Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Метликина Л. С. Особенности формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54160.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу организации работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка в общеобразовательной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Метликина Людмила Сергеевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социальногуманитарный институт», г. Коломнаmila2279@mail.ru

Особенности формирования универсальных учебных действийна уроках русского языка

Аннотация.Данная статья посвящена вопросу организации работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка в общеобразовательной школе.Ключевые слова:Федеральный государственный образовательный стандарт; универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий обучающихся. Универсальные учебные действия –это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Само это понятие, имеющее общепедагогическую и психологическую направленность, в нормативных документах общего образования появляется впервые. Однако это не значит, что до сих пор никто не занимался формированием универсальных учебных действий. Просто такая деятельность не была специально обозначена и не включалась в целеполагание образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические и знаковосимволические; коммуникативные действия [4].Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать своюжизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. В данной статье мы рассмотрим, как на уроках русского языка в общеобразовательной школе можно вести работу по формированию универсальных учебных действий. Исходя из самого названия «универсальные учебные действия», понятно, что их формирование может осуществляться только через систему практических заданий. Переход на новые образовательные стандарты, безусловно, потребует переработки существующих и создания новых учебнометодических комплексов по русскому языку. Однакои в нынешних учебниках есть задания, направленные, к примеру, на формирование личностных универсальных учебных действий. Например, в учебниках по русскому языку даныследующие упражнения:1.Какие приветствия вы обычно употребляете? Как здороваетесь с учителями, с родителями, с одноклассниками, с друзьями?2.Ваш друг при встрече с учителем употребил приветствия: Доброе утро! Привет! Как живете? Как дела? Что нового?Скажите, нарушает ли он правила русского речевого этикета? Почему?Эти задания формируют уобучающихся такие личностные универсальные учебные действия, как ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.Развитие навыка самоконтроля обучающихся –это пример формирования регулятивного универсального учебного действия. Самоконтроль является одним из важнейших факторов самостоятельной деятельности обучающихся, обеспечивающий своевременное предотвращение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок [1, с. 267]. Он позволяет ученику на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, их результатами и сознательно регулировать их. Данный навык, как показывает опыт, у обучающихся сформирован слабо, поэтому учитель должен особое внимание уделить этой проблеме. По мере взросления учащихся все более значимое место в учебном процессе должны занимать взаимои самооценка. Поэтому, прежде всего, следует формировать у школьников способность самостоятельно оценивать себя, свои знания, действия, поступки, поведение. Самоконтроль –это основная и самая сложная форма контроля. Все его элементы каждый обучающийся выполняет самостоятельно. Результатом проверки работы, выполненной учеником, может служить показатель уровня сформированности самоконтроля. На уроках русского языка наиболее эффективными являются следующие приемы формирования орфографического самоконтроля и совершенствования контрольнооценочных и контрольнокорректировочных действий:1.Прием графического выделения орфограмм помогает детям писать без ошибок и постепенно вырабатывает у учеников чувствосамоконтроля. 2.Прием орфографического проговаривания помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.3.Прием специально организованного списывания требует разработки и соблюдения алгоритма письма. Каждый ученик получает карточку с алгоритмом специально организованного списывания.4.Комментированное письмо. Большая самостоятельность учащихся проявляется в процессе письма с использованием следующего алгоритма:проговариваю, определяю орфограмму, вспоминая правило, применяю его, пишу, проверяю.5.Написание диктантов предоставляет возможность непосредственного обучения детей самоконторолю, связанную с целенаправленной организацией как взаимо, так и самопроверки.6.Тестовые задания позволяют прочно усвоить пройденный материал, развить навыки взаимои самопроверки.7.Саморедактирование как прием самоконтроля позволяет эффективно предупреждать ошибки. Например, помощь учащимся может оказать следующий алгоритм:Как показывает практика, данные приемы дают хорошие результаты. Целенаправленная и систематическая работа по формированию навыков самоконтроля положительно влияет на усвоение знаний и умений, предусмотренной программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера ребенка.Примером формирования познавательных универсальных учебных действий могут служить «логические пятиминутки». «Логическая пятиминутка» –это малая форма организации процесса обучения, позволяющая учителю согласованно и гармонично развивать логическое, нагляднообразное и нагляднодейственное мышление. При этом педагогу необходимо стремиться предлагать обучающимся материал для наблюдения и групповых обсуждений, а не давать готовую текстовую информацию. Содержание «логических пятиминуток» должно включать не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни –их увлечений, игр, моды. Дети благодаря этой форме обучения должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь. Выделяют следующие виды «логических пятиминуток» [3, с. 31]:1.«Стартовые» –объясняют обучающимся, что, зачем и как будет изучаться;2.«Вводные» –направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебнологических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебнопознавательной деятельности обучающихся;3.«Инструктивные» –представляют обучающимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая им необходима для осознанного применения того или иного учебнологического умения;4.«Тренинговые» –последовательно формируют и развивают отдельные учебнологические умения в соответствии с программой.5.«Мониторинговые» –направлены на изучение сформированности ключевых учебнологических умений;6.«Финишные» –побуждают детей к осмыслению проделанной работы.В качестве примера рассмотрим содержание «вводной» и «тренинговой» пятиминутки. ВводнаяЦель: способствовать целостному представлению обучающихся о сравнении как способе познания.Учитель: Прочитайте стихотворение Ольги Высоцкой и отгадайте тему сегодняшней «логической пятиминутки».На что похожи облака?На что они похожи?На крокодила,На быкаИ на оленя тоже! Правильно, тема посвящена сравнению («Что на что похоже?»). Задание: Напишите, что на что похоже:•гриб похож на... (примерный ответ: зонт);•радуга похожа на... (примерный ответ: мост);•арбуз похож на... (примерный ответ: мяч);•звезды похожи на... (примерный ответ: лампочки).Сравнения часто употребляются и в загадках. Приведите примеры загадок, в которых используется сравнение. Например:Падают с ветки золотые монетки –что это такое? (Ответ: листья.)Таким образом, «логические пятиминутки» формируют и развивают конкретный перечень умений, овладев которыми, обучающийся будет способен анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать. Учитель должен подчеркивать важность познавательной составляющей «логических пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений в процессе обучения и в повседневной жизни учеников.Коммуникативные универсальные действия формируются на уроках русского языка при организации интерактивного обучения. Интерактивное обучение –это сложный процесс взаимодействия педагога и учащихся, основанный на диалоге; обучение, основанное на взаимодействии учащихся с учебной средой [2, с. 32]. В широком смысле интерактивное обучение –это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов. Принципами интерактивного обучения являются опора на опыт обучаемых (преобразование имеющегося опыта), активность обучаемых (физическая, социальная и познавательная), позиция учителя –консультант.К интерактивным формам организации учебного процесса относятся:1.Фронтальная работа.Фронтальную работу можно использовать для совместного целеполагания, обобщения результатов, подведения итогов, обсуждения домашнегозадания и т.д. Данная форма организации подходит для проведения дискуссии, которая представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями ради поиска истины. При этом каждый посвоему примет участие в организации данной формы работы.2.Работа в статичных и мигрирующих группах.Работу в статичных и мигрирующих группах можно использовать как при изучении нового, так и при закреплении пройденного материала. Важным условием эффективной организации групповой работы является продуманное комплектование групп. При отборе учебного материала обязательно должны соблюдаться следующие требования: вопервых, структура задания должна быть такой, чтобы из него можно было вычленить отдельные подзадачи и подпункты; вовторых, задание должно бытьдостаточно трудным и желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. 3.Работа в статичных парах и в парах сменного состава.Учителям хорошо знакома работа обучающихся в статичных парах и в парах сменного состава, цель которой заключается в том, чтобы усвоить «правила дружной работы»:когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен;говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнер;вторгаться в работу другой пары запрещено.Основной недостаток работы в парах –это возможная несовместимость партнеров по стилю и уровню общения, поэтому такая форма взаимодействия обучающихся должна быть рассчитана на непродолжительное время.4.Работа в центрах активного обучения.К формам организации учебного процесса относится и работа в центрах активного обучения, где происходит закрепление и обобщение изученного материала (примерно за 10 минут до конца урока). Каждому ученику предоставляется право выбора центра, где он сможет наиболее полно проявить свои таланты и стремления. Например, при работе с художественным текстом можно использовать центры активного обучения следующим образом.Таблица 1Примерные задания для работы в центрах активного обучения

ЦентрЗаданияНауки1.О каком времени года идёт речь? а) о зиме; б) о весне; в) о лете.2.Почему под елямисоснами как песком посыпано?а)потому что вытаивают старые хвоинки;б)потому что белка грызла шишки;в)потому что так падают солнечные лучи.3.К какому типу речи относится данный текст?а) рассуждение; б) описание; в) повествование.4.Слова «как пожар на снегу» в предложении «Лучи солнца как пожар на снегу» является:а) метафорой; б) эпитетом; в)сравнением.ДраматизацииЕсли бы вы могли поговорить с елями, чьи лапки и веточки выпрыгивают изпод снега, о чём бы вы их спросили и что бы они вам ответили?Изобразительного искусстваНарисуйте утро в лесу, которое описал М.Пришвин.Психологии1.Тренинг воссоздающего воображения: Опишите солнечное утро в лесу так, чтобы окружающие «увидели» его.2.Тренинг ассоциативного мышления: Составьте ассоциативный ряд со словом «солнце», который возникает у вас в воображении после чтения текста.

Данные методы работы нацелены не только на обучение, но и на развитие коммуникативных универсальных действий обучающихся. Они учатся слушать других и одновременно выражать словами свои мысли, обмениваться идеями, доказывать свое мнение и аргументировать его. Таким образом, все перечисленные методы, приемы и виды работы помогут учителюсловеснику в рамках урока развить способности своих учеников, сформировать универсальные учебные действия, овладение которыми предоставляет обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Ссылки на источники1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). –М. : Издательство ИКАР, 2009. –28 п.л. 2. БимБад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. –М., 1998. –9,6 п.л.3 Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. «Логические пятиминутки» для младших школьников // Управление начальной школой. –2011. –№9 (сентябрь). –0,3 п.л.4 ФГОСОО: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : проект. –М., 2010. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588[Датаобращения19.01.2014]