Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса с элементами здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС ООО «Учиться – хорошая привычка»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лыхина А. А., Шурыгина Л. Б. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса с элементами здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС ООО «Учиться – хорошая привычка» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 346–350. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54177.htm.
Аннотация. Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса с элементами здоровьесберегающих технологий «Учиться – хорошая привычка» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду здорового образа жизни. Данный материал адресован учителям русского языка и литературы, работающим в рамках внедрения ФГОС ООО.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шурыгина Людмила Борисовна,учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей», г. АбаканРеспублики Хакасияshuryginal@inbox.ru

Лыхина Анна Анатольевна,учитель русского языка и литературы,МБОУ «Лицей», г. АбаканРеспублики ХакасияLIXINA79@mail.ru

Рабочая программавнеурочной деятельности по русскому языку для 5класса

с элементами здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС ООО

«Учиться –хорошая привычка»

Аннотация.Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса с элементами здоровьесберегающих технологий «Учиться –хорошая привычка» составлена в соответствии стребованиями ФГОС ООО, направлена насохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду здорового образа жизни. Данный материал адресован учителям русского языка и литературы, работающим в рамках внедрения ФГОС ООО.Ключевые слова: программа внеурочной деятельности по русскому языку, элементы здоровьесберегающих технологий, поисковоисследовательская деятельность, развитие коммуникативных навыков.

Пояснительная запискаЛицей предъявляет повышенные требования к уровню подготовки выпускников, что обязывает более внимательно относиться к здоровью обучающихся. Данная программавнеурочной деятельностипо русскому языку для обучающихся 5х классов актуальна, так как создана с учетом требований ФГОС ООО и направлена насохранение и укрепление здоровья обучающихся, пропаганду здорового образа жизни.В ходе реализацииПрограммы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно практический характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.Программа носит интегративныйхарактер. На занятиях обучающиеся получают возможность углубить знания о здоровом образе жизни посредством лингвистических заданий.Ещё одной ключевой позицией данной программы является выработка мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.Новизна программызаключается в том, чтопри разработке занятий активно используются материалы учебных предметов гуманитарного цикла: литературные произведения, тематические тексты, видеои аудиофрагменты. Введены новые темы («От древности до наших дней: высказывания великих людей о здоровье» и др.) и технологии реализации (деловая игра, проблемная ситуация и др.). Введение новых тем дает реальную возможность для проведения поисковоисследовательской деятельности под руководством учителя. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания изучаемого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы:формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни и развитие интереса к изучению русского языка как учебного предметачерез внеурочную деятельность.

Задачи:формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;способствовать развитию коммуникативных навыков, грамотного письма, творческих возможностей обучающихся;применять полученные знания в повседневной жизни.Особенность программы:расширяет предметную область «Филология» за счет введения дополнительных сведений о словарном богатстве русского языка, упражнений на развитие логическогомышления, разнообразного занимательного материала; способствует формированию культуры здоровья, усвоению ее духовнонравственных, эстетических, физических компонентов.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34часа (1 раз в неделю). Из них теоретических 17 часов, практических 17 часов.

Планируемые результатыЛичностные результаты:интерес к изучению языка стремление к совершенствованию собственной речи; осознание ответственности за собственное здоровье. Метапредметные результатыРегулятивные:самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения обозначеннойпроблемы (в группе или самостоятельно); работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинноследственные связи; строить рассуждения.Коммуникативные:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.Для оценивания и отслеживания результативности программы применяется рейтинговоетестирование, проводимоев начале и в конце года.



Тематическое планированиеТаблица 1

№Тема занятияКоличество часов (теория)Количество часов(практика)1.

Афоризмы: от древности до наших дней. (Высказывания великих людей о здоровье)112.

Унты и шарфы, или как не заболеть ОРВИ. (Фонетика и орфоэпия)113.

Какое настроение? (Адаптация пятиклассников; словаантонимы)114.

Что такое иммунитет? (Из истории слов)115.

«Если хочешь быть здоров…» (О пользе закаливания; орфографический марафон)116.

Здоровое питание —это легко! (Знаки препинания конца предложения)117.

Осанка красивой походки. (Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым)118.

Глаза –зеркало души. (Как сберечь зрение; изобразительновыразительные средства)119.

Осторожно, гололед! (Профилактика травматизма в осеннезимний период; предложения с вводными словами и обращениями)1110.

Взятие снежного городка (Подвижные игры; сочинениезарисовка)1111.

Лыжи, санки и коньки: руки, ноги береги! (Пропаганда зимних видов спорта; однородные члены предложения)1112.

“С людьми живи в мире, а с пороками сражайся” (О вредных привычках; употребление пословиц в речи)1113.

Если ты устал… (О режиме дня школьника; составление памятки)1114.

Полезные привычки залог здоровья и хорошего настроения. (Монологическое высказывание)1115.

«Да здравствует мыло душистое…» (О гигиене подростка; аннотация)1116.

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! (О безопасном поведении во время летних каникул; создание тематического буклета)1117.

Итоговое занятие. Презентация копилки полезных советов. Защита проектов.

218.

Итого1618

Содержание занятийТема 1. Афоризмы: от древности до наших дней (высказывания великих людей о здоровье) (2ч)Вступительное слово учителя. Знакомство с понятием «афоризм». Чтение и обсуждение высказываний великих людей о здоровье. Оздоровительная минутка. Игра «Доскажи словечко».Тема 2. Унты и шарфы, или как не заболеть ОРВИ. (2ч)Фонетика и орфоэпия. Правила произношения слов. Мерыпрофилактики в осеннийпериод. Игра «Перевертыши». Творческая работа.Тема 3. Какое настроение? (2ч)Словаантонимы. Роль антонимов в речи. Игратренинг по адаптации 5классников «От улыбки станет всем светлей…».Тема 4. Что такое иммунитет? (2ч)Знакомство с историей слова «иммунитет». Беседа о способах сохраненияиммунитета. Игра «Полезно –вредно».Тема 5. « Если хочешь быть здоров…»(2ч)

Беседа и презентацияо пользе закаливания. Орфографический марафон. Игра «Угадайка!».Тема 6. Здоровое питание —это легко! (2ч)Знаки препинания конца предложения, их функции. Творческая работа «Сбежавшие знаки». Культура питания. Разыгрывание ситуации.Тема 7. Осанка основа красивой походки(2ч)Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 8. Глаза –зеркало души (2ч)

Изобразительновыразительные средства, их роль в тексте. Творческая работа. Беседа об органах зрения. Гимнастика для глаз. Правила бережного отношения к зрению.Тема 9. Осторожно, гололед! (2ч) Предложения с вводными словами и обращениями. Практическая работа. Беседа по профилактике травматизма в осеннезимний период.Памятка«Это полезно знать». Тема 10. Взятие снежного городка (2ч)Сочинениемозаика по картине Сурикова В. «Взятие снежного городка». Подвижные игры на воздухе.Тема 11. Лыжи, санки и коньки: руки, ноги береги! (2ч)Однородные члены предложения. Практическая работа с текстами о зимних видах спорта. Памятка « Зима время повышенного травматизма».Посещение городского катка.Тема 12. “С людьми живи в мире, а с пороками сражайся” (2ч) Пословицы и поговорки о вредных привычках. Употребление пословиц в речи. Создание и распространение листовок«Жизнь прекрасна без…».Тема 13. Если ты устал… (2ч) Что такое план? Как составить план? Составление обучающимися своего режима дня.Психологический тренинг.Тема 14. Полезные привычки залог здоровья и хорошегонастроения(2ч)Монологическое высказывание о полезных привычках. Практическая работа. Встреча с медицинским работником. Инсценирование ситуации.Тема 15. «Да здравствует мыло душистое…»(2ч)Аннотация. Написание аннотации о средствах гигиены. Игра «Угадайка». Тема 16. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! (2ч) Буклет, его структура. Инструктаж о безопасном поведении во время летних каникул. Создание тематического буклета.Тема17. Итоговое занятие. Презентация копилки полезных советов. Защита проектов. (2ч)