Современный урок: опыт, идеи, рекомендации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бажанова Н. К. Современный урок: опыт, идеи, рекомендации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54119.htm.
Аннотация. В данной статье на примере своего педагогического опыта автор дает рекомендации для успешного преподавания в начальной школе и делится идеями по улучшению образовательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бажанова Нелли Касымовна,учитель начальных классов, МБОУ "Столбищенская средняя школа", с. СтолбищеРеспублики Татарстанrenatamusina@mail.ru

Современный урок: опыт, идеи, рекомендации

Аннотация. В данной статье на примере своего педагогического опыта автор дает рекомендации для успешного преподавания в начальной школе и делится идеямипо улучшению образовательного процесса.Ключевые слова: начальная школа, образование, воспитание, Столбищенская средняя школа.

Учитель это самый главный человек в жизни школьника. Ведь именно от учителя он набираетопыт, ставить эксперименты,узнавать жизнь, внедряет в свою жизнь чтото новое. Задача учителя не только научить использовать знания на практике, а также координировать человека в правильное русло его мыслей иидей. Порой мы и не задумываемся над тем, как тяжел и многогранен по своей природе этот трудоднако целью нашего рассуждения небудет являться именно это.Мы попытаемся раскрыть каким же образомдостичь заранее поставленного педагогом результата,а также пути его реализации.Мир развивается и с той же скоростью развиваются и дети. Поколение за поколением, люди приносят новые идеии внедряют инновации в жизнь. Мы, педагогии младшие школьники люди разного поколенияи для того, чтобы донести до них информацию в интересном и понятном для них формате, мы должны не только изучать большое количество дополнительной литературы, но и попытаться войти в мир ученика. В мир где присутствуют компьютерные технологии и коммуникации. В мир где электронная кодировка информации взяла верх над "устаревшими"для нового поколения учебниками.Все это в комплексе дает нам повод рассуждать о идеях, которые должны зарождаться в голове преподавателя, а именно "Как сделать урок современным и доступным для ученика?", "Как достичь успеха в обучении учеников?"и "Как дифференцировать современный урок ?"Далее я попытаюсь раскрыть основные идеи инновации в опыте работы как учителя начальных классов в Столбищенской средней школе.Как сказа великий человек Менделеев Д. И. "Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенном в систему школьного образования". Составление современного урока и есть та система, которая поможет ученику в составлении личности, личности многогранной, развитой и эрудированной в знаниях.Современный урок и эффективные методы обучения. Каким должен быть современный урок?Данный вопрос возникает на каждом этапе реформирования системы образования. И он вполне логичен, ибо с урока начинается образование, уроком оно и заканчивается.Структура урока должна быть достаточно гибкой и зависетьот специфики задач, средствих выполнения и реальных условий обучения.Главной задачей современного урока в традиционной школе является целостное формирование личности ученика на основе обучения, развитие и воспитание. Следовательно, современный урок должен:вооружать учащихся глубокими и осознанными знаниями;учить учащихся учиться, ибо в подавляющем большинствеслучаев отставание в учебе связанно неврожденным отсутствием способности, а применением непродуктивных способов учебной работы;содействовать формированию прочных мотивов учения; способствовать воспитанию умственных возможностей школьника;Формировать нравственные основы личности, ориентированные на обще человеческие ценности;В помощь к составлению своего урока я прибегала к различным сайтам и интернетресурсам, где можно найти массу информации как именно составить урок, какую схему урока выбрать. Наиболее подходящая схема именно для моего урока следующая.Предлагаем, как один из возможных вариантов типовую схему учебного занятия, которая на наш взгляд, поможет сделать учебный процесс более эффективным. Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основныеэлементы (этапы):проверку итогов предыдущей работы, презентацию нового материала, практику под руководством учителя, независимую самостоятельную практику обучаемых, самоконтроль и самооценку результатов работы, подведение итогов занятия, определения домашнего задания, специальное повторение, контроль учащихся.Первый этап проверка итогов предыдущей работы главная задачаобеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Основные действия педагога: помощь ученикам при включении в работуразбор нескольких вопросов на повторение; организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний; создание проблемной учебной ситуации, которая обеспечивает активное включение школьников в изучение нового материала.Как видим, начало урока не связанно с опросом в традиционном его понимании в основе повторенияживой диалог обучающихся, входе которогошкольники спокойно говорят высказывают свою точку зрения,спорят.Они не боятсяподвергнуться негативным санкциям,услышать отрицательное мнение.Учитель поддерживаетразговор, направляет, дополняет,но никогда не оценивает.Он имеет право использоваться только тритипа высказываний, каждое из которых позитивное: похвалить ученика,направить, заново рассказать тут часть материала, котораяпонятанеправильно.В этой ситуации школьники не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат учителю лакмусовой бумажкой для более точного определения содержанияновойпорции учебного материалаизспособа его выстраивания.Часто в такие классах ученики проявляет желание узнавать больше того,что им предлагаетпрограмма или учебник,а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.Вспомним, как обычно начинают урок в массовой школе,как организуется опрос учащихся,и сравним привычный способс предлагаемым вариантом.В традиционной школе, учитель как правило, сначалазадает вопрос на повторение изученногоматериала. Ученица встает и рассказывает все, что он знает по этому вопросу. При этом он не думает, не рассуждает, говори только то,что от него хотят услышать. Чем ближе его ответ рассказы учителя или текста учебника, тем выше отметка. Затем задается следующий вопрос,встает другой ученик, та же процедураповторяется.При этом учитель специально"пробегает"по классу глазами, чтобы увидеть тех школьников, который не подготовилась к уроку, и спросить их,считая, что при таком способе работы он "заботу"об уровне знанийобучаемыхигрсимулирует их активность при подготовке домашних заданий. Не задумываясьо психологическихпоследствиях своих действий,учитель часто вызываетсовершенно противоположный эффект,который создает угрозу временнойне обучаемости детей.Дело заключается в том, что большая частьучащихся в процессе пристрастного опроса испытывает чувство тревоги, страха, общего дискомфорта и часто находится в классе с единственной установкой предпринять все, чтобы избежать плохой отметки, а вместе с ней укола по самолюбию.Приходится наблюдать достаточно большую группу учащихся,которым абсолютно безразлично,какую отметку и поставит учитель и поставитли он ее вообще.Между тем сразу после стрессовые ситуации,связанной сфронтальной проверкой домашнего задания и пристрастнымоцениваниемего выполнения, традиционная методика предусматривает изучение нового материала.

Советы по изменению традиционной структуры урока.1.Начало учебного занятия должно создать психологический настрой учащихся на последующую работу,его целесообразно использовать для самого главного–активного включения в предстоящую познавательнуюдеятельность.2.На этом этапе работы необходимо исключить поверхностноеоценивание,сравнение,которые способны убитьвсякое желание детей быть включенными в учебный процесс.3.Безоценочное начало урока будет способствовать не только готовности учащихся включениюв новые познавательные процедуры,но исозданию общего позитивногофона вработе учителя и ученика.

Второй этап–презентации нового материала.Время и место учительского монолога в учебном процессе должно быть строго определено.Он бывает, необходим для введения новые темы. В монологе учителя с целью сообщенияновых знаний материал должен излагаться укрупненные блоками и включать всебя базовые знания. Условиях данной модели обучение время на объяснение нового материала ограничено необходимостью как можно быстрее переходить самостоятельной работе школьников.Действия учителя на этом этапе работы могут включать: выделение основной информации,структура которой будет служить базисом для изучения темы; систематизациюэтого материала, оформление его втакой форме, которая поможет ученикам легче его понять и запомнить; поиск приемов, способствующих активизациимысли обучающихся в процессе освоение нового материала; использование научно достоверной информации в изложении нового материала, видение и использование вариативныхподходов к решению учебных проблем.

Третий этаппрактика под руководством учителя.Она проводится с целью установления «обратной»связии своевременного исправления ошибок в пониманиинового материала школьниками.Действия учителя: задает вопрос и приглашает учениковотреагировать на него; останавливает и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники чеготоне поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей; выяснять, если необходимость проведение письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

Четвертый этап —независимая практика учащихся.Это групповая дискуссия по изучаемой проблеме между школьниками по поводу изученного материала.Педагогу отводится роль "спикера", организатора обмена мнениями. Процессе организации независимой практики педагог имеет право реализовать следующие функции : задать вопрос, переадресовать его от одного учащегося к другому; резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов ее изучения. Задача педагога–быть посредником,стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь школьникам самостоятельно подойти к формированиювыводов.Этот этап учебного занятия немного похож на традиционный опрос тем, что учитель задает вопрос, выслушивает ответы учащихся, уточняет подробности, но это только внешний рисунок.Смысл независимой практики заключается в том , что основное содержание изученной части темы школьники должны обсудить самостоятельно. Групповая дискуссияэто ценнейший инструмент познания.Как бы онане пошла, учитель видит степень освоенияизучаемого материала , возникшие недопонимания именно эти наблюдения и позволят ему точнее сориентироваться в содержании следующих занятий. Основные действия учителя: удержание дискуссиив тематических рамках; использование различных приемов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа школьников.Новые подходы кобучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала на учебном занятии, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной информации очень быстро стирается из его памяти.Пятый этапподведение итогов учебного занятия. Оно должно бытьтесно связано с когнитивнымицелями, поставленными на определенных этапах обучения. Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученнымрезультатом и позволяет объективно подвести итог.

Шестой этап–специальноеповторение. Повторение предусматривает несколько видов: недельное, когда в течение первых двадцати минут занятия,учитель вместе с учениками останавливается на основных понятиях изученныхза неделю; помесячное,которое помогает сконцентрировать внимание учеников на изученномза последний месяц.Седьмой этапконтроль усвоения знаний учащимися. Контрольныефункции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, кoтoрые используются и для отдельных учащихся, и для всего класса, по усмотрению учителя. Но как бы, не былагибка педагогическая ситуация, следует помнить, что исключение или перешагивание любого из этапов учебного занятия в работе, способно привести к снижению результата педагогического процесса.

Эта схема позволяет достаточно продуктивно работать на уроке, что повышает мотивацию учащихся и,конечно же качество образования. И задачи учителя не только обеспечить учениказнаниями, умениями и навыками, но и так же внедрять новые технологии, используя инновационные методы и схемы работы на уроке.