Система работы образовательного учреждения для успешного введения Федерального государственного стандарта начального общего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронина Е. Н. Система работы образовательного учреждения для успешного введения Федерального государственного стандарта начального общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 366–370. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54182.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу организации и управления образовательным процессом в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Автор предлагает направления работы и документы, которые можно использовать в работе начальной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Воронина Елена Николаевна,учитель начальных классов, заместитель директора по УВР, МОУ «СОШ№2 им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри geller74@rambler.ru

Система работы образовательного учреждения для успешного введения Федерального государственного стандарта начального общего образования

Аннотация.Статья посвящена вопросуорганизации и управления образовательным процессом в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Автор предлагает направления работы и документы,которыеможноиспользовать в работе начальной школы.Ключевые слова: программа начальной школы, рабочие программы, циклограмма.Сокращения: ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ОУ–образовательное учреждение, ООП–основная образовательная программа, ДНВ–духовнонравственное воспитание, ЗБОЖздоровый и безопасный образ жизни, УУД–универсальные учебные действия,МО–методическое объединение, НШ

начальная школа, УВР–учебновоспитательная работа.

Введение ФГОС НОО является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, являются организационноуправленческие условия.Такие условия были созданы в СОШ №2 им.М.К.Аммосова г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Первым шагом явилось изучение нормативно правовых документов. Исходя из этого, были определены три направления работы: 1.Внесение изменений в нормативную базу деятельности ОУ; 2.Создание Совета по введению ФГОС НОО; 3.Создание Рабочей группы.Функции первого направления: внесение изменений в должностные инструкции педагогических работников (заместителя директора по учебновоспитательной работе в начальной школе, руководителя методического объединения учителей начальной школы, учителя начальных классов).Функции второго направления: предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с ФГОС НОО; информационное и научнометодическое сопровождение (диагностикоаналитическая деятельность и повышение квалификации педагогов).Функции третьего направления: создание Плана –графика мероприятий и Дорожной карты; разработка и утверждение ООП, формы договора; разработка и утверждение программы воспитания и социализации; разработка и утверждение рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности; работа с родителями.Второй шаг

определение этапов работы на четыре года:Таблица 1

20092010Подготовительный20102014Внедренческий20132014ДиагностикоаналитическийИзучение нормативно правовых документовПовышение квалификации учителейРазработка и корректировка Программ НШРазработка рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности на основе новых стандартовМониторинг введения ФГОС НООПредставление опыта работы учителей Мониторинг готовности ОУ к введению ФГОССоздание локальных актовМетодическое сопровождение педагоговСовершенствование уровня профессионализма педагогов (курсовая подготовка, научно практические семинары, методические недели, проблемные группы)начальной школы

Третий шаг создание локальных актов, а именно: карты самооценки, позволяющей оценить уровеньготовности школы к введению ФГОС, приказов1, определяющихнаправления и формы работы, плана мероприятий по введению ФГОС, дорожной карты проведения мероприятий, планаграфика введения ФГОС, планаграфика повышения квалификации преподавательского состава, положений2, должностных инструкций3, договора о предоставлении общего образования между ОУ и законными представителями несовершеннолетнего.Исходя, из Карты самооценки уровень готовности нашего образовательного учреждения составил вначале 20102011уч.г 77%, а уже в 20132014 уч.г. –90%. Следуя составленному плану графику повышения квалификации преподавательского состава начальной школы в 2009 –2010 уч.г. прошли курсы –20% учителей, в 20102011 уч.г. –60%, а в 20112012 уч.г.100%.Четвёртый шаг

составление Программ начальной школы: «Образовательная программа начального общего образования», «Духовнонравственное воспитание младших школьников», «Коррекционная работа», «Здоровый и безопасный образ жизни», «Формирование УУД», «Программа воспитания и социализации», «Программа духовнонравственного воспитания классного коллектива». В каждой программе определены этапы реализации и направления работы. Например, в программах ДНВ и Коррекционной работы создание моделей.В Программе ЗБОЖ определена структура деятельности формирование культуры здорового безопасного образа жизни:Здоровьесберегающаяинфраструктура;Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности;Эффективная организация физкультурнооздоровительной работы;Реализация дополнительных образовательных программ;Просветительская работа с родителями.В Программе«Воспитание и социализация обучающихся младших школьников» были определены этапы работы:20092010 (подготовительный) –изучение нормативноправовых документов; разработка программы Воспитания и социализации обучающихся; создание системы мероприятий; знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приёмами и методами; создание системы работы школы поповышению педагогической культуры родителей.

20102014 (внедренческий)–реализация воспитательных мероприятий; обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование, как педагогов, так и родителей; повышение педагогической культуры родителей через 1«О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования », «О создании и полномочиях школьного Совета по сопровождению введения ФГОС НОО», «О создании и полномочиях Рабочей группы по введению ФГОС новогопоколения», «О введении новых должностных инструкций заместителя директора по учебно воспитательной работе, учителя начальных классов», «О назначении школьного координатора введения ФГОС НОО», «Об утверждении плана реализации ФГОС НОО», «Об утверждении планаграфика повышения квалификации учителей начальных классов», «О разработке образовательной программы для начальной школы в связи с введением ФГОС», «Об утверждении программ», «Об утверждении программы воспитания и социализации обучающихся начального общего образования»;2«О Совете по внедрению ФГОС», «О Рабочей группе»;3«Должностная инструкция заместителя директора по УВР»,«Должностная инструкция руководителя МО учителей НШ»,«Должностная инструкция учителя начальных классов»;родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные и лектории; создание методических разработок и управленческих программ; отбор методов и приёмов.20132014 (диагностико –аналитический) –мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности; составление портфолио младшего школьника.

Рис. 1.

Рис. 2.

Впрограмме «Формирование УУД у обучающихся на ступени начального общего образования» составлен план мероприятий:В 20102011уч.г. –изучение литературы; разработка Рабочих программ 1 кл. на основе новых стандартов; апробирование критериев оценивания формирования УУД; проведение круглого стола.В 20112012 уч.г. разработка Рабочих программ 2 кл. на основе новых стандартов.В 20122013 уч.г. разработка Рабочих программ 3 кл. на основе новых стандартов.В 20132014 уч.г. разработка Рабочих программ 4 кл. на основе новых стандартов; проведение семинара «Подведение итогов реализации программы» (представление опыта работы учителей начальных классов по внедрению ФГОС НОО).А также ежегодно: проведение диагностики 2 раза в год (на начало и конец года) по формированию УУД; педагогических консилиумов; совершенствование уровня профессионализма педагогов в области внедрения ФГОС НОО (курсовая подготовка, научнопрактические семинары, методические недели, работа в проблемных группах); создание методической копилки по формированию УУД.В настоящее время программы находятся на стадии внедрения, как в учебной деятельности, так и во внеурочной.Пятый шаг–Корректировка структуры Рабочей программы по учебному предмету.В 2012г. на методическом объединении начальной школы было решено, что основные пункты Рабочих программ по учебным предметам должны быть написаны на 4 года. Это необходимо для того, чтобы учитель видел конечный результат преподаваемого предмета и мог спланировать работу с обучающимися. Поэтому структура Рабочей программы по учебному предмету была изменена: пояснительная записка (статус и структура документа), общая характеристика учебного предмета, описание учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Это было расписано на 4 года. А ежегодно было предложено писать такие пункты программы: календарнотематическое планирование, контрольноизмерительные материалы, темы проектов, учебнометодическое обеспечение. Также была откорректирована и структура Рабочей программы по внеурочной деятельности: пояснительная записка (статус документа, актуальность, цели и задачи курса, количество часов), календарнотематическое планирование, предполагаемый результат реализации программы, процедура мониторинга, используемая литература.Шестой шаг–составление циклограммы для учителей начальной школы.Для более планомерной работы учителя была составлена циклограмма, которая разбита на параллели с1го по 4ый класс и включает в себя различные документы и диагностики для каждого класса начальной школы:Этапы адаптационного периода(1 класс);Входная педагогическая диагностика(1 класс);Анкета для внеурочной деятельности (14 классы);Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (14 классы);План социализации обучающихся (14 классы);Структура Рабочей программы по учебному предмету и внеурочной деятельности (14 классы);Диагностики по Программам начальной школы (14 классы):

формированию универсальный учебных действий;

духовнонравственному воспитанию;

здоровомуи безопасномуобразужизни.Анализы контрольных работ по математике, русскому языку и итоговых комплексных работ (14 классы).Седьмой шаг–составление учебного плана Внеурочной деятельности.Вначале введения ФГОС НОО были использованы все 10 часов. Но затем были определены курсы, которые проходили «сквозными» линиями по всем классами количество часов уменьшилось. Спортивно оздоровительноенаправление представлено курсом ОБЖ. Цели: формирование личности «безопасного типа», знающей основы защиты человека, общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике; воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.Художественноэстетическоенаправление представлено:Кружком Творческая мастерская «Сувенир»(14 классы), которая решает задачи художественного воспитания. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами вусловиях простора для свободного творчества помогает детям познавать и развивать собственные возможности и способности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.Вокальной студией «Радуга»(24 классы).Цели курса: развитиемузыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: в слушании музыки, пении; воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса обучающихся; Общеинтеллектуальное направление.Это направление представлено: Курсом «Азы информатики»(по подгруппамв 1 классах).Цель: создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).Курсом «Эрудиты»(24 классы), ведущей идеей, которого является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.Курсом «Мир деятельности»(12 классы), ведущей идеей, которого является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.Духовнонравственное направление. Это направление представлено:Курсом «Моя Родина –Россия»(23 классы). Программа данного курса направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Социальное направлениепредставлено кружком «Муравьишка» (14 классы). Цель: формирование у обучающихся осознанной потребности в труде, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду, как необходимого условия длядуховнонравственного воспитания и развития младших школьников. Внеурочная деятельность реализуется посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезная практика. И это позволяет развивать потенциал обучающихся.Ведут внеурочную деятельность, как учителя начальных классов, так и учителя –предметники и педагоги дополнительного образования.Восьмой шаг–ресурсное обеспечение введения ФГОС НОО. Исходя из анализа ресурсного обеспечения кабинетов начальных классов, был определён план модернизации начальной школы. За четыре года проведена большая работа: обновление мебели, библиотечного фонда, печатных и экраннозвуковых пособий, техническое оснащениекабинетов начальных классов. Таким образом, выстроена система работы нашего образовательного учреждения по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Мво образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010. –31с. (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www. standart . edu . ru.2.Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников [Текст] –М.: Просвещение. 2009. 45с. (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.standart.edu.ru.3.Кондаков, А. М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования [Текст] / А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов // Педагогика. 2008. –№ 10. –с. 9–28.4.Корсакова, Т. В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Текст] /Т. В. Корсакова // Педагогика. 2009. –№ 10. –С. 46–50.5.

Кузнецов, А. А. Стандарт второго поколения: разговор продолжается [Текст] / А. А. Кузнецов // Начальное образование. 2009. –№ 4. –с. 9–17.6.О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта [Текст]: ФЗ РФ от 14.11.2007 // Вестник образования. –2007. –№ 24. –с. 26–46.