Применение гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании
Выпуск:
ART 54189
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокопуд
Ю.
В.,
Клименко
О.
В.,
Хадикова
Е.
Н.,
Корсун
Д.
А. Применение гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
396–400. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54189.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются гуманитарные технологии, которые доказали свою эффективность в подготовке магистров направления «Педагогическое образование», а также специалистов в области Защиты в чрезвычайных ситуациях; Пожарной безопасности.
Текст статьи
Сорокопуд Юнна Валерьевна,доктор педагогических наук,профессор,Институтобразования и социальных наук,ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольyunna_sorokopud@mail.ru
Клименко Ольга Владимировна,
ассистент кафедры защитыв чрезвычайных ситуациях, Институтстроительства, транспорта и машиностроенияabsolyt.23@yandex.ru
Хадикова Елена Николаевна,специалист,Центра внешних связей и карьерного роста, ГБОУ ВПО«СевероОсетинский государственный педагогический институт»lesnovaelena@mail.ru
Корсун Дарья Александровна,студентка 1 курса магистратуры по направлению «Педагогическое образование»,профиль «Менеджмент в образовании», Институтобразования и социальных наук,ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет»dasha.k90@yandex.ru
Применение гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании
Аннотация. В статье рассматриваются гуманитарные технологии, которые доказали свою эффективность в подготовке магистров направления «Педагогическое образование», а также специалистов в области Защиты в чрезвычайных ситуациях; Пожарной безопасностиКлючевые слова: гуманитарные технологии, профессиональные компетенции, магистры.
Словосочетание «гуманитарные технологии» становится всеболее и более популярным в наши дни. Несомненно, система образования, реализующая гуманитарные (т. е. направленные на человека) процессы становления и развития личности человека в образовательном процессе, не может не обратиться к феномену гуманитарных технологий. Это обусловлено качественно новым этапом развития профессионального образования, когда возникает потребность в выработке общепедагогической платформы деятельности вуза.Существует несколько определений гуманитарных технологий, представим лишь наиболее значимые позиции.П. Щедровицкий[3] считает, что гуманитарные технологии —это прежде всего систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания.Вцелом в современном научном знании гуманитарная технология —разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.Ядром гуманитарных технологий является информация. Именно информация в гуманитарных технологиях выполняет посредническую функцию между активными деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время. Гуманитарной технологией всфере образования, по мнению П. Щедровицкого [3], становится технология организации мыследеятельности и ее нормирования. Это технология принятия решений и их рефлексии, это конфликт идей и разрешение конфликта, это осознанное планирование деятельности и ее осуществление, это аналитика и рефлексия деятельности и мышления, это осознание самого себя как деятеля и как личности, индивидуальности. Гуманитарные технологии предполагают обязательное наличие обратной связи, диалога/общения между участниками коммуникативного процесса. Таким образом, образование может рассматриваться как сфера социогуманитарного творчества, где совершается становление человека, личности, как система гуманитарных технологий, служащая вхождению человека в современный мир.Гуманитарныеи образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений.Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности преподавателя. Открытость можно обеспечить через прояснение целей, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. Постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и устранять ошибки, корректировать процесс обучения и получать желаемый результат.Овладение современным педагогом гуманитарными технологиями является важной задачей, и включение в педагогический процесс по подготовке педагогов образовательных технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, позволяет «осваивать в деятельности» необходимые технологии.Технология скэффолдингаОдним из примеров такой гуманитарной технологии является технология «угасающей помощи», или скэффолдинг. В трудах зарубежных авторов, пишущих о функциях и роли современного преподавателя вуза, активно используются термины «скэффолдинг» (scaffolding) и «угасающая помощь» (fading help), характеризующие поддержку студентов преподавателем в процессе обучения.Термин «скэффолдинг» появился в работах Д. Вуда, Дж. БрунераиГ. Росса[4.].Такой вид помощи предполагает вмешательство преподавателя только в случае, когда студент совсем не может справиться с заданием. Провоцируя (challenge) студентов, преподаватель отпускает их за пределы безопасной зоны, где они сталкиваются с новыми, неожиданными, но интересными задачами. Они работают в зоне ближайшего развития (ЗБР). В основу идеи JI. Выготского [1]о ЗБР заложено расхождение между уровнем актуального развития (когда студент может самостоятельно решить учебную задачу) и уровнем потенциального развития (которого студент способен достичь лишь при помощи преподавателя или в сотрудничестве с другими студентами).Одним из важных аспектов этой теории является понятие «граница шага». Согласно ей человек привыкает к определенному уровню сложности (называемому уровнем адаптации) и обладает мотивацией исследовать стимулы, сложность которых несколько выше, чем у адаптации. Преподаватель, вовлекая студентов в учебную деятельность, как правило, и работает в ЗБР, в «границе шага» студентов, оказывая им помощь: информируя, стимулируя, давая образы, обращая внимание на недостатки и успехи. Пока студенты пытаютсясправиться со сложными или новыми заданиями, помощь со стороны преподавателя или более осведомленного источника будет интенсивной. Чем больше узнает и совершенствуется студент, тем меньше помощи ему оказывается, а степень ответственности за обучение перераспределяется с более осведомленного источника к студенту.Скэффолдинг —это стратегия обучения или, как считают Р.Жао и М. Орей [5], это особый тип процесса инструктирования, который имеет место в ситуациях взаимодействия преподавателя и студента по решению учебных задач. Авторы выводят два основных правила: помогать студенту в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться; позволять студенту выполнять такой объем или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Основной характеристикой, показателем скэффолдинга является «угасающая помощь» со стороны преподавателя, т.е. уменьшение степени интенсивности оказания помощи до момента, когда студент становится совершенно самостоятельным и автономным.Множество различных приемов используется при применении стратегии скэффолдинга: разделение объемного задания на более мелкие; использование тактики «размышление вслух», проговаривание или озвучивание процесса размышления над заданием после его выполнения; совместнаяработа в группе, команде и диалог между студентами той или иной группы (той или иной команды и т.д.); целенаправленные «подсказки» со стороны преподавателя; вопросы; коучинг; карточкисуфлеры (cuecards—карточки, помогающие актерам или ведущим телепередач запомнить слова); моделирование. Другими приемами скэффолдинга являются: активация уже имеющихся знаний, подсказки студентам, какую стратегию выполнения задания лучше выбрать и т. д.Выделяется пять основных характеристик стратегии скэффолдинга:•
Намеренность действий.•
Уместность действий.•
Структура действий.•
Сотрудничество в процессе выполнения заданий. Первоочередная задача преподавателя —это сотрудничество, а не оценивание.•
Интернализация(усвоение) действий.Преподаватель должен понимать, что объем и количество инструкций зависят от эффективности результатов предыдущей помощи. Если студент не способен выполнить задание самостоятельно даже после вмешательства преподавателя, то в последующем в подобной ситуации он получает более подробные и точные указания. Если же студент успешно справляется с заданием после вмешательства преподавателя, то в последующем он получает менее подробные указания.Стратегия скэффолдинга является одной из эффективных стратегий взаимодействия в ходе самостоятельной работы студентов в вузе.Технология гуманитарной экспертизыЭкспертиза в ряду гуманитарных технологий появилась относительно недавно. Последние десятилетия стали временем бурного и неуклонного количественного роста исследований с участием человека. Для минимизации негативных последствий «эксперимента над человечеством» возникла гуманитарная экспертиза.Гуманитарную экспертизу можно рассматривать как особый род, форму деятельности, социальный институт. Если согласиться с первым, то можно трактовать ее как деятельность принципиально незавершенную, как форму диалога, взаимодействия, коммуникации. При этом во главу угла ставится не столько конечный результат экспертизы, сколько процесс, в ходе которого участники приходят к более глубокому пониманию ценностей, мотивов действий и т. п. —и собственных, и своих оппонентов.Во втором случае существенной, напротив, оказывается «конечность» экспертизы, которая должна приводить к принятию решений, поскольку сама она встроена в некоторые объемлющие структуры деятельности. При этом каждый отдельный эксперт выступает не столько в качестве одной из сторон диалога, сколько в качестве того, кто наделен определенной частью властных полномочий, распределенных между членами экспертной комиссии (комитета). Гуманитарная экспертиза позволяет оценивать возможные последствия (позитивные и негативные) принимаемых решений для развития личности. Эксперт —это исследователь назначенного предмета, профи в данной области, искусный и мудрый оценщик, знаток нужной сферы, специалист в определяемом научном и практическомпространстве.В качестве экспертов намеренно выступают специалистыгуманитарии, не связанные непосредственно со школьным преподаванием. Это было сделано для того, чтобы выявить представления не столько профессиональных педагогов (на которых не может не сказываться груз устоявшихся стереотипов), сколько более широкого, «экстрапедагогического» гуманитарного сообщества, так как в условиях глубоких реформ, переживаемых нашим образованием, необходим объемный взгляд на содержание гуманитарных знаний, преподаваемых будущим поколениям россиян.До конца также не решен вопрос о том, что является объектом гуманитарной экспертизы —тот или иной предмет, который воздействует на человека и с которым человеку приходится так или иначе взаимодействовать, либо технологиякак нечто включающее не только предмет, но прежде всего —возможные способы взаимодействия с ним?Наиболее естественно понимать в качестве объекта гуманитарной экспертизы прежде всего научнопедагогические или социальные инновации.Одним из источников тех технологических новаций, которые могут быть объектами гуманитарной экспертизы является научнотехнический прогресс, который, безусловно, вносит немало нового в жизнь человека.Одной из задач гуманитарной экспертизы является то, что благодаря ей общество может заранее освоить новую технологию. Гуманитарная экспертиза по сути дела выступает как форма предваряющего, моделирующего «обживания» обществом ситуаций, порождаемых внедрением научнотехнических и социальных новшеств. Разнообразные методы экспертизы достаточно основательно разработаны в современной науке и получили широкое распространение в различных сферах практики. В этой связи можно отметить, например, экспертизу научнотехнического прогресса (оценку технологий).По сравнению со всеми другими видами экспертизы для гуманитарной экспертизы характерно особое соотношение специальных, технических моментов, с одной стороны, и того, что относится к сфере ценностей —с другой, поскольку материя, с которой имеет дело гуманитарная экспертиза, —это именно интересы и ценности, т. е. то, что определяется человеческой субъективностью. Поэтому для гуманитарной экспертизы принципиальное значение имеет то, что она строится как диалог, как коммуникация индивидов и групп, обладающих существенно различающимися интересами и ценностными установками. В этом смысле она выступает как механизм согласования, выработки компромиссных решений и, помимо всего прочего, выхода, как правило, на более фундаментальные уровни общих интересов, выработки платформ, на которых возможен переход от логики противостояния и конфронтации к логике объединения и взаимодействия.Гуманитарная технология брендингаНесмотря на то что понятие «бренд» на отечественном рынке только начинает складываться, оно активно начинает использоваться и в социальной сфере, в том числе в образовании.На сегодняшний день не существует четкого определения такого процесса, определяющего специфику современной гуманитарной технологии, как брендинг. Под брендингом понимают деятельность по разработке марки продукта, продвижению на рынок и обеспечению ее престижности, а также мониторинг на соответствие марки требованиям рынка.Исходя из сущности гуманитарных технологий, сформулировано следующее определение, которое наиболее полно описывает суть брендинга.Брендинг —это создание, развитие и поддержка постоянной добровольной связи со стратегически важной группой потребителей с помощью стабильного и надежного набора отличий, предполагающего неизменно высокое качество и удовлетворение.Рассмотрим части этого определения более подробно:«Добровольная связь» предполагает доверие со стороны потребителя услуги, в нашем случае —образовательной, иначе негативное восприятие бренда потребителем может стать результатом «навязанной покупки», когда потребитель связан с «представителем товара» какимито обязательствами, при этом потребитель может стать заложником бренда;«Стратегически важная группа потребителей» —это утверждение основывается на опыте многих сильных брендов, которые бережно определяют свою целевую группу потребителей и не пытаются угодить всему рынку, исходя из посыла, что каждый бренд должен нести некую интимность, доступную только его приверженцам;«Неизменно высокое качество и удовлетворение» —это должно стать лозунгом любого бренда, независимо от того, кто им занимается в данный момент. Исследования показывают, что лояльные бренду потребители готовы даже простить любимому бренду некоторую непоследовательность и несоответствие имиджу, хотя это ни в коем случае не должно входить в привычку.Для потребителя марка облегчает выбор и дает уверенность в его правильности, для производителя —это основной инструмент для формирования долгосрочного потребительского предпочтения к данной марке среди конкурирующих.Кроме того, существуют и другие способы создания имени (бренда), например персонификация. В гуманитарной технологии брендинга можно выделить следующие основные этапы:1.
Анализ ситуации. Этот этап позволяет проанализировать маркетинговое окружение будущего бренда, дать ответы на вопросы, что на сегодняшний день представляет из себя организация, учреждение, кафедра и т. д.? 2.
Формирование уникального предложения, позиционирование. На данном этапе необходимо провести анализ конкурентных компаний, как они себя позиционируют, какие методы продвижения используют, на основе чего проводят отстройку от конкурентов. На основе полученной информации выявляются базовые характеристики создаваемого бренда, определяются признаки, на основе которых будет осуществляться брендинг. 3.Стратегия и тактика брендинга. Важным этапом создания бренда является определение стратегии учреждения, организации, компании и коммуникационных тактик. В рамках этого этапа нужно определить,в каком ключе компания будет осуществлять взаимодействие с целевыми аудиториями, какие каналы коммуникации использовать, какие формы передаваемых сообщений как вербальных, так и невербальных применять.
Вебквест (webquest) как гуманитарная технологияОдним из технологий работы с интернетисточниками является вебквест. «Quest» в переводе с английского языка —продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.Вебквестом называется специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Они создаютсядля того, чтобы рационально использовать время самостоятельной работы студентов, быстро находить необходимую разнообразную информацию, использовать полученную информацию в практических целях и развития навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.Гуманитарная технология вебквеста направлена на обработку, структурирование и специальным образом формирование информации в виде вебстраницы, которая, как правило, содержит следующие части:1.
Введение, в котором задается исходная ситуация вебквеста, ставится цель и обозначаются сроит выполнения.2.
Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно.3.
Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. 4.Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков или времени.5.
Некоторые пояснения по переработке полученной информации, инструкции: направляющие вопросы, дерево понятий, причинноследственные диаграммы и т. п.6.
Заключение, анализ проделанной работы. Оценка достижения цели данного задания, а также пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или рекомендации по поводу того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.Вебквесты могут быть краткосрочнымии долгосрочными.Вебквесты лучше всего подходят для работы в минигруппах, однако существуют и вебквесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении вебквеста можно создать, предложив студентам выбрать роли (например: ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними, например, если преподаватель предложил роль секретаря Организации Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль Президента Российской Федерации, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта. Вебквест может проводиться применительно к одному предмету или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.Формы вебквеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:1.
Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят сами студенты.2.
Создание микромира, в котором студенты могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя пространство.3.
Написание интерактивной истории. У студентов есть варианты выбора как продолжить работу. Для этого каждый раз указываются два —три возможных направления, и этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин.4.
Создание документа, дающего анализ какойлибо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.5.
Интервью onlineс виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т. п. Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а минигруппе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за проделанную работу.Вебквесты называются специалистами одними из самых перспективных технологий организации образовательного процессав университете и служат основой дальнейшего развития профессионального образования в этом направлении[2].В СевероКавказском федеральномуниверситете активно разрабатываются и применяются на занятии со студентами различные инновационные технологии, в том числе гуманитарные. Наш опыт показал их достаточную эффективность в подготовке магистров образования; специалистов в области Защитыв чрезвычайных ситуациях; Пожарной безопасности. Основными трудностями являются недостаточная научная и методическая разработанность методики применения данных технологий в подготовке бакалавров, специалистов и магистров различных профилей. В настоящий момент нами ведутся данные разработки
Ссылки на источники1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.479 с2.Междисциплинарнаястратегиявыборагуманитарныхтехнологийв подготовке магистра образования: учебное пособие / Дроботенко Ю. Б., Дука Н.А., Макарова Н. С., НикитинаС. В., Синицына Г. П., Чекалева Н. В.; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. —СПб.: ООО «КнижныйДом», 2010.160 с.3.Щедровицкий П. Г.О разработке понятий в проектировании нового поколения гуманитарных технологий. URL: http://www.slikp.ni/lib/arcliive/liumaiiitarian/1999/34.WoodD., BnmerJ.S., & Ross G. The role of tutoring in problem solving. Jounal of Psycology and Psychiatry. 17.19765.Zhao R. & Orey М. The scaffolding process: Concepts, features and empirical studies. Unpublished manuscript.
Клименко Ольга Владимировна,
ассистент кафедры защитыв чрезвычайных ситуациях, Институтстроительства, транспорта и машиностроенияabsolyt.23@yandex.ru
Хадикова Елена Николаевна,специалист,Центра внешних связей и карьерного роста, ГБОУ ВПО«СевероОсетинский государственный педагогический институт»lesnovaelena@mail.ru
Корсун Дарья Александровна,студентка 1 курса магистратуры по направлению «Педагогическое образование»,профиль «Менеджмент в образовании», Институтобразования и социальных наук,ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет»dasha.k90@yandex.ru
Применение гуманитарных технологий в высшем профессиональном образовании
Аннотация. В статье рассматриваются гуманитарные технологии, которые доказали свою эффективность в подготовке магистров направления «Педагогическое образование», а также специалистов в области Защиты в чрезвычайных ситуациях; Пожарной безопасностиКлючевые слова: гуманитарные технологии, профессиональные компетенции, магистры.
Словосочетание «гуманитарные технологии» становится всеболее и более популярным в наши дни. Несомненно, система образования, реализующая гуманитарные (т. е. направленные на человека) процессы становления и развития личности человека в образовательном процессе, не может не обратиться к феномену гуманитарных технологий. Это обусловлено качественно новым этапом развития профессионального образования, когда возникает потребность в выработке общепедагогической платформы деятельности вуза.Существует несколько определений гуманитарных технологий, представим лишь наиболее значимые позиции.П. Щедровицкий[3] считает, что гуманитарные технологии —это прежде всего систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания.Вцелом в современном научном знании гуманитарная технология —разновидность социальных технологий, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.Ядром гуманитарных технологий является информация. Именно информация в гуманитарных технологиях выполняет посредническую функцию между активными деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время. Гуманитарной технологией всфере образования, по мнению П. Щедровицкого [3], становится технология организации мыследеятельности и ее нормирования. Это технология принятия решений и их рефлексии, это конфликт идей и разрешение конфликта, это осознанное планирование деятельности и ее осуществление, это аналитика и рефлексия деятельности и мышления, это осознание самого себя как деятеля и как личности, индивидуальности. Гуманитарные технологии предполагают обязательное наличие обратной связи, диалога/общения между участниками коммуникативного процесса. Таким образом, образование может рассматриваться как сфера социогуманитарного творчества, где совершается становление человека, личности, как система гуманитарных технологий, служащая вхождению человека в современный мир.Гуманитарныеи образовательные технологии имеют разнообразное толкование на современном этапе и в силу своего разнообразия могут иметь различные варианты взаимоотношений.Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности преподавателя. Открытость можно обеспечить через прояснение целей, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. Постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и устранять ошибки, корректировать процесс обучения и получать желаемый результат.Овладение современным педагогом гуманитарными технологиями является важной задачей, и включение в педагогический процесс по подготовке педагогов образовательных технологий, обладающих гуманитарным потенциалом, позволяет «осваивать в деятельности» необходимые технологии.Технология скэффолдингаОдним из примеров такой гуманитарной технологии является технология «угасающей помощи», или скэффолдинг. В трудах зарубежных авторов, пишущих о функциях и роли современного преподавателя вуза, активно используются термины «скэффолдинг» (scaffolding) и «угасающая помощь» (fading help), характеризующие поддержку студентов преподавателем в процессе обучения.Термин «скэффолдинг» появился в работах Д. Вуда, Дж. БрунераиГ. Росса[4.].Такой вид помощи предполагает вмешательство преподавателя только в случае, когда студент совсем не может справиться с заданием. Провоцируя (challenge) студентов, преподаватель отпускает их за пределы безопасной зоны, где они сталкиваются с новыми, неожиданными, но интересными задачами. Они работают в зоне ближайшего развития (ЗБР). В основу идеи JI. Выготского [1]о ЗБР заложено расхождение между уровнем актуального развития (когда студент может самостоятельно решить учебную задачу) и уровнем потенциального развития (которого студент способен достичь лишь при помощи преподавателя или в сотрудничестве с другими студентами).Одним из важных аспектов этой теории является понятие «граница шага». Согласно ей человек привыкает к определенному уровню сложности (называемому уровнем адаптации) и обладает мотивацией исследовать стимулы, сложность которых несколько выше, чем у адаптации. Преподаватель, вовлекая студентов в учебную деятельность, как правило, и работает в ЗБР, в «границе шага» студентов, оказывая им помощь: информируя, стимулируя, давая образы, обращая внимание на недостатки и успехи. Пока студенты пытаютсясправиться со сложными или новыми заданиями, помощь со стороны преподавателя или более осведомленного источника будет интенсивной. Чем больше узнает и совершенствуется студент, тем меньше помощи ему оказывается, а степень ответственности за обучение перераспределяется с более осведомленного источника к студенту.Скэффолдинг —это стратегия обучения или, как считают Р.Жао и М. Орей [5], это особый тип процесса инструктирования, который имеет место в ситуациях взаимодействия преподавателя и студента по решению учебных задач. Авторы выводят два основных правила: помогать студенту в выполнении заданий, с которыми он пока не может справиться; позволять студенту выполнять такой объем или такое количество заданий, с которыми он уже может справиться самостоятельно. Основной характеристикой, показателем скэффолдинга является «угасающая помощь» со стороны преподавателя, т.е. уменьшение степени интенсивности оказания помощи до момента, когда студент становится совершенно самостоятельным и автономным.Множество различных приемов используется при применении стратегии скэффолдинга: разделение объемного задания на более мелкие; использование тактики «размышление вслух», проговаривание или озвучивание процесса размышления над заданием после его выполнения; совместнаяработа в группе, команде и диалог между студентами той или иной группы (той или иной команды и т.д.); целенаправленные «подсказки» со стороны преподавателя; вопросы; коучинг; карточкисуфлеры (cuecards—карточки, помогающие актерам или ведущим телепередач запомнить слова); моделирование. Другими приемами скэффолдинга являются: активация уже имеющихся знаний, подсказки студентам, какую стратегию выполнения задания лучше выбрать и т. д.Выделяется пять основных характеристик стратегии скэффолдинга:•
Намеренность действий.•
Уместность действий.•
Структура действий.•
Сотрудничество в процессе выполнения заданий. Первоочередная задача преподавателя —это сотрудничество, а не оценивание.•
Интернализация(усвоение) действий.Преподаватель должен понимать, что объем и количество инструкций зависят от эффективности результатов предыдущей помощи. Если студент не способен выполнить задание самостоятельно даже после вмешательства преподавателя, то в последующем в подобной ситуации он получает более подробные и точные указания. Если же студент успешно справляется с заданием после вмешательства преподавателя, то в последующем он получает менее подробные указания.Стратегия скэффолдинга является одной из эффективных стратегий взаимодействия в ходе самостоятельной работы студентов в вузе.Технология гуманитарной экспертизыЭкспертиза в ряду гуманитарных технологий появилась относительно недавно. Последние десятилетия стали временем бурного и неуклонного количественного роста исследований с участием человека. Для минимизации негативных последствий «эксперимента над человечеством» возникла гуманитарная экспертиза.Гуманитарную экспертизу можно рассматривать как особый род, форму деятельности, социальный институт. Если согласиться с первым, то можно трактовать ее как деятельность принципиально незавершенную, как форму диалога, взаимодействия, коммуникации. При этом во главу угла ставится не столько конечный результат экспертизы, сколько процесс, в ходе которого участники приходят к более глубокому пониманию ценностей, мотивов действий и т. п. —и собственных, и своих оппонентов.Во втором случае существенной, напротив, оказывается «конечность» экспертизы, которая должна приводить к принятию решений, поскольку сама она встроена в некоторые объемлющие структуры деятельности. При этом каждый отдельный эксперт выступает не столько в качестве одной из сторон диалога, сколько в качестве того, кто наделен определенной частью властных полномочий, распределенных между членами экспертной комиссии (комитета). Гуманитарная экспертиза позволяет оценивать возможные последствия (позитивные и негативные) принимаемых решений для развития личности. Эксперт —это исследователь назначенного предмета, профи в данной области, искусный и мудрый оценщик, знаток нужной сферы, специалист в определяемом научном и практическомпространстве.В качестве экспертов намеренно выступают специалистыгуманитарии, не связанные непосредственно со школьным преподаванием. Это было сделано для того, чтобы выявить представления не столько профессиональных педагогов (на которых не может не сказываться груз устоявшихся стереотипов), сколько более широкого, «экстрапедагогического» гуманитарного сообщества, так как в условиях глубоких реформ, переживаемых нашим образованием, необходим объемный взгляд на содержание гуманитарных знаний, преподаваемых будущим поколениям россиян.До конца также не решен вопрос о том, что является объектом гуманитарной экспертизы —тот или иной предмет, который воздействует на человека и с которым человеку приходится так или иначе взаимодействовать, либо технологиякак нечто включающее не только предмет, но прежде всего —возможные способы взаимодействия с ним?Наиболее естественно понимать в качестве объекта гуманитарной экспертизы прежде всего научнопедагогические или социальные инновации.Одним из источников тех технологических новаций, которые могут быть объектами гуманитарной экспертизы является научнотехнический прогресс, который, безусловно, вносит немало нового в жизнь человека.Одной из задач гуманитарной экспертизы является то, что благодаря ей общество может заранее освоить новую технологию. Гуманитарная экспертиза по сути дела выступает как форма предваряющего, моделирующего «обживания» обществом ситуаций, порождаемых внедрением научнотехнических и социальных новшеств. Разнообразные методы экспертизы достаточно основательно разработаны в современной науке и получили широкое распространение в различных сферах практики. В этой связи можно отметить, например, экспертизу научнотехнического прогресса (оценку технологий).По сравнению со всеми другими видами экспертизы для гуманитарной экспертизы характерно особое соотношение специальных, технических моментов, с одной стороны, и того, что относится к сфере ценностей —с другой, поскольку материя, с которой имеет дело гуманитарная экспертиза, —это именно интересы и ценности, т. е. то, что определяется человеческой субъективностью. Поэтому для гуманитарной экспертизы принципиальное значение имеет то, что она строится как диалог, как коммуникация индивидов и групп, обладающих существенно различающимися интересами и ценностными установками. В этом смысле она выступает как механизм согласования, выработки компромиссных решений и, помимо всего прочего, выхода, как правило, на более фундаментальные уровни общих интересов, выработки платформ, на которых возможен переход от логики противостояния и конфронтации к логике объединения и взаимодействия.Гуманитарная технология брендингаНесмотря на то что понятие «бренд» на отечественном рынке только начинает складываться, оно активно начинает использоваться и в социальной сфере, в том числе в образовании.На сегодняшний день не существует четкого определения такого процесса, определяющего специфику современной гуманитарной технологии, как брендинг. Под брендингом понимают деятельность по разработке марки продукта, продвижению на рынок и обеспечению ее престижности, а также мониторинг на соответствие марки требованиям рынка.Исходя из сущности гуманитарных технологий, сформулировано следующее определение, которое наиболее полно описывает суть брендинга.Брендинг —это создание, развитие и поддержка постоянной добровольной связи со стратегически важной группой потребителей с помощью стабильного и надежного набора отличий, предполагающего неизменно высокое качество и удовлетворение.Рассмотрим части этого определения более подробно:«Добровольная связь» предполагает доверие со стороны потребителя услуги, в нашем случае —образовательной, иначе негативное восприятие бренда потребителем может стать результатом «навязанной покупки», когда потребитель связан с «представителем товара» какимито обязательствами, при этом потребитель может стать заложником бренда;«Стратегически важная группа потребителей» —это утверждение основывается на опыте многих сильных брендов, которые бережно определяют свою целевую группу потребителей и не пытаются угодить всему рынку, исходя из посыла, что каждый бренд должен нести некую интимность, доступную только его приверженцам;«Неизменно высокое качество и удовлетворение» —это должно стать лозунгом любого бренда, независимо от того, кто им занимается в данный момент. Исследования показывают, что лояльные бренду потребители готовы даже простить любимому бренду некоторую непоследовательность и несоответствие имиджу, хотя это ни в коем случае не должно входить в привычку.Для потребителя марка облегчает выбор и дает уверенность в его правильности, для производителя —это основной инструмент для формирования долгосрочного потребительского предпочтения к данной марке среди конкурирующих.Кроме того, существуют и другие способы создания имени (бренда), например персонификация. В гуманитарной технологии брендинга можно выделить следующие основные этапы:1.
Анализ ситуации. Этот этап позволяет проанализировать маркетинговое окружение будущего бренда, дать ответы на вопросы, что на сегодняшний день представляет из себя организация, учреждение, кафедра и т. д.? 2.
Формирование уникального предложения, позиционирование. На данном этапе необходимо провести анализ конкурентных компаний, как они себя позиционируют, какие методы продвижения используют, на основе чего проводят отстройку от конкурентов. На основе полученной информации выявляются базовые характеристики создаваемого бренда, определяются признаки, на основе которых будет осуществляться брендинг. 3.Стратегия и тактика брендинга. Важным этапом создания бренда является определение стратегии учреждения, организации, компании и коммуникационных тактик. В рамках этого этапа нужно определить,в каком ключе компания будет осуществлять взаимодействие с целевыми аудиториями, какие каналы коммуникации использовать, какие формы передаваемых сообщений как вербальных, так и невербальных применять.
Вебквест (webquest) как гуманитарная технологияОдним из технологий работы с интернетисточниками является вебквест. «Quest» в переводе с английского языка —продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.Вебквестом называется специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Они создаютсядля того, чтобы рационально использовать время самостоятельной работы студентов, быстро находить необходимую разнообразную информацию, использовать полученную информацию в практических целях и развития навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.Гуманитарная технология вебквеста направлена на обработку, структурирование и специальным образом формирование информации в виде вебстраницы, которая, как правило, содержит следующие части:1.
Введение, в котором задается исходная ситуация вебквеста, ставится цель и обозначаются сроит выполнения.2.
Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно.3.
Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. 4.Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков или времени.5.
Некоторые пояснения по переработке полученной информации, инструкции: направляющие вопросы, дерево понятий, причинноследственные диаграммы и т. п.6.
Заключение, анализ проделанной работы. Оценка достижения цели данного задания, а также пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или рекомендации по поводу того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.Вебквесты могут быть краткосрочнымии долгосрочными.Вебквесты лучше всего подходят для работы в минигруппах, однако существуют и вебквесты, предназначенные для работы отдельных студентов. Дополнительную мотивацию при выполнении вебквеста можно создать, предложив студентам выбрать роли (например: ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними, например, если преподаватель предложил роль секретаря Организации Объединенных Наций, то этот персонаж может послать письмо другому участнику (который играет роль Президента Российской Федерации, например) о необходимости мирного урегулирования конфликта. Вебквест может проводиться применительно к одному предмету или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее.Формы вебквеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:1.
Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят сами студенты.2.
Создание микромира, в котором студенты могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя пространство.3.
Написание интерактивной истории. У студентов есть варианты выбора как продолжить работу. Для этого каждый раз указываются два —три возможных направления, и этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин.4.
Создание документа, дающего анализ какойлибо сложной проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов.5.
Интервью onlineс виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. Это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т. п. Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным студентам, а минигруппе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за проделанную работу.Вебквесты называются специалистами одними из самых перспективных технологий организации образовательного процессав университете и служат основой дальнейшего развития профессионального образования в этом направлении[2].В СевероКавказском федеральномуниверситете активно разрабатываются и применяются на занятии со студентами различные инновационные технологии, в том числе гуманитарные. Наш опыт показал их достаточную эффективность в подготовке магистров образования; специалистов в области Защитыв чрезвычайных ситуациях; Пожарной безопасности. Основными трудностями являются недостаточная научная и методическая разработанность методики применения данных технологий в подготовке бакалавров, специалистов и магистров различных профилей. В настоящий момент нами ведутся данные разработки
Ссылки на источники1.Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.479 с2.Междисциплинарнаястратегиявыборагуманитарныхтехнологийв подготовке магистра образования: учебное пособие / Дроботенко Ю. Б., Дука Н.А., Макарова Н. С., НикитинаС. В., Синицына Г. П., Чекалева Н. В.; под общ. ред. Н. В. Чекалевой. —СПб.: ООО «КнижныйДом», 2010.160 с.3.Щедровицкий П. Г.О разработке понятий в проектировании нового поколения гуманитарных технологий. URL: http://www.slikp.ni/lib/arcliive/liumaiiitarian/1999/34.WoodD., BnmerJ.S., & Ross G. The role of tutoring in problem solving. Jounal of Psycology and Psychiatry. 17.19765.Zhao R. & Orey М. The scaffolding process: Concepts, features and empirical studies. Unpublished manuscript.