Технология формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей
Выпуск:
ART 54125
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева
Т.
Д. Технология формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
101–105. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54125.htm.
Аннотация. В статье представлено описание основополагающих принципов построения и реализации программы управленческой программы «Имидж», ее структуры, содержания, методического обеспечения и ожидаемых результатов.
Ключевые слова:
управление образовательным учреждением, учреждение дополнительного образования детей, имидж, имиджмейкерский подход.
Текст статьи
Алексеева Татьяна Дмитриевна,руководитель высшей категории, директор, Центр развития творчества детей и юношества «Радость», г. Орскcrtdyradost@yandex.ru
Технология формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей
Аннотация. В статьепредставлено описаниеосновополагающих принципов построения и реализации программыуправленческой программы «Имидж», ее структуры, содержания, методического обеспечения и ожидаемых результатов.Ключевые слова: учреждение дополнительного образования детей, управление образовательным учреждением, имидж, имиджмейкерский подход.
Эффективная и качественная деятельность современного образовательного учреждения возможно только при планировании собственного перспективного развития в соответствии с ведущими запросами общества, государства [1, 9]. В связи с этим особое значение принимает имиджмейкерский подход, в основе которого лежит формирование имиджа образовательного учреждения. Исследователи Е.А. Измайлова, Н.А. Кадочникова, Ф. Котлер, Т.НПискунова, С.К. Сергиенко, В. М. Шепель и др.рассматриваютимидж общеобразовательного учреждениякак эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения [2, 3, 8].Таким образом, имидж общеобразовательного учрежденияопределяется совокупностью следующих характеристик, дающих представление о его деятельности:1. Образ руководителя организации, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках, ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также о его внешних данных.2. Образ персонала, отражающий физические, психофизические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуальноаудиальные способности и т.д.3. Социальный имидж организации, строящийся на основе представлений общественностиразных социальных групп об организации.4. Имидж предоставляемых услуг организацией своим потребителям, в который входит представление об их цене и качестве, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.5. Деловая культура организации, её стиль.6. Внешняя атрибутика (корпоративный дизайн, фирменный стиль, визуальный имидж организации, включающий в себя оформление помещений, фирменную символику.)7. Бизнес –имидж как характеристика деловой активности организации, включающая деловую репутацию, конкурентоспособность, инновационный потенциал, стабильность, надёжность для потребителей и партнёров [4, 5, 6].Разработка настоящей управленческой программы «Имидж» обусловлена необходимостью разработки эффективного механизма консолидации деятельности сотрудников ЦРТДЮ «Радость» в решении стратегических и тактических задач развития.Концепция настоящей управленческой программы основывается на том, что формирование имиджа как сложного социальнопсихологического образования направлено на реализацию таких задач как установление доверия между организацией и общественностью, устранение межгрупповых различий, уменьшение коммуникативных барьеров, позицирование организации по элементам её имиджа, пропагандирование и популяризацию ее деятельности. Цель программы создание условий для развития корпоративной культуры, способствующей созданию благоприятной среды для развития творческих способностей ребёнка и укреплению престижа ЦРТДЮ «Радость» в социуме.Для достижения данных целей решаются следующие управленческие задачи:разработать механизм управления, консолидирующий сотрудников ЦРТДЮ "Радость" на выполнение поставленной цели;провести социологические исследования по оценке реального состояния организационной культуры учреждения и степени ее соответствия желаемому состоянию;разработать и реализовать систему управленческой деятельности,обеспечивающей состояние удовлетворенности работников достигнутыми результатами;определить базовые характеристики имиджа ЦРТДЮ "Радость",разработать модель имиджа учреждения;разработать обобщенные критерии, определяющие эффективность имиджа ЦРТДЮ "Радость";совершенствовать пути формирования эффективных социальнопедагогических связей ЦРТДЮ "Радость";достичь высокого уровня развития корпоративной культуры учреждения.Условиями успешной реализации программы являются:1)понимание работниками ожидаемых от них результатов и сроков их достижения;2)заинтересованность работников в достижении намеченных результатов;3)удовлетворённость работников достигнутыми результатамии условиями работы;4)благоприятный моральнопсихологический климатв коллективе [8].В качестве основополагающих принципов построения и реализации программы выступают следующие принципы:1.Принцип научности, определяющий освоение научных основ имиджелогиив формировании корпоративной культуры учреждения.2.Принцип культуросообразности, обеспечивающий соответствие процесса социализации требованиям современной корпоративной культуры, предполагает создание условий для освоения ценностей культуры, исключает формальное использование культурных традиций и нравственных норм.3.Принцип творческого начала, обеспечивающий обеспечивает условия для социального творчества педагогов, предполагает совместную творческую деятельность в различных сферах социальной жизни.4.Принцип стандартизации, определяющий создание модели имиджа педагога, педагогического коллектива, руководителя учреждения, выпускника, обслуживающего персонала, внешней атрибутики учреждения, его символики, фирменного стиля, формируется перечень традицийи ритуалов.5.Принцип демократизации, предполагающий четкое делегирование образовательных полномочий, распределение ролей, регламентирование функционала, специализацию участников деятельности, наличие системы правил и процедур, гарантирующих эффективность организационной культуры учреждения.6.Принцип гуманизации, предполагающий доминирование системы уникальности человека во всем его многообразии, ориентацию на создание максимально благоприятных условий развития творческого потенциала воспитанника во взаимодействии с развитием творческого потенциала личности педагога.7.Принцип аксиологизации, означающий осмысление ценностей преемственности старого и нового, традиционного и инновационного в развивающемся УДОД.Структура формирования имиджа ЦРТДЮ "Радость" ориентирована на повышение уровня корпоративной культуры ЦРТДЮ "Радость", который характеризует фирменный стиль, перечень предоставляемых образовательных услуг, корпоративныйдизайн, бизнесимидж, внешнюю атрибутику, элементы делопроизводства, средства пропаганды.Система мероприятий по реализации программы дифференцированы по следующим блокам: 1. Формирование организационной культуры2. Разработка корпоративного дизайна3. Формирование имиджа предоставляемых образовательных услуг4. Формирование социального имиджа ЦРТДЮ"Радость"5. Формирование имиджа лидера и персонала учреждения6. Формирование бизнес имиджаМетодическое обеспечение программы состоит из комплекта управленческих проектов, реализуемых в рамках данной программы: «Развитие творческогопотенциала педагога в условиях УДО», «Воспитательная система УДОД как фактор социализации воспитанников», «Особенности маркетинга дополнительного образования детей», «Работа с кадрами».Результатами реализации данной управленческой программы являются:повышение престижа, деловой репутации, стабильности и надежности учреждения в социуме;возрастание инновационного потенциала педагогического коллектива, формирование коллектива единомышленников с высокой культурой и новым педагогическим мышлением;повышение качества предоставляемых образовательных услуг.повышение конкурентоспособности ЦРТДЮ "Радость".Реализация настоящей программы способствует успешному становлению и развитию уникального имиджа ЦРТДЮ "Радость", который определяет высокие темпы наращивания педагогического потенциала педагогического коллектива, что иллюстрируется всплеском педагогических инноваций, расширением спектра образовательных услуг, услуг по проведению городских культурнодосуговых мероприятий, созданием маркетинговой службы, улучшениемработы информационнометодической службы, заключением договоров с научными консультантами, усилением взаимодействия со школами города и т.д.Следует отметить положительные результаты по совершенствованию научнометодического обеспечения воспитательнообразовательного процесса. Особое внимание уделенообновлению содержания дополнительных образовательных программкомплексных образовательных структур, их обогащениюновейшими педагогическими технологиями, системой отслеживания результатов образовательной деятельности. За последний период отмечается стабильно высокая результативность образовательного процесса.Личностные достижения воспитанников составили свыше 600 побед в конкурсах, олимпиадах, смотрах зонального, областного и Всероссийского и Международного уровней.В учреждении созданы оптимальные условия дляреализации разнообразных образовательных и социокультурных программ. Педагогами Центра ежегодно реализуется свыше 120 программ, 18 из которых признаны победителями городского и областного конкурсов авторских программ.Сложился высокопрофессиональный коллектив –около 50 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 5 педагогов имеют почетные звания. Директор ЦРТДЮ «Радость» Алексеева Т. Д. является руководителем высшей категории, имеет звание «Отличник народного просвещения», награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» и нагрудным знаком профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации «За социальное партнерство».
Ссылки на источники1.Ванслова Е. О конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей на рынке образовательных услуг // Внешкольник. № 78. –С. 4548, 1999.2.Ганаева Е.А. Маркетинговый подход в подготовке педагогических кадров. –Оренбург, 2001.3.Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление.М., 2000.4.Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. М., 1995.5.Стрижов А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений// Стандарты и мониторинг в образовании. № 3. –С. 1218, 1999.6.Фатхутдинов А. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление –М., 2000.7.Чендева И.В., Валова Н.Н., Сажаева Ю.В. Кадровый потенциал дополнительного образования. –Екатеринбург, 2000.8.Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. –М., 2002.9.Щетинская А.И. Педагогические основы управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей (монография). –Оренбург, 1997.
Технология формирования имиджа учреждения дополнительного образования детей
Аннотация. В статьепредставлено описаниеосновополагающих принципов построения и реализации программыуправленческой программы «Имидж», ее структуры, содержания, методического обеспечения и ожидаемых результатов.Ключевые слова: учреждение дополнительного образования детей, управление образовательным учреждением, имидж, имиджмейкерский подход.
Эффективная и качественная деятельность современного образовательного учреждения возможно только при планировании собственного перспективного развития в соответствии с ведущими запросами общества, государства [1, 9]. В связи с этим особое значение принимает имиджмейкерский подход, в основе которого лежит формирование имиджа образовательного учреждения. Исследователи Е.А. Измайлова, Н.А. Кадочникова, Ф. Котлер, Т.НПискунова, С.К. Сергиенко, В. М. Шепель и др.рассматриваютимидж общеобразовательного учреждениякак эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения [2, 3, 8].Таким образом, имидж общеобразовательного учрежденияопределяется совокупностью следующих характеристик, дающих представление о его деятельности:1. Образ руководителя организации, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках, ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также о его внешних данных.2. Образ персонала, отражающий физические, психофизические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуальноаудиальные способности и т.д.3. Социальный имидж организации, строящийся на основе представлений общественностиразных социальных групп об организации.4. Имидж предоставляемых услуг организацией своим потребителям, в который входит представление об их цене и качестве, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.5. Деловая культура организации, её стиль.6. Внешняя атрибутика (корпоративный дизайн, фирменный стиль, визуальный имидж организации, включающий в себя оформление помещений, фирменную символику.)7. Бизнес –имидж как характеристика деловой активности организации, включающая деловую репутацию, конкурентоспособность, инновационный потенциал, стабильность, надёжность для потребителей и партнёров [4, 5, 6].Разработка настоящей управленческой программы «Имидж» обусловлена необходимостью разработки эффективного механизма консолидации деятельности сотрудников ЦРТДЮ «Радость» в решении стратегических и тактических задач развития.Концепция настоящей управленческой программы основывается на том, что формирование имиджа как сложного социальнопсихологического образования направлено на реализацию таких задач как установление доверия между организацией и общественностью, устранение межгрупповых различий, уменьшение коммуникативных барьеров, позицирование организации по элементам её имиджа, пропагандирование и популяризацию ее деятельности. Цель программы создание условий для развития корпоративной культуры, способствующей созданию благоприятной среды для развития творческих способностей ребёнка и укреплению престижа ЦРТДЮ «Радость» в социуме.Для достижения данных целей решаются следующие управленческие задачи:разработать механизм управления, консолидирующий сотрудников ЦРТДЮ "Радость" на выполнение поставленной цели;провести социологические исследования по оценке реального состояния организационной культуры учреждения и степени ее соответствия желаемому состоянию;разработать и реализовать систему управленческой деятельности,обеспечивающей состояние удовлетворенности работников достигнутыми результатами;определить базовые характеристики имиджа ЦРТДЮ "Радость",разработать модель имиджа учреждения;разработать обобщенные критерии, определяющие эффективность имиджа ЦРТДЮ "Радость";совершенствовать пути формирования эффективных социальнопедагогических связей ЦРТДЮ "Радость";достичь высокого уровня развития корпоративной культуры учреждения.Условиями успешной реализации программы являются:1)понимание работниками ожидаемых от них результатов и сроков их достижения;2)заинтересованность работников в достижении намеченных результатов;3)удовлетворённость работников достигнутыми результатамии условиями работы;4)благоприятный моральнопсихологический климатв коллективе [8].В качестве основополагающих принципов построения и реализации программы выступают следующие принципы:1.Принцип научности, определяющий освоение научных основ имиджелогиив формировании корпоративной культуры учреждения.2.Принцип культуросообразности, обеспечивающий соответствие процесса социализации требованиям современной корпоративной культуры, предполагает создание условий для освоения ценностей культуры, исключает формальное использование культурных традиций и нравственных норм.3.Принцип творческого начала, обеспечивающий обеспечивает условия для социального творчества педагогов, предполагает совместную творческую деятельность в различных сферах социальной жизни.4.Принцип стандартизации, определяющий создание модели имиджа педагога, педагогического коллектива, руководителя учреждения, выпускника, обслуживающего персонала, внешней атрибутики учреждения, его символики, фирменного стиля, формируется перечень традицийи ритуалов.5.Принцип демократизации, предполагающий четкое делегирование образовательных полномочий, распределение ролей, регламентирование функционала, специализацию участников деятельности, наличие системы правил и процедур, гарантирующих эффективность организационной культуры учреждения.6.Принцип гуманизации, предполагающий доминирование системы уникальности человека во всем его многообразии, ориентацию на создание максимально благоприятных условий развития творческого потенциала воспитанника во взаимодействии с развитием творческого потенциала личности педагога.7.Принцип аксиологизации, означающий осмысление ценностей преемственности старого и нового, традиционного и инновационного в развивающемся УДОД.Структура формирования имиджа ЦРТДЮ "Радость" ориентирована на повышение уровня корпоративной культуры ЦРТДЮ "Радость", который характеризует фирменный стиль, перечень предоставляемых образовательных услуг, корпоративныйдизайн, бизнесимидж, внешнюю атрибутику, элементы делопроизводства, средства пропаганды.Система мероприятий по реализации программы дифференцированы по следующим блокам: 1. Формирование организационной культуры2. Разработка корпоративного дизайна3. Формирование имиджа предоставляемых образовательных услуг4. Формирование социального имиджа ЦРТДЮ"Радость"5. Формирование имиджа лидера и персонала учреждения6. Формирование бизнес имиджаМетодическое обеспечение программы состоит из комплекта управленческих проектов, реализуемых в рамках данной программы: «Развитие творческогопотенциала педагога в условиях УДО», «Воспитательная система УДОД как фактор социализации воспитанников», «Особенности маркетинга дополнительного образования детей», «Работа с кадрами».Результатами реализации данной управленческой программы являются:повышение престижа, деловой репутации, стабильности и надежности учреждения в социуме;возрастание инновационного потенциала педагогического коллектива, формирование коллектива единомышленников с высокой культурой и новым педагогическим мышлением;повышение качества предоставляемых образовательных услуг.повышение конкурентоспособности ЦРТДЮ "Радость".Реализация настоящей программы способствует успешному становлению и развитию уникального имиджа ЦРТДЮ "Радость", который определяет высокие темпы наращивания педагогического потенциала педагогического коллектива, что иллюстрируется всплеском педагогических инноваций, расширением спектра образовательных услуг, услуг по проведению городских культурнодосуговых мероприятий, созданием маркетинговой службы, улучшениемработы информационнометодической службы, заключением договоров с научными консультантами, усилением взаимодействия со школами города и т.д.Следует отметить положительные результаты по совершенствованию научнометодического обеспечения воспитательнообразовательного процесса. Особое внимание уделенообновлению содержания дополнительных образовательных программкомплексных образовательных структур, их обогащениюновейшими педагогическими технологиями, системой отслеживания результатов образовательной деятельности. За последний период отмечается стабильно высокая результативность образовательного процесса.Личностные достижения воспитанников составили свыше 600 побед в конкурсах, олимпиадах, смотрах зонального, областного и Всероссийского и Международного уровней.В учреждении созданы оптимальные условия дляреализации разнообразных образовательных и социокультурных программ. Педагогами Центра ежегодно реализуется свыше 120 программ, 18 из которых признаны победителями городского и областного конкурсов авторских программ.Сложился высокопрофессиональный коллектив –около 50 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, 5 педагогов имеют почетные звания. Директор ЦРТДЮ «Радость» Алексеева Т. Д. является руководителем высшей категории, имеет звание «Отличник народного просвещения», награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» и нагрудным знаком профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации «За социальное партнерство».
Ссылки на источники1.Ванслова Е. О конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей на рынке образовательных услуг // Внешкольник. № 78. –С. 4548, 1999.2.Ганаева Е.А. Маркетинговый подход в подготовке педагогических кадров. –Оренбург, 2001.3.Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление.М., 2000.4.Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. М., 1995.5.Стрижов А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений// Стандарты и мониторинг в образовании. № 3. –С. 1218, 1999.6.Фатхутдинов А. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление –М., 2000.7.Чендева И.В., Валова Н.Н., Сажаева Ю.В. Кадровый потенциал дополнительного образования. –Екатеринбург, 2000.8.Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. –М., 2002.9.Щетинская А.И. Педагогические основы управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей (монография). –Оренбург, 1997.