Программа основных мероприятий по первичной профилактике зависимостей в МБВСОУ ЦО "Творчество"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корелина А. М. Программа основных мероприятий по первичной профилактике зависимостей в МБВСОУ ЦО "Творчество" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54103.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам первичной профилактики зависимостей подростков. Автор также предлагает примерную циклограмму деятельности педагогического коллектива по реализации программы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корелина Альбина Мансуровна,учитель истории,МБВСОУ ЦО «Творчество» г. Екатеринбурга15021982@mail.ru

Программа основных мероприятийпо первичной профилактике зависимостей в МБВСОУ ЦО «Творчество»

Аннотация.Статья посвящена вопросам первичной профилактики зависимостей подростков. Автор также предлагаетпримерную циклограмму деятельности педагогического коллектива по реализации программы.Ключевые слова: профилактика зависимостей, зависимость от ПАВ, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития –от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие –«защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости –наиболее современный подход к профилактике. Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта –это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования вразличных сферах жизни. Выйдя изпод опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути. Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам.Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в Центре системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей обучающимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным анкетирования за период с 2009 по 2011 год к 15летнему возрасту 4565 % детей имеют различный опыт употребления ПАВ.Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.Цель:

–создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде; развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.Актуальностьданной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.Данная Программа рассчитана на обучающихся школьного возраста, легко применима в общеобразовательном учреждении.

Ссылки на источники1.Е. Иваницкая, Т. Щербакова «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.2.Н.В.Вострокнутов «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.3.Серия «Воспитательная работа». «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Москва «Глобус».4.Министерство образования и науки Российской федерации. «Основы профилактики ПАВ».5.Е.Ю.Ляпина «Профилактика социально опасного поведения школьников». Система работы образовательных учреждений. Волгоград.6.Министерство образования и науки Российской Федерации. «Зарубежныйопыт профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних». Москва, 2004 г.7.http: // www. narkopomosh. ru