Система работы по профориентации воспитанников старших классов с ОВЗ в условиях детского дома

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абросимова Л. Н. Система работы по профориентации воспитанников старших классов с ОВЗ в условиях детского дома // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54296.htm.
Аннотация. Статья посвящена системе работы воспитателя по проблеме профориентации воспитанников старших классов с О. В. З. на примере апробированной программы «Дорога в будущее».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абросимова Людмила Николаевна,

Воспитатель,МКОУ школаинтернат №68 (коррекционная),г. Новокузнецк abrosimova_zoya@mail.ru

Система работы по профориентации воспитанников старших классов с О.В.З. в условиях детского дома

Аннотация.Статья посвящена системе работы воспитателя по проблеме профориентациивоспитанников старших классов с О.В.З. на примере апробированнойпрограммы «Дорога в будущее».Ключевые слова: профориентация, социализация, адаптация, профессиональное самоопределение.

Проблема положения детей, лишенных опеки и внимания родителей в настоящее время вызывает беспокойство не только на муниципальном, но и на Федеральномуровне. Государство в последнее время обратило вниманиена детей сирот. Правительство создало благоприятные условиядля того, чтобы детисироты жили в нормальных условиях, могли после окончания сиротских учреждений, адаптироваться и благополучно интегрироваться в социуме.

Об этом свидетельствуют те нормативные документы, которые выпущены за последние годы это «Конвекция ООН о правах ребенка». Программа «Патриотического воспитания», «Концепция модернизации российского образованияна период до 2010года», федеральная целевая программа «Дети России», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Постановлении Министерства труда социального развития Российской Федерации «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития образования на20112015 годы», «Национальнообразовательнаяинициатива», «Наша новая школа».

Они направлены на обеспечение полноценной жизнедеятельности детейинвалидови их интеграцию в обществе, обеспечении экономической самостоятельности и защите детей –воспитанников в детскихинтернатных учреждениях, развитие системы социализации детейсирот. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома является одной из основных задач воспитанников социальной (коррекционной) общеобразовательной школы интерната VIIIвида. Так как эти дети являются одной из самых уязвимых групп населения.

Бедственное положение усугубляется низким уровнем образования и культуры, недостаточным опытом жизни в открытом социуме, отсутствииконкурентно способной специальности.Коррекционноразвивающий процессв школеинтернате №68 представляет собой систему педагогического воздействияна учащихся, направлена на преодоление или ослабление недостатков развития и формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности, формирования реалистического мировоззрения, развития умственных сил и коррекции отклонений развитияв познавательной сфере. Педагоги осознают, чтоособенно важно воспитывать в подросткахсобственную активность, стремление реализовать свойжизненный потенциал.Любой ребенок, умственно отсталый илис нервнопсихическимирасстройствами, комплексными нарушениями не должныбыть социальными инвалидами и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государствав целом он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.Поэтому важное значениеуделяется работе по профориентации учащихся.Понимая,

всю сложность процесса подготовке воспитанников к будущей жизни была разработанапрограммадля старших89 классов«Путёвка в жизнь».Целью программы является: подведение воспитанников к самостоятельному выбору профессиональной деятельности, формирование психологической готовности к профессиональному самоопределению. Программа «Путёвка в жизнь» состоит из следующих модулей:Модуль I«Профессиональное самоопределение» позволит воспитанникам сформировать убеждения зависимости выбора профессии от возможностей.Модуль II«Экономический практикум» будет способствовать систематизации знаний и умений по вопросам экономики.МодульIII«Ищу работу» будет способствовать формированию умений успешного профессионального самоопределения.Модуль IV«Культура общения» формированиенавыков адекватных межличностных отношений.Раздел «Профессиональное самоопределение» поможет воспитанникам правильно выбрать профессию, узнать, какие профессии востребованы на рынке труда. В результате изучения данного раздела детисироты с ограниченными возможностями здоровья смогут адекватно оценивать свои профессиональные возможности, самостоятельно работать с документами, необходимыми при устройстве на работу. Все эти знания они получат не только во время проведения занятий, но и при проведении экскурсий в учреждения начального профессионального образования и на предприятия города.При проведении данных занятий могут быть использованы разные формы работы: круглый стол, ситуативноделовой практикум, экскурсия. Например, целью темы «Мы выбираем профессию» является осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов и склонностей. При проведении занятия желательно построить работу в форме дискуссии, постепенно подвести воспитанников к выводу о том, что такое профориентация, что необходимо учитывать при выборе профессии. Методом эвристической беседы обсудить основные признаки профессии. Следует подвести учащихся к выводу о том, что профессия род трудовой деятельности, при том, что и работа на садовом участке тоже трудовая деятельность. В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности? Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию?Дворник, грузчик, уборщица это профессии? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми.)Что является основными признаками профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности, способности человека.) Для закреплениязнаний можно использовать анкетирование и тестирование. Например, использовать анкету «Что ты знаешь о своей будущей профессии».Рассматривая проблемные вопросы, воспитанники открывают неожиданные для себя явления повседневной жизни. Обсуждение вопросов, продиктованных самой жизнью, всегда воспринимаются подростками с интересом.Кроме того, данные знания воспитанники закрепят во время экскурсии в учреждения начального профессионального образования, учебнопроизводственный комбинат, предприятия.

Наиболее распространённымметодомявляется профориентационнаябеседа. Она должнабытьлогично связана с учебным материалом, подготовленным предварительно. К процессу подготовки даннойбеседы целесообразнопривлекать самих учеников.

Эмоциональный расцвет беседе добавляетцитирование известных писателей, применениенаглядных методов профориентационнойработы.Особенно интересны подросткам минилекции. В ходе лекции необходимо представить профессии максимально наглядно. Рассказ о профессии с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда. Можно представить рассказ о профессиив форме историиоб одном специалисте его биографии. Лекция должна быть проведена на языке подростка с использованием мультимедиа и включать в себя: условия труда, орудия труда, историю профессии, интересные случаи.Важную роль в профориентации играют экскурсии на предприятия, объекты, социальные культуры быта.В результате проведения экскурсии развивается интерес к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности. Воспитанники получают информацию о профессиях, способах и условиях овладения ими.Раздел «Экономический практикум»способствует систематизированию знаний и умений по вопросам экономики, развитию экономического мышления. При изучении тем могут быть использованы различные формы работы такие как: создание проблемных ситуаций, деловая игра, проектирование, моделирование, занятие практикум.Например, при изучении темы «Бюджет семьи» можно предложить воспитанникам представить две семьи Ивановых и Петровых, каждая из которых состоит из пяти человек и имеет примерно одинаковый доход. Семья Петровых тратит деньги сразу же по их получении, покупая те вещи, которые захочет в данный момент. Ивановы, напротив тщательно планируют свои расходы и сбережения.Когда её члены собираются сделать крупную покупку, они сравнивают качество различных типов этого товара и их цены, и только после этого делают свой выбор. Вот почему семья Ивановых за те же деньги получает товаров больше и лучшего качества, чем Петровы.Её члены обдумывают свои покупки и планируют их заранее, поэтому они лучше используют свой доход, чем Петровы, которые тратят деньги беспечно. Необходимо объяснять, что составление бюджета один из способов наиболее эффективно использовать доходы. Рекомендуется предложить детям составить недельный бюджет, перечислить доходы и расходы через 10 лет, подумать, кем они станут, когда вырастут и оценить какие, доходы им понадобятся, чтобы сбалансировать бюджет.При рассмотрении темы «Бюджет семьи», используяпроблемные ситуации, дети смогут понять, как рассчитывать доходы за месяц, разносить расходы по соответствующим статьям, например: хлеб продукты, квартплата коммунальные услуги, стиральный порошок хозяйственные нужды, галстук галантерея, телевизор крупные покупки. Проблемная задача ставиться на основе житейской практики, воспитанникам предлагается распределить конкретную сумму на месяц из расчета на одного человека. Решая задачу коллективно, воспитанники учитывают все обязательные (текущие) расходы, однако в ходе решения задачи они сталкиваются с такими проблемами, как проблема определения величины той суммы, которая необходима на различные нужды. Таким образом, необходимо подвести ребят к выводу: «Мало знать основные статьи расходов, надо ещё иметь представление о том, сколько денег потребуется для удовлетворения каждой из нужд. Проблемная ситуация не только создаст положительный мотивационный настрой на изучение темы, но и повысит познавательный интерес к её восприятию и раскроет практическую значимость данной проблемы.При знакомстве с темами данного раздела можно использовать пословицы экономического содержания: «На чужой каравай рот не разевай», «Купил —не купил, а поторговаться можно». Разыгрывание пословицы поможет воспитанникам лучше уяснить ее смысл.Рассматривая проблемные вопросы, воспитанники открывают неожиданные для себя явления повседневной жизни. Обсуждение вопросов, продиктованных самой жизнью, всегда воспринимаются подростками с интересом.Кроме того, на занятиях по экономическому практикуму воспитанники учатся правильно вести хозяйство, рассчитывать бюджет, рационально расходовать заработную плату, знать цены на основные продукты питания.Данный раздел поможет закрепить экономические знания на практике. Воспитанники на занятияхпрактикумах научатся высчитывать коммунальные услуги, снимать показания счетчиков, рассчитывать электроэнергию, познакомятся с основными социальными гарантиями. Кроме того, данные знания воспитанники закрепят во время экскурсии в учреждения начального профессионального образования, учебнопроизводственный комбинат, предприятия.Раздел «Ищу работу»предусматривает знакомство воспитанников с основными документами,деловыми бумагами, необходимыми при устройстве на работу, экскурсии в службу занятости, отдел кадров.При проведении занятий предлагаются такие формы работы, как занятия практикум, ролевая игра, экскурсия, коррекционноразвивающие занятия. Например, при проведении занятия на тему «Заработная плата» можно использовать прием парадоксальных задач, что вызывает большой интерес у ребят и помогает создать проблемную ситуацию, активизируя мыслительную деятельность.При обсуждении вопроса о «справедливой» заработной плате воспитанники анализируют довольно распространенную, парадоксальную, противоречащую ситуацию, когда один о тот же размер заработной платы выплачивается и холостому парню и отцу большого семейства. Дети и обсудив ситуацию, делают вывод: «Несправедливо». Тогда воспитатель формулирует проблемный вопрос: «Существует ли справедливая заработная плата, и какой она должна быть, на ваш взгляд?» И другой вопрос: «Что есть справедливость?» Мнения воспитанников разошлись. Коллективное обсуждение этого вопроса помогло найти правильное решение.Например, при изучении темы «Обращение в службу занятости по телефону», может применяться следующая ситуация с неоконченным сюжетом. «Вы договорились с работодателем о встрече по поводу вашего трудоустройства, однако беседу с ним не продумали. Отправились на встречу, не позаботившись о своём внешнем виде. Какими могут быть итоги такой деловой встречи? Постарайтесь обосновать свой ответ».Затем воспитанникам предлагается разыграть ситуацию. Один воспитанник выступает в роли претендента на вакантную должность, другой в роле работодателя, который задает вопросы, типичные для устройства на работу, опираясь на их перечень, предложенный воспитателем.Разыгрывание ситуации покажет то, что не подготовленный к деловой беседе человек, может попасть в трудное положение, создаст о себе неблагоприятное впечатление. Таким образом, воспитанники настраиваются на ознакомление с правилами поведения при трудоустройстве.

В результате таких занятий у детей появляется интерес, улучшается дисциплина в классе. Ребенок учиться осознавать, что с ним происходит, зачем и как надо поступать в той или иной ситуации. Проведение таких занятий поможет ребятам развивать коммуникативные способности, именно это играет ключевую роль в жизни воспитанников, так как помогает им затрачивать меньше усилий для адаптации.

Раздел «Культура общения»поможет сформировать у воспитанников навыки адекватных межличностных отношений.Занятия и беседы необходимо проводить в интересной, доступной для воспитанников форме. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, т.к. каждый воспитанник воспринимает преподносимый материал посвоему.В работе можно использовать различные виды деятельности: дидактические игры, игрыситуации, деловые игры, игры ролевые, практические занятия. Например, при изучении темы: «Как выйти из конфликта» воспитанники в результате дискуссии обсуждают в группе возможные способы решения конфликтных ситуаций. Затем разыгрываются ситуации из жизни класса, разбираются способы выхода из конфликта.Занятия могут комбинироваться по усмотрению педагога с использованием тех или иных средств выразительности. Следует отметить, что для детей специальной (коррекционной) школыинтерната важно неоднократное повторение материала, иногда в одной и той жеинтерпретации. Закрепление тем проводится в повседневной работе с детьми, во всех видах деятельности.Деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должна выходить далеко за пределы образовательного учреждения. Большое внимание необходимо уделять развитию социального партнерства. Воспитанникам необходимо посещать учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Посещая занятия в кружках, спортивных секциях, воспитанники смогут общаться с другими детьми. Связь с различными общественными организациями поможет детямсиротам накопить социальный опыт и быть успешными в будущем.Огромная роль отводиться формированию трудовых умений и навыков. Воспитанники с раннего возраста трудятся это самообслуживающий труд, уборка территории, участие в различных трудовых десантах. Большое внимание следует уделять работе клуба «Хозяюшка», где ребята смогут приобрести различные навыки и умения по уходу за внешним видом, своими вещами, научатся самостоятельно готовить различные блюда, рассчитывать бюджет.В летний период воспитанников следует привлекать к работам по благоустройству и озеленению района, города. Дети сироты смогут получать заработную плату и научатся рационально расходовать деньгиТехнология реализации программы по профориентации включает в себя не только теоретические знания, но и практические навыки на занятиях, экскурсиях, практикумах.Профориентационная работа неразрывно связана с рамками урочной деятельности. Трудовое воспитание, формирование трудовых умений,навыковпо самообслуживанию, хозяйственно –бытовому труду осуществляется через реализацию образования кружков: «Хозяюшка», «Домашнееателье», кружки ДЮЦ « ОРИОН» , клуба «Восток».Воспитанники овладевают доступными профессиями на занятиях в учебных мастерских. Это столярное, слесарное,обувное дело. Учебные занятия в мастерских, производственная практика создают предпосылки успешного трудового воспитания. Производительный труд учащихся может быть организован на специальных рабочих места в школе. Что дает возможность формированию трудовых умений, профессиональных навыков, развитие интереса к определенной профессии.

В старших классах в процессе произвольного труда создаются ситуации, с которыми выпускники могут встретиться по окончанию школы.В школе организована трудовая бригада, которая устроена на работу « Службе занятости». Воспитанники работают в школе, выполняя работы посильные по благоустройству территории, уборки снега, уход за цветами на пришкольном участке и т.д. За это они получают заработную плату.

Большое значение имеет создание кружков, секций, клубов, объединяющих детей по интересам, представляя собойразновозрастные коллективы. В таких коллективах ребенок занимается любимым делом, представляет свою индивидуальность, удовлетворяет личные стремления к определенной деятельности. В школе созданы группы –бригады для Проведения мелкого ремонта школьной мебели. Участие в этой работе помогает самоутверждение учащихся.

Для оценки достижения учеников используются следующие виды контроля: диагностики уровня социализации на начало и конец года, собеседование с воспитанниками, индивидуальная работа с ребятами, тестирование, анкетирование, выставки. Умения и навыки воспитанников, формирующиеся в результате реализации программыПосле 1го года обучения воспитанники должны знать: кто производит товары, как расходовать деньги, какие профессии востребованы на рынке труда. Они должны уметь самостоятельно делать различные покупки, рассчитать бюджет, ухаживать за своими вещами, вести домашнее хозяйство, следить за домом, оценивать и контролировать свои действия и действия другого, вежливо вести себя при посещении учреждений, бесконфликтно общаться со сверстниками и окружающими людьми.После 2го года обучения учащиеся должны иметь представления о содержании будущей жизни. Воспитанники должны знать: где можно получить профессию, какие профессии востребованы на рынке труда, цены на основные продукты питания, как заполнить квитанцию на коммунальные услуги, приготовить простые блюда, рассчитать бюджет на 1 день, на месяц. Кроме того, воспитанники должны знать нормы поведения в социуме, уметь адекватно оценивать свои профессиональные возможности и способности, вести хозяйство, ухаживать за своими вещами, уметь правильно работать с документами, необходимыми при устройстве на работу.После окончания образовательного учреждения детисироты должны адекватно оценивать себя, реагировать на замечание, выйти из конфликта, общаться с работодателем, членами возможного трудового коллектива, администрацией.Данная программа поможет выпускникам школыинтерната успешно адаптироваться в социуме, устроиться на предприятия города и области по различным специальностям.В качестве системы контроля над воспитательным процессом рекомендуется проводить мониторинг уровня социализации. Мониторинг поможет выявить качества знаний правил здорового образа жизни и способствовать их реализации, пониманию значимости трудовой деятельности в жизни человека, знания о профессиях, практическую готовность к бытовому труду и производительному труду, социальную роль подростка и готовность ее к выполнению в общении и взаимодействии с различными группами людей.При ведении мониторинга можно использовать «Методики программного наблюдения» Аналитического научнометодического центра «Развитие и коррекция» (Е.Д. Худенко, И.И. Ермакова, Г.Ф. Гаврилычевой, А.М.Прихожан).Программа «Дорога в будущее» и результаты её апробации были представлены на VIII городских Днях науки, августовских педагогических мероприятиях (2008, 2009), городских семинарах руководителей сиротскихобразовательных учреждений (2009, 2010, 2011), специализированной выставкеярмарке «Образование. Карьера. Занятость» (2009, 2010, 2011),на областном конкурсе "Педагогические таланты Кузбасса",заслужили внимание и одобрение участников данных образовательных событий.

Ссылки на источники1.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников / Т.Л. Павлова.М.Сфера,2006.128с.2.Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждение VIIIвида / Т.Н.Стариченко.М.:НУЭНАС,2004.150с.

Ludmila Abrosimova,

Mentor, Municipal stateowned educational institution, residential school №68 (special school),Novokuznetskabrosimova_zoya@mail.ruThe working system of career guidance among higher forms students with disabilities in the orphanage

Abstract.The article is devoted to the mentor’s working system on a problem of career guidance among higher forms students with disabilities –evidence from program “The road ahead”.Key words: career guidance, socialization, adaptation, society.