Семейные союзы как форма общественного управления образованием

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дьячковский М. В. Семейные союзы как форма общественного управления образованием // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54114.htm.
Аннотация. В данной статье автор подчёркивает значимость семейных союзов для успешного образования детей в Республике Саха (Якутия).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дьячковский Михаил Владимирович,директор, МБОУ «Чурапчинская СОШ», Чурапчинский улус, Республика Саха (Якутия)varlamova.albina@bk.ru

Семейные союзы как форма общественного управления образованием

Аннотация.В данной статье автор подчёркивает значимость семейных союзов для успешного образования детей в Республике Саха (Якутия).Ключевые слова:Республика Саха, Якутия, семейные союзы, среднее образование

С давних времен народ саха считался одним из выносливых, жизнеспособных народов. Жизнь на вечной мерзлоте веками выработало необходимость жизни сообща, решения возникающих проблем «всем миром», помогая, друг другу в трудные минуты.В суровые морозные месяцы единственным спасением являлся огонь —тепло домашнего очага камелек. Горит камелек значит, собирает он возле себя людей, обогревает их своим теплом, рождая в их душах надежду на счастливое будущее.Долгими зимними вечерами в разговорах у этого камелька решаются все проблемы, строятся планы на будущее. Жизнь продолжается, развивается...Якутский народ в экстремальных природноклиматических условиях создал разновидность северной цивилизации, основанную на традиционных отраслях хозяйства (скотоводство, коневодство, охота и рыболовство), позднее и земледелии. Частью его самобытной духовной культуры является якутская народная педагогика, которая изучена такими педагогами, как В.Ф. Афанасьев, И.С. Портнягин, А.А. Григорьева, Н.Д. Неустроев и другие. А также основатель первой в России музея народной педагогики К.С. Чиряевым. И именно он первым обратил внимание на то, что у якутов родственные связи и взаимопомощь имели очень большое значение в хозяйстве, в быту, а также в воспитании детей. Он призывал возрождать и развивать эту народную традицию. Доктор исторических наук А.И. Гоголев в своей книге «История Якутии» пишет: «В 1718 вв. у Саха дьоно существовала форма общины, которая обычно возникает в эпоху разложения первобытного строя. Она представляла с собой союз семейств по принципу территориальнососедских связей, частично совместной собственностью на средства производства (пастбища, сенокосные, промысловые угодья)». Значит, понятие «семейный союз» существовало с давних времен.Современные педагоги считают, что общество все более теряет традиционную основу родственных связей. Микрорайон МурунТымпыйа с. Чурапча имеет свои специфические особенности сохранения и крепости этих связей. Эта особенность и стала основой формирования семейных союзов, которые имеют не малый педагогический потенциал воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Создание семейных союзов на основе родственных связей способствует возрождению и укреплению особенностей каждой семьи, которая имеет свои особенности в жизнедеятельности и воспитании ребенка. Под семейным союзом мы понимаем объединение семей по родственным связям. Семейные союзы объединяют людей разных возрастов, независимо от места жительства, рода занятий, семейного положения. Сплочение людей в семейном союзе является истинным, естественным очагом преемственности поколений. Семейный союз –это среда, где существуют традиции взаимопомощи, устойчивых взаимоотношений, сопереживания, коллективизма, где уважают историческое прошлое своего рода, семейные ценности, традиции, где сохранены забота и уважение к старшему поколению, гуманность и милосердие, опека и защита малоимущих и нуждающихся. С 2001 года школа является республиканской экспериментальной площадкой по теме «Школасад как открытая система непрерывности образования», с 2005 года республиканской экспериментальной площадкой, а с 2006 года федеральной экспериментальной площадкой по проблеме «Потенциал ОУ –основа развития социальной активности семейных союзов».Исходя из выше обозначенной проблемы, была определена цель работы, которая заключается в объединении деятельности образовательного учреждения и семейных союзов в воспитании и развитии ребенка.Основой реализации программы выступают утвержденные на уровне школы локальные акты, как Положение об организации опытноэкспериментальной работы, Положение об Экспертном совете, Положение о творческой группе педагогов, Устав общественной организации семейных союзов «Бар5а».В рамках реализации программы обозначены направления работы «Потенциал ОУ –основа развития социальной активности семейных союзов», что подтверждается разработанными программами и проектами: 1.Программа «Организация деятельности социальнопедагогического и медикопсихологического центра на основе народных традиций»;2.Программа «Реализация педагогического потенциала семейных союзов в воспитании и развитии ребенка через дополнительное образование»;3.Программа «Ученическое самоуправление в условиях совместной деятельности семьи и школы»;4.Программа элективного курса «Урууаймах» для учащихся среднего и старшего звеньев;5.Проект «Педагогическая мастерская семейных союзов»;6.Проект «Семейный интернат».Степень вовлеченности общества в процесс образования детей –это мощный фактор развития школы на селе. Реальная помощь родителей и семейныхсоюзов в повышении качества воспитания и обучения возможно при их активном участии в ее организации. Социальная активность родителей и семейных союзов начинается с осознания ответственности не только перед своим ребенком, но и, например, перед племянниками или перед соседскими детьми и т.д. Одна из важнейших особенностей семейных союзов является то, что бездетные семьи, а также пожилые семьи, дети которых уже окончили школ, участвуют в совместной деятельности школы и родителей.

Ссылки на источники1.Волков Г.Н. Педагогика любви. М., 2002. –Т.2. –460 с.2.Гоголев А.И. История Якутии. –Якутск., 2001., 154 с.3.Гребенников И.Б., Ковинько Л.В. Семейное воспитание. Краткий словарь. –М., 1990.4.Кулаковский А.Е. Научные труды. –Якутск., 19795.Макаренко А.С. Книга для родителей. М., 1969.6.Махаров Е.М. Философия человеческого общества. –М., 1999.7.Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. –Якутск, 1999.8.Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. –Пермь., 19969.Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии. –Якутск, 1994.10.Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера.–Якутск,2000.11.Попов Б.Н. Ыал быhаарыылаах тылдьыта. –Якутск, 2001.12.Семенова А.Д. Этнопедагогика. –Якутск, 2002.13.Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. –М., 1988.14.Серошевский В.Л. Якуты. –М., 1993.15.Тумусов Ф. Ыал бии билиитэ. –Якутск., 2001, 832 с.16.Чиряев К.С. Олох педагогиката. –Якутск., 1998. –496 с.