Методические подходы формирования социокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Магомедова З. М. Методические подходы формирования социокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 356–360. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54180.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Магомедова ЗайнапМагомедрасуловна,учитель начальных классов,МБОУ«Гимназия№11», г. Махачкалаzainap72@mail.ru

Методические подходыформирования социокультурных компетенцийу младших школьников на интегрированныхуроках

Аннотация.В статьерассмотрены основные подходыформирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированныхуроках. Ключевые слова.Младшие школьники, социокультурные компетенции, интегрированныеуроки.

В рамках компетентностного подхода, реализуемого в новых образовательных Стандартах,содержание образования, в том числе начального,рассматривается как социальный опыт(культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательнойсреде. Результатом усвоения такого содержания образования является система ключевых компетенций в сферах, обусловленных компетентным составом содержания начального образования.В связи с разработкой (в 2009 г.) и введением начиная с 2011 годановых образовательных Стандартов начального общего образования, проблема формирования компетенций в условиях образовательной практикистановится очень актуальной. В связи с ситуацией в стране и спецификой функционирования образовательных учреждений в условиях поликультурного региона приоритетное значение отводится формированию у учащихся социокультурных компетенций. Как показал наш многолетний опыт, большой потенциал в организации духовно –нравственного развития учащихся имеют интегрированные уроки. Однако,проблема формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированныхуроках недостаточно изучена, отсутствуют конкретные методики диагностики сформированности социокультурных компетенций, не разработаны средства, формы и методы их формирования. Для решения обозначенной проблемы нами была разработана Авторская технология формирования социокультурных компетенций младших школьников на интегрированныхуроках. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.При отборе материала, особенно социокультурной направленности, нужно стремиться вызвать у учащихся реакцию удивления —«Вот ещё где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т. д.На основе опыта педагогов практиков [2 и др.] и собственного опыта нами был выделен следующий алгоритм, которогоследуетпридерживаться при планировании, организации и проведении интегрированных уроков (табл. 1):Таблица 1Алгоритм планирования, организации и проведения интегрированных уроков, направленных на формирование социокультурных компетенций учащихся

№Последовательность этапов1.

Определение тематики уроков, связанных с формированием отдельных компонентов социокультурных компетенций, системы таких уроков на целый год в каждом классе;2.

Тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей, направленных на формированиеотдельных компонентов социокультурных компетенций;3.

моделирование содержания уроков, максимально насыщение их социокультурным материалом, которое поддерживает главную цель;4.

тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;5.

оптимальная нагрузка детей впечатлениями;6.

привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов

Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой.Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя —нравственном воспитании детей. В современной педагогической литературе активно обсуждается вопрос о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании у них эмпатии, то есть чувства сопереживания, умения эмоционально отзываться на переживания других людей. Поэтому включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты,репродукции картин, фотографии растений, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники. Одна из задач проведённой работы заключалась в том, чтобы сделать процесс обучения в начальной школе радостным, увлекательным, необременительным, одновременно, стимулирующим к познанию окружающей реальности. Учителям при разработке планаконспекта урока следует учитыватьособенности интегрированного урока:•Возможность участия в его проведении двух или трех, а может и большего количества педагогов.•Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции и высокого профессионализма. •Основой интегрированного урока выступает один предмет, выступающий в качестве главного, стержневого, а остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.•Интегрированные курсы содействуют формированию у учащихся качественно новых знаний, характеризующихся высшим уровнем осмысленности, динамичности применения в новых ситуациях, повышением их действенности в результате системного преподавания учебного материала в новых органичных взаимосвязях. •Сочетание учебных курсов определяется уровнем профессионализма учителя (компетентность в области своей специализации, ориентированность на творческий поиск новых методов и методик и т.п.).Разрабатывая интегрированный урок, учитель должен учитывать:

1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.). 2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока. 3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это идея, явление, понятие или предмет). 4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний. 5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы). Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Подготовка к проведению интегрированного урока осуществляется в два этапа:На первом предварительном этапе происходитзнакомство с:

теорией интегрированного обучения;

с психологопедагогическими особенностями младших школьников;

с авторской методикой интегрированного обучения.На втором непосредственном этапе:

распределяютсяроли (стихи), если они предусмотрены содержанием урока. На перемене вывести детей из класса и оборудовать его (подготовить доску, подключить ТСО, развесить репродукции).

пригласить учителя музыки (изобразительного искусства). Итак, на предварительном этапе учителю необходимо:

ознакомиться со стандартами нового поколения для начальной школы;

изучить авторскую методику интегрированного обучения;

определить учебные дисциплины для интегрирования;

определить примерную тематику интегрированных уроков;Далее при непосредственной подготовке учителю следует:

определить содержание интегрированного урока;

разработать планконспект интегрируемого урока;

подобрать необходимое оборудование для урока (репродукции художественных произведений, музыкальные аудиои видеозаписи, портреты художников и композиторов и т.п.);

перед проведением отдельных интегрированных уроков можно с детьми на уроках технологии приготовить различные поделки, если они предусмотрены содержанием урока;

в школьном кабинете литературного чтения можно собратьиллюстрационный материал, картотеку индивидуальных бланковкарточек с заданиями, которые согласно теме и содержанию используются на уроках литературного чтения. С помощью этих карточек учитель осуществляет дифференцированный подход, т.е. дает детям возможность выбирать задания самостоятельно, разные по объему и по сложности.При организации и проведении интегрированных уроков учителю следует соблюдать следующие общие требования к планированию, организации и проведению интегрированного урока:

знаниетеоретическихоснов предмета;

учет возрастных особенностеймладшего школьника;

проанализировать государственный стандарт образования, методику проведения интегрированных уроков и календарное планирование по предметам начальной школы;

выявить одинаковые темы, объединить их с позиции ведущих идей, положений;

использовать дополнительный научноинформационный материал по литературе, музыке, изобразительному искусству, астрономии, зоологии, ботаники;

создавать условия для совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, способствующие ситуации успеха.Предложенная методика интегрированного обучения в начальной школе не требует основательного пересмотра профессиональной подготовки учителя, а основана на способностях, умениях и желании учителя "манипулировать" учебным материалом в рамках начального образования.Предложенная система позволяет за счет увеличения плотности подачи изучаемого материала освободить некоторое количество часов и использовать их для изучения более трудных тем.В ходе проведения урока учителю также следует соблюдать некоторые частные требования:

соблюдать структуру урока;

строго соблюдать регламент, отведенный на этапы урока;

своевременно подключать ТСО;

добиваться плавного перехода одного этапа урока в другой;

поддерживать эмоциональный фон урока на основе контраста содержания материала интегрируемых учебных дисциплин;

регулировать психологические состояния учащихся (стимулирование, педагогическая поддержка);

подведение итогов урока:а)дети записывают ответы на вопросы учителя;б) используюткарточки;в) анализируютрисуночныезадания(если они предусмотрены планом).Между тем, наряду с преимуществами интегрированного урока, описанными в данном исследовании, следует назвать и некоторые сложности, сопряженные с планированием, организацией и проведением интегрированного урока. К таковым следует отнести следующие сложности.•При планировании интегрированного урока следует изучить программы тех учебных дисциплин, которые учитель планирует интегрировать с целью выявлениятематически схожих разделов. При этом не следует искать идентичные темы, так как достаточно выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. Важно, чтобы цель урока была направлена на глубокое изучение материала и практическое применение знаний теории, что способствует лучшему усвоению содержания материала.•При составлении конспекта бинарного интегрированного урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться установленного регламента. Соблюдение регламента особенно важно, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Практика показала, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, вследствие чего педагоги не успевают уложиться в рамки одного урока.•Важно методически продумать организацию интегрированного урока: методическое оснащение урока требует его продуманного расположения (репродукции, экран для демонстрации видеоматериала и другие наглядные материалы должны быть предварительно приготовлены для использования и т.п.), чтобы не отвлекаться на их поиски или развешивание во время урока; следует продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный материал, если он уместен и т.п. Все это позволит рационально использовать время, отведенное для урока.•Проведение интегрированного урока (моноурока с одной сюжетной линией или бинарного) требует от педагога высокого профессионализма. Учитель должен быть готов не просто к уроку, но ик сотрудничеству на уроке. Бинарный интегрированный урок это своего рода игра в четыре руки, когда один из педагогов знает, что в следующую секунду и минуту будет делать коллега и должен делать и говорить он сам. Необходимо не только строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на уроке, но и уметь взаимодействовать, демонстрируя пример сотрудничества, согласованности действий и взаимной поддержки. Практикующий педагог знает, чтони один обычный урок не соотносится полностью с его планомконспектом. Интегрированный, а особенно бинарный, проводимый педагогами «в паре» урок это скорее театральная постановка, что требует от учителя умения импровизировать.Разрабатывая методические рекомендации, мы ставили своей целью –помочь учителю осознать перспективы своего роста, увидеть ориентиры творческого становления, найти методические приемы и способы нестандартной организации урока, пути и средства развития профессиональных и личностных способностей и черт характера, обеспечивающих проявления творческого начала в педагогической деятельности.При этом учителю важно соотносить выдвигаемые положения и советы со своим субъективным опытом и возможностями обучения в конкретной школе.

При проведении бинарных, интегрированных уроков важно демонстрировать не только педагогическое сотрудничество, но и формировать навыки сотрудничества у младших школьников посредством организации групповых и коллективных форм деятельности учащихся. Такая организация урока позволит каждому ребенку раскрыть свои творческие способности, способствовать воспитанию чувства товарищества и взаимного уважения, а также позволит уплотнить урок за счет экономии времени. Помимо этого, групповая работа позволяет ученикам рассмотреть поставленную перед ними задачу комплексно, с разных точек зрения выполнить ее более разносторонне, нежели при выполнении аналогичной работы индивидуально.К тому же, по утверждению психологов и наблюдениям над экспериментом, чередование видов деятельности на интегрированных уроках снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, повышает интерес к изучаемым предметам, вцелом эффективность обучения.При формировании социокультурных компетенций у учащихся на интегрированных уроках необходимоучитывать следующе:1.Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. В этой связи для эффективного формирования социокультурных компетенций у учащихся необходимо содержание учебных предметов насыщать социокультурным материалом, содержащим сведения о культуре России, Малой Родине учащихся, о социальном устройстве нашей страны, формировать семейные ценности и средствами своего предмета готовить учащихся к жизни в обществе. 2.На уроках необходимо всячески поощрятьактивность учащихся. С этой целью активнее внедрять интерактивные формы организации работу учащихся на уроках: работа в парах, в малых группах;в условиях организованного игрового сотрудничества. При этом необходимо помнить, что сегодняшний активный ученик –завтрашний активный член общества.3.Необходимо так же помогать ученикам овладевать наиболеепродуктивными методами учебнопознавательной деятельности. 4.Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно, так какпонимание учащимися причинноследственных связей является обязательным условием развивающего обучения и эффективного формирования компетенций, в том числе социокультурных.5.Для формирования компетенций необходимо помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.6.На уроках необходимо приучать учеников думать и действовать самостоятельно, используя для этого приёмы активизации учащихся: Хочу спросить; Раскрой своё Я, а так же развивающие методы: интроспективного анализа; творческого самочувствия; творческого самовыражения; дискуссии и др.[3]7.В процессе формирования компетенций большое значение играет творческое мышление, которое необходимо развиватьвсесторонним анализом проблем; практиковать творческие задания .8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.9.Для эффективного формирования компетенций и лучшего усвоения знаний необходимо чаще использовать схемы, планы, рисунки, возможности информационных технологий.10.В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, периодически объединять в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний для выполнения, например, творческих проектов, при этом периодически меняя состав микрогрупп учащихся, в том числе практиковать и разно уровневый состав с целью организации взаимообучения и сотрудничества учащихся на уроках.11.С целью повышения эффективности формирования социокультурных компетенции учащихся необходимо также постоянно учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития и использовать личностный опыт учащихся для взаимообогащения учащихся навыками организации жизнедеятельности, выработки совместных правил, этических норм поведения.12.Необходимо также поощрять исследовательскую работу учеников, организовывать проектную деятельность, активно привлекать учащихся к социальному проектированию.13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.14.Необходимо объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.Эти полезные советы –только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими –это то, условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели –формирования и развития личности и важной составляющей этого развития –социокультурных компетенций, позволяющих учащимся лучше адаптироваться в социуме.Принаписании методических рекомендаций был проанализирован и переработан личный опыт в процессе формирования социокультурных компетенций у младших школьников на интегрированных уроках в гимназии №11 г. Махачкалы, а так же уникальный опыт учителей России и стран СНГН.А. Ваньковой [1], Н.С. Маркиной [2], И.В. Холодковой [3],Т.В. Хузиахметовой [4] и др. Методические рекомендации по формированию социокультурных компетенций младших школьников на интегрированных уроках,на наш взгляд,позволят учителям начальных классов более эффективно организовывать интегрированные уроки и проводить работу по формированию социокультурных и других ключевых компетенций у учащихся младшего школьного возраста.

Ссылки на источники1.Ванькова Н. А. Игры и творческие задания как средство формирования нравственных качеств на уроках–Одесса, 2004. –85 с2.Маркина Н.С. Реализация идей личностно –ориентированного обучения: обобщение опыта работы. –электронный ресурс, режим доступа: noginsk14sch.edusite.ru›DswMedia/markina.doc дата обращения Дата обращения: 12. 12. 2012 3.Холодкова И.В. Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе электронный ресурс: режим доступаhttp://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnayarabota/vospitaniekulturypovedeniyavnachalnoyshkole дата обращения 09.11.20124.Хузиахметова Т. В. Ключевые компетенции младших школьников как интегрированная характеристика нового качества образования –электронный ресурс: 74333s007.edusite.ru/.../klyuchevyiekompetenciimladshixshkolnikovka.дата обращения 09.02.2010