Роль библиотеки в развитии морально-духовных качеств студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михайлова И. Н., Поклонцева Л. Н. Роль библиотеки в развитии морально-духовных качеств студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54118.htm.
Аннотация. В данной статье авторы подчёркивают роль и влияние библиотеки на развитие студентов, и в частности их морально-духовных качеств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Михайлова Ирина Николаевна,педагогбиблиотекарь, БОУ СПО ВО «Белозерский индустриальнопедагогический колледж», г.Белозерскiralapochka@mail.ru

Поклонцева Любовь Николаевна,педагогбиблиотекарь, БОУ СПО ВО «Белозерский индустриальнопедагогический колледж», г.Белозерск

Роль библиотеки в развитии моральнодуховных качеств студентов

Аннотация.В даннойстатье авторы подчёркивают роль и влияние библиотеки на развитие студентов, и в частности их моральнодуховных качеств.Ключевые слова:духовнонравственно развитие, краеведение, гражданственность, патриотизм, роль библиотеки.

Современная действительность время пересмотра идеалов, поэтому важной социальной задачей становится обеспечение духовнонравственного развитияи воспитания личности граждан России.Молодежь на перепутье: старые кумиры повержены, а новых еще жизнь не придумала. По словам Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, «Если мы упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в них стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувство любви и братолюбия, не будет России на свете», поэтому XXIвек должен стать эпохой возрождения духовности. От того, какие ценности будут исповедовать наши дети, зависит их собственная жизнь и жизнь всей планеты [1, с. 1]. Основным содержанием духовнонравственного развития личности являются базовые национальные ценности, мир которых результат активной деятельности самого человека. Задача библиотеки –организовать эту деятельность так, чтобы была необходима активная работа разума и души, возможность показать свою гражданскую позицию, высказать свое и выслушать мнение других. В данном выступлении представлен опыт работы по развитию духовнонравственных ценностей студентов и обучающихся через использование различных форм, приемов, методов, средств библиотечной работы с читателями.Библиотека –гибкий, мобильный центр информации, огонек помощи и надежды, поэтому со всей уверенностью можно утверждать, что развитие моральнодуховных качеств студентов осуществляется по всем направлениям деятельности библиотеки через различные формы работы (индивидуальные, групповые, массовые) [4, с. 62].Одно из главных направлений в работе по духовнонравственному развитию –краеведение. Подлинное краеведение –это всегда и краелюбие [10, с. 61. Любовь к своему краю необходимо формировать, начиная с его изучения. Чем лучше мы будем знать свою малую родину, тем больше будем ее любить, так как человеку свойственно больше любить то, что хорошо ему знакомо. Многим посчастливилось родиться в городе, история которого уходит в седую глубь веков. С целью повышения интереса к историческому и культурному наследию Белозерского края, привлечения внимания к имеющейся в фонде литературе. Оформлены папки, созданы выставки, обновлены разделы картотеки, созданы видеопрезентации по темам «Неограненный алмаз», «Слава нашим мастерам», «Краеведение –путь к познанию», «О славе былинной», «Духовные святыни Белозерья», «С.Викулов», «Воин, поэт, гражданин» и т.д.С этой целью библиотекой проведена литературно—музыкальная композиция «Город, славою гордой увенчанный». Торжественная обстановка, использование различных методов, активное участие студентов способствовало увидеть в Российской глубинке истинное очарование нашей земли. Труду педагогов Белозерского педагогического колледжа, их творчеству и созиданию, целеустремленности и настойчивости посвящена программа «Восславим труд учителя», главная цель которой –воспитание любви и уважения к учительскому труду. Праздник позволил почувствовать, сколько замечательных, преданных своей профессии людей объединил коллектив педагогов, которые являются примером для подражания, носителями высокой духовности [5, с. 9].Соприкосновение с конкретными фактами истории, знакомство с архитектурными памятниками, с трудом замечательных земляков, воспитывает чувство гордости культурным наследием, уважение к землякам, к трудовым традициям, ратным подвигам, что является основой формирования патриотических чувств.Распространением экологическихзнаний, формированием чувства любви к родной природе, пропагандой литературы по экологии библиотека занимается всегда. В библиотеке ведется систематическая работа по воспитанию экологической культуры: беседы, обзоры, викторины, рекламы, выставки, библиотечные уроки. К восьмой студенческой конференции был подобран интересный, разнообразный материал о лесе. Эмоционально в форме дискуссии, прошло занятие об экологических проблемах Белозерска «Неограненный алмаз», «Чистый Белозерск –мечта или реальность?». Студенты с воодушевлением обсуждали проблемы чистоты и порядка Белозерска, внесли свои предложения по благоустройству города. Интересный, насыщенный фотоматериал о природе, достопримечательностях Белозерска представлен студентом 2 курса Александром Кустовым. Все это подтверждает, что студенты неравнодушны к проблемам страны, города, края.Важная роль в духовнонравственном развитии отводится воспитанию патриотических качеств, чувства гордости за Родину, своих земляков. Этому способствовала литературномузыкальная композиция «Дорогами Великой Отечественной», отмеченная дипломом 2 степени зонального смотра конкурса областного фестиваля «Поклонимся великим тем годам». Конечно не возможно было за короткое время рассказать о тех страшных годах и прочувствовать все то, что пережил наш народ в годы Великой Отечественной, но звучали слова, которые, хочется верить, смогли донести до сознания зрителей и участников значение подвига и героизма русских людей, а самое главное –затронули сердца. Воспитание патриотизма –новый импульс духовному оздоровлению молодежи. Результативно прошли дискуссии о гражданственности «Поколение пепси считает…», «Нравственное затмение», в ходе которых формировалось позитивное отношение к ситуациям, требующим нравственного выбора. При обсуждении видеофильма о подвиге наших солдат и офицеров в первой чеченской войне студентами были высказаны различные точки зрения о том, на сколько необходима была эта война. Но единодушно согласились с тем, что есть священный воинский долг –защищать, и, если гдето гибнут люди, нарушена мирная жизнь, нельзя это воспринимать равнодушно. Итогом дискуссии «Нравственное затмение» о трудностях в нашей стране был вывод о том, что причины всех проблем –в самих гражданах России, в особенностях характера, воли, способностей. Легче кивать на власть, на когото другого, сложнее посмотреть на себя, спросить, для чего я живу, что я сумел сделать полезного для страны, города. Для этого нужно изменить свой внутренний мир, направить все моральнодуховные качества не только на собственное благо, но и на благо других людей.Развитию национального самосознания посвящена дискуссия «Русская душа», раскрывшая непредсказуемость индивидуального и коллективного поведения русских в кризисные моменты, тайны русского национального характера. Завершилась дискуссия обсуждением проблемных вопросов, заданий о качествах русского человека. Тематика классных часов о гражданственности разнообразна: «Сыны Отечества», «Куликовская битва», «Символика Белозерска» и т.д. Почти все они сопровождались видеопрезентациями, видеофильмами.Таким образом, все мероприятия способствуют развитию патриотизма, гражданственности, национального самосознания студентов, расширяют и углубляют знания о своем крае, стране, мире, о самом себе и о своем назначении, повышают интерес к чтению.Традиционным стало проведение мероприятий, посвященных женщинематери. Большой интерес у участников и зрителей вызвала программа «Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя мать», посвященная высокому назначению матери, ее богатому духовному миру, хранительнице домашнего очага, которая должна быть примером, духовным властелином и повелителем в семье (по словам В.А.Сухомлинского). Программа способствовала воспитанию любви, уважения, заботе о матери.Одна из базовых национальных ценностей –литература и искусство –красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни [3, с. 29]. С целью подготовки студентов к осознанию и пониманию сложностей мира, формирования активной жизненной позиции, позитивного отношения с окружающим миром и самим собой проводился цикл занятий «Я в мире… Мир во мне…», «Здравствуй, человек!» Спасибо жизнь за то, что деньприходит вновь», «На пороге взрослой жизни», «Поговорим о любви», Нравственные ценности современной молодежи», «Молодежная субкультура», «Мы все такие разные», «Между нами, девочками, говоря» и т.д. в форме дискуссий, диспутов, бесед. В ходе занятий есть возможность для развития коммуникативных умений, умений слушать, воспитывать толерантность, уважение к мнению других.На факультативных занятиях рассматривался вопрос постижения основ этикета «Искусство быть самим собой», более глубокого проникновения в душевный мир девушек, их эмоциональную сферу. Проблемные ситуации, психологические тесты позволили им увидеть сложность и противоречивость личности, разобраться в своем внутреннем мире, увидеть достоинства и недостатки внешнего облика («Мода и бодипирсинг», «Татуировка», «Сквернословие –позор или национальная гордость», «Красота внутренняя и внешняя», «Трудные девочки» и т.д.).В воспитании жизнестойкости, в содействии творческой самореализации первостепенное значение приобретает художественная литература. Чтение –одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта. В.А.Сухомлинский в своем замечательном труде «Рождение гражданина» считал, что настоящее чтение –это чтение, которое увлекает ум и сердце. Книга учит, радует, открывает красоту мира, «исцеляет душу и тело», так как все духовное связано с телесным [6, с. 148].Читатели нуждаются в том, чтобы их научили осмысленно читать, возбудили фантазию, помогли увидеть живую жизнь в тексте и включились бы в нее всей душой. Только обеспечив чтению творческий характер, библиотека может быть уверена, что книга дошла до сердца. Чаще всего это происходит в процессе игры –путешествия «В глубь строки», где применяется метод творческого чтения. На занятиях мы со студентами разных групп обсуждали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления», рассказ «Счастье яблони». Формированию эмпатии, эмоциональной отзывчивости, осознанию ценности любви, милосердия, добра содействует использование активных методов, приемов чтения (сундук мудрости, назойливый игрок, занимательные истории). Конечный смысл обсуждения –учить познавать людей, самих себя, суметь сделать правильный нравственный выбор [7, с. 156]. Формировать интерес к чтению сложно, поэтому все мероприятия и занятия, которые проводятся библиотекой, направлены на пропаганду книги, чтения.Духовность и нравственность нераздельно едины. Мы согласны с мнением доктора педагогических наук Безруковой Валентины Сергеевны, в том, что нравственность правит человеком, а духовность –нравственностью. Духовность позволяет отличить добро от зла и определить достоинства каждого личностного качества –нравственно оно или безнравственно. Духовность –это то, благодаря чему мы становимся людьми, а нравственность –это то, как мы живем. Смысл жизни задает духовность, а способы жизнедеятельности –нравственность. В настоящее время ни государство, ни общество ничего идеологического не предлагает, а это сдерживает и искажает нравственное развитие людей. Пока мы не определимся с содержанием духовности, то есть с идеологией, мы не справимся с проблемами нравственного воспитания. Обращение к христианскоправославной духовности, взаимодействие школы и церкви –это научно объяснимая необходимость [2, с. 54]. Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждал, что вся русская культура немыслима без преемственности православных традиций, которые важно использовать в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время духовнонравственному воспитанию в связи с религиознокультурным уделяется все большее внимание. Сейчас, как никогда, необходимо возвратиться к идеаламдобра, любви, справедливости, созидания и братства, т.е. к тем истинам, которые являются основой христианского учения [9, с. 13].Белозерская земля –один из духовных оплотов севера России. Наивысшая ценность любой страны –это ее люди, поэтому мы должны знать тех, кого можно назвать «светочами России» и отметить для себя, какую духовную опору можем найти, знакомясь с их жизнью и деятельностью. С большим интересом был воспринят студентами материал (на классных часах) о протопресвитере А.А.Желобовском, человеке, которому Белозерский педагогический колледж обязан своим существованием. Студенты узнали о связи отца Александра с Белозерским краем и Белозерским педколледжем и ощутили гордость за своего знаменитого земляка, за его жертвенное служение Богу и людям.На классном часе «Цветы российского луга духовного» студенты познакомились с духовным подвигом новомучеников и исповедников российских, чья жизнь была связана с Белозерским духовным училищем. Память –наш долг, и мы должны понять о необходимости воспитания веры, возрождения православного сознания.Проведение видеолектория на основе материала об опыте православных семей позволяет вызвать и поддержать интерес к православной литературе, раскрывающей взгляд православия на семью.Наши выпускники –будущие учителя, а общество снова с надеждой смотрит на учителя, так как педагогическая элита была и остается носителем духовнонравственного начала.Таким образом, вся деятельность библиотеки это поиски способов влияния на развитие духовнонравственных качеств, это маленькие родники культурнонравственных и духовных ценностей. Хочется верить, что наши мероприятия учат думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость.

Ссылки на источники1.Алексий II, патриарх Московский и ВсеяРуси. Основы Православного образования в России: Доклад на встрече с членами Российской Академии образования 29 декабря 1994 г. –М., 1994.2.Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Кн. 3.: Здоровьесберегающий урок. –М.: Сентябрь, 2006.3.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина Росси в сфере общего образования: проект / Российская академия образования. –М.: Просвещение, 2009.4.Колесникова О.Н. Сохранение культурнонравственных ценностей и укрепление духовного единства. // Школьная библиотека. 2008.№ 67.5.Метлик И.В. Духовнонравственное воспитание в школе: особенности и соотношение в учебновоспитательном процессе. // Воспитание школьника. –2011. № 2.6.Сухомлинский В. Рождение гражданина. –М.: Молодая гвардия, 1979.7.Тихомирова И.И. Истоки развития творческого чтения в России. // Школьная библиотека. –2010. № 34.8.Учебнометодические материалы к Программе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) «Федеральный государственный стандарт начального общего образования и его реализация в учебнометодических комплектах (на примере системы учебников для начальной школы «Школа России». –М.: Просвещение, 2011.9.Хомякова Г.М. Библиотека –центр духовнонравственного воспитания и общения. –Вологда, 2005.10.Шмидт С.О. Любовь к малой родине –источник любви к России. // Школьная библиотека. –2004. № 5.