Духовно-ноавственное воспитание на уроках биологии
Выпуск:
ART 54152
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Губчук
Д.
П. Духовно-ноавственное воспитание на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
221–225. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54152.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии. Автор раскрывает аспекты, включающие духовно-нравственное воспитание на уроках биологии и проводит анализ ценностных аспектов современной биологии, способствующих воспитанию гражданина и гуманиста.
Ключевые слова:
духовно-нравственное развитие и воспитание, цели изучения биологии, нравственный, гражданственный, политехнический, патриотический, здоровьесберегающий аспекты, практическая направленность, арсенал средств духовно-нравственного воспитания, принципы духовно-нравственного воспитания.
Текст статьи
Губчук Дмитрий Петрович,учитель химии и биологии,КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2», с.Шипуново Алтайского краяgubchuk@yandex.ru
Духовнонравственное воспитание на уроках биологии
Аннотация. Статья посвящена проблемам духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии. Автор раскрывает аспекты, включающие духовнонравственное воспитание на уроках биологии и проводит анализ ценностных аспектов современной биологии, способствующих воспитанию гражданина и гуманиста.Ключевые слова: духовнонравственное развитие и воспитание, цели изучения биологии, нравственный, гражданственный, политехнический, патриотический, здоровьесберегающий аспекты, практическая направленность, арсенал средств духовнонравственного воспитания, принципы духовнонравственного воспитания
«В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуальноразвитые и духовно нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[4, стр.15].Ключевая роль в духовнонравственном сплочении общества отводится образованию. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого на образование, что соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества».«В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,составляющих инструментальную основу учебнопознавательной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а напротив,органично дополнять его»[1, стр.32].«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовнонравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи —развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культкрную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы»[4, стр.28].«Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных исемейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное, общекульторное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности»[3,стр.2525].«Основными целями изучения биологии в школе являются:формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;воспитание ценностного отношения к живой природе.Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму»[2,стр51].«Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы»[5, стр.42].Биология наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток пробивается через корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа –мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир (см.таблица 1). Таблица 1Развитие личности ребенка как человека
изучающегоокружающий мир
˃изучающего духовный (внутренний мир)а) развивается умение ставить цели ддеятельности, исследования.
˃а) развивается умение ставитьцели саморазвития и самоизменения.б) развивается умение планировать,проектировать деятельность.˃б) развивается умение выражать себя,свои чувства.в) развивается умение максимально самостоятельно реализовыватьплан.˃в) возможность для ребенка формирования у себя воли (свободное взятие на себяответственности за свою судьбу).г) развивается умение контролировать процесс продвижения кцели и результат выполненнойработы.˃г) возможность для развития воли,ответственности, воспитания внутреннесвободного человека.д) развивается умение оцениватьмеру продвижения к цели и какрезультат:РефлексииПониманияКоммуникативных умений.˃Воспитывается любовь к себе и к миру,красота, вера, надежда.
«Духовнонравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:Нравственный —предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.Гражданственный—формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.Политехнический—предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.Патриотический—компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствуетлюбви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.Здоровьесберегающий —предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»[6, стр.9597].Формировать у школьников чувство патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.Отражение колоссальных успехов нашей страны в области различных отраслей биологии, медицины, генетики, селекции в школьном курсе биологии позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала (загрязнение атмосферы и решение экологических проблем, этические аспекты биотехнологии, клонирование и т.д.) способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.).Арсенал средств духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовнонравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.Одним из важнейших принципов духовнонравственного воспитания является процесс непрерывности –взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения должно идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а системный характер.
Ссылки на источники1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.М.:Просвещение, 1978.389 с.2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.2е изд.М.:Просвещение, 2009.3.Потаповская о.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах духовнонравственного воспитания детей / О.М.Потаповская. М.:Издательство «Планета 2000», 2002.52 с.4.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова.М.: Педагогическое общество России, 2000.130 с.5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России2004, №№1213.
Духовнонравственное воспитание на уроках биологии
Аннотация. Статья посвящена проблемам духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии. Автор раскрывает аспекты, включающие духовнонравственное воспитание на уроках биологии и проводит анализ ценностных аспектов современной биологии, способствующих воспитанию гражданина и гуманиста.Ключевые слова: духовнонравственное развитие и воспитание, цели изучения биологии, нравственный, гражданственный, политехнический, патриотический, здоровьесберегающий аспекты, практическая направленность, арсенал средств духовнонравственного воспитания, принципы духовнонравственного воспитания
«В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуальноразвитые и духовно нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»[4, стр.15].Ключевая роль в духовнонравственном сплочении общества отводится образованию. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого на образование, что соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества».«В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,составляющих инструментальную основу учебнопознавательной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а напротив,органично дополнять его»[1, стр.32].«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовнонравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи —развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культкрную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы»[4, стр.28].«Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных исемейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное, общекульторное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности»[3,стр.2525].«Основными целями изучения биологии в школе являются:формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;воспитание ценностного отношения к живой природе.Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму»[2,стр51].«Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы»[5, стр.42].Биология наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток пробивается через корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа –мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир (см.таблица 1). Таблица 1Развитие личности ребенка как человека
изучающегоокружающий мир
˃изучающего духовный (внутренний мир)а) развивается умение ставить цели ддеятельности, исследования.
˃а) развивается умение ставитьцели саморазвития и самоизменения.б) развивается умение планировать,проектировать деятельность.˃б) развивается умение выражать себя,свои чувства.в) развивается умение максимально самостоятельно реализовыватьплан.˃в) возможность для ребенка формирования у себя воли (свободное взятие на себяответственности за свою судьбу).г) развивается умение контролировать процесс продвижения кцели и результат выполненнойработы.˃г) возможность для развития воли,ответственности, воспитания внутреннесвободного человека.д) развивается умение оцениватьмеру продвижения к цели и какрезультат:РефлексииПониманияКоммуникативных умений.˃Воспитывается любовь к себе и к миру,красота, вера, надежда.
«Духовнонравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:Нравственный —предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.Гражданственный—формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.Политехнический—предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.Патриотический—компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствуетлюбви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.Здоровьесберегающий —предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»[6, стр.9597].Формировать у школьников чувство патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.Отражение колоссальных успехов нашей страны в области различных отраслей биологии, медицины, генетики, селекции в школьном курсе биологии позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала (загрязнение атмосферы и решение экологических проблем, этические аспекты биотехнологии, клонирование и т.д.) способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.).Арсенал средств духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовнонравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.Одним из важнейших принципов духовнонравственного воспитания является процесс непрерывности –взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения должно идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а системный характер.
Ссылки на источники1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.М.:Просвещение, 1978.389 с.2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.2е изд.М.:Просвещение, 2009.3.Потаповская о.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах духовнонравственного воспитания детей / О.М.Потаповская. М.:Издательство «Планета 2000», 2002.52 с.4.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова.М.: Педагогическое общество России, 2000.130 с.5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России2004, №№1213.