Метод интердисциплинарных взаимодействий как основа эстетического воспитания детей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Городецкая Ю. А. Метод интердисциплинарных взаимодействий как основа эстетического воспитания детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54105.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию теоретических основ метода интердисциплинарных взаимодействий, являющегося ключевым в разработке предлагаемого цикла. В данной статье рассматриваются используемые в программе произведения живописи, литературы, музыки, уточняются моменты взаимосвязи между ними. Читатели найдут в статье рекомендации по организации и взаимодействию многообразных форм эстетического воспитания детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Городецкая Юлия Александровна,кандидатпедагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков,ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Владикавказский филиал, г. Владикавказugorodeckaya@gmail.com

Метод интердисциплинарных взаимодействий как основа эстетического воспитания детей

Аннотация.Статья посвящена раскрытиютеоретических основметода интердисциплинарныхвзаимодействий, являющегося ключевымв разработке предлагаемогоцикла. В даннойстатье рассматриваются используемые в программе произведенияживописи, литературы, музыки, уточняются моменты взаимосвязи между ними. Читатели найдутв статьерекомендации по организации и взаимодействию многообразных формэстетического воспитания детей.Ключевые слова:интегрированные занятия, методинтердисциплинарных взаимодействий,гуманитарноэстетическийцикл, тематическийпринцип,система творческих заданий

В жизнь каждогошкольника так или иначе входит искусство, воспитательные

возможности

которого нужно максимально использовать и организовать процесс обучения как в общеобразовательной школе, так и через учреждения дополнительного образования. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания и развития важные функции выполняют родной язык, пение, музыка, изобразительное искусство, природа. Необходимо развиватьушкольников чувство прекрасного, формироватьхудожественныйвкус, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство

родной природы.Признано необходимым улучшить психологопедагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в образовательных учреждениях различного типа, выявление их интересов и склонностей, а также своевременноеустановлениепричин отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбора наиболее эффективных путей устранения

этих явлений.Одним из важнейших средств эстетическоговоспитания является музыка, которая оказывает

наребенка особое действие. Она может датьемурадость, наполнить

восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слезы и грусть. Это свойство музыки составляет

ее главную прелесть, главную чарующую силу. Она непосредственный язык души. Во все времена люди

стремились к музыке,танцам, что является неотъемлемым элементом культуры, духовной жизни, способствует формированию нравственного облика, воспитаниювсесторонне развитого человека. Музыка могучее средство самовоспитания. Онавводит ребенка в мир добра. Музыка это самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность педагога дополнительного образования и детей. Слушая прекрасную мелодию, переживая и восхищаясь ее красотой, педагог и учащийся становятся роднее, ближе.Занятия изобразительным искусством преследуют воспитательные, обучающиеи развивающие цели. Главной целью этих занятий является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них увлеченности, интереса и любви к изобразительному искусству, формирование художественного вкуса, способности к эстетическому восприятию окружающей действительности родного края. Очень важным моментом в художественном воспитании детей является развитие отзывчивости к красоте природы, умение и потребность наслаждаться окружающей действительностью[2]. С этой целью надо проводить экскурсии и наблюдения за тем, что окружает детей. Следует приучать их подмечать характерные состояния природы в различные времена года, обращать внимание на цвет неба, листвы, снега, на особенности освещения в разное время суток. Нужно открыть глаза детей на удивительное богатство и разнообразие природных форм наших гор, лесов и их окраску. Тщательное рассматривание узора на крыльях бабочек, изгибов и графической ясности, чистоты форм и гармонии цветных сочетаний в цветах, камнях позволит воспитывать вкус детей на примере красотыприроды. Природа ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. Во время экскурсий и прогулок в природу у нихобостряется эстетическое видение ее красоты, форм, линий,

красок, звуков, развивается воссоздающее воображение и образное мышление. Находясь в лесу или роще, саду или парке, глядя на деревья, кустарники, траву, цветы, дети сочиняют удивительные сказки, стихи. Они могут услышать в ней то, чего не услышитвзрослый человек. Но воспитывать и развивать это умение должен добродушный, чуткий, отзывчивый педагог.Искусство несет человеку представление о прекрасном и безобразном, о красоте и доброте, о человечности. Искусство это труд, огромный, тяжелыйи радостный. Это производство ценностей.Общение с искусством одна из самых больших радостей жизни. Искусство надо знать и понимать, оно должно приносить радость.Самая первая и трудная задача педагога

дополнительного образования вызвать у ребят чувство наслаждения, потребность любоваться природой и произведениями искусства.Красота это плоть и кровь человечности, добрых чувств, сердечных отношений. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и, тем более, в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и, особенно, эстетического воспитания.Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Азбукой познания живописи является непосредственное наблюдение природы. Чтобы понимать, переживать и любить живопись, человеку

необходимо пройти длительную школу чувств именно в мире природы. Красота средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве человек должен научиться

индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь. Дополнительное образование помогает ребенку восполнить социокультурный компонентпознания и духовного воспитания.В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитиютворческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде.Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт школьника, приобретаемый в творческом объединении (изобразительное искусство, хореография, вокал), т.е.его побуждения и стремления. Приобщая школьников к

прекрасному, педагог дополнительного образования обращает их внимание на красоту природы. Искусство как своеобразная форма отражения и познания мира формирует в детях эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, с помощью которого они ощущают истинную ценность явлений окружающего мира. Эстетическое воспитание пробуждает в душе ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, которое не позволяет ему творить зло. Тема, раскрытая разными видами искусства, формирует основы целостного представления об окружающем мире, отраженном в музыке, изобразительном искусстве, литературе.Понятие «межпредметные связи» характеризуется поразному. В Педагогическом словаре оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам [4]. При систематическом и целенаправленном осуществлении они выступают как современный дидактический принцип, который ведет к интеграции.Интеграция это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов в разных учебных предметах, объединение их в несуществовавший ранее монолит особого качества.Интеграция отличается от межпредметных связейв обучении тем, что это не смена деятельности, не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ускорения процесса обучения, закрепления или ликвидации утомления.Вопервых, это создание у школьника целостного представления об окружаемом мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Целостность обеспечивается общим предметом искусства человеком, его внутренним миром и отношением к действительности; общей эстетической природой; единством законов развития природы, искусства. Искусство воспроизводит единство мира целостно. Вовторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция средство обучения).Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира каксистемы, научить его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция также направлена на развитие эрудиции обучающегося, она должна соединять получаемые знания в единую систему [1]. Взаимная согласованность литературы с изобразительным искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Чем органичнее их слияние, тем полнее и многосторонне знания учащихся о предмете.Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые углубляются личными наблюдениями. Учащимся дается возможность высказать свои мысли и чувства о произведениях искусств, сравнить их с настроением и чувством авторов произведений. Кроме того интегрированные занятия снимают утомляемость, обеспечивают развитие заинтересованности и постепенный переход к самостоятельному творчеству, требующему воображения и фантазии. Поэтому одна из задач таких занятий развитие творческой активности учащихся.Одним из важнейших элементов воспитания чувства сопричастности со всем, что окружает в природе и жизни, выступают картины, поэзия и музыка родного края. Вокруг искусства складываются определенные структуры, такие каккультура производства искусства, культура донесения его до потребителя, культура его потребления (т.е. восприятия), но именно искусство является ядром художественной культуры. Постигая искусство, можно понять особенности эстетического освоения мира писателем, художником, композитором. Кроме того, через искусство можно определить уровень и характер эстетических запросов современного человека, который пропускает произведения искусства через призму своего восприятия.Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию в ребенке интеллектуального и эмоционального начал, к активизации творческого потенциала, и чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребенок приобщится к художественным ценностям мировой культуры, тем заметнее это скажется на расширении сферы проявления его эстетических потребностей.Каждый из видов искусства обладает своим художественнообразным языком, спецификой воссоздания действительности, которая, в свою очередь, определяется особенностями тех или иных жизненных явлений и обстоятельств. Не все стороны жизни подвластны изображению в какомто одном виде искусства. То, что подвластно музыке, то, что изображает литература, не может быть выражено средствами живописи. Иными словами, для воспроизведения той или иной грани действительности в искусстве достаточно средств художественной выразительности того или иного вида искусства, но для создания в нашем восприятии целостного образа мира

или обобщенного образа эпохи недостаточно какойлибо одной формы их отражения. Для этого необходим синтез различных видов искусства. Синтез в данном случае надо понимать как неделимый сплав, как многообразие в единстве представлений, как само искусство, которое является единой формой отражениядействительности, но делится внутри себя на виды. В связи с этим художественнопрактическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточнона сегодня оцененных средств развития личности ребенка.С детства человек включается в уникальную интегративную структуру духовную культуру, которая определяет личность каждого без учета степени активности влияния на нее. Духовная культура достояние каждого человека, и освоение ее обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. С рождения ребенка окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизационных процессов человечества в единстве их материальной целесообразности и духовной насыщенности представляемого социальноэстетического идеала. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социальноэстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры, которая существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком. Духовные качества обладают большой субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей. Духовные же ценности являются обобщенно организованным явлением, исходя из представлений об эстетической целесообразности не только одного индивида, но и всего человечества на основе накопленного духовного опыта.Насколько многогранна жизнь в различных ее проявлениях, насколько полно она отражается для человека в материальной форме, настолько она может быть освоена им через самостоятельную деятельность на основеэстетических категорий, близких и далеких ассоциаций, аналогий, параллелей.Интегрированным компонентом духовной культуры является искусство.

Оно включает в себя многие виды (литературу, живопись, музыку, театр и т.д.),которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного труда для создания у детей целостной картины мирав его материальном и духовном единстве. Однако полной гармонии, если ребенок с ранних лет не включается в творческую деятельность, быть не может.Художественнотворческая деятельность, как смысл любой деятельности, дает ребенку возможность не только отстраненного восприятия духовной и материальной культур, но и чувство самореализации, возможность освоения мира не только через его постижение, но и через его преображение. Процесс и результат художественнотворческой деятельностиможно определить какуровень и характер эстетических запросов современного человека, который пропускает произведения искусства через призму своего восприятия.Художественнотворческаядеятельность становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств самого творящего ребенка. При этомона предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: созерцание, размышление и практическую реализацию замысла.Следует заметить, что интеграция подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства,так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в определенности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и т.д.)и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особое место в этой интеграции занимает художественнотворческая деятельность как естественный этап перехода к созданию на основе обогащенного эстетического опыта.За познанием следует творческая деятельность по освоению эстетических представлений и основ искусства через продуктивную деятельность в виде работ по изобразительному труду, театрализации и музицированию. Созданиеу учащихся представления о процессах развития и преемственности единичных культур дает возможность определить облик человека будущего как свободной от идейных стереотипов личности, способной вести самостоятельный поиск духовных ценностей и формировать свой эстетический вкус на лучших достижениях мировой культуры. Художественная картина мира, данная нам в искусстве, способна побудить отдельные нации и народности к движению навстречу друг другу в поиске духовных ценностей и идеалов через осмысление особенностей каждой национальной культуры и ее места в едином культурном пространстве.Итак, целостная картина мира складывается из всего комплекса взаимоотношений человека и действительности на основе эстетического мышления. Именно такое понимание подхода к реализации непрерывного эстетического образования даст возможность специалистам, занимающимся

художественноэстетическим развитием, достичь следующих качественных изменений в ребенке: развить в нем эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни и

искусства; обогатить эмоциональный мир ребенка; научить еготворческому восприятию произведений искусства.Таким образом, искусство есть и продукт эпохи, и продукт художника, и продукт современного зрителя, читателя и слушателя. Следовательно, искусство является источником постижения духовной культуры как прошлого, так и настоящего. Его широкое вовлечение в педагогическую практикудает учащимся возможность составить более целостное представление о мире, об особенностях мировой, русской и родной культур, специфике их взаимодействия и взаимовлияния, создать благоприятные условия для эстетического развития учащихся.Эстетическое воспитание, выступая одним из важнейших условий всестороннего, гармонического развития подрастающего поколения, осуществляется во всех сферах его жизнедеятельности.В формировании основ эстетической культуры учащихся творческие объединения эстетической направленности в учреждениях дополнительного образования выполняют свои особые функции. Вместе с тем важно наметить и реализовать единые направления в работе всех педагогов дополнительного образования[3].Такими общими путями являются:1)раскрытиеосновных понятий эстетики на материале своего творческого объединения;2)обогащение эмоциональноэстетического опыта школьников;3)развитие эстетической потребности и художественных вкусов учащихся;

4) организация и стимулирование эстетической деятельности воспитанников [5].Таким образом, разнообразие содержания, форм и методов, богатство средств педагогического воздействия на личность учащегося, способствующих достижению его эстетической воспитанности, не может быть обеспечено в полной мере какимто одним воспитательным учреждением: школой, учреждением дополнительного образования и др. Только в системе взаимодействия всех воспитывающих сил возможно органически соединить общее образование с музыкальным, художественным развитием, воспитать творческую индивидуальность.Для определения эффективности эстетического воспитания в образовательных учреждениях была разработана и апробирована интегрированная эстетическая программа «Искусство».В основу построения авторской интегрированной эстетическойпрограммы «Искусство» положены такие цели, которые предполагают воспитание духовности, нравственного отношения к природе, эстетического вкуса, и образно –ассоциативного мышления. Такое понимание обусловливает необходимость рассмотрения искусства как наиболее адекватного средства для формирования широкой культуры, целостного взгляда на мир. Разработанная интегрированная эстетическая программа «Искусство», раскрывая понятия красоты и национального своеобразия окружающего мира, особенности восприятия и воссоздания звука опирается на концепцию художественного образа.Тематика интегрированных занятий определялась согласно программным темам, в которых широко и многогранно раскрывались: художественный образ слова, воссоздание звука, основы художественного изображения. Деятельность обучаемых на занятиях была направлена на более эффективное эстетическое воспитание средствами интердисциплинарных взаимодействий, которое усиливало реализацию триединой цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В зависимости от возрастной группы учащихся осуществлялось усложнение изучаемого материала, который отбирался таким образом, чтобы произведения искусства компактно включались в эстетический курс, воспринимаясь обучаемыми целостно.Серия интегрированных занятий, представленнаяв авторской интегрированной эстетическойпрограмме «Искусство» дает педагогу большие возможности для развития у детей эмоциональной сферы, желания высказаться. Такая организация работы помогает воспитанникамучреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ получить глубокие музыкальные впечатления и адекватно передать их. При этом развивается фантазия, обогащается понятийный багаж, растет языковая культура. Именно через искусство можно составить представление об эстетической культуре прошлых эпох, о специфике эстетического идеала, выдвигающегося на первый план конкретной исторической средой, об эволюции эстетического вкуса нации, так какв каждую эпоху формировалась своя система ценностей.В авторской интегрированной программе осуществлялся поиск практических форм работы по выявлению и учету эстетических склонностей и способностей обучаемых. Наряду с традиционными методами и формами работы были использованы интересные, заслуживающие внимания творческие задания: сочинение детьми мелодий песен, стихов, игра на различных музыкальных инструментах и т.д.Содержание интегрированной программы обогащалось подбором материала в соответствии с поставленными целями и задачами исследования. При создании авторской интегрированнойэстетической программы преследовалась цель –способствовать воспитанию высокохудожественной образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие творческих способностей и задатков ребенка.Опроцессе занятий, от одной возрастной группы к другой осуществлялось повторение наиболее важных тем на более высоком уровне, реализовывалась органичная связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.Интегрированные занятия проводились один раз в неделю. В зависимости от цели проведения интегрированного занятия использовались различные его виды. Коллективное и индивидуальное музицирование способствовало формированию интереса к музыкальному искусству, воспитанию художественного вкуса, развитиюмузыкальных способностей. В ходе занятий воспитывалось устойчивое внимание к качеству пения, развивалась музыкальная память и слух обучаемых. Одной из наиболее активных и доступных форм работы являлась игра на детских музыкальных инструментах, которая развивала музыкальные способности ребят.

На базе Центра эстетического воспитания «Творчество» г.Владикавказабыл проведен эксперименте, в котором приняли участие 52 воспитанника творческих объединений центра. При помощи диагностической методики был выявлен уровень развития эстетической эмпатии воспитанников центра «Творчество».В нашем случае уровень эстетической эмпатии испытуемых оказался низким. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости внедрения интегрированной эстетической программы «Искусство».Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы.Контрольную группу составили 28 подростков 12 –13 лет, посещавшие творческие объединения центра по различным направлениям (хореография, музыка, декоративно –прикладное искусство и т.д.).В экспериментальную группу вошли воспитанники центра «Творчество» (24 человека), которые наряду с обучением в выбранных ими творческих объединениях изъявили желание дополнительно посещать интегрированные занятия по предложенной им авторской программе «Искусство».После реализации авторской интегрированной эстетической программы «Искусство» в Центре эстетического воспитания детей «Творчество» с контингентом испытуемых была проведена повторная диагностика уровня развития эстетической эмпатии. Результаты полученных эмпирических данных представлены на рис.2.Из диаграммы видно, что использование интегративно –гуманитарного подхода в эстетическом воспитании оказывает влияние на развитие уровня эстетической эмпатии школьников. Так, у 26% школьников экспериментальной группы уровень эстетической эмпатии оказался высоким. Низкий уровень у испытуемых контрольной группы составил 12%, тогда как в экспериментальной группе этот показатель равен нулю. Средний уровень развития эстетической эмпатии в экспериментальной группе выше (74%), чем в контрольной (68%). Оценка результатов эксперимента показала его достоверность. Полученные эмпирические данные свидетельствуюто том, что принципы построения интегрированных занятий и умелое введение в них национальнорегионального компонента направлены на формирование у обучаемых целостного представления об искусстве как важнейшей области художественной деятельности человека.

Рис. 2. Динамика уровня развития эстетической эмпатии

Итак, результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что интегративно –гуманитарный подход к художественноэстетической деятельности в системе

дополнительного образования способствует развитию воспитуемых, в частности, достижению ими более высокого уровня эстетического развития.

Ссылки на источники1.Гембицкая Е. Проблемы взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся // Музыкальное воспитание в школе. –М., 1972. –Вып. 8.–С.3 –17.2.

Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. –М.: Просвещение, 1978. –160 с.3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. –256 с.4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. –230с.5.

Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И. Бурова и Б.Т.Лихачева. –М., 1974. –193с.

01020304050607080Контрольная группаЭкспериментальная группа12068742026Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень