Рабочая учебная программа "Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии"
Выпуск:
ART 54156
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малышева
Н.
В. Рабочая учебная программа "Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
241–245. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54156.htm.
Аннотация. В статье описывается программа «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии», составленная для магистров первого года обучения (направление 035700 «Лингвистика»).
Ключевые слова:
магистратура, лингвистика, современный образовательный стандарт, новые информационные технологии
Текст статьи
Малышева Наталья Васильевна,кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУВПО «КомсомольскийнаАмуре государственный технический университет», г. КомсомольскнаАмуреnatasha@knastu.ru
Рабочая учебная программа «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии»
Аннотация.В статье описывается программа «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии», составленная для магистров первого года обучения (направление 035700 «Лингвистика»). Ключевые слова:современный образовательный стандарт, магистратура, лингвистика, новые информационные технологии.
Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии»(КЛиНИТ) удовлетворяет требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «магистр») –приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 540 [1]. Она является компонентом базовой части профессионального цикла (М3) ФГОС и ОПП.РУПД разработан на основании миссии и стратегий гуманитарного факультета, кафедры «Лингвистика и межкультурная» ФГБОУВПО «КнАГТУ», направленных на обеспечение комплексной подготовки конкурентоспособных полилингвальных специалистов, отвечающих современным потребностям Дальневосточного региона, России и мирового сообщества [2]. Кроме того, в ней учтено мнение работодателей города, выдвигающих на первый план следующие компетенции: эффективность в делах, трудолюбие, способность действовать самостоятельно, решительно, способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения и стремление к постоянному саморазвитию и повышению своей квалификации.Описываемая программа реализуется с применением инновационных и традиционных технологий (с элементами дистанционных технологий) образовательного процесса.Квантитативная лингвистика (КЛ) занимается исследованиемпроцесса изучения языка, его изменения и сферы применения, а также структуры естественных языков. КЛ исследует язык при помощи статистических методов. Её конечная цель —сформулировать законы, по которым функционирует язык, построить общую теорию языка в виде совокупности взаимосвязанных законов функционирования языков. КЛ эмпирически основывается на результатах языковой статистики, которая, в свою очередь, может интерпретироваться как статистика языков или статистика лингвистического объекта. Эта область знаний не обязательно связана с фундаментальными научными целями. Корпусная лингвистика и компьютерная лингвистика также вносят свой вклад в КЛ, поставляя важные эмпирические данные.Предметомкурса «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии» является соотношение язык, его изменения и функционирование, структуры естественных языков.Цельюкурса
систематизация и расширение знаний в области новых информационных и лингвистических технологий, формирование информационной культуры и пониманиястудентами возможностей использования компьютерных технологий для решения прикладных задач в науке и в сфере лингвистического образования современного информационного общества.Задачами курса являются:показать основные квантитативные характеристики языковых единиц; представить основные закономерности распределения языковых единиц в тексте и зависимости различных морфологических, семантических и других свойств языковых единиц от их частотных характеристик;познакомить магистрантов с основными методами составления и использования частотных словарей;описать ряд современных задач, решаемых с использованием частотных характеристик языковых единиц;научить применять основные методы статистической обработки данных в собственных лингвистических исследованиях;познакомить с технологиями квантитативного анализа в корпусных исследованиях лексики и грамматики;развить навык свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;выработать культуру мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения;показать стандартные методики поиска, анализа и обработки материала исследования;сформировать устойчивые навыки к самостоятельной учебнои научноисследовательской работе (написанию рефератов, курсовых и дипломных работ); сформировать высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности;сформировать у студентов способность использовать достижения отечественной и зарубежной науки для успешной общеобразовательной и профессиональной деятельности.Магистр по направлению подготовки 035700 Лингвистика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:производственнопрактическая деятельность:–обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственнопрактических целях;научнометодическая деятельность:–составление баз данных, словников, методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода;научноисследовательская деятельность:–выявление и критический анализ конкретных лингвистических проблем, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;организационноуправленческая деятельность:–организация процессов по формализации лингвистического материала в соответствии с поставленными задачами.Принципыпостроения курса:• сознательности,реализуемый в понимании обучаемыми содержания иноязычной речи, осознании единиц, из которых состоит речь, способов пользования такими единицами;• интегративности,реализуемый через опору на знания студентовматериала различных предметных дисциплин и их практический жизненный опыт, одновременное развитие профессиональнокоммуникативных, информационных, академических и социальных умений;• автономии студентов,реализуемый воткрытости информации для студентов о структуре курса, требований к выполнению заданий, содержания контроля и критериях оценивания разных видов устной и письменной работы, при обеспечении высокого уровня личной ответственности студента за результаты учебного труда;• соответствия требованиямФГОС и внутривузовским нормативным документам);• историзма, предполагающий рассмотрение фактов, событий и явлений, теоретических аспектов конкретной области знаний, а также технологии конкретной области действия в широком контексте конкретного исторического периода;• профессиональной направленности, связи теории и практики обучения с будущей профессиональной деятельностью и в целом с жизнью;• научности, обеспечивающий соответствие изучаемого материала современному состоянию и перспективам развития данной отрасли знания;• принцип модульного построения, когда каждый компонент дисциплины имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения;• принцип формирования мотивации, положительного отношения к учебе;достигаемый за счет целесообразной организации занятий, в ходе которой максимально учитываются интересы учащихся, их возрастные особенности, а также мотивы обучения (познавательные, профессиональные и др.);• принцип постоянного контроля, оценки и стимулирования учебных достижений;• активности, предполагающий речевую активность студентов в ходе занятия, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка;• наглядности, трактуемый как специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью его лучшего понимания, усвоения и использования в речевой деятельности;• межпредметной координации, предполагающий согласование тем различных дисциплин с целью исключения их дублирования и формирования в сознании учащегося целостного восприятия предметов и явлений окружающего мира;• учета индивидуальнопсихологическихособенностейличности учащихся, предполагающий необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса;• учета адаптационных процессов,понимаемыйпроцесс приспособления бывших школьников к условиям новой для них педагогической системы –вузовского образования.В результате изучения дисциплины магистрант должен целым рядом знаний, умений и навыков.Так,обучающиеся должны знать: основные квантитативные характеристики, в терминах которых описывается частотное поведение языковых единиц в тексте; основные закономерности распределения языковых единиц в текстах;основные закономерности связи частотных характеристик языковых единиц с их морфологическими, фонетическими, семантическими и другими свойствами;
основные принципы создания частотных словарей, наиболее известные частотные словари русского языка и изучаемого языка;типы квантитативной информации в корпусах и типы задач, решаемых с использованием данной информации;основные методы статистического анализа корпусных данных;методы, используемые при классификации текстов по стилям и при атрибуции текстов; основные принципы применения контентанализа и круг задач, решаемый с помощью этого методаМагистранты должны уметь:составлять частотные словари;применять статистические методы для обработки собственных лингвистических данных при исследовании грамматики и лексики; применять статистические методы в лексикографических задачах; применять метод контентанализа; работать с различными типами программ обработки текстов: программ создания частотных списков, частотных характеристик коллокаций и т.д.;Студенты должны владеть:основными методами статистической обработки языковых данных; методами анализа статистических данных, предоставляемыхв существующих корпусах текстов; методами квантиативного анализа текстов.Лекции по дисциплине КЛиНИТ спланированы с учетом принципа интерактивности, который ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а так же нацелен на доминирование активности студентов в процессе обучения. Интерактивная лекция представляет собой выступление преподавателя с применением следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа, демонстрация слайдов в программе PowerPoint, мозговой штурм. Большая роль на лекциях по данной дисциплине отводится дискуссиям, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Так, в рамках самостоятельной работы студентам дается ряд вопросов для подготовки доклада по изучаемому материалу, который обсуждается всей аудиторией на лекции.На практических занятиях по указанной дисциплине активно применяются следующие активные методы: метод проектов, метод дискуссии, исследовательский метод, метод эксперимента.Во время дискуссииформируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.Метод проектов. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебнометодическую, научную, справочную литературу.В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационноуправленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.Исследовательский метод. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:
ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
формулировка целей и задач исследования;
сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
проведение исследования (теоретического или экспериментального) –выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента.
объяснение полученных данных;
формулировка выводов, оформление результатов работы. Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Метод эксперимента заключается в проведении лингвистического исследования по заданной преподавателем тематике с применением методов квантитативной лингвистики и новых информационных технологий.Приведем примерный план практического занятия по данной дисциплине. Тема занятия «Анализ языкового корпуса», цель –проанализировать языковые корпусы русского и английского языков. Задачи исследования и порядок проведения работы1 Рассмотрите и проанализируйте корпус русского языка (КРЯ) [2] (www.ruscorpora.ru) по следующему плану:1)структура и состав КРЯ2)наполнение КРЯ3)статистика4)жанровая тематика текстов5)количество употреблений6)параметры текста (паспорт текста)2 Найдите слова счастье, радость, благополучие,охарактеризуйте их словоупотребления и контексты3 Рассмотрите корпусанглийского языка [3], найдите слово happiness, охарактеризуйте их контексты. Проведите анализ употребления по годам, контекстам, тематике контекстов. Найдите самые распространенные слова/менее распространенные слова.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика, 2010 2.Назаренко Н.В. Кодекс корпоративной культуры магистратуры вузы / Н.В. Назаренко. –Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета, 2013, №1 (13). –С.31363.Корпус русского языка URL:http://www.ruscorpora.ru[Дата обращения 14.01.14]4.British National Corpus URL:http://www.natcorp.ox.ac.uk[Датаобращения14.01.14]
Рабочая учебная программа «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии»
Аннотация.В статье описывается программа «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии», составленная для магистров первого года обучения (направление 035700 «Лингвистика»). Ключевые слова:современный образовательный стандарт, магистратура, лингвистика, новые информационные технологии.
Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии»(КЛиНИТ) удовлетворяет требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика (квалификация (степень) «магистр») –приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 540 [1]. Она является компонентом базовой части профессионального цикла (М3) ФГОС и ОПП.РУПД разработан на основании миссии и стратегий гуманитарного факультета, кафедры «Лингвистика и межкультурная» ФГБОУВПО «КнАГТУ», направленных на обеспечение комплексной подготовки конкурентоспособных полилингвальных специалистов, отвечающих современным потребностям Дальневосточного региона, России и мирового сообщества [2]. Кроме того, в ней учтено мнение работодателей города, выдвигающих на первый план следующие компетенции: эффективность в делах, трудолюбие, способность действовать самостоятельно, решительно, способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения и стремление к постоянному саморазвитию и повышению своей квалификации.Описываемая программа реализуется с применением инновационных и традиционных технологий (с элементами дистанционных технологий) образовательного процесса.Квантитативная лингвистика (КЛ) занимается исследованиемпроцесса изучения языка, его изменения и сферы применения, а также структуры естественных языков. КЛ исследует язык при помощи статистических методов. Её конечная цель —сформулировать законы, по которым функционирует язык, построить общую теорию языка в виде совокупности взаимосвязанных законов функционирования языков. КЛ эмпирически основывается на результатах языковой статистики, которая, в свою очередь, может интерпретироваться как статистика языков или статистика лингвистического объекта. Эта область знаний не обязательно связана с фундаментальными научными целями. Корпусная лингвистика и компьютерная лингвистика также вносят свой вклад в КЛ, поставляя важные эмпирические данные.Предметомкурса «Квантитативная лингвистика и новые информационные технологии» является соотношение язык, его изменения и функционирование, структуры естественных языков.Цельюкурса
систематизация и расширение знаний в области новых информационных и лингвистических технологий, формирование информационной культуры и пониманиястудентами возможностей использования компьютерных технологий для решения прикладных задач в науке и в сфере лингвистического образования современного информационного общества.Задачами курса являются:показать основные квантитативные характеристики языковых единиц; представить основные закономерности распределения языковых единиц в тексте и зависимости различных морфологических, семантических и других свойств языковых единиц от их частотных характеристик;познакомить магистрантов с основными методами составления и использования частотных словарей;описать ряд современных задач, решаемых с использованием частотных характеристик языковых единиц;научить применять основные методы статистической обработки данных в собственных лингвистических исследованиях;познакомить с технологиями квантитативного анализа в корпусных исследованиях лексики и грамматики;развить навык свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;выработать культуру мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения;показать стандартные методики поиска, анализа и обработки материала исследования;сформировать устойчивые навыки к самостоятельной учебнои научноисследовательской работе (написанию рефератов, курсовых и дипломных работ); сформировать высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности;сформировать у студентов способность использовать достижения отечественной и зарубежной науки для успешной общеобразовательной и профессиональной деятельности.Магистр по направлению подготовки 035700 Лингвистика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:производственнопрактическая деятельность:–обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственнопрактических целях;научнометодическая деятельность:–составление баз данных, словников, методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода;научноисследовательская деятельность:–выявление и критический анализ конкретных лингвистических проблем, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;организационноуправленческая деятельность:–организация процессов по формализации лингвистического материала в соответствии с поставленными задачами.Принципыпостроения курса:• сознательности,реализуемый в понимании обучаемыми содержания иноязычной речи, осознании единиц, из которых состоит речь, способов пользования такими единицами;• интегративности,реализуемый через опору на знания студентовматериала различных предметных дисциплин и их практический жизненный опыт, одновременное развитие профессиональнокоммуникативных, информационных, академических и социальных умений;• автономии студентов,реализуемый воткрытости информации для студентов о структуре курса, требований к выполнению заданий, содержания контроля и критериях оценивания разных видов устной и письменной работы, при обеспечении высокого уровня личной ответственности студента за результаты учебного труда;• соответствия требованиямФГОС и внутривузовским нормативным документам);• историзма, предполагающий рассмотрение фактов, событий и явлений, теоретических аспектов конкретной области знаний, а также технологии конкретной области действия в широком контексте конкретного исторического периода;• профессиональной направленности, связи теории и практики обучения с будущей профессиональной деятельностью и в целом с жизнью;• научности, обеспечивающий соответствие изучаемого материала современному состоянию и перспективам развития данной отрасли знания;• принцип модульного построения, когда каждый компонент дисциплины имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания и обучения;• принцип формирования мотивации, положительного отношения к учебе;достигаемый за счет целесообразной организации занятий, в ходе которой максимально учитываются интересы учащихся, их возрастные особенности, а также мотивы обучения (познавательные, профессиональные и др.);• принцип постоянного контроля, оценки и стимулирования учебных достижений;• активности, предполагающий речевую активность студентов в ходе занятия, что означает напряженность психических процессов в деятельности обучаемого, касающихся внимания, мышления, памяти, формирования и формулирования мыслей средствами изучаемого языка;• наглядности, трактуемый как специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью его лучшего понимания, усвоения и использования в речевой деятельности;• межпредметной координации, предполагающий согласование тем различных дисциплин с целью исключения их дублирования и формирования в сознании учащегося целостного восприятия предметов и явлений окружающего мира;• учета индивидуальнопсихологическихособенностейличности учащихся, предполагающий необходимость учета в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся в целях максимальной индивидуализации учебного процесса;• учета адаптационных процессов,понимаемыйпроцесс приспособления бывших школьников к условиям новой для них педагогической системы –вузовского образования.В результате изучения дисциплины магистрант должен целым рядом знаний, умений и навыков.Так,обучающиеся должны знать: основные квантитативные характеристики, в терминах которых описывается частотное поведение языковых единиц в тексте; основные закономерности распределения языковых единиц в текстах;основные закономерности связи частотных характеристик языковых единиц с их морфологическими, фонетическими, семантическими и другими свойствами;
основные принципы создания частотных словарей, наиболее известные частотные словари русского языка и изучаемого языка;типы квантитативной информации в корпусах и типы задач, решаемых с использованием данной информации;основные методы статистического анализа корпусных данных;методы, используемые при классификации текстов по стилям и при атрибуции текстов; основные принципы применения контентанализа и круг задач, решаемый с помощью этого методаМагистранты должны уметь:составлять частотные словари;применять статистические методы для обработки собственных лингвистических данных при исследовании грамматики и лексики; применять статистические методы в лексикографических задачах; применять метод контентанализа; работать с различными типами программ обработки текстов: программ создания частотных списков, частотных характеристик коллокаций и т.д.;Студенты должны владеть:основными методами статистической обработки языковых данных; методами анализа статистических данных, предоставляемыхв существующих корпусах текстов; методами квантиативного анализа текстов.Лекции по дисциплине КЛиНИТ спланированы с учетом принципа интерактивности, который ориентирован на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а так же нацелен на доминирование активности студентов в процессе обучения. Интерактивная лекция представляет собой выступление преподавателя с применением следующих активных форм обучения: ведомая (управляемая) дискуссия или беседа, демонстрация слайдов в программе PowerPoint, мозговой штурм. Большая роль на лекциях по данной дисциплине отводится дискуссиям, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Так, в рамках самостоятельной работы студентам дается ряд вопросов для подготовки доклада по изучаемому материалу, который обсуждается всей аудиторией на лекции.На практических занятиях по указанной дисциплине активно применяются следующие активные методы: метод проектов, метод дискуссии, исследовательский метод, метод эксперимента.Во время дискуссииформируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.Метод проектов. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебнометодическую, научную, справочную литературу.В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационноуправленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.Исследовательский метод. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:
ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
формулировка целей и задач исследования;
сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
проведение исследования (теоретического или экспериментального) –выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента.
объяснение полученных данных;
формулировка выводов, оформление результатов работы. Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Метод эксперимента заключается в проведении лингвистического исследования по заданной преподавателем тематике с применением методов квантитативной лингвистики и новых информационных технологий.Приведем примерный план практического занятия по данной дисциплине. Тема занятия «Анализ языкового корпуса», цель –проанализировать языковые корпусы русского и английского языков. Задачи исследования и порядок проведения работы1 Рассмотрите и проанализируйте корпус русского языка (КРЯ) [2] (www.ruscorpora.ru) по следующему плану:1)структура и состав КРЯ2)наполнение КРЯ3)статистика4)жанровая тематика текстов5)количество употреблений6)параметры текста (паспорт текста)2 Найдите слова счастье, радость, благополучие,охарактеризуйте их словоупотребления и контексты3 Рассмотрите корпусанглийского языка [3], найдите слово happiness, охарактеризуйте их контексты. Проведите анализ употребления по годам, контекстам, тематике контекстов. Найдите самые распространенные слова/менее распространенные слова.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика, 2010 2.Назаренко Н.В. Кодекс корпоративной культуры магистратуры вузы / Н.В. Назаренко. –Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета, 2013, №1 (13). –С.31363.Корпус русского языка URL:http://www.ruscorpora.ru[Дата обращения 14.01.14]4.British National Corpus URL:http://www.natcorp.ox.ac.uk[Датаобращения14.01.14]