Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Культурно-историческое наследие Ставропольского края
Выпуск:
ART 54104
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Загорулько
М.
В. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Культурно-историческое наследие Ставропольского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54104.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества; дана краткая характеристика и анализ программы Р.М. Литвиновой «Растим патриотов России». Раскрываются особенности культурного наследия Ставропольского края. Приведен конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с литературным наследием Ставропольского края.
Ключевые слова:
патриотизм, культурное наследие, проблема патриотического воспитания, современные исследования, легенда.
Текст статьи
Загорулько Марина Викторовна,воспитатель,МБДОУ №46 «Мишутка»,г. Пятигорскmarina.zagorulko@yandex.ru
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Культурноисторическое наследие Ставропольского края.
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества; дана краткая характеристика и анализ программы Р.М. Литвиновой «Растим патриотов России». Раскрываются особенности культурного наследия Ставропольского края. Приведен конспект непосредственнообразовательной деятельности по ознакомлению с литературным наследием Ставропольского края. Ключевые слова:проблема патриотического воспитания, культурное наследие, современные исследования, патриотизм, легенда.
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
Проблема воспитания у детей любви к родному краю была актуальной всегда. На современном этапе развития общества идея воспитания патриотических чувств приобретает все большее значение. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Существуют проблемы, мешающие эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
недостаточное оснащение сохранившейся материальнотехнической базы образовательных учреждений, военнопатриотических клубов и объединений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе;
малочисленность высокопрофессиональныхкадров в общественных военнопатриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
недостаточное программнометодическое обеспечение образовательного процесса;
отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.
В настоящее время в связи сизменяющимся обществом возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Поэтому, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные иморальнопсихологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.Проблемы приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, города отражены в современных исследованиях Т.Н. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, Т.Т. Зубовой, М.Ю. Новицкой. Педагогические исследования С .А. Козловой, О. А. Князевой, С. Е. Шукшиной раскрывают проблему осознания ребенком самого себя как представителя рода человеческого. Выделим разработанные программы для детей дошкольного возраста «Наследие», «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры», «Открой себя», «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческой деятельности» и др., где представлены модели гражданскопатриотического воспитания с учетом регионального компонента культуры. Патриотического воспитания молодежи в настоящее время актуализирует новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 гг.» от 11 июля 2005 г.№422. Четко сформулированные цели данной программы –«повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения» являются руководством к действию. Программа имеет государственный статус, является продолжением предыдущей программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 гг.» По причин того, что государственные программы раскрывают воспитание в целом, разработку форм, методов и средств патриотического воспитания разных категорий граждан, возникает необходимость разработки программ по патриотическому воспитанию в родном крае, которая будет охватывать культуру родного региона. Хотелось бы подробнее остановиться на изучении культурноисторического наследия Ставропольского края через реализациюпрограммы Р.М. Литвиновой «Растим патриотов Ставрополь», являющаясяпродолжением исследований в области региональной культуры и охватывает изучение территорий южной части нашего края: городов –Буденновска, Благодарного, Георгиевска, Нефтекумска, а также Левокумского, Арзгирского, Туркменского, Нефтекумского, Георгиевского, Степновского и Курского районов.В дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина, патриота своей Родины.
Данная программапредусматриваетследующиеразделы:1.Люблю тебя, мой край родной: города и районы юга Ставропольского края.2.Я и мое Ставрополье: неизвестное в известных городах и районах Ставропольского края.3.Некрасовские казаки в Левокумском районе.4.СевероКавказский регион: соседи СК5.Взаимодействие воспитателей, детей и родителей в формировании художественных ценностей через синтез региональной культуры.В первом разделе«Люблютебя,мойкрайродной:городаирайоныюгаСтавропольскогокрая»содержится информация о Левокумском, Курском, Степновском, Арзгирском, Туркменском, Ипатовском, Апанасенковском, Георгиевском районах, а также городах –Буденновске, Нефтекумске, Георгиевске, Благодарном, краткой историей возникновения этих районов, с их народоми складывающейся культурой южной части Ставропольского края. Каждая территория имеет неповторимый ландшафт, особенности климата, леса и степи, реки, горы или возвышенности, легенды, трагические события ХХ века (Буденновск, Пятигорск, Ставрополь, МинВоды,Ессентуки, Невинномысск).Во втором разделе«ЯимоеСтаврополье:неизвестноевизвестныхгородахирайонахСтавропольскогокрая»говорится о музыкальном Ставрополье, творческих людях, скромных при жизни и знаменитых в истории через многие годы. Знакомство с заказниками СК. Традиционный музыкальный фестиваль «Ставропольская осень» открывает новые имена композиторов, чтит вклад в культуру именитых композиторов, известных в России –М.Севрюкова, В. Кушнарева, В.Кипора и открывает имена детских композиторов –Бордуна В., Пятко И., молодых, талантливых. Другой цикл занятий для детей включает также изучение неизвестного в истории возникновения, развития города Ставрополя –названия улиц, именных учреждений и сел края, данные об известных людях, внесших свой вклад в создание архитектурных памятников прошлого и современности –Г.Кусков –автора Андреевского собора и мечети в Ставрополе, где в настоящее время находится музей П.Гречишкина, И.Иноземцеве –инженере железных дорог Ставрополья.Дети знакомятся с заповедниками Ставрополья, охраняемыми государством –«Русский лес», «Бештаугорский заповедник», «Кравцово озеро» и др., горами КМВ и их полезными ископаемыми, санаториями –«Нарзанные ванны», «Пикет», «Москва»в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, Железноводске.
В третьем разделе«НекрасовскиеказакивЛевокумскомрайоне»–новый раздел, который приоткроет историю переселенцев казаков некрасовцев на ставропольскую землю. Новая тема, практически не описанная в литературе, поэтому все знания будут добываться наместе через творческие экспедиции.Четвертый раздел также новый«СевероКавказскийрегион:соседиСК»–новое государственное образование республик Северного Кавказа РФ (руководитель –А.Хлопонин), которое в будущем должно стать оплотом дружбы народов Северного Кавказа. Разделы программы и разработанные занятия направлены на развитие у дошкольников любознательности, интереса к прошлому и настоящему своего края, воспитание в ребенке гражданина, патриота своей малой Родины. Реализация содержания программы предполагает различные формы работы с детьми: тематические занятия, экскурсии, видеопутешествия, виртуальные экологические тропы, целевые прогулки, беседы, традиционные праздники, посещение музеев, интерактивные встречи с интересными людьми, художественнотворческие игры, компьютерные путешествия по территориям Ставропольского края.
Данная программа является большим помощником в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
Если человек не знает культуру своего края, можноли его назвать профессионалом, духовно красивым? Данный вопрос поставлен с цельювыяснить, на каком уровне у воспитателей дошкольных учреждений знания региональной культуры, и принять меры, чтобы жители города Пятигорска знали о своей малой родине не понаслышке. К сожалению, социологические исследования в Ставрополе и Ставропольском крае свидетельствуют о том, что 99 % воспитателей, педагогов разных категорий, в том числе и руководителей, не знают культуру Ставропольского края. Необходимо изучать, знать региональную культуру родного края, ведь накопленные знания о Ставропольском крае могут помочь развитию, увеличению созидательных, творческих возможностей человека.
В настоящее время на базе МБДОУ №39 г. Ставрополя идёт экспериментальная работа. Разработана программа «Художественные ценности Ставрополья», охватывающая не только изучение культуры территорий южной части нашего края, а все стороны региональной культуры Ставропольского края. Идут методические разработки.
Культурное наследие Ставрополья многообразно и многогранно. Воспитателям и руководителям ДОУ следует изучить региональную культуру для проведения интересной, оригинальной непосредственнообразовательной деятельности. Региональная культура Ставрополья включает в себя различные направления, перечисленные в таблице.
Таблица 1Региональная культура Ставрополья
Культурное наследиеНаправленияАрхитектурное наследие Ставропольского края свыше 1200 памятников природымузеи Кавказских Минеральных водпамятники архитектурыЛитературное наследие Ставропольского краяписатели, поэтылегенды о Ставропольском краеМузыкальное наследие Ставропольского краяпесни народныепесни казачьи
Опыт работы показывает, что детям дошкольного возраста интересно знакомиться и с работами наших художников, и композиторов, а также с литературным наследием Ставропольского края.
Растет интерес к художникам, не только родившимся на Ставрополье, но и приезжим из других территорий, которые были восхищены красотой нашего края и отразившие свои впечатления в своих произведениях, украсив культуру Ставрополья.В первую очерель, хотелось бы сказать о М.Ю. Лермонтова, произведения живописи которого немногие знают: «Сцена из кавказской жизни» (масло, 18371838), «Воспоминания о Кавказе» (масло, 1838), «Вид Пятигорска» (масло, 1837) и др.
Рис.1.М.Ю. Лермонтов «Эльбрус»
Невозможно не вспомнить заслуженного художника России, родом из с. Татарки Шпаковского района –Павла Моисеевича Гречишкина и его коллег из Ставропольского края –Е.Ф.Биценко (Ставрополь),А.Н. Безукладникову (живописца, Пятигорск), В.И.Бекетова (графика из Ессентуков), Б. В. Болдарева (живописца, Кисловодск), В.Г. Кленова (живописца, Ставрополь; его работы:«Лошади на водопое», «На окраине Ставрополя», «Верхний рынок» и др.), Н.Ф. Рыбнова (живописца, МинВоды), О.К. Урюпина (Невинномысск), Л.А.Черного (художник театра, Ставрополь), Ярошенко Н.А. («На качелях», пейзаж «Красные камни») и многих других, которые прославили Ставропольский край авторскими художественными произведениями.Таким образом, патриотизм в современных условиях –это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, с другой –сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.Ставропольский край также богат песнями. Песни, отражающие неповторимость нашего края. Есть песни народные, казачьи, у которых нет определенного автора. Есть песни, которые сочинили ставропольские поэты и композиторы: В.И. Сляднева работает в тесном содружестве с известными композиторами РоссииВ.Чернявским, К. Губиным, Н.Зинченко, Н. Бутенко, Г. Пономаренко и другими. Современный композитор Барбакуц Т. И. написала замечательную песню «Пятигорск», которую мы с воспитанниками нашего детского сада №46 г. Пятигорска, изучали на недели, посвященной родному городу. Текст песни Т. И. Барбакуц «Пятигорск»:Иду я по улицам тихим родным
И окна мне вслед улыбаются
Спешу на свидание с садом своим,
Мне радостно дверь открывается.
Припев.Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск,
Мой любимый и ласковый город
Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск,
Ты душою и сердцем мне дорог
Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск
Ты цветущ и всегда молодой
Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск
Наше детство и юность с тобой.
2 куплетИ в будни, и в праздники очень красив
Наш город зелёный, лучистый
Мы будем учиться, дружить и любить,
Чтоб город мог нами гордиться.Припев.Литература о нашем Ставропольском крае выпускается в очень малом количестве, таком, что на прилавках книжных магазинов она просто отсутствует. Данным материалом педагоги ДОУ и школ обмениваются друг с другом, берут в библиотеках. Необходимо изучать казачьи сказки, легенды о Ставропольском крае начиная с дошкольного возраста. Этот материал не предусмотрен Федеральной программой, сосредоточен в регионах по месту жительства. Различных регионов очень много по России, и информация о культуре каждого не может вместиться ни в одну дошкольную программу. Говоря о литературном наследии Ставропольского края хотелось бы отметить, что детям дошкольного возраста будет интересно познакомиться с творчеством детских писателей Ставропольского края: Пухальской Г. Н.(г. Пятигорск, Сабишева К.Н. (г. Железноводск), Екимцева А.Е.(основные сборники «Деревушка на сосне» (1965), «Дорожкидлинноножки» (1967), «Ехал дождик на коне» (1967), «Светло в России от берез» (1967), др.), Гонтарь Т.А.(г. Ставрополь; книга «Сундучок»),Усова М.В. (первая книжка «Рассказы о птицах»(1952 г.), «Под солнцем и ветром», «Веснянка»)
Клавдия Николаевна Сабишеваавтор многих песен о Железноводске, а также замечательных стихов. Большое внимание в своем творчестве она уделяет произведениям для детей. Ее сборник «Ежикты не злючка», посвященный любимой внучке Катенькехороший источник для работы воспитателей по региональной культуре, в котором собраны стихи для детей, наполненные добра.Вот один из них:Знаю, ёжик, тыне злючка,Хоть ужасная колючка.Точишь все свои иголкиНа обидчика и только!Ну, а если встретишь другаВмиг иголкине упруги:Словно шёрстка под рукою, И как котик, ты спокоен. У меня в гостях бывая,
Часто дремлешь на диване,И над мискою под лавкойСловно руки, моешь лапки…Отвечаешь мне улыбкойНамою игру на скрипке, И подмигиваешь глазомВдруг её настрою сразу, Тоже любишь молоко ты…Часто думаю: ну кто ты?Видно, правду говоря:Всякий зверь –наш младший брат! Отдельное внимание хотелось бы уделить легендам о нашем крае. Непосредственно –образовательная деятельность, охватывающая легенды о появлении интересных, непонятных на первый взгляд для детей дошкольного возраста различных памятников природы, вызывает у малышей большой интерес.На собственном примере, мною было проведена НОД по теме«Легенда о Провале» (г. Пятигорск), дети проявляли большую заинтересованность, активность, а использование фотографий детей данной достопримечательности вызвало еще больше положительных эмоций. Конспект НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию.Тема: «Легенда о Провале»Видыдетскойдеятельности:продуктивная. Коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательноисследовательская, двигательная, художественнотворческая.Интеграцияобразовательныхобластей:«Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Познание».Цельдеятельностипедагога:развивать связную, диалогическую речь у детей, воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю, познакомить детей слегендой о Провале г. Пятигорска.Задачи:ОО «Коммуникация»: учить детей отвечать на поставленные вопросы по прочтенному воспитателем произведению, развивать связную речь, логическое мышление, умение слушать ответы товарищей.ОО «Художественное творчество», ОО «Познание»: рассказать о значимости легенды, познакомить с «Легендой о Провале г. Пятигорска», отметить стиль и особенности написания легенды, выделить отличительные черты героев, создавать доброжелательную атмосферу.Художественнопродуктивная деятельность детей: рисование по прочитанномуОборудованиеиматериалы:Для изобразительной деятельности: бумага, простой карандаш НВ, кисти № 2, 10, краски гуашь, палитра, фотографии Провала «прошлого» и современного, открытки к игре «Собери картинку», игрушкаДедаКраеведа.Содержание непосредственной образовательной деятельностиХод занятия:1. Организационный момент
Здравствуйте дети! Сегодня к нам пришел на занятие Дедкраевед (мягкая игрушка дедушки). ДедКраевед –все ведает, все знает о нашем родном крае. Услышал он, что мы изучаем историю родного края и решил помочь нам в этом сегодня. Но сначала ДедКраевед хочет проверить ваши знания. 2. Игра «Собери картинку»
Ребята, Дедкраевед нам прислал нам игру «Собери картинку». Давайте посмотрим, что у насполучится. Дети делятся на четыре команды и складывают картинки достопримечательностей города Пятигорска (Китайская беседка, Домик М.Ю. Лермонтова, Эолова арфа, фонтан «Деды» в парке Цветник ).
Рис.2.А:Домик М.Ю. Лермонтова; Б:Китайская беседка на горе Машук
Рис. 3.А: Фонтан «Деды» в парке Цветник; Б: Эолова арфа на горе Машук
Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?
Назовите эти достопримечательности.Воспитатель вывешивает фотографии данных достопримечательностей на доску.Еще Дедкраевед прислал открытку (открытка с изображением Провала)
Рис. 4. Провал на горе Машук г. Пятигорска
Что это за место? А вы, ребята, знаете историю его возникновения? Давайте послушаем, что об этом знает Дед Краевед.3. Чтение воспитателем легенды о Провале. В давние времена
в селении рядом с горой Машук жили старик со старухой. Жили они долго, а постарев, жена
стала
невыносимой. Старуха была настолько ворчливой, что даже соседи разбегались по разным углам, в то время когда она пилила бедного старика. Отчаянный старик думал о том, чтобы покинуть дом навсегда лишь бы не жить вместе со своей сварливой женой.В один день, собирая хворост на склоне горы Машук, старуха, сделав шаг, провалилась в глубокую яму. Старик, подойдя к краю, не решился спросить, жива ли бабка. Он лишь почувствовал странный запах, однако ничего не увидел в яме, так как она была достаточно глубока. В то время как старик раздумывал, как же ему поступить, он услышал ворчливый голос своей жены, которая очень сильно с кемто ругалась.Мужу стало жалко старуху, однако он не стал ей помогать дабы проучить скверную жену. Он решил, путь посидит там несколько дней может, успокоится. Прошло два дня, и старик решил помочь выбраться своей жене. Взяв длинную веревку, он
отправился к провалу в надежде
на то, что вытащит свою ворчливую жену, тихую и спокойную. И будут жить они мирно и счастливо.Однако подойдя к повалу, он увидел такое, что сначала
решил спрятаться за деревом и тихо посмотреть, а потом и вовсе решил побежать домой.Оказывается, ранним утром на охоту в лес на склон Машука вышел нарт Кайцук. До него стали доноситься странные жалобные вопли из подземелья. Юный нарт очень удивился, так как очень хорошо знал эту местность, и никогда не слышал ничего такого ранее. Подойдя к краю ямы ничего, не было видно, лишь доносился стон и просьба о помощи. Сразу же размотал охотник свою длинную веревку и стал тянуть
очень тяжелый груз. На последнем рывке нарт остолбенел от увиденной картины. Перед его глазами сидел большой дракон с глазами багрового цвета. Потеряв дар речи Кайцук
не смог ничего спросить, а
дракон, лежа на земле, стал плакать горючими слезами без остановки.Придя в себя, дракон поведал нарту свой рассказ: « Я родился в этом провале и провел всю свою жизнь. Мои предки тоже жили здесь до меня. Воздух на земле никогда не сможет сравниться с запахом у меня дома.
А
горячей воды, в которой мы купались на дне провала, больше нет нигде!
Благодаря, этой воды мои предки жили
столетиями. А два дня назад
в провал упала злобная
старуха. Сутками ворчит, всего меня исколола, на мне живого места нет. Как мне теперь быть? Где я буду жить? Пока старуха в моем доме я не вернусь туда! Спасибо тебе, что спас меня. Проси меня что хочешь, исполню любую твою просьбу». « Мне ничего не надо, —ответил Куйцук, —я тебя разыщу, если будешь нужен мне».Попрощавшись, дракон
сразу же скрылся за густыми деревьями, а молодой нарт был в раздумьях, как же поступить со старухой, если она даже дракона из собственного дома выжила.И вдруг Кайцук услышал
очередные ругательства из глубины провала,
таким образом скверная старуха посылала проклятия на дракона и того кто помог ему выбраться. Джигит, покачав головой,
решил отправиться дальше, а за старухой вернуться немного позже.А бездомный дракон, стал мстить людям. Периодически сжигал посевы в ауле, воровал девушек, перегорождал
реку, дабы оставить аулы без воды. Никто не мог сразиться с ним, так как всех воинов он убивал и калечил.Узнав о проделках дракона, Кайцук решил найти его. Встретившись с драконом Кайцук, попросил его успокоиться и перестать приносить беды людям. Дракон сразу же узнал своего спасителя и выполнил обещанную просьбу, тем самым освободив народ от зла. Но чуть позже дракон снова стал вредить. Беспомощным людям снова пришлось обраться к Кайцуку.Мужественно подъехав к дракону, Кайцук подумал:
«Мою просьбу дракон уже исполнил, больше слушать меня не будет, так и съесть может меня». Его мысли будто бы прочитал рассердившийся дракон и сказал: «Я же уже выполнил твою просьбу, я тебе больше ничего не должен! Ты меня злишь, убирайся или я съем тебя».Однако Кайцук был умен и нашел, что сказать дракону: « Я знаю, что ты исполнил мою просьбу, благодарен тебе за это, я тебя не буду ни о чем просить. Я здесь чтобы сообщить тебе, о том, что старушка тебя везде разыскивает, так как она уже выбралась из ямы. Будь осторожен!».Услышав это, дракон бросился бежать изо всех ног. С тех пор никто его не видел в этой местности, скорее всего он нашел себе тихое местечко, где и доживал свои годы.А
старушке, которая оставалась в яме муж и Кайцук, собрав односельчан, помогли выбраться.Они были сильно удивлены, увидев ее, перед ними стояла не ворчливая сгорбившаяся карга, а
улыбающаяся цветущая женщина. Нахождениена дне провала пошло старушке на пользу, так как там находилась вода, о которой говорил дракон.Поняв целительные свойства
места, где человек может исцелится и стать моложе, люди сразу не рискнули спуститься на дно провала,
так как боялись, что дракон может вернуться в свой родимый дом. Спустя много лет о драконе так ничего и не было слышно, тем самым перестав его бояться люди
стали пользоваться целебной водой. В больших корзинах на прочных веревках стали опускаться на дно провала все желающие. Сероводородные ванны помогали избавиться людям от многих заболеваний.И дракон, и старуха уже давно забыты, однако целебная вода
в озере Провал
до сих пор привлекает внимание туристов и гостей города Пятигорска. В наши дни, достаточно пройти по тоннелю, чтобы увидеть озеро и почувствовать необычный запах, сохранившийся еще с древних времен.4. Вопросы по восприятию детьми легенды.
Деду Краеведу интересно, как вы слушали легенду и он решил задать вопросы.
Как старуха оказалась в Провале?Как звалинарта?
Кто жил в Провале?
Что стал делать дракон и почему он не вернулся к себе домой?
Почему ему так хотелось вернуться домой, а он не мог?
Что помогло старухе стать молодой и счастливой?5. Физкультминутка "ЛОВКИЙ ДЖЕК"А вы знаете, что ДжекОчень ловкий человек? Посмотрите, как сейчас Прыгнет он вперёд пять раз. Начинайтека считать: Один, два, три, четыре, пять! А теперь пять раз подряд Прыгнет ловкий Джек назад. Начинайтека считать: Один, два, три, четыре, пять!Считай
и
делайДети выполняют движения по тексту стихотворения. Один подняться, потянуться. Два согнуться, разогнуться. Три
в ладоши три хлопка.Головою три кивка.На четыре руки шире,Пять руками помахать.Шесть
на место тихо сесть.6. Рефлексия:
Ребята, я предлагаю вам нарисовать Провал, но не такой, каким вы видели и знаете его сейчас, а предлагаю вам создать Провал «прошлого», с драконом, с нартомКайцуком, стариком, помолодевшей старухой. Давайте каждый нарисует наиболее понравившийся эпизод легенды.Выставка детских работ. Дед дедкраеведТы посылочку прислалМного ты нам показал123Что узнал, ты расскажи!Подведение итогов занятияКонспект данной непосредственнообразовательной деятельности можно использовать не только воспитателями г. Пятигорска, но и педагогами ДОУ других регионов для ознакомления с культурным наследием своих соседей. Так почему же воспитателям не использовать в своей деятельности намного чаще ресурсы своей региональной культуры, тем более, что в Ставропольском крае он широкий, многоплановый.Таким образом, проблема воспитания патриотических чувств является открытой и важной на современном этапе развития общества. Это обязывает ДОУ развивать познавательный интерес к культуре региона, ее историческому и культурному наследию. Тем более, что основы патриотического воспитания закладываются именно в период дошкольного детства, когда формируются основы мышления. Также в это время у ребенка формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданином и патриотом которого в будущем станет и он сам. Образование как процесс, совершающийся в настоящем, оказывается тем самым на «перекрестке» прошлого и будущего, склоняясь в пользу последнего. И только в этом случае образовательная система превратится в образование для устойчивогоразвития.
Ссылки на источники1. ГасановЗ.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости//Педагогика.№4.2001.112с.2. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. –М., 2001.3. Литвинова Р.М.,Зеленская В.А. Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения. –Ставрополь: СКИПКРО, 2007. –220 с.4. Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. –Ставрополь: СКИПКРО, 2004. –132 с.5. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. –Москва: Просвещение, 1992. –126 с.6. Муниципальное бюджетное учреждение «Ставропольская централизованная библиотечная система» http://www.stavcbs.ru[Дата обращения 24.12.2013].8. Интернетсообщество учителей, социальная сеть учителей http://pedsovet.su/load/3101026888[Дата обращения 25.12.2013].9. Сайт «Детский сад №39» г. Ставрополя 39detsad.ru[Дата обращения 25.12.2013].
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Культурноисторическое наследие Ставропольского края.
Аннотация.Статья посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества; дана краткая характеристика и анализ программы Р.М. Литвиновой «Растим патриотов России». Раскрываются особенности культурного наследия Ставропольского края. Приведен конспект непосредственнообразовательной деятельности по ознакомлению с литературным наследием Ставропольского края. Ключевые слова:проблема патриотического воспитания, культурное наследие, современные исследования, патриотизм, легенда.
Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
Проблема воспитания у детей любви к родному краю была актуальной всегда. На современном этапе развития общества идея воспитания патриотических чувств приобретает все большее значение. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Существуют проблемы, мешающие эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
недостаточное оснащение сохранившейся материальнотехнической базы образовательных учреждений, военнопатриотических клубов и объединений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе;
малочисленность высокопрофессиональныхкадров в общественных военнопатриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
недостаточное программнометодическое обеспечение образовательного процесса;
отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.
В настоящее время в связи сизменяющимся обществом возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Поэтому, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные иморальнопсихологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.Проблемы приобщения детей к истории, культуре, социальной жизни родного края, города отражены в современных исследованиях Т.Н. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, Т.Т. Зубовой, М.Ю. Новицкой. Педагогические исследования С .А. Козловой, О. А. Князевой, С. Е. Шукшиной раскрывают проблему осознания ребенком самого себя как представителя рода человеческого. Выделим разработанные программы для детей дошкольного возраста «Наследие», «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры», «Открой себя», «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведческой деятельности» и др., где представлены модели гражданскопатриотического воспитания с учетом регионального компонента культуры. Патриотического воспитания молодежи в настоящее время актуализирует новая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 гг.» от 11 июля 2005 г.№422. Четко сформулированные цели данной программы –«повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения» являются руководством к действию. Программа имеет государственный статус, является продолжением предыдущей программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 гг.» По причин того, что государственные программы раскрывают воспитание в целом, разработку форм, методов и средств патриотического воспитания разных категорий граждан, возникает необходимость разработки программ по патриотическому воспитанию в родном крае, которая будет охватывать культуру родного региона. Хотелось бы подробнее остановиться на изучении культурноисторического наследия Ставропольского края через реализациюпрограммы Р.М. Литвиновой «Растим патриотов Ставрополь», являющаясяпродолжением исследований в области региональной культуры и охватывает изучение территорий южной части нашего края: городов –Буденновска, Благодарного, Георгиевска, Нефтекумска, а также Левокумского, Арзгирского, Туркменского, Нефтекумского, Георгиевского, Степновского и Курского районов.В дошкольном возрасте формируется фундамент для развития полноценной, гармонично развитой личности, становление ребенка как гражданина, патриота своей Родины.
Данная программапредусматриваетследующиеразделы:1.Люблю тебя, мой край родной: города и районы юга Ставропольского края.2.Я и мое Ставрополье: неизвестное в известных городах и районах Ставропольского края.3.Некрасовские казаки в Левокумском районе.4.СевероКавказский регион: соседи СК5.Взаимодействие воспитателей, детей и родителей в формировании художественных ценностей через синтез региональной культуры.В первом разделе«Люблютебя,мойкрайродной:городаирайоныюгаСтавропольскогокрая»содержится информация о Левокумском, Курском, Степновском, Арзгирском, Туркменском, Ипатовском, Апанасенковском, Георгиевском районах, а также городах –Буденновске, Нефтекумске, Георгиевске, Благодарном, краткой историей возникновения этих районов, с их народоми складывающейся культурой южной части Ставропольского края. Каждая территория имеет неповторимый ландшафт, особенности климата, леса и степи, реки, горы или возвышенности, легенды, трагические события ХХ века (Буденновск, Пятигорск, Ставрополь, МинВоды,Ессентуки, Невинномысск).Во втором разделе«ЯимоеСтаврополье:неизвестноевизвестныхгородахирайонахСтавропольскогокрая»говорится о музыкальном Ставрополье, творческих людях, скромных при жизни и знаменитых в истории через многие годы. Знакомство с заказниками СК. Традиционный музыкальный фестиваль «Ставропольская осень» открывает новые имена композиторов, чтит вклад в культуру именитых композиторов, известных в России –М.Севрюкова, В. Кушнарева, В.Кипора и открывает имена детских композиторов –Бордуна В., Пятко И., молодых, талантливых. Другой цикл занятий для детей включает также изучение неизвестного в истории возникновения, развития города Ставрополя –названия улиц, именных учреждений и сел края, данные об известных людях, внесших свой вклад в создание архитектурных памятников прошлого и современности –Г.Кусков –автора Андреевского собора и мечети в Ставрополе, где в настоящее время находится музей П.Гречишкина, И.Иноземцеве –инженере железных дорог Ставрополья.Дети знакомятся с заповедниками Ставрополья, охраняемыми государством –«Русский лес», «Бештаугорский заповедник», «Кравцово озеро» и др., горами КМВ и их полезными ископаемыми, санаториями –«Нарзанные ванны», «Пикет», «Москва»в Кисловодске, Пятигорске, Ессентуках, Железноводске.
В третьем разделе«НекрасовскиеказакивЛевокумскомрайоне»–новый раздел, который приоткроет историю переселенцев казаков некрасовцев на ставропольскую землю. Новая тема, практически не описанная в литературе, поэтому все знания будут добываться наместе через творческие экспедиции.Четвертый раздел также новый«СевероКавказскийрегион:соседиСК»–новое государственное образование республик Северного Кавказа РФ (руководитель –А.Хлопонин), которое в будущем должно стать оплотом дружбы народов Северного Кавказа. Разделы программы и разработанные занятия направлены на развитие у дошкольников любознательности, интереса к прошлому и настоящему своего края, воспитание в ребенке гражданина, патриота своей малой Родины. Реализация содержания программы предполагает различные формы работы с детьми: тематические занятия, экскурсии, видеопутешествия, виртуальные экологические тропы, целевые прогулки, беседы, традиционные праздники, посещение музеев, интерактивные встречи с интересными людьми, художественнотворческие игры, компьютерные путешествия по территориям Ставропольского края.
Данная программа является большим помощником в воспитании патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста.
Если человек не знает культуру своего края, можноли его назвать профессионалом, духовно красивым? Данный вопрос поставлен с цельювыяснить, на каком уровне у воспитателей дошкольных учреждений знания региональной культуры, и принять меры, чтобы жители города Пятигорска знали о своей малой родине не понаслышке. К сожалению, социологические исследования в Ставрополе и Ставропольском крае свидетельствуют о том, что 99 % воспитателей, педагогов разных категорий, в том числе и руководителей, не знают культуру Ставропольского края. Необходимо изучать, знать региональную культуру родного края, ведь накопленные знания о Ставропольском крае могут помочь развитию, увеличению созидательных, творческих возможностей человека.
В настоящее время на базе МБДОУ №39 г. Ставрополя идёт экспериментальная работа. Разработана программа «Художественные ценности Ставрополья», охватывающая не только изучение культуры территорий южной части нашего края, а все стороны региональной культуры Ставропольского края. Идут методические разработки.
Культурное наследие Ставрополья многообразно и многогранно. Воспитателям и руководителям ДОУ следует изучить региональную культуру для проведения интересной, оригинальной непосредственнообразовательной деятельности. Региональная культура Ставрополья включает в себя различные направления, перечисленные в таблице.
Таблица 1Региональная культура Ставрополья
Культурное наследиеНаправленияАрхитектурное наследие Ставропольского края свыше 1200 памятников природымузеи Кавказских Минеральных водпамятники архитектурыЛитературное наследие Ставропольского краяписатели, поэтылегенды о Ставропольском краеМузыкальное наследие Ставропольского краяпесни народныепесни казачьи
Опыт работы показывает, что детям дошкольного возраста интересно знакомиться и с работами наших художников, и композиторов, а также с литературным наследием Ставропольского края.
Растет интерес к художникам, не только родившимся на Ставрополье, но и приезжим из других территорий, которые были восхищены красотой нашего края и отразившие свои впечатления в своих произведениях, украсив культуру Ставрополья.В первую очерель, хотелось бы сказать о М.Ю. Лермонтова, произведения живописи которого немногие знают: «Сцена из кавказской жизни» (масло, 18371838), «Воспоминания о Кавказе» (масло, 1838), «Вид Пятигорска» (масло, 1837) и др.
Рис.1.М.Ю. Лермонтов «Эльбрус»
Невозможно не вспомнить заслуженного художника России, родом из с. Татарки Шпаковского района –Павла Моисеевича Гречишкина и его коллег из Ставропольского края –Е.Ф.Биценко (Ставрополь),А.Н. Безукладникову (живописца, Пятигорск), В.И.Бекетова (графика из Ессентуков), Б. В. Болдарева (живописца, Кисловодск), В.Г. Кленова (живописца, Ставрополь; его работы:«Лошади на водопое», «На окраине Ставрополя», «Верхний рынок» и др.), Н.Ф. Рыбнова (живописца, МинВоды), О.К. Урюпина (Невинномысск), Л.А.Черного (художник театра, Ставрополь), Ярошенко Н.А. («На качелях», пейзаж «Красные камни») и многих других, которые прославили Ставропольский край авторскими художественными произведениями.Таким образом, патриотизм в современных условиях –это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, с другой –сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.Ставропольский край также богат песнями. Песни, отражающие неповторимость нашего края. Есть песни народные, казачьи, у которых нет определенного автора. Есть песни, которые сочинили ставропольские поэты и композиторы: В.И. Сляднева работает в тесном содружестве с известными композиторами РоссииВ.Чернявским, К. Губиным, Н.Зинченко, Н. Бутенко, Г. Пономаренко и другими. Современный композитор Барбакуц Т. И. написала замечательную песню «Пятигорск», которую мы с воспитанниками нашего детского сада №46 г. Пятигорска, изучали на недели, посвященной родному городу. Текст песни Т. И. Барбакуц «Пятигорск»:Иду я по улицам тихим родным
И окна мне вслед улыбаются
Спешу на свидание с садом своим,
Мне радостно дверь открывается.
Припев.Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск,
Мой любимый и ласковый город
Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск,
Ты душою и сердцем мне дорог
Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск
Ты цветущ и всегда молодой
Пятигорск, Пятигорск, Пятигорск
Наше детство и юность с тобой.
2 куплетИ в будни, и в праздники очень красив
Наш город зелёный, лучистый
Мы будем учиться, дружить и любить,
Чтоб город мог нами гордиться.Припев.Литература о нашем Ставропольском крае выпускается в очень малом количестве, таком, что на прилавках книжных магазинов она просто отсутствует. Данным материалом педагоги ДОУ и школ обмениваются друг с другом, берут в библиотеках. Необходимо изучать казачьи сказки, легенды о Ставропольском крае начиная с дошкольного возраста. Этот материал не предусмотрен Федеральной программой, сосредоточен в регионах по месту жительства. Различных регионов очень много по России, и информация о культуре каждого не может вместиться ни в одну дошкольную программу. Говоря о литературном наследии Ставропольского края хотелось бы отметить, что детям дошкольного возраста будет интересно познакомиться с творчеством детских писателей Ставропольского края: Пухальской Г. Н.(г. Пятигорск, Сабишева К.Н. (г. Железноводск), Екимцева А.Е.(основные сборники «Деревушка на сосне» (1965), «Дорожкидлинноножки» (1967), «Ехал дождик на коне» (1967), «Светло в России от берез» (1967), др.), Гонтарь Т.А.(г. Ставрополь; книга «Сундучок»),Усова М.В. (первая книжка «Рассказы о птицах»(1952 г.), «Под солнцем и ветром», «Веснянка»)
Клавдия Николаевна Сабишеваавтор многих песен о Железноводске, а также замечательных стихов. Большое внимание в своем творчестве она уделяет произведениям для детей. Ее сборник «Ежикты не злючка», посвященный любимой внучке Катенькехороший источник для работы воспитателей по региональной культуре, в котором собраны стихи для детей, наполненные добра.Вот один из них:Знаю, ёжик, тыне злючка,Хоть ужасная колючка.Точишь все свои иголкиНа обидчика и только!Ну, а если встретишь другаВмиг иголкине упруги:Словно шёрстка под рукою, И как котик, ты спокоен. У меня в гостях бывая,
Часто дремлешь на диване,И над мискою под лавкойСловно руки, моешь лапки…Отвечаешь мне улыбкойНамою игру на скрипке, И подмигиваешь глазомВдруг её настрою сразу, Тоже любишь молоко ты…Часто думаю: ну кто ты?Видно, правду говоря:Всякий зверь –наш младший брат! Отдельное внимание хотелось бы уделить легендам о нашем крае. Непосредственно –образовательная деятельность, охватывающая легенды о появлении интересных, непонятных на первый взгляд для детей дошкольного возраста различных памятников природы, вызывает у малышей большой интерес.На собственном примере, мною было проведена НОД по теме«Легенда о Провале» (г. Пятигорск), дети проявляли большую заинтересованность, активность, а использование фотографий детей данной достопримечательности вызвало еще больше положительных эмоций. Конспект НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию.Тема: «Легенда о Провале»Видыдетскойдеятельности:продуктивная. Коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательноисследовательская, двигательная, художественнотворческая.Интеграцияобразовательныхобластей:«Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Познание».Цельдеятельностипедагога:развивать связную, диалогическую речь у детей, воспитывать интерес к истории своего края, чувство любви и гордости к родному краю, познакомить детей слегендой о Провале г. Пятигорска.Задачи:ОО «Коммуникация»: учить детей отвечать на поставленные вопросы по прочтенному воспитателем произведению, развивать связную речь, логическое мышление, умение слушать ответы товарищей.ОО «Художественное творчество», ОО «Познание»: рассказать о значимости легенды, познакомить с «Легендой о Провале г. Пятигорска», отметить стиль и особенности написания легенды, выделить отличительные черты героев, создавать доброжелательную атмосферу.Художественнопродуктивная деятельность детей: рисование по прочитанномуОборудованиеиматериалы:Для изобразительной деятельности: бумага, простой карандаш НВ, кисти № 2, 10, краски гуашь, палитра, фотографии Провала «прошлого» и современного, открытки к игре «Собери картинку», игрушкаДедаКраеведа.Содержание непосредственной образовательной деятельностиХод занятия:1. Организационный момент
Здравствуйте дети! Сегодня к нам пришел на занятие Дедкраевед (мягкая игрушка дедушки). ДедКраевед –все ведает, все знает о нашем родном крае. Услышал он, что мы изучаем историю родного края и решил помочь нам в этом сегодня. Но сначала ДедКраевед хочет проверить ваши знания. 2. Игра «Собери картинку»
Ребята, Дедкраевед нам прислал нам игру «Собери картинку». Давайте посмотрим, что у насполучится. Дети делятся на четыре команды и складывают картинки достопримечательностей города Пятигорска (Китайская беседка, Домик М.Ю. Лермонтова, Эолова арфа, фонтан «Деды» в парке Цветник ).
Рис.2.А:Домик М.Ю. Лермонтова; Б:Китайская беседка на горе Машук
Рис. 3.А: Фонтан «Деды» в парке Цветник; Б: Эолова арфа на горе Машук
Посмотрите, пожалуйста, и скажите, узнаете ли вы знакомые места?
Назовите эти достопримечательности.Воспитатель вывешивает фотографии данных достопримечательностей на доску.Еще Дедкраевед прислал открытку (открытка с изображением Провала)
Рис. 4. Провал на горе Машук г. Пятигорска
Что это за место? А вы, ребята, знаете историю его возникновения? Давайте послушаем, что об этом знает Дед Краевед.3. Чтение воспитателем легенды о Провале. В давние времена
в селении рядом с горой Машук жили старик со старухой. Жили они долго, а постарев, жена
стала
невыносимой. Старуха была настолько ворчливой, что даже соседи разбегались по разным углам, в то время когда она пилила бедного старика. Отчаянный старик думал о том, чтобы покинуть дом навсегда лишь бы не жить вместе со своей сварливой женой.В один день, собирая хворост на склоне горы Машук, старуха, сделав шаг, провалилась в глубокую яму. Старик, подойдя к краю, не решился спросить, жива ли бабка. Он лишь почувствовал странный запах, однако ничего не увидел в яме, так как она была достаточно глубока. В то время как старик раздумывал, как же ему поступить, он услышал ворчливый голос своей жены, которая очень сильно с кемто ругалась.Мужу стало жалко старуху, однако он не стал ей помогать дабы проучить скверную жену. Он решил, путь посидит там несколько дней может, успокоится. Прошло два дня, и старик решил помочь выбраться своей жене. Взяв длинную веревку, он
отправился к провалу в надежде
на то, что вытащит свою ворчливую жену, тихую и спокойную. И будут жить они мирно и счастливо.Однако подойдя к повалу, он увидел такое, что сначала
решил спрятаться за деревом и тихо посмотреть, а потом и вовсе решил побежать домой.Оказывается, ранним утром на охоту в лес на склон Машука вышел нарт Кайцук. До него стали доноситься странные жалобные вопли из подземелья. Юный нарт очень удивился, так как очень хорошо знал эту местность, и никогда не слышал ничего такого ранее. Подойдя к краю ямы ничего, не было видно, лишь доносился стон и просьба о помощи. Сразу же размотал охотник свою длинную веревку и стал тянуть
очень тяжелый груз. На последнем рывке нарт остолбенел от увиденной картины. Перед его глазами сидел большой дракон с глазами багрового цвета. Потеряв дар речи Кайцук
не смог ничего спросить, а
дракон, лежа на земле, стал плакать горючими слезами без остановки.Придя в себя, дракон поведал нарту свой рассказ: « Я родился в этом провале и провел всю свою жизнь. Мои предки тоже жили здесь до меня. Воздух на земле никогда не сможет сравниться с запахом у меня дома.
А
горячей воды, в которой мы купались на дне провала, больше нет нигде!
Благодаря, этой воды мои предки жили
столетиями. А два дня назад
в провал упала злобная
старуха. Сутками ворчит, всего меня исколола, на мне живого места нет. Как мне теперь быть? Где я буду жить? Пока старуха в моем доме я не вернусь туда! Спасибо тебе, что спас меня. Проси меня что хочешь, исполню любую твою просьбу». « Мне ничего не надо, —ответил Куйцук, —я тебя разыщу, если будешь нужен мне».Попрощавшись, дракон
сразу же скрылся за густыми деревьями, а молодой нарт был в раздумьях, как же поступить со старухой, если она даже дракона из собственного дома выжила.И вдруг Кайцук услышал
очередные ругательства из глубины провала,
таким образом скверная старуха посылала проклятия на дракона и того кто помог ему выбраться. Джигит, покачав головой,
решил отправиться дальше, а за старухой вернуться немного позже.А бездомный дракон, стал мстить людям. Периодически сжигал посевы в ауле, воровал девушек, перегорождал
реку, дабы оставить аулы без воды. Никто не мог сразиться с ним, так как всех воинов он убивал и калечил.Узнав о проделках дракона, Кайцук решил найти его. Встретившись с драконом Кайцук, попросил его успокоиться и перестать приносить беды людям. Дракон сразу же узнал своего спасителя и выполнил обещанную просьбу, тем самым освободив народ от зла. Но чуть позже дракон снова стал вредить. Беспомощным людям снова пришлось обраться к Кайцуку.Мужественно подъехав к дракону, Кайцук подумал:
«Мою просьбу дракон уже исполнил, больше слушать меня не будет, так и съесть может меня». Его мысли будто бы прочитал рассердившийся дракон и сказал: «Я же уже выполнил твою просьбу, я тебе больше ничего не должен! Ты меня злишь, убирайся или я съем тебя».Однако Кайцук был умен и нашел, что сказать дракону: « Я знаю, что ты исполнил мою просьбу, благодарен тебе за это, я тебя не буду ни о чем просить. Я здесь чтобы сообщить тебе, о том, что старушка тебя везде разыскивает, так как она уже выбралась из ямы. Будь осторожен!».Услышав это, дракон бросился бежать изо всех ног. С тех пор никто его не видел в этой местности, скорее всего он нашел себе тихое местечко, где и доживал свои годы.А
старушке, которая оставалась в яме муж и Кайцук, собрав односельчан, помогли выбраться.Они были сильно удивлены, увидев ее, перед ними стояла не ворчливая сгорбившаяся карга, а
улыбающаяся цветущая женщина. Нахождениена дне провала пошло старушке на пользу, так как там находилась вода, о которой говорил дракон.Поняв целительные свойства
места, где человек может исцелится и стать моложе, люди сразу не рискнули спуститься на дно провала,
так как боялись, что дракон может вернуться в свой родимый дом. Спустя много лет о драконе так ничего и не было слышно, тем самым перестав его бояться люди
стали пользоваться целебной водой. В больших корзинах на прочных веревках стали опускаться на дно провала все желающие. Сероводородные ванны помогали избавиться людям от многих заболеваний.И дракон, и старуха уже давно забыты, однако целебная вода
в озере Провал
до сих пор привлекает внимание туристов и гостей города Пятигорска. В наши дни, достаточно пройти по тоннелю, чтобы увидеть озеро и почувствовать необычный запах, сохранившийся еще с древних времен.4. Вопросы по восприятию детьми легенды.
Деду Краеведу интересно, как вы слушали легенду и он решил задать вопросы.
Как старуха оказалась в Провале?Как звалинарта?
Кто жил в Провале?
Что стал делать дракон и почему он не вернулся к себе домой?
Почему ему так хотелось вернуться домой, а он не мог?
Что помогло старухе стать молодой и счастливой?5. Физкультминутка "ЛОВКИЙ ДЖЕК"А вы знаете, что ДжекОчень ловкий человек? Посмотрите, как сейчас Прыгнет он вперёд пять раз. Начинайтека считать: Один, два, три, четыре, пять! А теперь пять раз подряд Прыгнет ловкий Джек назад. Начинайтека считать: Один, два, три, четыре, пять!Считай
и
делайДети выполняют движения по тексту стихотворения. Один подняться, потянуться. Два согнуться, разогнуться. Три
в ладоши три хлопка.Головою три кивка.На четыре руки шире,Пять руками помахать.Шесть
на место тихо сесть.6. Рефлексия:
Ребята, я предлагаю вам нарисовать Провал, но не такой, каким вы видели и знаете его сейчас, а предлагаю вам создать Провал «прошлого», с драконом, с нартомКайцуком, стариком, помолодевшей старухой. Давайте каждый нарисует наиболее понравившийся эпизод легенды.Выставка детских работ. Дед дедкраеведТы посылочку прислалМного ты нам показал123Что узнал, ты расскажи!Подведение итогов занятияКонспект данной непосредственнообразовательной деятельности можно использовать не только воспитателями г. Пятигорска, но и педагогами ДОУ других регионов для ознакомления с культурным наследием своих соседей. Так почему же воспитателям не использовать в своей деятельности намного чаще ресурсы своей региональной культуры, тем более, что в Ставропольском крае он широкий, многоплановый.Таким образом, проблема воспитания патриотических чувств является открытой и важной на современном этапе развития общества. Это обязывает ДОУ развивать познавательный интерес к культуре региона, ее историческому и культурному наследию. Тем более, что основы патриотического воспитания закладываются именно в период дошкольного детства, когда формируются основы мышления. Также в это время у ребенка формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданином и патриотом которого в будущем станет и он сам. Образование как процесс, совершающийся в настоящем, оказывается тем самым на «перекрестке» прошлого и будущего, склоняясь в пользу последнего. И только в этом случае образовательная система превратится в образование для устойчивогоразвития.
Ссылки на источники1. ГасановЗ.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости//Педагогика.№4.2001.112с.2. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. –М., 2001.3. Литвинова Р.М.,Зеленская В.А. Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения. –Ставрополь: СКИПКРО, 2007. –220 с.4. Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. –Ставрополь: СКИПКРО, 2004. –132 с.5. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. –Москва: Просвещение, 1992. –126 с.6. Муниципальное бюджетное учреждение «Ставропольская централизованная библиотечная система» http://www.stavcbs.ru[Дата обращения 24.12.2013].8. Интернетсообщество учителей, социальная сеть учителей http://pedsovet.su/load/3101026888[Дата обращения 25.12.2013].9. Сайт «Детский сад №39» г. Ставрополя 39detsad.ru[Дата обращения 25.12.2013].