Программа основных мероприятий по первичной профилактике зависимостей в МБВСОУ ЦО "Творчество"
Выпуск:
ART 54103
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корелина
А.
М. Программа основных мероприятий по первичной профилактике зависимостей в МБВСОУ ЦО "Творчество" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54103.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам первичной профилактики зависимостей подростков. Автор также предлагает примерную циклограмму деятельности педагогического коллектива по реализации программы.
Ключевые слова:
здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, профилактика зависимостей, зависимость от пав
Текст статьи
Корелина Альбина Мансуровна,учитель истории,МБВСОУ ЦО «Творчество» г. Екатеринбурга15021982@mail.ru
Программа основных мероприятийпо первичной профилактике зависимостей в МБВСОУ ЦО «Творчество»
Аннотация.Статья посвящена вопросам первичной профилактики зависимостей подростков. Автор также предлагаетпримерную циклограмму деятельности педагогического коллектива по реализации программы.Ключевые слова: профилактика зависимостей, зависимость от ПАВ, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития –от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие –«защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости –наиболее современный подход к профилактике. Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта –это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования вразличных сферах жизни. Выйдя изпод опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути. Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам.Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным анкетирования за период с 2009 по 2011 год к 15летнему возрасту 4565 % детей имеют различный опыт употребления ПАВ.Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.Цель:
–создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде; развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.Актуальностьданной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.
Ссылки на источники1.Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.2.Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.3.Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».4.Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».5.Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.6.Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежныйопыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.7.http: // www. narkopomosh. ru
Программа основных мероприятийпо первичной профилактике зависимостей в МБВСОУ ЦО «Творчество»
Аннотация.Статья посвящена вопросам первичной профилактики зависимостей подростков. Автор также предлагаетпримерную циклограмму деятельности педагогического коллектива по реализации программы.Ключевые слова: профилактика зависимостей, зависимость от ПАВ, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития –от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие –«защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости –наиболее современный подход к профилактике. Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта –это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования вразличных сферах жизни. Выйдя изпод опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути. Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам.Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным анкетирования за период с 2009 по 2011 год к 15летнему возрасту 4565 % детей имеют различный опыт употребления ПАВ.Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.Цель:
–создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде; развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.Актуальностьданной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.
Ссылки на источники1.Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.2.Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.3.Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».4.Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».5.Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.6.Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежныйопыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.7.http: // www. narkopomosh. ru