Использование тренинга преодоления стресса и выгорания в работе с педагогами дополнительного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колмогорцева Н. Н. Использование тренинга преодоления стресса и выгорания в работе с педагогами дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54153.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты разработки и апробации программы тренинга преодоления стресса и выгорания у педагогов дополнительного образования. Программа направлена на обучение навыкам преодоления (копинга) педагогического персонала и ориентирована на перенос полученного психологического опыта в сферу реальной профессиональной педагогической деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колмогорцева Наталия Николаевна,кандидат психологических наук, доцент, педагогпсихолог высшей категории,МКОУ ДОД«Станция юных натуралистов», г. Шадринскvospr75@mail.ru

Использование тренингапреодоления стресса и выгорания в работе с педагогамидополнительного образования

Аннотация.В статье рассматриваются основные аспекты разработки и апробации программы тренинга преодоления стресса и выгорания у педагогов дополнительного образования. Программа направлена на обучение навыкам преодоления (копинга) педагогического персонала и ориентирована на перенос полученного психологического опыта в сферу реальной профессиональной педагогической деятельности.Ключевые слова:синдром эмоционального выгорания, стресс, тренинг, саморегуляция, самоменеджмент, стрессоустойчивость, коммуникативная компетентность.

На современном этапе развития общества значительные требования предъявляются к гуманизации образования.Гуманизм –одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, суть, которой состоит в отношениях к людям как высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, милосердии, сострадании, желании помогать людям. Характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека.Человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Поэтому проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога является актуальной. Наличие синдрома выгорания вызывает эмоциональную сухость педагога, личностную отстраненность, экономию эмоций, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Он становится не способным реализовать личностноориентированную модель общения, обеспечивать учащимся психологическую защищенность. Ряд учителей отмечают у себя наличие таких психических состояний, как тревожность, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость, что свидетельствует о том, что у них начинает формироваться синдром эмоционального выгорания, который мешает качественно выполнять современные требования к воспитанию подросткового поколения.В настоящее время в научных работах как зарубежных, так и отечественных психологов (К. Маслач, С. Джексон, Х.Д. Фрейденбергер, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Т.И. Ронгинская и др.) большое внимание уделено теоретическим вопросам: разбирается сущность СЭВ, его симптоматика, фазы развития и т.д. и значительно меньше эмпирических исследований. Появились первые исследования по изучению эмоционального выгорания медицинских и социальных работников (О.Г. Лаврова, В.А. Торхова и др.), однако синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога изучен недостаточно.Возникает противоречие между тем, как выполнять все требования предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получить удовлетворение от своего труда.В нашем исследовании в эксперименте приняли участие педагоги станции юных натуралистов г. Шадринска. С целью решения задач по изучения выраженности симптомов и фаз формирования СЭВ, нами использовалась методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания». Анализ полученных данных свидетельствует о том, что более чем у 20% педагогов сформовались все три фазы эмоционального выгорания, что подтверждает нашу гипотезу о том, что у педагогов, в той или иной мере присутствует эмоциональное выгорание.Наиболее высокие показатели выгорания наблюдаются по фазе «Резистенции», она сформировалась у 48% педагогов, находится в стадии формирования у 34% и не сформировалась у 18%. Данная фаза представлена симптомами: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; эмоциональнонравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей.Наиболее выраженным симптомом является «Редукция профессиональных обязанностей». Испытуемые, у которых этот симптом доминирует или сложился, стремятся облегчить и сократить обязанности, которые требуют от них эмоциональных затрат. Например: педагог может не находить времени провести беседу с учеником, игнорировать необходимость ученика в индивидуальном подходе и тд.Симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» сформировался у 48% испытуемых, Мы полагаем, что данный симптом является несомненным признаком «выгорания», когда педагог перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с учениками и коллегами эмоции ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Экономичное проявление эмоций не снижает эффективность взаимодействия с людьми, не мешает принятию решений и формулировке выводов. Люди, у которых сформировался этот симптом, проявляют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. Симптом «Расширение сферы экономии эмоций» сформировался у 48% испытуемых, а доминирующим является у 40% педагогов, что свидетельствует о том, что педагоги до того устают на работе, что дома им не хочется общаться даже с самыми близкими людьми. Симптом «Эмоционально нравственная дезориентация» сформировался у 36% респондентов. Люди, у которых этот симптом доминирует или сложился, не проявляют должного эмоционального отношения к субъекту и защищают стратегию своего поведения. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». У людей с этим симптомом эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.Фаза «Истощение» является наиболее значимой для развития синдрома эмоционального выгорания в целом и, не смотря на то, что показатели по этой фазе не являются самыми высокими (фаза сформировалась у 30% испытуемых, формируется у 25% и не сформировалась у 45%), мы считаем необходимым так же подробно рассмотреть ее симптоматику.Наиболее высокая степень выраженности у симптома «Психосоматические и психовегетативные нарушения. Доминирует данный симптом у 32% респондентов. Этот симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Порой даже мысль о работе или контакт с кем либо из коллег или учеников вызывает плохое настроение, дурныеассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита не справляется снагрузкой. Следующим по степени выраженности является симптом «Эмоциональный дефицит», он сформировался у 36%. К педагогу с таким симптомом приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать коллегам и ученикам. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на сложные ситуации, побуждать и усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита». Симптом «Личностная отстраненность» сложился у 34%, складывается у 28% и не сложился у 48% испытуемых. Этот симптом проявляется в широком диапазоне настроений и поступков педагога в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к ученику субъекту профессионального действия. Симптом «Эмоциональная отстраненность» сложился у 20% испытуемых и формируется у 12%. У остальных 68% данный симптом не сложился. Доминирует «Эмоциональная отстраненность» лишь у 16% испытуемых. Человек с этим симптомомпочти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом "выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.Самые низкие показатели выгорания наблюдаются по фазе «Напряжение». Эта фаза сформировалась у 24% испытуемых, формируется у 30% респондентов. Наиболеевысокие показатели выгорания в данной фазе наблюдаются по симптому «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Данный симптом сложился у 45% испытуемых. Данный симптом проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Симптом «Тревога и депрессия» сформировался у 32% испытуемых. Он проявляется в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средствупсихологической защиты. Появляется чувства неудовлетворенности работой и собой, которые в свою очередь порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы.Следующий симптом –«Загнанность в клетку» сформировался у 20% испытуемых. Данный симптом выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства приводят к усилению психической энергии за счет индукции идеального, работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов и, если она не находит выхода, если не сработало какоелибо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение "загнанности в клетку". Появляется состояние интеллектуальноэмоционального затора, тупика.Симптом «Неудовлетворенность собой» сформировался у 12% респондентов, он возникает в результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса"

энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Выгорание по шкале «Редукция личностных достижений» имеет высокий уровень у 77% испытуемых, средний уровень у 20% и низкий уровень у 3%. У педагогов она проявляется в снижении чувства компетентности в работе, недовольстве собой, ощущении уменьшения ценности своей деятельности, пренебрежении служебными обязанностями, ограничении своих возможностей, в негативном самовосприятии в профессиональном плане.Следующей по степени выраженностиявляется шкала «Эмоциональное истощение». Высокий уровень выгорания по этой шкале наблюдается у 56% испытуемых. «Эмоциональное истощение» основная составляющая профессионального «выгорания» и проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, появляются симптомы депрессии, в особо тяжелых случаях возможны эмоциональные срывы.Наиболее низкие показатели наблюдаются по шкале «Деперсонализация».Высокий уровень по этой шкале наблюдается всего лишь у 8% педагогов. «Деперсонализация» представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к другим людям (клиентам, коллегам, начальству). Контакты становятся обезличенными и формальными. Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое со временем вырывается наружу в виде вспышек раздражения.С учетом выявленной проблематики и реальной сложности работы с педагогами была разработана и апробирована программа тренинга преодоления стресса и выгоранияс рабочим названием «Помоги себе сам».Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Если признать, что выгорание –особая форма стресса, который испытывают лица, вынужденные длительное время находиться в контакте с людьми, то высокий уровень психической устойчивости к стрессам будет являться основой сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Формирование стрессоустойчивости является залогомпсихического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. На станции юннатов с педагогами проводятся занятия Цель тренинга:

Изучение механизмов, причин и последствий развития стресса, способов управления собственным состоянием.Повышение стрессоустойчивости во всех сферах жизни.Получение доступа к ресурсным состояниям.Обучение навыкам преодоления (копинга).В программе:1.Стресс и стрессоустойчивость. Тренинг направлен на: повышение стрессоустойчивости; получение доступа к ресурсным состояниям; освоение инструментов управления своим энергетическим потенциалом. Этот тренинг включает в себя управление дидактическим (недостаточность знаний о тревоге и стрессе) и когнитивным стрессом. В результате обучения меняется стереотипное представление о стрессе, как оботрицательном дезорганизующем явлении.Стресс для участников приобретает позитивное значение. Участники диагностируют собственное состояние, выявляются стрессогенные ситуации, выявляются непродуктивные психофизиологические стереотипы. Все это необходимо для того, чтобы использовать адекватные и мощные инструменты управления стрессом и соответственно качеством жизни. Изучаются индивидуальные особенности реагирования на стрессоры, формируются индивидуальные модели поведения в напряженных ситуациях. В тренинге используются упражнения по снятию стресса. Участники проходят тестирование на выявление профессиональных стрессоров и составляют план индивидуального развития по стрессоустойчивости. Педагоги обучались управлению временем как элементу стрессменеджмента.2.Развитие навыков саморегуляции Цели тренинга: формирование навыков управления своими эмоциями, а также умения влиять на эмоции других людей. Тренинг формирует приёмы управления эмоциями, позволяет овладеть специальными релаксационными техниками (техники саморегуляции состояния: нервномышечная релаксация, аутогенная тренировка и т.п.), которые позволят участникам глубже понять собственное состояние и его динамику под влиянием стрессовых ситуаций, а также осознать собственные возможности управления состоянием. Саморегуляция –это прежде всего эффективное управление эмоциями. Поэтому

в результате этого тренинга участники научатся использовать эмоциональную сферу как значимый ресурс личности. Тренинг поможет научиться формировать целевое состояние, оптимальное для конкретной деятельности, а также влиять на состояние других людей. 3.Коммуникативная компетентность Тренинг направлен на: повышение стрессоустойчивости в деловом общении. Рассматриваются невербальные средства общения и приемы использования их для создания нужного впечатления, повышения эффективности передачи информации, распознания скрытой информации. Формируются навыки сохранения самообладания в беседе, умение активно слушать, техники, позволяющие «разговорить» собеседника, умение говорить, точно принимать и передавать информацию. В ходе тренинга педагоги обучаются асеертивности: ассертивной критике, ассертивной просьбе, ассертивному отказу.4.Навыки позитивного мышления Задачи тренинга: работа с индивидуальными представлениями и стереотипами мышления: пессимизм, мотивация на избегание неудачи, боязнь неопределенности, боязнь изменений и т.п. Формирование навыков конструктивного решения ситуаций. Этот тренинг о том, что очень часто наше мышление, разум мешает нам действовать так, как было бы лучше для нас самих. О том, что основополагающее влияние нанаши чувства оказывают несами события жизни, анаша оценка этих событий, и что порой, изменив свое отношение к ним, мы можем изменить и то, что нас окружает. Этот тренинг помогает разобраться в том, каким образом создаются проблемы, что мешает нам радоваться жизни, ичто нужно сделать для того, чтобы прямо сейчас жить счастливо. Кроме того, этот тренинг учит нас тому, что наши ожидания, мысли и мечты влияют на наши будущие события. Результат обучения:Формирование конкретных навыков управления своим состоянием, овладение специальными техниками (нервномышечная релаксация, работы с образами, аутогенная тренировка и др.).Формирование позитивного мышления и конструктивного решения проблем.Формирование навыков управления своими эмоциями, а также умения влиять на эмоции других людей.Формирование навыков самоменеджмента.Формирование навыков ассертивного поведения.Методы тренинга:Теоретический материал в виде интерактивных минилекцийГрупповые обсуждения и игрыОтработка отдельных навыков с помощью специальных упражнений и ролевых игр (работа в парах и в малых группах)Хорошо структурированные печатные раздаточные материалы.

Ссылки на источники1.Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методыего предотвращения//Работник социальной службы, 2007, №2. С. 101116. 2.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспектива//Психологический журнал, 2001, том 22, №1. С. 90101. 3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал, 2002, том 23, №3. С. 8595.