Технология по вокалу

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зайцева Т. К., Курьят Т. М. Технология по вокалу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54143.htm.
Аннотация. В статье представлена технология развития творческих и вокально – музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе дополнительного образования. Авторы предлагают эффективный путь повышения качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – технологизацию воспитательно-образовательного процесса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зайцева Татьяна Константиновна,методист,МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Центрального района, г. Кемеровоcdtcr@mail.ru

Курьят Татьяна Михайловна,педагог дополнительного образования,МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Центрального района, г. Кемерово

Технология по вокалу

Аннотация: Встатье представлена технология развития творческих и вокально –музыкальных способностей дошкольника, используемая в системе дополнительного образования. Авторы предлагают эффективный путь повышения качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования –технологизациювоспитательнообразовательного процесса. Ключевые слова: технология, вокально –музыкальные способности, вокально –хореографическая студия, ступени обучения.

Возраст дошкольника представляет собой самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство. Единство познавательной и эмоциональной сферы –неоценимое качество дошкольника. Пение –основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. Музыка воспитывает высокий вкус и добрую душу. Первые шаги формирования музыкальной культуры дошкольника в условиях учреждения дополнительного образования –это важный этап в формировании его музыкального вкуса. Обостренность эмоционального отклика на все, что воспринимают органы чувств, делает малыша предрасположенным к творчеству. Система дополнительного образования важный ресурс, который необходимо использовать в формировании воспитательнообразовательного пространства детского творческого объединения, в нашем случае –вокальнохореографической студии «Бусинки». Процесс разностороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Задача педагога дополнительного образования моделировать образовательный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов. В настоящее время разработанных методик обучения детей дошкольного возраста эстрадному пению недостаточно. Не существует государственного стандарта в работе по этому виду творчества. Мы предлагаем наиболее эффективный путь повышения качества профессиональной деятельности –технологизациювоспитательнообразовательного процесса. Последовательность описания технологии была составлена с помощью рекомендаций к.п.н. Л.И. Боровикова в учебнометодическом пособии «Педагогика дополнительного образования», Новосибирск: Издво НИПК и ПРО, 2002 год, с. 103113, 135141. Цель педагогической деятельности с обучающимися вокальнохореографической студии «Бусинки»:создать условия для развития творческой личности ребенка и реализации вокальномузыкальных способностей и одаренности. Технология развития творческих и вокальномузыкальных способностей дошкольника поможет достигнуть желаемой цели наиболее рациональным путем. Соединив некоторые аспекты преподавания музыки дошкольникам и инновации в области эстрадного пения, мы попытались

составить системноцелевое описание данной технологии.Организационнопедагогическая деятельность с детьми вокальнохореографической студии «Бусинки»

В вокальнохореографической студии «Бусинки» обучаются эстрадному пению и хореографии дети дошкольного возраста с 4 до 7 лет. Курс обучения классу вокала –это часть комплексной, дополнительной образовательной программы «Основы эстрадного пения», которая способствует: развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству в музыкальном искусстве;развитию индивидуальности, личной культуры, детской одаренности.

Вокальнохореографическая студия обладает широким спектром возможностей для развитиятворческих и вокальномузыкальных способностей. Одна часть этих возможностей заключается в специфике дополнительного образования, другая в особенностях организации воспитательнообразовательного процесса студии. Добровольностью, ориентацией учебного процесса на интересы детей, гуманным отношением к ребенку, уважением к его индивидуальности, стремлением понять его сложный духовный мир характеризуется система дополнительного образования. Потребность заниматься пением, выступать перед зрителями, среди детей очень высока. Многие родители хотят, чтобы их дети проявили свои способности в вокальномузыкальном виде творчества. Основной формой организации учебной деятельности в вокальнохореографической студии является учебное занятие,состоящее из 4–х составляющих:простейшая теория музыкальной грамоты; распевание (включая терапевтический раздел); пение с микрофоном; музыкальная игра. Особенности проведения занятий:обязательная постановка цели перед каждым занятием. На каждом занятии даются необходимые для автоматического запоминания знания и умения. Поэтапное изучение: рассказывается новый материал поэтапно, делится на маленькие подтемы, за одно занятие объясняется не более одной подтемы (редко две, в зависимости от сложности). Постепенное включение детей в творческий процесс. Ребенок изучает на занятии теоретические знания в виде игры и закрепляет их на практике. Обязательное включение каждого ребенка в обучающую деятельность на каждом занятии.

Рекомендуемый состав учебной группы –10 человек. Занятия проводятся групповые и индивидуальные. На индивидуальных занятиях обучаются более способные дети каждой ступени обучения. Термин «ступень» обучения введен изза необходимости различия времени занятий каждого обучающегося, т.к. не каждый ребенок занимается полный учебный год. В зависимости от его успехов в вокальной деятельности, переход со ступени на ступень может быть ускоренным или стать более продолжительным. Большое место в обучающей деятельности занимает вокальная работа. Учитывая тенденции современной эстрады, а так же динамику развития ребёнка и его эмоциональность, в тематический план вводятся следующие разделы: практическая работа с микрофоном; пение под фонограмму; реализация навыков исполнения; основы простейшей музыкальной грамоты.В вокальной работе с детьми предусматривается развитие певческих навыков: дыхания, дикции, артикуляции;звукообразование;развитие слуха и чистоты интонации;подвижности диапазона. Ресурсы педагогического стимулирования развития творческих и вокальномузыкальных способностей дошкольникаВ основу образовательной деятельности студии положены принципы гуманистической педагогики (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Л.С. Выготский, Песталоцци, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова и др).Исходная позиция педагога к воспитаннику –доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, стимулирование внутренних духовных сил ребёнка. Развитие личности –процесс количественных и качественных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, физического, психологического, социального развития. Овладение действительной картиной окружающего мира осуществляется дошкольником с помощью взрослых, поэтому процесс воспитания –ведущий в развитии личности. Процесс обучения и воспитаниястроится с учетом ближних и дальних перспектив развития, исходя из возможностей ребенка (физических, интеллектуальных, музыкальных). Это предопределяет изучение педагогом зон ближайшего развития детей, проведение диагностических исследований, опросов, анкетирования, экспертных оценок. Используя результаты исследований, педагог выстраивает индивидуальную траекторию развития творческих и вокальномузыкальных способностей каждого малыша. Одним из важных ресурсов, помогающих решать цель и задачи студии, является создание коллективаединомышленников –родителей, детей и педагога. Огромную роль в развитии творческих и вокальномузыкальных способностей обучающихся играет тесное сотрудничество с театром детской эстрадной песни «Эксперимент». Старшие дети помогают, подсказываютмладшим. Рядом с малышами старшие солисты чувствуют себя тоже уверенней. «Бусинки» подражают обучающимся театра эстрадной песни, хотят быть похожими на них. Принципы и условия эффективного развития творческих и вокальномузыкальных способностей ребенка

Опыт работы позволил сформулировать принципы и условия ее эффективности:1.Принцип воспитывающего обучения. 2.Принцип доступности заключается в максимальной дифференциации содержания, объема знаний о музыке, вокальных навыков. 3.Принцип постепенности, последовательности и системности заключается в постепенном переходе от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.4.

Принцип наглядности предполагает использование в образовательном процессе звуковой наглядности или комплексного использования других органов чувств: зрение, мышечное чувство, которые усиливают слуховое восприятие.5.Принцип сознательности. Педагог учит детей понимать содержание песни, знать как направлять свой голос, открывать рот во время пения.6.Принцип прочности предполагает закрепление песенного репертуара не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.7.Систематичная работа с родителями.8.При проектировании учебного процесса согласовывать цель и задачи предыдущего этапа обучения с предыдущим.Оценка результативности использования технологии развития творческих и вокальномузыкальных способностей ребенка Для отслеживания эффективности педагогического воздействия на ребенка педагогом применяются различные виды диагностики. Определение уровня развития ребенка проводится различными способами: анализ услышанной музыки, придумывание окончания известной сказки, импровизация музыкальных звуков и т.д. 1 ступень обучения:обучение группы 1ой ступени основывается на репродуктивных методах. Педагог называет ее «общеразвивающей», т.к. в обстановке коллективного творчества дети получают основы музыкальных знаний и поведения на сцене, учатся общаться.К 4 годам они овладевают простейшими навыками пения, могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого, выполняют несложные движения под музыку. У детей появляется связная речь, намечается переход к нагляднообразному мышлению, улучшаются функции мышечнодвигательного аппарата. В этот период определяется желание ребенка активно заниматься музыкой и вокалом. Дети34 лет не могут участвовать в концертной деятельности, но они могут исполнить небольшую песенку в группе перед товарищами. Дети, обучившиеся на 1 ступени, получают знания:Основы нотной грамоты –различают три регистра в музыке, угадывают движение мелодии вверх и вниз, знают длинные и короткие звуки. Приобретают умения:расширяют голосовой диапазон;совершенствуют музыкальный слух и интонацию;умеют общаться со сверстниками и взрослыми, включают и выключают микрофон. 2 ступень обучения:спереходом на более высокую ступень задатки ребёнка 1ой ступени обучения перерастают в способности, он автоматически переходит на 2ю ступень обучения. Дети 4 –5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и делать простейшие обобщения по отношению к музыке. Ребёнок наблюдателен, он уже может различить характер музыки. Голосовой аппарат ребенка укрепляется, голос приобретает звонкость, подвижность. Певческий диапазон ребенка в пределах «реси» первой октавы. Налаживается вокальнослуховая координация. Укрепляется двигательный аппарат, отчетливо выявляется интерес к музыкальному творчеству, происходит выявление и развитие вокальномузыкальных способностей. Ребёнка 2 –ой ступени обучения: более целеустремленный,начинает анализировать прослушанную музыку, знает расположение нот на нотном стане. Умеет:сделать анализ музыкального произведения;слушать музыкальное сопровождение (фонограмму); узнавать знакомые произведения, различать контрастный характер музыки; во время начинать и заканчивать пение;расширяет голосовой диапазон;совершенствует музыкальный звук и интонацию. Дети 2 –ой ступени обучения участвуют в групповом выступлении на сцене.3 ступень обучения: дети 5 –6 лет достигают новых результатов, они способны не только выделять признаки явлений, но и устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целеустремленный характер, отчетливо проявляется способность мотивировать свои музыкальные предпочтения. Дети оценивают общий характер музыки, избирательно относятся к видам музыкальной деятельности. Голосовые связки ребенка укрепляются, налаживается вокальнослуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Дети способны различить высокий и низкий звук в пределах кварты –квинты. У некоторых детей голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов лучше звучит в пределах «ре –си» 1ой октавы, хотя у некоторых детей появляются более высокие звуки: «до, ре» 2ой октавы. Дети 3ей ступени получают больше информации по принципу: многое немногим. Для солистов и вокальной группы составляется репертуар в зависимости от возможностей детей, постановки голоса. Уровень компетентности ребенка 3ей ступени:способные дети целеустремлённо совершенствуются, имеют навыки сольного выступления на сцене. Ребёнок более чётко может дать оценку сценическому выступлению. Ребёнок активный, внимательный, собранный, вместе с педагогом участвует в поиске выразительных средств для передачи характера песни. Ребёнок знает:длительности нот. Умеет:импровизировать; в танце выразить характер музыки.Ребёнок приобретает навыкрегулирования силы голоса в соответствии с музыкальным сопровождением. Дети 3 –ей ступени обучения должны эмоционально воспринимать музыкальное произведение, определять его характер, узнавать песни по вступлению и сопровождению, высказывать о них своё мнение.4 ступень обучения:вработе с детьми 4ой ступени развития в большинстве используются эвристические методы. Вместе сребёнком выбирается песня, он разучивает ее, предлагает свои варианты исполнения. Педагог подсказывает ему, наблюдает. Между ребенком, родителями и педагогом создается атмосфера сотрудничества. У детей 6 –7 лет развиваются умственные способности, обогащается их музыкальное мышление. Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краёв связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть более активной. Надо следить, что бы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться от «ре» 1ой октавы до «ре» 2ой октавы. В голосе появляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфическое детское открытое звучание. Физическое развитие совершенствуется, и возникает ещё большая возможность использования движения как средства и способа развития музыкального творчества ребёнка.Контроль над результатами использования технологии развития творческих и вокальномузыкальных способностей ребенкаДостижения детей в обучении отслеживаются так, чтобы дети и их родители могли сами видеть результаты обучения. С детьми 1ой ступени обучения проводятся миниконцерты в классе, контрольнопроверочные занятия и открытые занятия для родителей. На занятии дети показывают свои знания в игре, исполнениипопевок, проговаривании скороговорок, пересказа прослушанной мелодии, песни или сказки. Проведение тематических занятийпраздников, посвященных Новому году, 8 Марта и т.д. является необходимым для детей всех ступеней обучения. Детям 2ой ступени обучения задания даются сложнее. Они начинают выполнять задания на дикцию, выполнять более сложные правила музыкальных игр, участвуют в конкурсах и концертах. У обучающихся 3ей, 4ой ступени обучения проводятся контрольные срезы по теоретическим темам, творческие отчеты перед родителями, просмотры видеоматериалов. Во второй половине учебного года формой контроля являются репетиции, концертная деятельность, участие в конкурсах. С окончанием 4ой ступени обучения, развитие ребёнка не останавливается. Происходит егоплавный переход из вокальнохореографической студии в театр детской эстрадной песни «Эксперимент». Затруднения, встречающиеся при внедрении технологии развития творческих и вокальномузыкальных способностей ребенкаЧасто возникают трудности для ребенка всвязи с первым выходом на сцену. По его поведению в этот момент можно судить о готовности ребенка к концертной деятельности. Для решения затруднения используется прием пассивной помощи: педагогом делается вид, что волнения ребенка ему не заметны, свои переживания за него не показываются. Ребенок, не испытывая лишних раздражителей, спокойно выходит на сцену. Кроме этого возможны затруднения типа: пение «в нос», невыговаривание звуков, неправильное частое дыхание, неправильно сформирован артикуляционный аппарат, неподвижная челюсть (сжаты губы, нет улыбки). Для решения таких проблем очень важно выяснить причины, которые имеют разную природу: физическое несовершенство голосового аппарата; состояние физического здоровья в данный момент или хроническое заболевание; психологическое расстройство; недостаточно знаний и умений правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Решение проблем лежит в правильном индивидуальном подходе к каждому ребенку. Для детей с различными нарушениями голосового аппарата нужна помощь врачалоринголога или логопеда. На чистоту интонации влияют такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах,дети стараются подпевать им, их музыкальновокальные данные развиваются. У детей с недостаточным музыкальным окружением музыкальновокальные данные могут проявиться в результате планомерной работы педагога. Детям, поющим не чисто, надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на занятиях ближе к инструменту и хорошо поющим детям. Нужно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение такого ребенка, чтобы поддержать в нем желание петь красиво.ВыводыТехнология развития творческих и вокальномузыкальных способностей ребенка позволяет: способствовать быстрой адаптации и психологической подготовке дошкольника к обучению в школе;развивать в ребенке личностные качества, которые помогали бы ребёнку свободно общаться с разными людьми и успешно учиться в школе;способствовать развитию образно –художественного и логического мышления у каждого учащегося студии;помочь ребенку развивать вокальный слух и певческий голос;помочь ребенку развивать творческие способности;выработать в детях навыки эстрадного исполнения на сцене. Систематические занятия вокалом, хореографией, групповые занятия по теории музыки дают свои результаты на сцене, в концертной деятельности. Эти результаты достигаются за счет использования методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности, дифференцированного и индивидуального обучения, средств активизации учебной деятельности, нетрадиционных форм ведения занятий (интегрированные занятия, занятияпутешествия, уроки фантазирования). Особое место при внедрении технологии развития творческих и вокальномузыкальных способностей ребенка играют педагогические приемы, которые используют в работе (см. Приложение). Следует отметить, что для осуществления системного подхода к организации образовательновоспитательного процесса необходима обратная связь с ребенком (пожелания, самооценка), его родителями, членами его семьи, зрителями, которые помогают правильно сформировать представления о достижениях ребенка, скорректировать недостатки и проектировать динамику образовательного процесса.

Ссылки на источники1.Богданец, А.В., Печковская, Б.В. Учимся петь [Текст]: учебно –методическое издание / А.В. Богданец, Б.В. Печковская. –Новосибирск: Уче6нометодический центр, 1999 г.2.Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования [Текст]: методическая серия: После урока / Л.И. Боровиков. Новосибирск, 2002 г.3.Ветлугина, Н.B. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: Н.B. Ветлугина. –Москва: Просвещение, 1995 г.4.Кононова, Н.Г. Музыкальнодидактические игры [Текст]: Н.Г. Кононова. –Москва: Просвещение, 1998 г.5.Кенеман, А.В. Теория и методика музыкального воспитания детей [Текст]: А.В. Кенеман. –Москва: Просвещение, 1995 г.6.Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: Я.И. Ковальчук. М.: Просвещение, 1985 г.7.Королева, Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках [Текст]: Е.А. Королева. Москва: Просвещение, 1999 г.8.КотляровскаяКрафт, М. Сольфеджио [Текст]: М. КотляровскаяКрафт. Москва СПетербург: Музыка, 1995 г.9.Кончаловская, Н. Нотнаяазбука [Текст]: Н. Кончаловская. –Москва: Композитор, 1996 г.10.

Солодова, Г.Г., Зуева С.П. Развитие личности школьника и проблемы совершенствования образовательного процесса [Текст]: Г.Г. Солодова. Кемерово: ДО АКО, Обл.ИУУ, 1997 г.11.

Метлов, И.К. Музыка детям [Текст]: И.К. Метлов. М.: Просвещение, 1995 г.12.

Хереско, Л. Музыкальные картинки [Текст] Л. Хереско. –Ленинград: Советский композитор, 1999 г.