриотического воспитания», «Концепция модернизации российского образованияна период до 2010года», федеральная целевая программа «Дети России», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Постановлении Министерства труда социального развития Российской Федерации «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 годы», «Национальнообразовательная инициатива», «Наша новая школа».Они направлены на обеспечение полноценной жизнедеятельности детейинвалидови их интеграцию в обществе, обеспечении экономической самостоятельности и защите детей воспитанников в детскихинтернатных учреждениях, развитие системы социализации детейсирот. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома является одной из основных задач воспитанников социальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната VIIIвида. Так как эти дети являются одной из самых уязвимых групп населения.Бедственное их положение усугубляетсянизким уровнем образования и культуры, недостаточным опытом жизни в открытом социуме, отсутствием конкурентоспособной специальности.Коррекционноразвивающий процесс в школе интернатепредставляет собой систему педагогического воздействия на учащихся, направленную на преодолениеили ослабление недостатков развития и формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности, развитие умственных сил и коррекции отклонений развития в познавательной сфере.Любой ребенок умственноотсталый или с нервнопсихическим расстройством не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом он достоин стать оптимально развитой личностью.Поэтому профессиональная профориентация в школе это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни, в будущем.Понимая всю сложность процесса профессиональной ориентации младших школьников, была разработана программа «Тропинка в профессию».Цель программы: Формирование знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.Задачи:1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о труде людей;2.Расширить у детей знания и представление о профессиях;3.Обогащать словарный запас, развивать связную речь;4. Коррекция высших психических функций (мышление, память, речь, внимание);5.Способствовать развитию у ребенка профессионального самосознания.Конечный результат программы.Овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий. Развитие способности трудиться в коллективе.Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду. Обогащения словарного запаса. Коррекция высших психологических функций. Коррекция психофизических недостатков средствами трудовой деятельности.Этапы развития программы:Iэтап Создание определенной нагляднойосновы, на которой базируется дальнейшее знакомство с миром профессий.IIэтап Создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.Овладение универсальными компетенциями, способствующими успешной профориентации в будущем.IIIэтапФормирование представление о мире профессий, создание условий для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. Сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.Этапы реализации программы:Iэтап Знакомство спрофессиями через труд.IIэтап Углубление и расширение знаний о профессиях. Показать значимость каждой профессии для общества.IIIэтап Развитие коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. Формы и методыВпрофессиональной ориентации используются современные информационные технологии: цифровые, предметнометодические материалы. Для активизации и интенсификации деятельности учащихся используются игровые технологии: (дидактические игры, ролевые, театрализованные). Игровые методики включают в себя:загадки, ребусы, пословицы, материалы о труде, которые очень нравятсядетям и в увлекательной для них форме вводят в мир труда и профессий взрослых. Для закрепления знанийо профессиях используются технологии продуктивногочтения, технологии поэтапного формирования знаний. Основные направления программы:Модуль IИграем в профессии1 класс.Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.Модуль IIПутешествие в мир профессий2 класс.Цель: расширение представлений детей о мире профессий.Модуль IIIУ меня растут года…3 класс.Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой иучебнойдеятельности, стремления к коллективному общественнополезному труду.Модуль IVТруд в почете любой, мир профессий большой4 класс.Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.Знания и умения(1 4класс)После четырех лет работы над программой дети с 1 4 класса должны Знать:какие профессии бывают;слова, обозначающие различные профессии;как правильно обращаться в коллективе;знать навыки самостоятельной работы по образцу;знать о профессиях окружающих людей;знать, что делают люди разных профессий, с помощью таких орудий и материалов и, что получается в результате;знать классификации профессий: «человекчеловек», «человек знаковая система», «человектехника», «человекприрода», «человекхудожественный образ».Уметь:трудиться в коллективе;общаться со сверстниками и взрослыми;играть парами и в группе;играть в игры, связанные с профессией (настольные, дидактические, словесно ролевые).следить за собой и своими вещами;уметь довести начатое дело до конца;уметь работать в детском коллективе, чувствовать себя неотъемлемой частью;уметь оценивать и контролировать действия другого;уметь общаться с людьми в различных ситуациях. Таблица 1Тематическиепланыдля 14классов
№Наименование мероприятияКолвочасовФорма проведенияМесяц проведения1 класс. Модуль I "Играем в профессии"1Все работы хороши1занятие с элементами игрысентябрь2Кому, что нужно1дидактическая играсентябрь3Оденем куклу на работу, едем на работу1занятие с элементами игрыоктябрь4Мы строители1занятие с элементами игроктябрь5Магазин1ролевая играноябрь6Мы идем в магазин1экскурсияноябрь7Аптека1ролевая иградекабрь8Скорая помощь1ролевая иградекабрь9Какие бывают профессии 1игровой часянварь10С.Михалков «Дядя Степа»1чтениеянварь11«Дядя Степамилиционер»1видеоурокфевраль12К.Чуковский «Доктор Айболит»1иградемонстрациямарт13В.Маяковский «Кем быть»1чтениемарт14Уход за цветами 1практикаапрель15Профессия повар1экскурсияапрель16«Поварята»1практикуммай2 класс. Модуль II"Путешествие в мир профессий"1Все работы хороши1занятие с элементами игрысентябрь2Разные дома1конструированиеянварь3Дачный домик1аппликацияянварь4Профессия повар1экскурсияноябрь5Парикмахерская1сюжетноролевые игрыфевраль6Профессия «Врач»5занятие с эл.игрыноябрь7Моя профессия1игравикторинасентябрь8«Почта»1сюжетноролевые игрыдекабрь9Аптека1экскурсиядекабрь10Мастерская удивительных профессий1дидактическая играмарт11Профессии все хороши любую выбирай на вкус1тематический вечермарт12Д.Родари «Чем пахнут ремесла»1работа с текстамиапрель13Профессия строитель1дидактическая играапрель14Строительный поединок1игра соревнованиймай15Путешествие на стройку 1экскурсиямай3 класс. Модуль III"У меня растут года..."1Что такое профессия1игровые программысентябрь2Укого мастерок, у кого молоток1беседа с эл. игрысентябрь3Истоки трудолюбия1игровой часоктябрь4Домашний помощник1играконкурсоктябрь5Мир профессии1викторинаноябрь6Угадай профессии1занятие с эл.игрыноябрь7Какие бывают профессии1занятие с эл.игрыдекабрь8Куда уходят поезда1занятие с эл.игрыдекабрь9Моя профессия1КВНянварь10Наши друзьякниги1беседа с эл.игрыянварь11Откуда сахар пришел1беседа февраль12Турнирпрофессионалов1конкурсиграфевраль13Все профессии нужны, все Профессии важны1дидактическая играмарт14Строим дом1экскурсиямарт15Операция десант 1практикумапрель16Уход за цветами1практикумапрель17Кулинарный поединок1шоупрограммамай4 класс. Модуль IV "Труд в почете любой, мир профессий большой"1Любое дело мое счастливое будущее1классный час презентациясентябрь2По дороге идут машины1беседы тренингсентябрь3Все работы хороши1играконкурсоктябрь4О профессии продавец1беседатренингоктябрь5О профессии библиотекарь 1беседа с эл.игрыноябрь6Праздник в городе Мастеров1КВНноябрь7Работники издательств и типографии 1ролевая иградекабрь8Как приходят вести1беседа с эл.игрыдекабрь9Веселые мастерские1играсостязаниеянварь10Путешествие в город мастеров1путешествиеиграянварь11Строительные специальности 1практикумфевраль12Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй1игровой вечерфевраль13Знакомство с промышленными профессиями1конкурспраздникмарт14Человек трудом красен1игра соревнованийапрель15Умеешь сам научи другого 1практикумапрель16Чей участок лучше1практикуммай17Кулинарный поединок1практикуммай
СодержаниеМодуль IВсе работы хороши (1 ч). Занятия с элементами игры.Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше(швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты (нет рыбака), без дела жить…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).Кому что нужно(1 ч). Дидактическая игра.Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например,строительмастерок, врачградусник, поваркастрюля и т.д.Оденем куклу на работу (1ч). Дидактическая игра.Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).Мы строители(1 ч). Занятие с элементами игры.Игра. Строится из геометрических фигур. Просматривают м/ф. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.Магазин (1ч).Ролевая игра.Виды магазинов (продуктовый, одежды, игрушки). Работа с картинками. Знакомство с продавца, кассира. Дидактические игры: «Найди лишнее» (на карточках изображены овощи, фрукты, игрушки, продукты…). Ситуация «Грубый продавец», «Вежливый продавец». Итог.Мы идем в магазин (1ч). Беседа с игровыми элементами.Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формированиеновых знаний. Разбор стихов. Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в магазине. Заведующая, продавец, товар, охранник, администратор товара. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?Аптека (1ч).Ролевая игра.Скорая помощь 1ч). Ролевая игра. Вступительная беседа о том, как необходимо действовать, если человек тяжело заболел. Распределение ролей между детьми (отец, сын, дочь, дежурный,врач…).Ситуация «Отец заболел»:дети вызывают скорую помощь, дежурный принимает вызов, сообщает врачу. По ходу игры врач осматривает больного, ставит градусник, делает укол, наблюдает за больным. Члены семьи провожают врача.Какие бывают профессии (1 ч). Игровой час.Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда..(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?С.Михалков «Дядя Степамилиционер»(1ч).Чтение.С.Михалков «Дядя Степамилиционер»(1ч).Видеоурок.Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степамилиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. В.Маяковский «Кем быть?» (1ч). Чтение текста.Уход за цветами. (1ч). Практическое занятие.Смена сезонов года и комнатные растения. Необходимые условия выращивания (световой, воздушныйи тепловой режимы). Соблюдение режима полива. Правила ухода за растениями.Профессия «Повар»(1ч). Экскурсия.Презентация профессий. Знакомство со столовой школыинтернат. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.Поварята. (1ч).Конкурсигра.МодульIIМастерская удивительных профессий (1ч). Дидактическая игра.Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга тех же цветов).Изображениярабочая одежда из выбранных карточек, средств труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.Разные дома (1ч).Практическое занятие.Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выносить задание из кубиков построить дома. Играсоревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.Дачный домик (1ч). Практическое занятие.Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.Моя профессия (1ч). Игравикторина.Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.Профессия «Врач» (1ч). Дидактическая игра.«Назови профессии»,«Кто трудится в больнице». Работа с карточками.Больница (1ч). Сюжетноролевая игра.Доктор «Айболит»(1ч). Игра. Распределение ролей между детьми: доктор, волчица, зайчиха, лиса, Бармалей). Оборудование: костюмы, предметы (градусник, лекарства, игрушки). Оказание помощи больным зверям. Итог. Как помогал зверям доктор Айболит.«Кто нас лечит» (1ч). Экскурсия в кабинет врача.Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.«Добрый доктор Айболит» (1ч).Занятиепрактикум.Рисование с использованием фломастеров. Работа детей с красками. Выставка детских работ. Итог, награждение ребят.«Парикмахерская» (1ч.). Сюжетноролевая игра.Профессии все хороши любую выбирай на вкус (1ч). Эл. Игры. Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например,лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиалюди разных профессия.Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»(1ч.).Инсценировка.Профессия «Строитель»(1ч). Дидактическая игра.Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например,штукатурмастерок, машинашофер.Строительный поединок (1ч). Играсоревнование.Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.Путешествие на стройку (1ч). Экскурсия.Местонахождение строительного объекта. Знакомство со строительными профессиями.Где работать мне тогда? (1ч) Классный час.Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа(профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор».
МодульIIIЧто такое профессия(1ч). Игровая программа.Роль трудав жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит..». Закончить пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии попервой букве. По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).У кого мастерок, у кого молоток (1ч). Беседа с элементами игры.История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назовиинструмент» (на кухне например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Разгадывание кроссворд об инструментах.Истоки трудолюбия (1ч). Игровой час.О чем будем говорить. Загадки. Играконкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачиперестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».Домашний помощник (1ч). Играконкурс.Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза». Сказки о том, как опасна лень(В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурсэстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».Мир профессий (1ч). Викторина.Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщикам. Вопросы о профессии.Загадки о профессиях.Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например,п (пилот), в (врач). Угадай профессию (1ч). Занятие с элементами игры.Дидактическая игра назови профессию, например,хлебхлебороб, одеждапортной. Черный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Какие бывают профессии (1ч).Занятие с элементами игры.Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакова числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.Куда уходят поезда (1ч). Занятие с элементами игры.Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Моя профессия (1ч). КВН. Представление команд. Визитная карточка (портные модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Наши друзьякниги (1ч). Беседа с элементами игры.Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).Откуда сахар пришел (1ч). Беседа.Просмотр фильма. Обсуждениерастений,из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).Турнир профессионалов (1ч). Конкурсигра.Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например,Аагроном, Б бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразитьпрофессию). Все профессии нужны, все профессии важны (1ч). Устный журнал.Страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?», художественное (просмотр мультимедиа о людях разныхпрофессий)). Игра. Дискуссияобъясните пословицу: «Всякая вещь трудом созданы».Строчки (1ч). Экскурсия.Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.Операция «Трудовой десант» (1ч). Практикум.Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Уход за цветами (1ч). Практикум.Кулинарный поединок (1ч). Шоупрограмма.Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудоповара». Конкурсэстафета «Варим борщ» (выбрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежек», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурсэстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и т.д.). Модуль IVЛюбимое дело мое счастье в будущем (1ч).Классный час презентация.Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. По дорогам идут машины (1ч). Беседатренинг.История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра, кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак». Ролевая игра драматизма «Улица».Все работы хороши (1ч). Играконкурс.Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». О профессии продавца (1ч). Занятие с элементами игры.Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».О профессии библиотекаря (1ч). Беседа с элементами игры.Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читательбиблиотекарь». Оценка работы библиотекаря.Праздник в городе мастеров (1ч). КВН.Представлены 2 команды: «Девицымастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее заданиесценки о профессиях. Работники издательства типографии (1ч). Сюжетноролевая игра.Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетноролевая игра «Редакция газеты». Задание 1штат редакции (корреспондент, фотограф, художник,наборщик). Задание 2Вы редакторы (отредактировать текст). Задание 3Вы журналисты (написать текст). Задание 4 Вы художники (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.Как проходят вести (1ч). Беседа с элементами. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко
пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон».Веселые мастерские (1ч). Игра состязание.Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Путешествие в город Мастеров (1ч). Профориентационная игра.Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человекчеловек, человектехника, человекприрода, человекхудожественный образ, человек знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители самоделки, железный дровосек.Строительные специальности (1ч). Практикум.Актуализация опорных знаний разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (1ч). Игровой вечер.Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурсигра: «Нитки иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Знакомство с прошлыми профессиями (1ч). Конкурс праздник.Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Расшифровка названий: ОТК, ОТВ, ОГМ, ОГЭ». Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.Человек трудом красен (1ч). Играсоревнование.Умеешьсам научи другого (1ч). Практикум.Занятие по пришиванию пуговиц. Оборудование: нитки, иголки, пуговицы. Инструктаж по ТБ (правила работы с иглой). Распределение задания между детьми.Лучший участник показывает, как правильно выполнить задание. Чей участок лучше (1ч). Практикум.Инструктаж по ТБ. Распределение обязанностей. Назначение ответственных. Проведение уборки участков. Кулинарныйпоединок(1ч). Практикум.
Программа по профессиональной ориентации младших школьников "Тропинка в профессию"
Аннотация.В статье представлена программа по профориентации младших школьников "Тропинка в профессию" с использованием современных педагогических технологий для детейс ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова:профориентация, социализация,адаптация, социум.
Пояснительная запискаПроблема положения детей, лишенных опеки и внимания родителей в настоящее время вызывает беспокойство не только на муниципальном, но и на Федеральномуровне. Государство в последнее время обратило вниманиена детей сирот. Правительство создало благоприятные условиядля того, чтобы детисироты жили в нормальных условиях,могли после окончания сиротских учреждений, адаптироваться и благополучно интегрироваться в социуме. Об этом свидетельствуют те нормативные документы, которые выпущены за последние годы это «Конвекция ООН о правах ребенка». Программа «Патриотического воспитания», «Концепция модернизации российского образованияна период до 2010года», федеральная целевая программа «Дети России», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Постановлении Министерства труда социального развития Российской Федерации «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 годы», «Национальнообразовательная инициатива», «Наша новая школа».Они направлены на обеспечение полноценной жизнедеятельности детейинвалидови их интеграцию в обществе, обеспечении экономической самостоятельности и защите детей воспитанников в детскихинтернатных учреждениях, развитие системы социализации детейсирот. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома является одной из основных задач воспитанников социальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната VIIIвида. Так как эти дети являются одной из самых уязвимых групп населения.Бедственное их положение усугубляетсянизким уровнем образования и культуры, недостаточным опытом жизни в открытом социуме, отсутствием конкурентоспособной специальности.Коррекционноразвивающий процесс в школе интернатепредставляет собой систему педагогического воздействия на учащихся, направленную на преодолениеили ослабление недостатков развития и формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности, развитие умственных сил и коррекции отклонений развития в познавательной сфере.Любой ребенок умственноотсталый или с нервнопсихическим расстройством не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом он достоин стать оптимально развитой личностью.Поэтому профессиональная профориентация в школе это система педагогического воздействия на учащихся на уроках и во внеклассной работе для подготовки их к сознательному выбору профессии с учетом личных и общественных интересов. Решить эту задачу значит помочь младшим школьникам правильно определить свое место в жизни, в будущем.Понимая всю сложность процесса профессиональной ориентации младших школьников, была разработана программа «Тропинка в профессию».Цель программы: Формирование знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.Задачи:1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о труде людей;2.Расширить у детей знания и представление о профессиях;3.Обогащать словарный запас, развивать связную речь;4. Коррекция высших психических функций (мышление, память, речь, внимание);5.Способствовать развитию у ребенка профессионального самосознания.Конечный результат программы.Овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий. Развитие способности трудиться в коллективе.Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к труду. Обогащения словарного запаса. Коррекция высших психологических функций. Коррекция психофизических недостатков средствами трудовой деятельности.Этапы развития программы:Iэтап Создание определенной нагляднойосновы, на которой базируется дальнейшее знакомство с миром профессий.IIэтап Создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.Овладение универсальными компетенциями, способствующими успешной профориентации в будущем.IIIэтапФормирование представление о мире профессий, создание условий для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. Сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.Этапы реализации программы:Iэтап Знакомство спрофессиями через труд.IIэтап Углубление и расширение знаний о профессиях. Показать значимость каждой профессии для общества.IIIэтап Развитие коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. Формы и методыВпрофессиональной ориентации используются современные информационные технологии: цифровые, предметнометодические материалы. Для активизации и интенсификации деятельности учащихся используются игровые технологии: (дидактические игры, ролевые, театрализованные). Игровые методики включают в себя:загадки, ребусы, пословицы, материалы о труде, которые очень нравятсядетям и в увлекательной для них форме вводят в мир труда и профессий взрослых. Для закрепления знанийо профессиях используются технологии продуктивногочтения, технологии поэтапного формирования знаний. Основные направления программы:Модуль IИграем в профессии1 класс.Цель: формирование элементарных знаний о профессиях через игру.Модуль IIПутешествие в мир профессий2 класс.Цель: расширение представлений детей о мире профессий.Модуль IIIУ меня растут года…3 класс.Цель: формирование мотивации, интереса к трудовой иучебнойдеятельности, стремления к коллективному общественнополезному труду.Модуль IVТруд в почете любой, мир профессий большой4 класс.Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.Знания и умения(1 4класс)После четырех лет работы над программой дети с 1 4 класса должны Знать:какие профессии бывают;слова, обозначающие различные профессии;как правильно обращаться в коллективе;знать навыки самостоятельной работы по образцу;знать о профессиях окружающих людей;знать, что делают люди разных профессий, с помощью таких орудий и материалов и, что получается в результате;знать классификации профессий: «человекчеловек», «человек знаковая система», «человектехника», «человекприрода», «человекхудожественный образ».Уметь:трудиться в коллективе;общаться со сверстниками и взрослыми;играть парами и в группе;играть в игры, связанные с профессией (настольные, дидактические, словесно ролевые).следить за собой и своими вещами;уметь довести начатое дело до конца;уметь работать в детском коллективе, чувствовать себя неотъемлемой частью;уметь оценивать и контролировать действия другого;уметь общаться с людьми в различных ситуациях. Таблица 1Тематическиепланыдля 14классов
№Наименование мероприятияКолвочасовФорма проведенияМесяц проведения1 класс. Модуль I "Играем в профессии"1Все работы хороши1занятие с элементами игрысентябрь2Кому, что нужно1дидактическая играсентябрь3Оденем куклу на работу, едем на работу1занятие с элементами игрыоктябрь4Мы строители1занятие с элементами игроктябрь5Магазин1ролевая играноябрь6Мы идем в магазин1экскурсияноябрь7Аптека1ролевая иградекабрь8Скорая помощь1ролевая иградекабрь9Какие бывают профессии 1игровой часянварь10С.Михалков «Дядя Степа»1чтениеянварь11«Дядя Степамилиционер»1видеоурокфевраль12К.Чуковский «Доктор Айболит»1иградемонстрациямарт13В.Маяковский «Кем быть»1чтениемарт14Уход за цветами 1практикаапрель15Профессия повар1экскурсияапрель16«Поварята»1практикуммай2 класс. Модуль II"Путешествие в мир профессий"1Все работы хороши1занятие с элементами игрысентябрь2Разные дома1конструированиеянварь3Дачный домик1аппликацияянварь4Профессия повар1экскурсияноябрь5Парикмахерская1сюжетноролевые игрыфевраль6Профессия «Врач»5занятие с эл.игрыноябрь7Моя профессия1игравикторинасентябрь8«Почта»1сюжетноролевые игрыдекабрь9Аптека1экскурсиядекабрь10Мастерская удивительных профессий1дидактическая играмарт11Профессии все хороши любую выбирай на вкус1тематический вечермарт12Д.Родари «Чем пахнут ремесла»1работа с текстамиапрель13Профессия строитель1дидактическая играапрель14Строительный поединок1игра соревнованиймай15Путешествие на стройку 1экскурсиямай3 класс. Модуль III"У меня растут года..."1Что такое профессия1игровые программысентябрь2Укого мастерок, у кого молоток1беседа с эл. игрысентябрь3Истоки трудолюбия1игровой часоктябрь4Домашний помощник1играконкурсоктябрь5Мир профессии1викторинаноябрь6Угадай профессии1занятие с эл.игрыноябрь7Какие бывают профессии1занятие с эл.игрыдекабрь8Куда уходят поезда1занятие с эл.игрыдекабрь9Моя профессия1КВНянварь10Наши друзьякниги1беседа с эл.игрыянварь11Откуда сахар пришел1беседа февраль12Турнирпрофессионалов1конкурсиграфевраль13Все профессии нужны, все Профессии важны1дидактическая играмарт14Строим дом1экскурсиямарт15Операция десант 1практикумапрель16Уход за цветами1практикумапрель17Кулинарный поединок1шоупрограммамай4 класс. Модуль IV "Труд в почете любой, мир профессий большой"1Любое дело мое счастливое будущее1классный час презентациясентябрь2По дороге идут машины1беседы тренингсентябрь3Все работы хороши1играконкурсоктябрь4О профессии продавец1беседатренингоктябрь5О профессии библиотекарь 1беседа с эл.игрыноябрь6Праздник в городе Мастеров1КВНноябрь7Работники издательств и типографии 1ролевая иградекабрь8Как приходят вести1беседа с эл.игрыдекабрь9Веселые мастерские1играсостязаниеянварь10Путешествие в город мастеров1путешествиеиграянварь11Строительные специальности 1практикумфевраль12Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй1игровой вечерфевраль13Знакомство с промышленными профессиями1конкурспраздникмарт14Человек трудом красен1игра соревнованийапрель15Умеешь сам научи другого 1практикумапрель16Чей участок лучше1практикуммай17Кулинарный поединок1практикуммай
СодержаниеМодуль IВсе работы хороши (1 ч). Занятия с элементами игры.Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше(швея). Игра отгадай пословицы (Без охоты (нет рыбака), без дела жить…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).Кому что нужно(1 ч). Дидактическая игра.Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например,строительмастерок, врачградусник, поваркастрюля и т.д.Оденем куклу на работу (1ч). Дидактическая игра.Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец).Мы строители(1 ч). Занятие с элементами игры.Игра. Строится из геометрических фигур. Просматривают м/ф. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую пользу приносят наши знания.Магазин (1ч).Ролевая игра.Виды магазинов (продуктовый, одежды, игрушки). Работа с картинками. Знакомство с продавца, кассира. Дидактические игры: «Найди лишнее» (на карточках изображены овощи, фрукты, игрушки, продукты…). Ситуация «Грубый продавец», «Вежливый продавец». Итог.Мы идем в магазин (1ч). Беседа с игровыми элементами.Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формированиеновых знаний. Разбор стихов. Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в магазине. Заведующая, продавец, товар, охранник, администратор товара. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?Аптека (1ч).Ролевая игра.Скорая помощь 1ч). Ролевая игра. Вступительная беседа о том, как необходимо действовать, если человек тяжело заболел. Распределение ролей между детьми (отец, сын, дочь, дежурный,врач…).Ситуация «Отец заболел»:дети вызывают скорую помощь, дежурный принимает вызов, сообщает врачу. По ходу игры врач осматривает больного, ставит градусник, делает укол, наблюдает за больным. Члены семьи провожают врача.Какие бывают профессии (1 ч). Игровой час.Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда..(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?С.Михалков «Дядя Степамилиционер»(1ч).Чтение.С.Михалков «Дядя Степамилиционер»(1ч).Видеоурок.Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степамилиционер». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. В.Маяковский «Кем быть?» (1ч). Чтение текста.Уход за цветами. (1ч). Практическое занятие.Смена сезонов года и комнатные растения. Необходимые условия выращивания (световой, воздушныйи тепловой режимы). Соблюдение режима полива. Правила ухода за растениями.Профессия «Повар»(1ч). Экскурсия.Презентация профессий. Знакомство со столовой школыинтернат. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой.Поварята. (1ч).Конкурсигра.МодульIIМастерская удивительных профессий (1ч). Дидактическая игра.Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга тех же цветов).Изображениярабочая одежда из выбранных карточек, средств труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.Разные дома (1ч).Практическое занятие.Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выносить задание из кубиков построить дома. Играсоревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.Дачный домик (1ч). Практическое занятие.Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.Моя профессия (1ч). Игравикторина.Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.Профессия «Врач» (1ч). Дидактическая игра.«Назови профессии»,«Кто трудится в больнице». Работа с карточками.Больница (1ч). Сюжетноролевая игра.Доктор «Айболит»(1ч). Игра. Распределение ролей между детьми: доктор, волчица, зайчиха, лиса, Бармалей). Оборудование: костюмы, предметы (градусник, лекарства, игрушки). Оказание помощи больным зверям. Итог. Как помогал зверям доктор Айболит.«Кто нас лечит» (1ч). Экскурсия в кабинет врача.Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Итог.«Добрый доктор Айболит» (1ч).Занятиепрактикум.Рисование с использованием фломастеров. Работа детей с красками. Выставка детских работ. Итог, награждение ребят.«Парикмахерская» (1ч.). Сюжетноролевая игра.Профессии все хороши любую выбирай на вкус (1ч). Эл. Игры. Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например,лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиалюди разных профессия.Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»(1ч.).Инсценировка.Профессия «Строитель»(1ч). Дидактическая игра.Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например,штукатурмастерок, машинашофер.Строительный поединок (1ч). Играсоревнование.Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.Путешествие на стройку (1ч). Экскурсия.Местонахождение строительного объекта. Знакомство со строительными профессиями.Где работать мне тогда? (1ч) Классный час.Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа(профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор».
МодульIIIЧто такое профессия(1ч). Игровая программа.Роль трудав жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит..». Закончить пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии попервой букве. По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).У кого мастерок, у кого молоток (1ч). Беседа с элементами игры.История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назовиинструмент» (на кухне например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Разгадывание кроссворд об инструментах.Истоки трудолюбия (1ч). Игровой час.О чем будем говорить. Загадки. Играконкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачиперестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».Домашний помощник (1ч). Играконкурс.Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза». Сказки о том, как опасна лень(В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурсэстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».Мир профессий (1ч). Викторина.Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщикам. Вопросы о профессии.Загадки о профессиях.Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например,п (пилот), в (врач). Угадай профессию (1ч). Занятие с элементами игры.Дидактическая игра назови профессию, например,хлебхлебороб, одеждапортной. Черный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Какие бывают профессии (1ч).Занятие с элементами игры.Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакова числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.Куда уходят поезда (1ч). Занятие с элементами игры.Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Моя профессия (1ч). КВН. Представление команд. Визитная карточка (портные модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Наши друзьякниги (1ч). Беседа с элементами игры.Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).Откуда сахар пришел (1ч). Беседа.Просмотр фильма. Обсуждениерастений,из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).Турнир профессионалов (1ч). Конкурсигра.Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например,Аагроном, Б бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразитьпрофессию). Все профессии нужны, все профессии важны (1ч). Устный журнал.Страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?», художественное (просмотр мультимедиа о людях разныхпрофессий)). Игра. Дискуссияобъясните пословицу: «Всякая вещь трудом созданы».Строчки (1ч). Экскурсия.Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.Операция «Трудовой десант» (1ч). Практикум.Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Уход за цветами (1ч). Практикум.Кулинарный поединок (1ч). Шоупрограмма.Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудоповара». Конкурсэстафета «Варим борщ» (выбрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежек», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурсэстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и т.д.). Модуль IVЛюбимое дело мое счастье в будущем (1ч).Классный час презентация.Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. По дорогам идут машины (1ч). Беседатренинг.История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра, кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак». Ролевая игра драматизма «Улица».Все работы хороши (1ч). Играконкурс.Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». О профессии продавца (1ч). Занятие с элементами игры.Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».О профессии библиотекаря (1ч). Беседа с элементами игры.Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читательбиблиотекарь». Оценка работы библиотекаря.Праздник в городе мастеров (1ч). КВН.Представлены 2 команды: «Девицымастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее заданиесценки о профессиях. Работники издательства типографии (1ч). Сюжетноролевая игра.Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетноролевая игра «Редакция газеты». Задание 1штат редакции (корреспондент, фотограф, художник,наборщик). Задание 2Вы редакторы (отредактировать текст). Задание 3Вы журналисты (написать текст). Задание 4 Вы художники (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.Как проходят вести (1ч). Беседа с элементами. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко
пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон».Веселые мастерские (1ч). Игра состязание.Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Путешествие в город Мастеров (1ч). Профориентационная игра.Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человекчеловек, человектехника, человекприрода, человекхудожественный образ, человек знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители самоделки, железный дровосек.Строительные специальности (1ч). Практикум.Актуализация опорных знаний разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (1ч). Игровой вечер.Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурсигра: «Нитки иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Знакомство с прошлыми профессиями (1ч). Конкурс праздник.Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Расшифровка названий: ОТК, ОТВ, ОГМ, ОГЭ». Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.Человек трудом красен (1ч). Играсоревнование.Умеешьсам научи другого (1ч). Практикум.Занятие по пришиванию пуговиц. Оборудование: нитки, иголки, пуговицы. Инструктаж по ТБ (правила работы с иглой). Распределение задания между детьми.Лучший участник показывает, как правильно выполнить задание. Чей участок лучше (1ч). Практикум.Инструктаж по ТБ. Распределение обязанностей. Назначение ответственных. Проведение уборки участков. Кулинарныйпоединок(1ч). Практикум.