Программа элективного курса "Основы качественного и количественного анализа"
Выпуск:
ART 54126
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Акимова
Л.
А. Программа элективного курса "Основы качественного и количественного анализа" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
106–110. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54126.htm.
Аннотация. Элективный курс «Основы качественного и количественного анализа» предназначен для учащихся 10– 11 классов, изучающих на профильном уровне дисциплины естественно-научного цикла.
Ключевые слова:
методы качественного и количественного анализа, групповой реактив, частные реакции катионов и анионов.
Текст статьи
Акимова Людмила Александровна, учитель химии,МБУ гимназия №38,г. Тольяттиz.akimov@mail.ru
Программа элективного курса «Основы качественного и количественного анализа»
Аннотация. Элективный курс «Основы качественного и количественного анализа» предназначен для учащихся 10–11 классов, изучающих на профильном уровне дисциплины естественнонаучного цикла. Ключевые слова.Методы качественного и количественного анализа, групповой реактив, частные реакции катионов и анионов.
Данный курс создан в соответствии с целями и задачами Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образованияирешает задачупредварительной профессиональной ориентации, может быть полезен учащимся, которые впоследствиивыберут следующие специальности: «Технолог продуктов общественного питания», «Химия», « Криминалистика», « Медицина» и все другие специальности, требующие знания по химии.Элективный курс составлен с учетом запросовучащихся, которые были выявлены в результате диагностики интересов и способностей.Цель данного элективного курса –дать основы знанийвузовской дисциплины, связаннойс предметом химия,удовлетворитьпознавательныйинтерес обучающихся, предоставить старшекласснику возможность оценить свой потенциал по учебной деятельности, сформировать у школьников навыки проведения качественного и количественного анализа веществ, решения задач. Элективный курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность курса одно полугодие 10 (11) класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю.Содержаниеобучения(34часа)Введение (2 ч)Методы качественного и количественного анализа и условия их проведения.Правила и техника выполнения лабораторных работ, порядок ведения лабораторного журнала.1.Качественный анализ (14 ч)1.1.Классификация катионов и анионов. Первая группа катионов. Классификация катионов и анионов. Общая характеристика катионов 1группы. Значение катионов первой группы в химикотехнологическом контроле и в жизнедеятельности организма человека.Лабораторная работа. Проведение опытов частных реакций катионов 1группы/натрия, калия, аммония/.Практическая работа. Вычислениепроизведения растворимости1.2. Вторая группа катионов Общая характеристика катионов 2 группы. Значение катионов 2 группы. Групповой реактив и условия его применения.Частные реакции катионов второй группы.Лабораторная работа. Проведение опытов частных реакций катионов второйгруппы/бария, магния/.1.3. Третья группа катионов.Общая характеристика третьей группы катионов. Сущность окислениявосстановления.Амфотерность. Частные реакции катионов третьей группы. Лабораторная работа.Анализ смеси катионов третьей группы.1.4.Четвертая группа катионов.Общая характеристика четвертой группы катионов. Групповой, подгрупповой реактивы и условия их применения.Лабораторная работа.Проведение частных реакций катионов4 группы/серебра, меди/.1.5. Анионы. Анализ сухой соли.Классификация анионов и их значение. Реакции сульфатиона, сульфитиона, карбонатиона. Реакции хлоридиона. Реакции нитратиона. Лабораторная работа.Анализ сухой соли и составление ее формулы.2.Количественный анализ (16ч)2.1. Методы количественного анализа.Понятие о количественном анализе. Методы количественного анализа. Точность вычислений в количественном анализе.2.2. Гравиметрический метод анализа.Аналитические и технохимические весы и правила взвешивания на них. Операции весового анализа. Вычисления в весовом анализе.Лабораторная работа.Определение кристаллизационной воды в медном купоросе.2.3. Объемный метод анализа.Сущность и методы объемного анализа. Способы выражения концентрации растворов. Титрование. Измерительная посуда и ее назначение в объемном анализе. Сущность метода нейтрализации, его индикаторы.Лабораторная работа.Приготовление стандартного раствора щелочи.Практическая работа. Выполнение расчетов в объемном анализе.2.4.Метод окисления —восстановления.Сущность окислительновосстановительных методов и их значение. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Эквиваленты окислителей и восстановителей, их определение и использование в расчетных задачах. Перманганатометрия.Лабораторная работа. Определение содержания сульфата в растворе.Итоговое занятие (2ч) Контрольноизмерительный материал:Контрольное тестирование.Ответьте на вопросы:1.Какие аналитические реакции используются для открытия иона в растворе?2.Какие условия необходимо соблюдать при открытии катиона калия?3.Как можно отделить хлорид свинца от хлорида серебра и обнаружить ионы свинца?4.Объясните с учетом правила произведения растворимости растворение осадкагидроксида магния в хлориде аммония?5.Что такое точка эквивалентности и как она фиксируется в методе нейтрализации?6.Почему при титровании одного итого же раствора с разными индикаторами результаты титрования получаются различными?7.Какая из кислот: соляная,азотная, серная используется в методе перманганатометрии?Запишите основные формулы.8.Как рассчитать количествоопределяемого вещества, если известна масса и формула осадка?9.Какой формулой пользуются для расчета титра раствора по определяемому веществу?10.Чему равен фактор эквивалентности и молярная массаэквивалента фосфорной кислоты, если при нейтрализации кислоты щелочью образовалась соль гидрофосфат?
Проведите вычисления.11.Вычислите навеску перманганата калия, необходимую для приготовления 2,5л раствора его ститром по железу равным 0,005585г/мл.12.На титрование 10мл 0,1Н раствора серной кислоты пошло 5мл раствора щелочи гидроксида натрия. Чему равна нормальная концентрация раствора щелочи?13.Концентрация одного из сравниваемых растворов равна 0,002мг/мл,а высота слоя 10мм.При какой высоте слоя другого раствора, содержащего 0,0015 мг/мл этого вещества, окраска будет такой же, как у первого раствора?Таблица 1Оценка работы
«5»«4»«3»«2»Выполнено более 85%(11 заданий)Выполнено от 65%до 85%(810заданий)Выполнено от 50%до 65%(78заданий)Выполнено менее 50%(менее 6 заданий)
Список литературы1.Васильев В. Аналитическая химия.Дрофа, 20082.Лебедева М. Аналитическая химия. Т.,20083.Васильев В., Морозова Р., Кочергина Л. Аналитическая химия. Лабораторный практикум. Дрофа,20084.Харитонов Ю., Григорьева В. Примеры и задачи по аналитической химии. ГЭОТАР —Медиа, 20095.Ищенко А. Аналитическая химия. Физикохимические методы анализа. Академия, 2009
Программа элективного курса «Основы качественного и количественного анализа»
Аннотация. Элективный курс «Основы качественного и количественного анализа» предназначен для учащихся 10–11 классов, изучающих на профильном уровне дисциплины естественнонаучного цикла. Ключевые слова.Методы качественного и количественного анализа, групповой реактив, частные реакции катионов и анионов.
Данный курс создан в соответствии с целями и задачами Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образованияирешает задачупредварительной профессиональной ориентации, может быть полезен учащимся, которые впоследствиивыберут следующие специальности: «Технолог продуктов общественного питания», «Химия», « Криминалистика», « Медицина» и все другие специальности, требующие знания по химии.Элективный курс составлен с учетом запросовучащихся, которые были выявлены в результате диагностики интересов и способностей.Цель данного элективного курса –дать основы знанийвузовской дисциплины, связаннойс предметом химия,удовлетворитьпознавательныйинтерес обучающихся, предоставить старшекласснику возможность оценить свой потенциал по учебной деятельности, сформировать у школьников навыки проведения качественного и количественного анализа веществ, решения задач. Элективный курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность курса одно полугодие 10 (11) класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю.Содержаниеобучения(34часа)Введение (2 ч)Методы качественного и количественного анализа и условия их проведения.Правила и техника выполнения лабораторных работ, порядок ведения лабораторного журнала.1.Качественный анализ (14 ч)1.1.Классификация катионов и анионов. Первая группа катионов. Классификация катионов и анионов. Общая характеристика катионов 1группы. Значение катионов первой группы в химикотехнологическом контроле и в жизнедеятельности организма человека.Лабораторная работа. Проведение опытов частных реакций катионов 1группы/натрия, калия, аммония/.Практическая работа. Вычислениепроизведения растворимости1.2. Вторая группа катионов Общая характеристика катионов 2 группы. Значение катионов 2 группы. Групповой реактив и условия его применения.Частные реакции катионов второй группы.Лабораторная работа. Проведение опытов частных реакций катионов второйгруппы/бария, магния/.1.3. Третья группа катионов.Общая характеристика третьей группы катионов. Сущность окислениявосстановления.Амфотерность. Частные реакции катионов третьей группы. Лабораторная работа.Анализ смеси катионов третьей группы.1.4.Четвертая группа катионов.Общая характеристика четвертой группы катионов. Групповой, подгрупповой реактивы и условия их применения.Лабораторная работа.Проведение частных реакций катионов4 группы/серебра, меди/.1.5. Анионы. Анализ сухой соли.Классификация анионов и их значение. Реакции сульфатиона, сульфитиона, карбонатиона. Реакции хлоридиона. Реакции нитратиона. Лабораторная работа.Анализ сухой соли и составление ее формулы.2.Количественный анализ (16ч)2.1. Методы количественного анализа.Понятие о количественном анализе. Методы количественного анализа. Точность вычислений в количественном анализе.2.2. Гравиметрический метод анализа.Аналитические и технохимические весы и правила взвешивания на них. Операции весового анализа. Вычисления в весовом анализе.Лабораторная работа.Определение кристаллизационной воды в медном купоросе.2.3. Объемный метод анализа.Сущность и методы объемного анализа. Способы выражения концентрации растворов. Титрование. Измерительная посуда и ее назначение в объемном анализе. Сущность метода нейтрализации, его индикаторы.Лабораторная работа.Приготовление стандартного раствора щелочи.Практическая работа. Выполнение расчетов в объемном анализе.2.4.Метод окисления —восстановления.Сущность окислительновосстановительных методов и их значение. Составление уравнений окислительновосстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Эквиваленты окислителей и восстановителей, их определение и использование в расчетных задачах. Перманганатометрия.Лабораторная работа. Определение содержания сульфата в растворе.Итоговое занятие (2ч) Контрольноизмерительный материал:Контрольное тестирование.Ответьте на вопросы:1.Какие аналитические реакции используются для открытия иона в растворе?2.Какие условия необходимо соблюдать при открытии катиона калия?3.Как можно отделить хлорид свинца от хлорида серебра и обнаружить ионы свинца?4.Объясните с учетом правила произведения растворимости растворение осадкагидроксида магния в хлориде аммония?5.Что такое точка эквивалентности и как она фиксируется в методе нейтрализации?6.Почему при титровании одного итого же раствора с разными индикаторами результаты титрования получаются различными?7.Какая из кислот: соляная,азотная, серная используется в методе перманганатометрии?Запишите основные формулы.8.Как рассчитать количествоопределяемого вещества, если известна масса и формула осадка?9.Какой формулой пользуются для расчета титра раствора по определяемому веществу?10.Чему равен фактор эквивалентности и молярная массаэквивалента фосфорной кислоты, если при нейтрализации кислоты щелочью образовалась соль гидрофосфат?
Проведите вычисления.11.Вычислите навеску перманганата калия, необходимую для приготовления 2,5л раствора его ститром по железу равным 0,005585г/мл.12.На титрование 10мл 0,1Н раствора серной кислоты пошло 5мл раствора щелочи гидроксида натрия. Чему равна нормальная концентрация раствора щелочи?13.Концентрация одного из сравниваемых растворов равна 0,002мг/мл,а высота слоя 10мм.При какой высоте слоя другого раствора, содержащего 0,0015 мг/мл этого вещества, окраска будет такой же, как у первого раствора?Таблица 1Оценка работы
«5»«4»«3»«2»Выполнено более 85%(11 заданий)Выполнено от 65%до 85%(810заданий)Выполнено от 50%до 65%(78заданий)Выполнено менее 50%(менее 6 заданий)
Список литературы1.Васильев В. Аналитическая химия.Дрофа, 20082.Лебедева М. Аналитическая химия. Т.,20083.Васильев В., Морозова Р., Кочергина Л. Аналитическая химия. Лабораторный практикум. Дрофа,20084.Харитонов Ю., Григорьева В. Примеры и задачи по аналитической химии. ГЭОТАР —Медиа, 20095.Ищенко А. Аналитическая химия. Физикохимические методы анализа. Академия, 2009