Технология психопрофилактики детского воровства
Выпуск:
ART 54121
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дорохова
Л.
В.,
Лихтерова
М.
В.,
Назарова
Л.
Л. Технология психопрофилактики детского воровства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
81–85. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54121.htm.
Аннотация. Авторы предлагают технологию психолого-педагогической коррекции серьёзного отклонения в поведении ребёнка – детского воровства. В работу включены все участники воспитательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Рассматриваются различные ситуации «острого» и «хронического» воровства, предлагаются способы обучения навыкам педагогического взаимодействия с ребёнком, совершившим воровство. В статье приведены результаты психокоррекционной работы с конкретными случаями.
Ключевые слова:
детское воровство, психопрофилактика, «острое» и «хроническое» воровство, система психокоррекционной работы.
Текст статьи
Дорохова Лариса.Васильевна,педагогпсихолог,МБОУ для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Центр психологомедикосоциального сопровождения» г. Дзержинск Нижегородской областиoupmc@mail.ruЛихтерова Марина Викторовна,заместитель директора,МБОУ для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико=социальной помощи «Центр психологомедикосоциального сопровождения» г. Дзержинск Нижегородской областиНазарова Людмила Леонидовна,педагогпсихолог,МБОУ для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Центр психологомедикосоциального сопровождения» г. Дзержинск Нижегородской области
Технология психопрофилактики детского воровства
Аннотация.Авторы предлагают технологию психологопедагогической коррекции серьёзного отклонения в поведении ребёнка –детского воровства. В работу включенывсе участники воспитательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Рассматриваются различные ситуации «острого» и «хронического» воровства, предлагаются способы обучения навыкам педагогического взаимодействия с ребёнком, совершившим воровство. В статье приведены результаты психокоррекционной работы с конкретными случаями.Ключевые слова:детское воровство, психопрофилактика, «острое» и «хроническое» воровство, система психокоррекционной работы.
Детское воровство –это не только противоправные действия,но и нарушенные отношения ребёнка с близкими людьми, прежде всего с родителями. За внешней стороной желаний и поступков ребёнка стоит неблагополучие в воспитательной среде, нарушающей эмоциональное и личностное развитие ребёнка. Психопрофилактика воровства является, в конечном счёте, общей профилактикой личностных нарушений ребёнка и отклонений в его воспитании.Различается «острое» и «хроническое» воровство. Профилактика рецидива в каждом случае имеет свои особенности. Родители и педагоги могут внести положительный вклад в коррекцию и профилактику, адекватно отреагировать на проступок. Методы оказания психологической помощи ребенку и коррекции его поведения различны, в зависимости от того, кто применяет эти методы.Детское воровство может быть следствием неуверенности, низкой самооценки, переживаемого чувства «заброшенности», обиды, отсутствия ответственности, самостоятельности, отсутствия навыков произвольного поведения. В основе воровства может оказаться также отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий, неумение проявлять терпение в ситуации препятствия или лишения. Одним из провоцирующих факторов является лишение ребёнка собственности и психологической территории: не имея своей собственности, ребёнок не может уважать собственность другого.Целью данной педагогической технологии является реализация в образовательном пространстве системы воспитательных мер, направленных на профилактику детского воровства. В этой работе задействуются все участники воспитательного процесса: дети, родители, педагоги.Технология включает два основных аспекта: I. Обучение педагогов навыкам профилактики и коррекции в случаях детского воровства (обучающий семинарпрактикум). II. Консультационная деятельность психолога в случаях детского воровства в целях профилактики рецидивов. Она заключается в психологической поддержке педагогов, вовлеченных в ситуацию и обязанных отреагировать на поступок ребёнка; в психологической коррекции эмоционального состояния и поведенческих навыков ребёнка; в психологической коррекции стиля родительского воспитания.Работа проводится в виде семинаровпрактикумов для педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей, воспитателей. Целями семинаров является приобретение педагогами и психологами навыков разрешения конфликтов, связанных с детским воровством, в интересах развития личности ребенка. В результате осуществляется профилактика повторного воровства у ребенка, совершившего воровство впервые.На семинаре для социальных педагогов и психологов проводятся занятия по обучению навыкам индивидуальной коррекционной работы с ребенком, совершившим воровство, его педагогом и его родителями. Акцентируется внимание, что такая работа проводится поэтапно. На каждом этапе решаются конкретные задачи в отношении ребёнка, родителя и педагога. Ниже приводится схема занятий.Таблица 1Система работы со всеми участниками воспитательного процесса, вовлеченными в ситуацию детского воровства
№ занятияЭтап работыРебёнокРодительПедагог1Установление контакта с ребёнком, реакция на поступок ребёнкаУстановление запрета на воровствоВозложение ответственности на ребёнка за совершённое действие
2Выяснение неблагоприятных факторов, приведших к воровствуДиагностика интеллектуальных и личностных особенностей, коммуникативных навыковВыяснение ситуации развития ребёнка, стиля семейного воспитанияВыяснение ситуации взаимоотношений в классе (группе), стиля педагогического воздействия 3Устранение факторов, вызвавших нарушение поведенияКоррекция эмоционального состоянияРазвитие поведенческих навыковРазвитие навыков саморегуляцииКоррекция стиля воспитанияКоррекция эмоционального состоянияРекомендации по разрешению конфликта в классе и улучшению взаимоотношений4Оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка.Обнаружение психологического ресурса ребёнкаПризнание ценности его личностиРазвитие чувства собственности и помощь в осознании психологических границ личностиОбучение правилам оказания поддержки ребёнкуОбучение выражению чувств любви к ребёнкуРекомендации по созданию психологической территории Обучение правилам оказания поддержки ребёнкуРекомендации по созданию психологической территории
Памятка для родителей, которые столкнулись с воровством своихдетей1) Не «разбирайте» поступок ребенка в присутствии большого числа людей, поговорите с ребенком отдельно от «потерпевшего».2) Установите запрет на воровство, объясните, что это плохо и не разрешается не только взрослым, но и детям. Укажите на возможность наказания и социального неодобрения.3) Не наказывайте ребенка. Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступка уже воспринимаются ребенком как наказание. Если же отношения ребенка с родителями построены на неприятии, то тем более наказание приведет к ухудшению этих взаимоотношений.4) Выясните характер отношений ребенка с другими детьми. Узнайте от ребенка или в школе, умеет ли он общаться со сверстниками, принимают ли они его. Так, ребенок может украсть у родителей с тем, чтобы купить чтото, раздать в школе и так добиться признания сверстников. Это не приведет к улучшению положения ребенка. Создается замкнутый круг и высокий риск появления и укрепления в поведении ребёнка склонности к противоправным действиям.5) Покажите неотвратимость наказания и не читайте при этом нравоучений. 6) Не стремитесь вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушайте психологические защиты ребенка. Коррекционная работа требует оценить негативно не личность ребенка, но поступок.Если родители реагируют на воровство ребенка угрозой лишения его своей любви, то это может лишь привести к худшим результатам, поскольку чаще всего в основе случая воровства –нарушение взаимоотношений с родителями и другими значимыми людьми, недостаток внимания к ребенку или даже неприятие его.7) Окажите ребенку эмоциональную поддержку, потому что обнаружение воровства приводит к тому, что ребенок чувствует себя незащищенным. 8) Дайте возможность ребенку принять самостоятельное решение. При этом неудачным будет занятие вами поучающей позиции.9) Выясните причину, которая побудила ребенка совершить воровство, и вместе с ним найдите иные пути достижения цели.
Технология психопрофилактики детского воровства
Аннотация.Авторы предлагают технологию психологопедагогической коррекции серьёзного отклонения в поведении ребёнка –детского воровства. В работу включенывсе участники воспитательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Рассматриваются различные ситуации «острого» и «хронического» воровства, предлагаются способы обучения навыкам педагогического взаимодействия с ребёнком, совершившим воровство. В статье приведены результаты психокоррекционной работы с конкретными случаями.Ключевые слова:детское воровство, психопрофилактика, «острое» и «хроническое» воровство, система психокоррекционной работы.
Детское воровство –это не только противоправные действия,но и нарушенные отношения ребёнка с близкими людьми, прежде всего с родителями. За внешней стороной желаний и поступков ребёнка стоит неблагополучие в воспитательной среде, нарушающей эмоциональное и личностное развитие ребёнка. Психопрофилактика воровства является, в конечном счёте, общей профилактикой личностных нарушений ребёнка и отклонений в его воспитании.Различается «острое» и «хроническое» воровство. Профилактика рецидива в каждом случае имеет свои особенности. Родители и педагоги могут внести положительный вклад в коррекцию и профилактику, адекватно отреагировать на проступок. Методы оказания психологической помощи ребенку и коррекции его поведения различны, в зависимости от того, кто применяет эти методы.Детское воровство может быть следствием неуверенности, низкой самооценки, переживаемого чувства «заброшенности», обиды, отсутствия ответственности, самостоятельности, отсутствия навыков произвольного поведения. В основе воровства может оказаться также отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий, неумение проявлять терпение в ситуации препятствия или лишения. Одним из провоцирующих факторов является лишение ребёнка собственности и психологической территории: не имея своей собственности, ребёнок не может уважать собственность другого.Целью данной педагогической технологии является реализация в образовательном пространстве системы воспитательных мер, направленных на профилактику детского воровства. В этой работе задействуются все участники воспитательного процесса: дети, родители, педагоги.Технология включает два основных аспекта: I. Обучение педагогов навыкам профилактики и коррекции в случаях детского воровства (обучающий семинарпрактикум). II. Консультационная деятельность психолога в случаях детского воровства в целях профилактики рецидивов. Она заключается в психологической поддержке педагогов, вовлеченных в ситуацию и обязанных отреагировать на поступок ребёнка; в психологической коррекции эмоционального состояния и поведенческих навыков ребёнка; в психологической коррекции стиля родительского воспитания.Работа проводится в виде семинаровпрактикумов для педагоговпсихологов, социальных педагогов, учителей, воспитателей. Целями семинаров является приобретение педагогами и психологами навыков разрешения конфликтов, связанных с детским воровством, в интересах развития личности ребенка. В результате осуществляется профилактика повторного воровства у ребенка, совершившего воровство впервые.На семинаре для социальных педагогов и психологов проводятся занятия по обучению навыкам индивидуальной коррекционной работы с ребенком, совершившим воровство, его педагогом и его родителями. Акцентируется внимание, что такая работа проводится поэтапно. На каждом этапе решаются конкретные задачи в отношении ребёнка, родителя и педагога. Ниже приводится схема занятий.Таблица 1Система работы со всеми участниками воспитательного процесса, вовлеченными в ситуацию детского воровства
№ занятияЭтап работыРебёнокРодительПедагог1Установление контакта с ребёнком, реакция на поступок ребёнкаУстановление запрета на воровствоВозложение ответственности на ребёнка за совершённое действие
2Выяснение неблагоприятных факторов, приведших к воровствуДиагностика интеллектуальных и личностных особенностей, коммуникативных навыковВыяснение ситуации развития ребёнка, стиля семейного воспитанияВыяснение ситуации взаимоотношений в классе (группе), стиля педагогического воздействия 3Устранение факторов, вызвавших нарушение поведенияКоррекция эмоционального состоянияРазвитие поведенческих навыковРазвитие навыков саморегуляцииКоррекция стиля воспитанияКоррекция эмоционального состоянияРекомендации по разрешению конфликта в классе и улучшению взаимоотношений4Оказание психологической поддержки и формирование ценностей и мотивов, стабилизирующих личность ребенка.Обнаружение психологического ресурса ребёнкаПризнание ценности его личностиРазвитие чувства собственности и помощь в осознании психологических границ личностиОбучение правилам оказания поддержки ребёнкуОбучение выражению чувств любви к ребёнкуРекомендации по созданию психологической территории Обучение правилам оказания поддержки ребёнкуРекомендации по созданию психологической территории
Памятка для родителей, которые столкнулись с воровством своихдетей1) Не «разбирайте» поступок ребенка в присутствии большого числа людей, поговорите с ребенком отдельно от «потерпевшего».2) Установите запрет на воровство, объясните, что это плохо и не разрешается не только взрослым, но и детям. Укажите на возможность наказания и социального неодобрения.3) Не наказывайте ребенка. Если он любит родителей, то отрицательные оценки ими его поступка уже воспринимаются ребенком как наказание. Если же отношения ребенка с родителями построены на неприятии, то тем более наказание приведет к ухудшению этих взаимоотношений.4) Выясните характер отношений ребенка с другими детьми. Узнайте от ребенка или в школе, умеет ли он общаться со сверстниками, принимают ли они его. Так, ребенок может украсть у родителей с тем, чтобы купить чтото, раздать в школе и так добиться признания сверстников. Это не приведет к улучшению положения ребенка. Создается замкнутый круг и высокий риск появления и укрепления в поведении ребёнка склонности к противоправным действиям.5) Покажите неотвратимость наказания и не читайте при этом нравоучений. 6) Не стремитесь вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушайте психологические защиты ребенка. Коррекционная работа требует оценить негативно не личность ребенка, но поступок.Если родители реагируют на воровство ребенка угрозой лишения его своей любви, то это может лишь привести к худшим результатам, поскольку чаще всего в основе случая воровства –нарушение взаимоотношений с родителями и другими значимыми людьми, недостаток внимания к ребенку или даже неприятие его.7) Окажите ребенку эмоциональную поддержку, потому что обнаружение воровства приводит к тому, что ребенок чувствует себя незащищенным. 8) Дайте возможность ребенку принять самостоятельное решение. При этом неудачным будет занятие вами поучающей позиции.9) Выясните причину, которая побудила ребенка совершить воровство, и вместе с ним найдите иные пути достижения цели.