Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левина М. И. Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54115.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам здоровью детей дошкольного возраста. Автор в статье раскрывает понятия здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левина Марина Ивановна,заведующий, МАДОУ «Детский сад № 28», г. ПермьPatokina28@gmail.com

Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ

Аннотация. Статья посвящена вопросам здоровью детей дошкольного возраста. Автор в статье раскрывает понятия здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьеобогащение, технологии.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования –сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенкадошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать до сих пор остается загадкой для широкого круга профессиональнопедагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.Здоровье –состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ в широком смысле слова процесс воспитанияи обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.В более узком смысле слова это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения издоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.Технология –это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается втом, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессиональнопедагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования –задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку –обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым –содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.Видыздоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медикопрофuлактические; физкультурнооздоровительные; технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребенка; здоровьесбереженияи здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.Медикопрофuлактическиетехнологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.Физкультурнооздоровительныетехнологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.Здоровьесберегающие образовательныетехнологии в детском саду –это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностноориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий –учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.Технологии обеспечения социальнопсихологического благополучия ребёнка–технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнкадошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социальноэмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психологопедагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащенияпедагогов дошкольного образования –технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.Задачи здоровьесбережения•Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.•Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.•С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможностидетского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеванию)•Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурнооздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медикопрофилактические и физкультурнооздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социальнопсихологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:•направленностью воспитательнообразовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;•комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;•созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;•формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.Направленность работы по здоровьесбережению.1. Лечебнопрофилактическое (фито, витаминотерапия; прием настоек и отваров растенийадаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебнопрофилактических мероприятий для детей).2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимныхмоментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).3. Оздоровительная направленность воспитательнообразовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).Этапы работы1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.Использование в режиме дня:•отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;•различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);•комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);•физкультурных занятий всех типов;•оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкальноритмические занятия) мы включаем в воспитательнообразовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:а) пятиминутки здоровья;б) двигательные переменки между занятиями;в) проведение дней здоровья;г) физкультурноспортивные праздники в зале и на улице;д) занятия ЛФК;3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковыеигры.Родители привлекаются к участию в физкультурномассовых мероприятиях дошкольного учреждения.4. Конечные результаты:•формирование нормативноправовой базы по вопросам оздоровления дошкольников; внедрение научнометодических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;•формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;•обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;•улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольниковПрофилактикаТочечный массаж по методу УманскойКомплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятийКомплексы по профилактике плоскостопияКомплексы по профилактике нарушений осанки Дыхательная гимнастика по методу А. Н. СтрельниковойСнятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)Прогулки + динамический часЗакаливание:Сон без одеждыХодьба босикомРижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодносолевым раствором или травяными настоями)Оптимальный двигательный режимМероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ:Сироп шиповникавитаминизированный напиток «Валитек», фитонциды).Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)Полоскание полости рта чесночным настоем используется в целях профилактики ангины и воспалительных процессов полости рта.Приготовление:1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2х часов после приготовления.Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя –логопеда, педагога психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Забота о здоровье –одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье –ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня –это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье –это бесценный дар.

Ссылки на источники1.Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 2.Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 3.Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»4.Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. 2001 5.Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М, 1944 6.«Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, СП., 2002 7.Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М, 1984 8.Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека», Новосибирск, 19919.Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. , «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 47 лет», М., 1997 10.Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999 11.Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 12.

ЛевиГориневская Е.Г., Быкова А.И., «Закаливание детского организма» М., 1962 13.Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М. , 2001 14.

Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 15.Маркова Л. С., «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2002 16.Праздников В. П. «Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина», 1988 17.«Радуга» программа и методическое руководство М, 1996 18.Сивачева Л. Н. «Физкультура –это радость», СанктПетербург «ДетствоПресс», 2002