Факультативный курс «Искусство войлока», как средство приобщения молодёжи к народному декоративно-прикладному искусству

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тебуева М. М. Факультативный курс «Искусство войлока», как средство приобщения молодёжи к народному декоративно-прикладному искусству // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 361–365. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54181.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации художественно-эстетического воспитания учащихся средствами приобщения к народным промыслам. В статье показан личный опыт автора в разработке и внедрении факультативного курса «Искусство войлока» в Карачаево-Черкесской республике.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ТебуеваМадина Магомедовна,кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Северокавказская государственная гуманитарнотехнологическая академия»,г. Черкесскanidam80@mail.ru

Факультативный курс «Искусство войлока»как средство приобщения молодёжи к народному декоративноприкладному искусству

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации художественноэстетического воспитания учащихся средствами приобщения к народным промыслам. В статье показан личный опыт автора в разработке и внедрении факультативного курса «Искусство войлока» в КарачаевоЧеркесской республике.Ключевые слова:художественноэстетическое воспитание;народная культура; народные промыслы; факультативный курс «Искусство войлока».

Не требует доказательств такая мысль, что элементы народного декоративноприкладного искусства (национальная вышивка, резьба по дереву, камню, ювелирное искусство, камнерезное искусство, обработка пуха и шерсти) являются национальнокультурными ценностями. В них выражены интересы народа. Они содержат оценку явлений окружающего мира, являются нравственными ориентирами каждого народа, историкокультурным наследием, национальным достоянием России и мировой цивилизации. Поэтому одной из задач нашего исследования являлась включение подростков в этнокультурные традиции для развития у них творческой активности в процессе занятий народным декоративноприкладным искусством.Мы не склонны переоценивать влияние народного творчества на нравственное воспитание учащихся, если в разумных пределах использовать его источники. Основными источниками выступают учителя, затем средства массовой информации и в отдельных случаях семья. К сожалению, проблемам народного творчества, народной культурысредствами массовой информации уделяется мало внимания, что подтвердили и наши первичные материалы опроса учащихся средних школ КЧР, а. СарыТюз, а. Новый Карачай, СОШ № 2, СОШ № 3, СОШ № 4. Оценивая значение народного декоративноприкладного искусства в жизни общества, можно указать на эстетическую функцию как на важнейшую, имея ввиду произведения декоративноприкладного искусства.Следует отметить, что в школах и училищах чаще всего изучают самодеятельное творчество и менее народное искусство и творчество мастера носителя национальных традиций региона. Не учтена необходимость изучения традиционного опыта народного декоративноприкладного искусстваДля того, что бы внеси свой вклад в решении проблемы, нами была разработанаивнедрена экспериментальная программа факультативного курса «Искусство войлока».Цели экспериментального курса«Искусство войлока»:1. Образовательная цель: обогатить процесс художественноэстетического воспитания подростков, расширив сферу воспитательных влияний этнохудожественной культуры, максимально используя в работе всё то, что опирается на прогрессивные традиции народа, что связано с его национальной самобытностью и неповторимостью во всех областяххудожественной жизни.2. Развивающая цель: организовать непосредственное общение по актуальным вопросам эстетического воспитания, помочь «осмыслить» себя, историю развития народного искусства через ведущие нравственные отношения человека к Родине, труду, людям; приобщить учащихся к миру прекрасного, пробуждению у них творческого интереса, стремления вносить красоту в повседневную жизнь.3. Воспитательная цель:

выявить возможности народного творчества, его воздействия на совершенствование нравственноэмоциональной воспитанности подростков, углубление эстетических и художественных знаний, приведение их в логическую систему;

воспитывать уважение к творческому труду,его продуктам, и стремление к творчеству; воспитывать у подростков чувство гордости за национальную культуру.Рассматриваемая нами программа по развитию творческой активности учащихся на примере обработки войлока карачаевцев и балкарцев предлагает соответствующее её целям и задачам содержание, которое опирается на:

соответствие содержания предлагаемого объёма знания общим требованиям и задачам художественного образования и эстетического воспитания;

системнокомплексный подход как инструмент интенсификации управления образовательновоспитательным процессом;

тесную взаимосвязь содержания программы с этнохудожественными традициями в области развития творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративноприкладным искусством и с этнопедагогикой;

психофизиологические особенности развития личности подростков и влияние народного декоративноприкладного искусства на формирование личностных качеств;

материально техническое оснащение учебновоспитательного процесса с учётом специфики творческой деятельности учащихся по созданию предметов декоративноприкладного искусства;

возможности использования изучения обработки шерсти карачаевцев и балкарцев в качестве средства формирования личности учащихся и развития её творческих способностей на занятиях декоративноприкладным искусством.Программа содержит практическую и теоретическую части.Таблица 1Тематический план факультативного курса«Искусство войлока»1 год занятий, 2 часа в неделю (34 недели)№ТЕМАЛЕКЦИИПРАКТ.1.Вводное занятие.История возникновения. Первичный инструктаж учащихся по охране труда. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты.

2

2.Связь времен в народном искусстве. Экскурсия в музей и мастерскую мастерицы.2

3.Технология выполнения изделий из войлока.4

4.Свойства шерстяных волокон. Виды и способы валяния шерсти.4

5.Технология мокрого валяния.4

6.Орнамент и рисунок в войлочных изделиях. Виды национальных орнаментов. Эскизы орнамента1 27.Разработка эскиза орнамента с использованием информационных технологий (с применением компьютерной программы Point).1 68.Изготовление войлока «намазлык».

49.Технология изготовления национального головного убора. 1

10На примере национального головного убора моделирование изделий в современной интерпретации моды.

611.Творческая работа. Изготовление обуви.1 312.Изготовление «бурки» национальной верхней одежды. Совершенствование верхней одежды на основе бурки.1 813. Творческое задание. Изготовление (выполнение) современного аксессуара с использованием элементов национальной одежды.

514.Использование изделия с применением техники «мозайка».

914.Организация и проведение выставки работ кружковцев.

215.Итоговое занятие по результатам года.

2Итого:21

47

Первая часть программы занимает 1520 % от общего количества часов и включает в себя теоретические знания о народном декоративноприкладном искусстве. Большой теоретический материал сообщается в процессе лекций, бесед, экскурсий в музеи, в мастерские народных мастеров, на художественнографический факультет.Обучающиеся должны уметь:

изучать и сохранять народные традиции войлочного производства, традиции народного декоративноприкладного искусства, идущие из глубины веков;

выбирать технологию обработки в соответствии с избранным материалом;

соблюдать технологическую последовательность изготовления и качественно выполнять необходимые технологические операции;

владеть определенными умениями в создании изделий декоративноприкладного искусства, адекватной оценке произведений народных художественных промыслов и изделий художественного творчества;

определить качество выполнения изделия. Практическая частьпрограммы является основной в процессе обучения. Тематический план составлен так, что основные виды деятельности согласованы между собойи обучение осуществляется комплексно. Практическая работа по любому виду декоративной деятельности имеет ряд обязательных разделов, которые присутствуют во всех рассмотренных программах. Это умение обращаться с рабочими инструментами, обслуживать оборудование в процессе производственной деятельности. Особенность данной программы состоит в том, что весь производственный цикл разделен на несколько учебных разделов, которые замыкают в себе несколько тем теоретического обучения, задание художественно творческого раздела и практическое выполнение в материале как результат деятельности. Каждый учебный раздел может существовать автономно. Педагог, исходя из опыта, может варьировать степенью сложности заданий, последовательностью, может изменять время для выполнения конкретных учебных заданий. Решающими факторами в таком выборе будут уровень художественной подготовки, индивидуальные интересы учащихся, их склонности, также могут быть учтены местные условия, национальные традиции и т.д. Подобное планирование решает проблему индивидуализации обучения, осуществляет личностный подход, имеющий большое значение в современных условиях.Практические занятия включают в себя:выполнение набросков и зарисовок ознакомительного и обобщающего характера как с экспонатов, так и с репродукций и фотографий;

выполнение эскизов в разных техниках;

непосредственную работу с материалом, предусматривающую изучение приемов обработки и возможностей использования войлока в одежде.В процессе организации и проведения практических занятий ставились и решались следующие задачи:

расширение представления о художественнообразовательных средствах и их практическом применении в процессе выполнения эскизов;

изучение приемов выполнения эскизов в графической технике и в технике аппликации;

развитие поисковых навыков школьников на всех этапах учебно творческой деятельности; овладение базовыми стратегиями мышления и использование их в качестве стратегий творческого поиска. К методическим условиям мы относим наличие специально отведенного кабинета или мастерской, оснащенной в соответствии с требованиями программы и техники безопасности. Он должен быть укомплектован материалами и инструментами, методическими и наглядными пособиями. Без соблюдения этого условия эффективность обучения значительно снижается, а сами занятия приобретают формальный характер.Стоит добавить, что за педагогом всегда остается право выбора времени, его объема, необходимого для каждого конкретного занятия. Могут варьироваться также сложность и последовательность выполняемой работы. Гибкость и вариативность обеспечивает изучение материала в двух блоках теоретическом и практическом. В соответствии с этим педагог должен осуществлять выбор методов обучения.Надо отметить, что методы обучения народному искусству следует рассматривать с двух сторон деятельности преподавателя к деятельности учащихся, поскольку это может оказать существенную помощь в организации учебного процесса(табл2.).Таблица 2Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации занятий

Деятельность преподавателяДеятельность учащихсяСловесные методыа) Устное изложение учебного материала (рассказ, объяснение, лекция)Преподаватель дает целевую установку, излагает учебный материал (рассказ, объяснение, лекция), подводит итоги.Слуховое

восприятие

материала, осмысливаниеизлагаемого преподавателем.б) БеседаДается целевая установка, ставятся вопросы учащимся, выслушиваются ответы на вопросы, подводятся итоги.Продумывают ответы (припоминание, сопоставление, сравнение, анализ, синтез и т.п.) и устные ответы на вопросы преподавателя. Вопросы к преподавателю.в) Работа с литературой, художественными открытками, альбомами репродукций (возможна на отдельных теоретических занятиях и связана с подготовительным этапом творческого процессапо накоплениюучебного и изобразительного материала)Учитель ставит цель определяет содержание задания и порядок руководитработой, контролирует и подводит итоги, обращая внимание напрактическую ценность отбираемого материала.Ученикипросматривают альбомы, открытки,плакаты,читают работы необходимые тексты, выполняютзадания (запоминают, сравнивают,

сопоставляют, выделяют главное, систематизируют, воспроизводят, делают зарисовки под руководством преподавателя или самостоятельно).Наглядные методыа) Демонстрация (наглядных пособий, иллюстраций из кинофильмов, диафильмов, телевизионных изображений, трудовых и технических приемов работы с материалом)Учитель ставит цель,определяетзадания,управляет техническими средствами, демонстрирует напрактике

выполнениеотдельныхопераций, трудовых и технических приемов по работе с материалом, показывает их художественные и пластические качества, подводит итоги.Ученик зрительно воспринимает демонстрируемое в целом ипо частям, сравнивает, сопоставляет, выделяет главное, обобщает и т.п. Отвечает на вопросы преподавателя.б) Самостоятельная работа учащихсяУчитель ставит цель, определяет объект наблюдения, руководит наблюдением учащихся, подводит итоги

Ученики наблюдают за объектами, явлениямижизни, природы и искусства, за действиями учителя в целом и по частям, сравнивают, сопоставляют, выделяют главное, обобщают и т.п. Отвечают на вопросы преподавателя.Практические методыа) Упражнения (на формирование умений применять полученные знания, в творческом использовании знаний, поисковые (эскизы))б) Практические заданияУчитель ставит цель, определяет содержание и порядок работы учащихся, управление техническими устройствами, руководит работой учащихся, контролирует и подводит итоги. Выполнение заданий иллюстративного, исследовательского, поискового характера:а) под руководством преподавателя;б) по конкретной инструкциив) самостоятельно.

Важнейшим условием успешного осуществления образовательновоспитательного процесса является постоянный контроль и оценка творческой активности учащихся.Нами определены три уровня, которые помогают оценить качество проводимой работы:I.уровень знакомство (узнавание произведений народного декоративноприкладного искусства, образцов национального костюма народов КарачаевоЧеркесии, его художественных, конструктивных и национальных особенностей, изучение технологий обработки шерсти народов КЧР, сбор материала).II.уровень умения и навыки (выполнение упражнений, последовательность действий, выбор новых условий для получения результата).III. уровень творчество(участие в решении творческих задач, выполнение поисковых эскизов, художественнотворческая деятельность, связанная с изучением народногодекоративноприкладного искусства (на примере использования войлока в одежде))[1].Таким образом, можно выделить методические условия, обеспечивающие базу для изучения творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративноприкладным искусством. К этим условиям относятся:

соответствие содержания программы основным дидактическим принципам, предъявляемым к любой педагогической деятельности;

наличие учебноматериальной базы, оборудованной в соответствии с требованиями программы и специфики работы учащихся;

личностноориентированное взаимодействие преподавателя с учащимися на всех этапах развития творческой активности учащихся;

оптимальный выбор методов обучения, учитывающий условия протекания учебного процесса, возможности учащихся.Включение подростков в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества –становится активной формой эстетического воспитания и развития его творческой активности.Народное декоративноприкладное искусство карачаевцев и балкарцев и народов КЧР, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в приоритет прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать учащихся к духовной культуре своего народа, частью которой он является.Изучая и познавая произведения народного искусства, учащиеся осваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость,уважение к человеку, бережное отношение к природе, необходимость добросовестного труда.Наше внимание было обращено на то, что занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствовали удовлетворению потребности учащихся в самоутверждении. Эмоциональноположительное отношение к художественной деятельности залог успешного овладения этой деятельностью и развития творчества. Для этого с учетом разработанной нами методической системы проводились занятия, где учащиеся не просто изучают искусство войлока и технические приемы обработки войлока (шерсти), а проводят исследование над проблемой, поставленной перед ними. Свою работу в СОШ КЧР мы строили на следующих условиях и принципах:

а) на основе принципа индивидуального подхода к учащимся, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития и потребности в той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым подростком в процессе коллективных занятий с учащимися образовательной школы;б) бережного и уважительного отношения к творчеству учащихся, в каком бы виде оно не проявлялось;

В результате проделанной работы увеличился запас эмоциональных переживаний учащихся, пополнился опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов и красоты эстетического идеала. Разнообразие народного художественного материала, интегрирующего его в различных видах доступной учащимся художественнотворческой деятельности, позволяет с успехом решать задачи эстетического воспитания средствами этнохудожественной культуры народов Карачая и Черкесии.Обобщая изложенное, необходимо выделить педагогические условия, обеспечивающие методическую базу для изучения и создания одежды из войлока:

соответствие программы основным дидактическим принципам;

оптимальный выбор методов обучения, учитывающих условия протекания учебного процесса;индивидуальный подход, учитывающий особенности и возможности учащихся;

творческий характер учебных занятий, основанный на использовании проблемнопоисковых методов, методов стимулирования творческой активности.

Ссылки на источники1.Тебуева М. М. Развитие творческой активности учащихся 57 классов на занятиях декоративноприкладным искусством: на примере использования войлока в одежде: дисс ... к. п. н. –М, 2009 177 с.