Использование модульной технологии на уроках биологии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алесар Л. В. Использование модульной технологии на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54157.htm.
Аннотация. В данной статье автор описывает возможности использования модульной технологии на уроках биологии, где учитель выступает в роли консультанта, советчика, а ученик занимает центральное место в системе «учитель-ученик».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алесар Любовь Владимировна,учитель биологии,МБОУ СОШ №149,г. Нижний Новгородalesarluba@mail.ru

Использованиемодульной технологии на уроках биологии

Аннотация.В данной статье автор описывает возможности использования модульной технологии на уроках биологии, где учитель выступает в роли консультанта, советчика, а ученик занимает центральное место в системе «учительученик».Ключевые слова:модуль, дидактическая цель, входной контроль, промежуточный контроль.

Выпускник современной школы должен быть всесторонне развитой, активной, творческой личностью, способной самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы. С моей точки зрения, современный урок биологии благодаря своему разнообразию, гибкости, динамичности, актуальности способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом

всесторонне развивать личность учащихся. Такими уроками, я считаю, являются уроки, построенные с использованием модульной технологии, которые используются мной с 2008 года.Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется ориентировочная основа деятельности. Из психологии используется рефлексивный подход.Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебнопознавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль–это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Таким образоммодуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебнопознавательной деятельности ученика.Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?Вопервых, содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.Вовторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное обучение. Втретьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.Вчетвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.Каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем нужно проводить входной контроль (УЭ –1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь можно предложить учащимся такие формы работы как диктант, тест, таблицу, работу с терминами, со схемами, рисунками, составитьописание растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний домашнего задания.Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ –2). Необходимо четко продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля.Не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученик должен все успеть за урок. Учитель должен обязательно задавать хороший темп работы своим учащимся.Изучение нового материала обязательно предполагает самостоятельную работу с учебником, выполнение различных заданий, работу в парах, группе.В конце каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль. После завершения работы с модулем проводится выходной контроль. Он должен показать уровень усвоения всего модуля. За каждое задание модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, за тестовый контроль знаний из 5 вопросов ученик должен получить максимально 5 баллов, он ответил правильно на 3 вопроса –получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.Очень важно учебный материал дифференцировать. Ондолжен быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Другой уровень –выше обязательного (для сильных учащихся).Используя модуль, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание. Важным критерием построения модуля является структура деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение. И здесь есть большая возможность осуществить проблемность в общении. В конце модуля ученик должен сам оценить свою работу. В течение урока он выставлял себе баллы за самостоятельно выполненные задания, набирал дополнительные баллы при работе с учителем. Баллы заносятся в листок контроля, он дается каждому ученику перед началом урока. По этому листу учащийся сам выставляет себе оценку по количеству набранных баллов.







Таблица 1Листок контроля знаний

Фамилия, имя ученикаУчебный элемент (этапы работы)Колво балловпо номерам заданийИтого(колво баллов)123УЭ –1 Проверка изученного материалаУЭ –2Изучение нового материалаУЭ –3 Закрепление нового материалаИтого:Оценка



Что же дает модульное обучение?Это возможность для каждого ученика включаться в активную и эффективную учебнопознавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.Поскольку управление учеником на уроке осуществляется через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Учитель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно растет профессионально. Это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации. Чем меня заинтересовала эта технология?1.Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;2.Создается условие для сильных учеников;3.Дифференциация в обучении;4.Нет проблемы с домашним заданием.Использование на занятиях модульной технологии, построение урока от ученика, вовлечение каждого участника учебновоспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания. Мне приходиться писать модули«для ученика» с учетом его личных потребностей, целей, поэтому он должен владеть не только специальными знаниями и умениями, современными образовательными технологиями, но и уметь сотрудничать и взаимодействовать со своими коллегами, анализировать и корректировать собственную деятельность.Перестройка образовательного процесса на принципах блочномодульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями,использовать собственный опыт и опыт других в конкретном деле, приносит им удовольствие, т.к. они видят продукт своего собственного труда.

а



бРис. 1. Результатыкомфортности на уроке(по опросу учащихся): (а) На уроках традиционного типа; (б)На уроках с применением модульной технологии.Жёлтый цвет –комфортно; фиолетовый–затрудняюсь ответить; синий –некомфортно.

Таблица 2Динамика качества знаний

класс20082009уч. годкласс20092010уч. годкласс20111012уч.год7 «а»75%8 «а»80%9 «а»90%7 «б»70%8 «б»76%9 «б»82%7 «в»65%8 «в»72%9 «в»84%

Один из уроков по модульной технологии–«Многообразие млекопитающих»представлен в Таблице 3. До начала урока класс делится на 5 групп и выбираются консультанты в каждой группе.Таблица3

Структура урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяТеоретическое обоснованиеУЭОПостановка цели(3 мин.)Организационный момент.Приветствует учся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.Сегодня на уроке нам предстоит узнать, как много млекопитающих обитают на Земле, на какие отряды они делятся. Изучить особенности каждого отряда и основных представителей, а так же выявить значение млекопитающих.Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная.В тетради записывают дату и тему урока.Слушают цели урока.Создается благоприятная психологическая атмосфера для включения детей в работу.Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения конкретных задач урока.УЭ 1Актуализация знаний(7 мин.)Входной контрольЦель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Размножение и развитие млекопитающих». Повторим предыдущий материал.Задание.Вставьте пропущенные в тексте слова. За Выполняют в тетради работу. Происходит взаимопроверка. Консультанты проставляют баллы в листок Репродуктивный метод.Учащиеся повторяют, выравнивают знания.правильную работу 5 баллов.В яичниках самок млекопитающих развиваются ________. В семенниках самцов млекопитающих развиваются _______. Оплодотворенные яйцеклетки поступают в ________. Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует _________. Зародыш получает питательные вещества и кислород из ______ матери. У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы ______. Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются ______. Детеныши оленей, лошадей рождаются________ и способны вскоре после рождения _____ за матерью. Ответ (приложение 1).контроля знаний.УЭ2Изучение нового материалаЦель: В ходе урока вы должны познакомиться с характерными признаками млекопитающих основных отрядов и их многообразием.Задание1В процессе показа от каждой группы презентаций и слушая сообщения учащихся по основным отрядам млекопитающих, вы должны заполнить в тетради таблицу:Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающихНазвание отрядаХарактерные признакиПредставителиНасекомоядные, рукокрылые

Грызуны, зайцеобразные

Хищные

Ластоногие, китообразные

Парнокопытные,непарнокопытные

За работу с таблицей 5 баллов. За выполнение презентации 3 балла.Ответ (приложение2) Задание 2. «Четвертый лишний»Каждая группа получает карточку с заданием. Напишите какое животное лишнее и расскажите по каким признакам вы его выбрали. За работу 5 баллов. За ответ 1 балл. Ответ (приложение 3).Слушают сообщения учащихся,заполняют таблицу. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний.Сравнивают животных, называют общие черты и различия. Работают в группе. Консультанты проставляют баллы в листок контролязнаний. Группы по очереди называют ответы.



Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Навыки работы со средствами наглядности.Формируется ценностноличностное отношение к млекопитающим.Форма учебной деятельности на этом этапе коллективная. Развитие логического мышления, творческие способности, грамотной речи. Формируется умение сравнивать объекты между собой.УЭ3Закрепление полученных знаний

Выходной контроль:Цель: проверить усвоение материала о многообразие млекопитающих.Задание: «Биологические задачи». Каждая группа получает по две биологические задачи. Обсудите в группе и запишите в тетрадь ответ.За каждую задачу 2 балла. За ответ 1 балл.Группа №1Задача №1Каковы различия зубов грызунов и хищников?Задача№2Обсуждают в группе решение задач. Ответ записывают в тетрадь. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. Группы по очереди называют Контроль за усвоением материала. Этот метод организует сжатое повторение основных понятий. Способствует быстрому запоминанию. Загадка гласит:«В одёжке богатой,Да сам слеповатый,Живёт без оконца,Не видывал солнце».Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни? Группа №2Задача№1В «чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром» . Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 2022 см, а хвоста 1820 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.Какой зверёк изображен на фотографии?Какими особенностями обладает хвост этого зверька?Задача №2 Волки живут стаями,а лисицы и рыси нет объяснитеповедение этих животных.Группа №3Задача №1Летучие мыши не реагируют на свет,однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных.Задача №2Вот хрустнули сухие ветки –Ночные бдения зверей:Охотятся хорьки и белкиНа зазевавшихся мышей.А.ПружанскийКакую ошибку допустил поэт?Группа №4Задача №1Бежали два зайца: один –на гору, второй –под гору. Каком узайцу было легче бежать? Почему?Задача №2Народная мудрость утверждает: «Там, где водится куница, белка не родится». Каков её биологический смысл?Группа №5Задача №1Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся? Задача №2Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?Ответ (приложение 4).ответы.Развитие творческих способностей, образного мышления, развиваются умения систематизировать и навыки оформления работы.УЭ 4Подведение итогов1.Оцените свою работу на уроке, сложив количество баллов, полученных на каждом учебном элементе.Если вы набрали:2530 баллов, то получаете оценку «5»2419 баллов, то получаете оценку «4»1813 баллов, то получаете оценку «3»менее 12 баллов, то получаете оценку «2»2. В соответствие с оценкой запишите домашнее Получают оценки за работу на уроке.Слушают объяснение учителя о дифференцированном домашнем Формируется мотивация к дальнейшей познавательной деятельности. Формируется чувство задание в дневник:оценкаДифференцированное домашнее задание«5»Решение кроссворда по млекопитающим«4»Прочитать стр. 230235 учебника, тетрадь упр. 161,162«3» и «2»Прочитать стр. 230235 учебника, тетрадь упр. 161,162, записи в тетради.Творческое задание для желающих: напишите доклад или сделайте презентацию на тему: «Животные красной книги».задании.удовлетворения от проделанной работы. Повышается самооценка.

Ссылки на источники1. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», Биология в школе, 1999 №52.Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №53. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. –Каунас, 198992ыыыыыы9+3