Погружение в мир народной художественной культуры
Выпуск:
ART 54193
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хамантова
Г.
Ю. Погружение в мир народной художественной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
406–410. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54193.htm.
Аннотация. В статье рассказано о возрождении сельской росписи по дереву, которая была обнаружена на территории Добрянского, Усольского, Пермского, Ильинского районов Пермского края. Большая роль отведена истории возникновения Обвинской росписи, её символике, языческому наследию и технологии. «Погружение» ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с культуры более близкой, знакомой, родной. Интерес к теме возникнет у ребёнка лишь тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная среда. Образцы крестьянской утвари не только подтверждают, широкое распространение в народном быту Прикамья живописного начала, зарождение и развитие здесь самобытной художественной культуры (подлинники, из коллекции Шиловой), но и вызывают восхищение. Автором подробно описана технология Обвинской росписи её своеобразие и декоративность. Материалы статьи актуальны, они востребованы многим категориям специалистов в повышении собственного образовательного уровня и использовании на практике.
Ключевые слова:
роспись по дереву, обвинские прялки и домовая утварь, графичность, холодный колорит, обвинская роза, трехчастность композиции, символика и наследие.
Текст статьи
Хамантова Галина Юрьевна,преподаватель,МБОУ ДОД «Полазненская детская школа искусств»,г. Пермьhamantova@mail.ru
Погружение в мир народной художественной культуры
Аннотация:В статье рассказано о возрождениисельской росписи по дереву, которая была обнаружена на территории Добрянского, Усольского,Пермского,Ильинского районовПермского края.Большая роль отведена истории возникновения Обвинской росписи, её символике, языческому наследию и технологии.«Погружение» ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с культуры более близкой, знакомой, родной. Интерес к теме возникнет у ребёнка лишь тогда, когда будет затронута его эмоциональночувственная среда.Образцы крестьянской утварине только подтверждают,широкоераспространениев народном быту Прикамья живописного начала, зарождениеи развитиездесь самобытнойхудожественной культуры(подлинники, из коллекции Шиловой),но и вызываютвосхищение. Авторомподробно описанатехнология Обвинской росписиеё своеобразие и декоративность.Материалы статьиактуальны, они востребованы многим категориям специалистовв повышении собственного образовательного уровня ииспользовании на практике.
Ключевые слова: роспись по дереву, Обвинские прялки и домовая утварь, графичность,холодный колорит,Обвинская роза, трехчастность композиции, символика и наследие.
История возникновения художественных промысловЕсть места, где жители из века в век занимались одним ремеслом. А Обвинский край Прикамья на редкость мастеровой, где крестьяне талантами не обделены. Славились Ильинскиекожевники и чеботари, скорняки и бондари, мастера деревянной игрушки, кузнецы, свечники. На разные выставки их изделия возили и даже награды за них получали. Поистине «ремёсла
успеха вёсла». А мастерство и вкус рядом идут. Вот почему не просто ремёсло, а искусство можно назвать резную деревянную утварь, расписныепрялки да вышивки. Они достойны музеев и пристального изучения искусствоведами. Много тайн хранит это безымянное творчество.Экспедиции НИИ художественных промыслов, исследования В. А. Барадулина открыли миру такое художественное творение, как обвинская роспись. Теперь изделия с обвинской росписью коллекционируют не только музеи Прикамья, но и центральные музеи России.В Обвинском поречье резьба по дереву была распространена широко. Геометрической резьбой украшали набелки детали ткацкого станка. В резных орнаментах можно выделить три солярных знака.В центре располагалась крупная розетка, грани лучей,которых закручиваются «посолонь». Справа и слева от неё располагались розетки с шестью и восемьюлепестковымицветками. Этот архаичный сюжет изображающий движение солнца по небесному своду. Часто он дополнялсяизображением вспаханного поля. Интересныцветочнорастительныемотивы росписи обвинских прялок. Наиболее характерным является мотив цветка
«розы» с круто закрученной спиралью серединкой и отлетающей от неё лепестками.Часто встречаетсямотив восьмилепестковогоцветказвезды. «Роза» обычно располагалась в центре композиции на пересечении осей симметрии, справа ислева от неё лепестковые цветы.
Рис. 1.
Такие цветы рисовали и в верхней части лопасти прялки, а в нижней её части у соединения с ножкой прялки также рисовали «розу». Оставшееся пространство заполняли травкой, веточками, гирляндами разноцветных капель. Композиция росписи могла делить лопасть прялки на три части.Важную особенностьобвинских прялок отметил один из первых её исследователей В. А. Барадулин: «расположение главных мотивов двухтрёх цветков и плодов на оси симметрии сближает роспись обвинских прялок с резными прялками вологодской и архангельской областей»[1].Резные прялки были предшественниками расписных. Резные узоры стали ключом к разгадке символики обвинских прялок. Сходство рисунка резьбы на набелках и расписных прялок,несомненно.Если внимательно присмотреться к изображению обвинской «розы», то заметим её изменение отживописно выполненного цветка, лепесткилучи которого закручиваются посолонь, как и в резных орнаментах, до графическиизображенного яблока –крупной «розы» с туго закрученной спиральюв центре. Таков рисунок в наиболее поздних по времени расписных прялках.Символикаи языческое наследие«Перед нами очень важная система расположения солярных знаков, идущая из древности, и связанная с геоцентрическим движением Солнцавокруг Земли»пишет академик Б. А. Рыбаков[2].Левый восьмилепестковый цветок означаетутреннее восхождение солнца, правый цветок вечернее заходящее, а центральный солнце в зените. Таким образом, центральную часть композиции можно расшифровать как «тресветлое» солнце. Объяснить это можно тем, что обычно прялкой пользовались в зимние вечера уже после захода солнца. На прялках ночное солнце изображалось в виде «розы» отлетающими вверх лепестками. Обвинский мастер помещал ночное солнце в самом низу лопасти прялки, интересно, что ночное солнце изображалось и на другой стороне лопасти, куда подвязывалась кудель. Пряха постоянно могла видеть это изображение.Теперь попробуем расшифровать смысл цветказвезды с восемью лепесткамив верхней части лопасти. Можно предположить,что это изображение дневного солнца в зените. Но в таком случае иного объяснения потребует центральный цветок«роза». На резных прялках русского Севера в центре находится розетка, символизирующая «белый свет», светящийся как бы сам по себе. Сравнение помогает утверждать, что мотивы обвинской росписи скрывают древние солярные символы. В.А.Барадулин писал о значении восьмилепесткового цветказвезды: «размещение звезды вверху, её отличиеот растительных форм может быть объяснено только тем, что она является эмблемой, своего рода фирменным знакоммастера»[3]. Вероятно,на Обве сложился свой тип резных прялок ссолярной символикой. Их форма и сюжет рисунка близок к Поморским, так как в конце XVI начале XVII веков обвинские земли были заселены их выходцами.Почему же обвинские мастера сделали своим символом восьмилепестковый цветок? Может быть это языческое наследие? Однозначно ответить трудно.Разгадку надо искать в особенностях веры местных крестьян.Население края сформировалось из крестьян Поморья и КомиПермяков. В сознании крестьян уживалось христианство, славянское язычество и местные верования. Археолог В.А.Обориндоказал популярность в Прикамье культа Перуна
бога молнии и грома, перекрытого поздним христианским Ильёй пророком. Попытку расшифровать сюжеты росписи по дереву предпринял и ассистент кафедры Истории России Пермского университета Олег Кутьев[4].Технология обвинской росписиВ повседневной жизни русских крестьян в течениемногих веков прочно бытовала роспись по дереву.Одной из разновидностей сельской росписи Прикамья, самой значительной является Обвинская роспись.Река Обва, приток Камы, находитсяк северу от Перми, в долине которой и расположилось селение. Наиболее вероятным временем появления расписных прялок можно считатьсередину XIX века. Самый ранний памятник,датированный Обвинской росписью прялка 1848 года.«Местные крестьяне в свободное от полевых работ время, обыкновенно осенью или зимой, занимались приготовлением разного рода деревянных изделий»[4].Обвинская роспись своеобразна, ярка, празднична и проста в исполнении.Этой росписью украшали домашнюю утварь: жбаны, прялки, игрушки.Почти на всех Обвинских прялках встречается 8лепестковый цветок, похожий на звезду или два 4лепестковых цветка, похожих друг на друга.Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо в центре на пересечении диагоналей, либо внизу лопасти прялки у ножки. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобыобратить на неё внимание.
Рис. 2.
По мнению искусствоведа В.А.Барадулина, такая звезда, является эмблемой, фирменным знаком мастера, её же ставили на своих работах рисовальщики, иконописцыи маляры Выгорецкого старообрядчества (Карелия), которые в XVIIIXIX веках изза веры были разогнаны. Поэтому в ранней Обвинской росписи видна её связь с искусством Русского Севера. О близости к северной традиции говорит и живописная манера письма, когда поверх подмалёвков накладывали пробелы, придаваяэтим мягкие переходы от цвета к цвету иобъёмность[5].Обвинская роспись –это особый вид народных уральских росписей, вкоторыхполучили развитие орнаментальнографические элементы[6].Сначала живописная и сдержанная по цвету,она превратилась в красочную мозаичную графику. Обвинской росписисвойственен холодный колорит: синий, чёрнозелёный, пронзительно голубойили зеленоватый фон обычно сочетается с тёплыми тонами растительных мотивов. Мазкикисти скупы и точны, отдельные элементы написаны одним цветом, отчего они играют, каккамушки смальты. Графичностьмотивов и локальность окраски создают особую декоративность обвинской росписи.Благодаря массовому изготовлению изделий на рынок, для привлечения внимания в базарной торговле, крестьянские мастера стали использовать яркие, сильные по цветовому эффекту цвета.На оранжевом фоне они рисовали голубые листья, а разживку –жёлтой. Если фон был зелёный, то в орнаменте преобладал красный. Остальные цвета были подголостками, усиливающимиили смягчающими цветовой контраст.В обвинской прялочной росписи встречаютсянеобычные композиции, но все их варианты объединяет образ необычно цветущего дерева или куста: древажизни, древасимвола райских садов. Поразному трактовался этот мотив в многочисленных крестьянских росписях.Во II половине XIXвека для обвинской росписи характерно контрастноесопоставление яркого фона с живописным орнаментом. Цветы «обвинские розы» располагались в центре или на оси симметрии, а травка с длинными пушистыми стеблями и ягодами заполняла свободное пространство.Период расцветаобвинской росписи приходится на 18701900 годы. Вследствие роста промысла была упрощена композиция,симметрия уступает место свободной росписи. Появились стилизованные приёмы, связанные с ускорением процесса выполнения рисунка. Изменился колорит стали преобладать яркозеленые, голубыеи оранжевые цвета.«Обвинская роза» цветок с круто закрученной спиралью в середине и мелкими лепестками, превратился в бутон.Листья приобреличётко очерчённую ланцетовиднуюформу. Многоместав композициистали заниматьмягкие пушистые веточкитравки.Исчезли живописныепереходные цвета, роспись стала плоскостной. В обвинской росписи конца XIX века существовали две разновидности: графическая, гдеглавную роль играла чёткая линия и живописная,в которой предпочтениеотдавалось мазку. Живописнаяроспись выполнялась маховым приёмом: лохматые контуры форм, неровная закраска плоскостей с просвечивающим фоном. Основным мотивом оставалась крупная розетка с пятью или семью лепестками. Впоздней обвинской росписи выделялся живописный вариант с небольшими пастозными мазками, на которых при высыханииостаются следы кисти. Густотёртые краски и неровные контуры придают росписи несколько небрежный вид.При сохранении традиций трёхчастной композиции, грубые приёмы письма создали иной образ, в котором цветущее дерево заменилось фейерверком каплевидных мазков, расходящихся лучами от главных пятен, цветы превратились в огненные колёса, а травка в плотные кудрявые ветви.Мягкие мазки сменились закрученными завитками мотив шенкурской кудрявой веточки (связь с шенкурской росписью Русского Севера). На обвинских прялкахтакие же округлые формы, связывающие листья, завитки, утолщающие основной стебель.На рубеже XIXXXвеков изменился характер композиций, увеличение травки, цветового контраста. Мотивы приобрели большую выразительность за счет того, что отбрасывались мелкие элементы.На протяжении десятилетий мотив обвинских прялок претерпел ряд изменений, но неизменным элементом композиции оставалась «Обвинская роза»Выполнение росписи:Основной инструмент –кисти (колонковые и беличьи), размер с №110.Расписывать можно гуашью по фону и по чистому дереву, промазанному клеем ПВА или столярным, крахмальным клеем. Он отбеливает древесину, и краски не расплываются по её волокнам.Роспись закрепляют прозрачным нитролаком точками, чтобы не размазать краску. После высыхания работы можно нанести масляный лак, дающий хороший блеск.Росписью украшают современные изделия –хлебницы, тарелки, игрушки. По материалам Обвинской росписи в 1991 году художницей Мизгулиной М.П. (г. Пермь) был разработан методический альбом из 16 учебных таблицифотографий изделий из дерева с росписью. См. приложения[7].
Рис. 3.
Ссылки на источники
1). Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск,1982г.
2). Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. Москва,1986г.
3). Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь,1987г.
4). Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Ленинград,1988г.
5). Ботякова О.А.,Зязева Л.К.,Прокофьева С.А. и др. Этнографический музейдетям. СанктПетербург,2001г.
6). Мизгулина М.П.Обвинская роза. Методический альбомпособие. Пермь,1991г.
7). Шилова Т.М. Из коллекции. Пермь, 2006г.
Погружение в мир народной художественной культуры
Аннотация:В статье рассказано о возрождениисельской росписи по дереву, которая была обнаружена на территории Добрянского, Усольского,Пермского,Ильинского районовПермского края.Большая роль отведена истории возникновения Обвинской росписи, её символике, языческому наследию и технологии.«Погружение» ребёнка в мир традиционной культуры лучше начинать с культуры более близкой, знакомой, родной. Интерес к теме возникнет у ребёнка лишь тогда, когда будет затронута его эмоциональночувственная среда.Образцы крестьянской утварине только подтверждают,широкоераспространениев народном быту Прикамья живописного начала, зарождениеи развитиездесь самобытнойхудожественной культуры(подлинники, из коллекции Шиловой),но и вызываютвосхищение. Авторомподробно описанатехнология Обвинской росписиеё своеобразие и декоративность.Материалы статьиактуальны, они востребованы многим категориям специалистовв повышении собственного образовательного уровня ииспользовании на практике.
Ключевые слова: роспись по дереву, Обвинские прялки и домовая утварь, графичность,холодный колорит,Обвинская роза, трехчастность композиции, символика и наследие.
История возникновения художественных промысловЕсть места, где жители из века в век занимались одним ремеслом. А Обвинский край Прикамья на редкость мастеровой, где крестьяне талантами не обделены. Славились Ильинскиекожевники и чеботари, скорняки и бондари, мастера деревянной игрушки, кузнецы, свечники. На разные выставки их изделия возили и даже награды за них получали. Поистине «ремёсла
успеха вёсла». А мастерство и вкус рядом идут. Вот почему не просто ремёсло, а искусство можно назвать резную деревянную утварь, расписныепрялки да вышивки. Они достойны музеев и пристального изучения искусствоведами. Много тайн хранит это безымянное творчество.Экспедиции НИИ художественных промыслов, исследования В. А. Барадулина открыли миру такое художественное творение, как обвинская роспись. Теперь изделия с обвинской росписью коллекционируют не только музеи Прикамья, но и центральные музеи России.В Обвинском поречье резьба по дереву была распространена широко. Геометрической резьбой украшали набелки детали ткацкого станка. В резных орнаментах можно выделить три солярных знака.В центре располагалась крупная розетка, грани лучей,которых закручиваются «посолонь». Справа и слева от неё располагались розетки с шестью и восемьюлепестковымицветками. Этот архаичный сюжет изображающий движение солнца по небесному своду. Часто он дополнялсяизображением вспаханного поля. Интересныцветочнорастительныемотивы росписи обвинских прялок. Наиболее характерным является мотив цветка
«розы» с круто закрученной спиралью серединкой и отлетающей от неё лепестками.Часто встречаетсямотив восьмилепестковогоцветказвезды. «Роза» обычно располагалась в центре композиции на пересечении осей симметрии, справа ислева от неё лепестковые цветы.
Рис. 1.
Такие цветы рисовали и в верхней части лопасти прялки, а в нижней её части у соединения с ножкой прялки также рисовали «розу». Оставшееся пространство заполняли травкой, веточками, гирляндами разноцветных капель. Композиция росписи могла делить лопасть прялки на три части.Важную особенностьобвинских прялок отметил один из первых её исследователей В. А. Барадулин: «расположение главных мотивов двухтрёх цветков и плодов на оси симметрии сближает роспись обвинских прялок с резными прялками вологодской и архангельской областей»[1].Резные прялки были предшественниками расписных. Резные узоры стали ключом к разгадке символики обвинских прялок. Сходство рисунка резьбы на набелках и расписных прялок,несомненно.Если внимательно присмотреться к изображению обвинской «розы», то заметим её изменение отживописно выполненного цветка, лепесткилучи которого закручиваются посолонь, как и в резных орнаментах, до графическиизображенного яблока –крупной «розы» с туго закрученной спиральюв центре. Таков рисунок в наиболее поздних по времени расписных прялках.Символикаи языческое наследие«Перед нами очень важная система расположения солярных знаков, идущая из древности, и связанная с геоцентрическим движением Солнцавокруг Земли»пишет академик Б. А. Рыбаков[2].Левый восьмилепестковый цветок означаетутреннее восхождение солнца, правый цветок вечернее заходящее, а центральный солнце в зените. Таким образом, центральную часть композиции можно расшифровать как «тресветлое» солнце. Объяснить это можно тем, что обычно прялкой пользовались в зимние вечера уже после захода солнца. На прялках ночное солнце изображалось в виде «розы» отлетающими вверх лепестками. Обвинский мастер помещал ночное солнце в самом низу лопасти прялки, интересно, что ночное солнце изображалось и на другой стороне лопасти, куда подвязывалась кудель. Пряха постоянно могла видеть это изображение.Теперь попробуем расшифровать смысл цветказвезды с восемью лепесткамив верхней части лопасти. Можно предположить,что это изображение дневного солнца в зените. Но в таком случае иного объяснения потребует центральный цветок«роза». На резных прялках русского Севера в центре находится розетка, символизирующая «белый свет», светящийся как бы сам по себе. Сравнение помогает утверждать, что мотивы обвинской росписи скрывают древние солярные символы. В.А.Барадулин писал о значении восьмилепесткового цветказвезды: «размещение звезды вверху, её отличиеот растительных форм может быть объяснено только тем, что она является эмблемой, своего рода фирменным знакоммастера»[3]. Вероятно,на Обве сложился свой тип резных прялок ссолярной символикой. Их форма и сюжет рисунка близок к Поморским, так как в конце XVI начале XVII веков обвинские земли были заселены их выходцами.Почему же обвинские мастера сделали своим символом восьмилепестковый цветок? Может быть это языческое наследие? Однозначно ответить трудно.Разгадку надо искать в особенностях веры местных крестьян.Население края сформировалось из крестьян Поморья и КомиПермяков. В сознании крестьян уживалось христианство, славянское язычество и местные верования. Археолог В.А.Обориндоказал популярность в Прикамье культа Перуна
бога молнии и грома, перекрытого поздним христианским Ильёй пророком. Попытку расшифровать сюжеты росписи по дереву предпринял и ассистент кафедры Истории России Пермского университета Олег Кутьев[4].Технология обвинской росписиВ повседневной жизни русских крестьян в течениемногих веков прочно бытовала роспись по дереву.Одной из разновидностей сельской росписи Прикамья, самой значительной является Обвинская роспись.Река Обва, приток Камы, находитсяк северу от Перми, в долине которой и расположилось селение. Наиболее вероятным временем появления расписных прялок можно считатьсередину XIX века. Самый ранний памятник,датированный Обвинской росписью прялка 1848 года.«Местные крестьяне в свободное от полевых работ время, обыкновенно осенью или зимой, занимались приготовлением разного рода деревянных изделий»[4].Обвинская роспись своеобразна, ярка, празднична и проста в исполнении.Этой росписью украшали домашнюю утварь: жбаны, прялки, игрушки.Почти на всех Обвинских прялках встречается 8лепестковый цветок, похожий на звезду или два 4лепестковых цветка, похожих друг на друга.Мотив расположен либо в верхней части лопасти прялки, либо в центре на пересечении диагоналей, либо внизу лопасти прялки у ножки. Звезду от остальной росписи отделяли рядами точек или кружков, чтобыобратить на неё внимание.
Рис. 2.
По мнению искусствоведа В.А.Барадулина, такая звезда, является эмблемой, фирменным знаком мастера, её же ставили на своих работах рисовальщики, иконописцыи маляры Выгорецкого старообрядчества (Карелия), которые в XVIIIXIX веках изза веры были разогнаны. Поэтому в ранней Обвинской росписи видна её связь с искусством Русского Севера. О близости к северной традиции говорит и живописная манера письма, когда поверх подмалёвков накладывали пробелы, придаваяэтим мягкие переходы от цвета к цвету иобъёмность[5].Обвинская роспись –это особый вид народных уральских росписей, вкоторыхполучили развитие орнаментальнографические элементы[6].Сначала живописная и сдержанная по цвету,она превратилась в красочную мозаичную графику. Обвинской росписисвойственен холодный колорит: синий, чёрнозелёный, пронзительно голубойили зеленоватый фон обычно сочетается с тёплыми тонами растительных мотивов. Мазкикисти скупы и точны, отдельные элементы написаны одним цветом, отчего они играют, каккамушки смальты. Графичностьмотивов и локальность окраски создают особую декоративность обвинской росписи.Благодаря массовому изготовлению изделий на рынок, для привлечения внимания в базарной торговле, крестьянские мастера стали использовать яркие, сильные по цветовому эффекту цвета.На оранжевом фоне они рисовали голубые листья, а разживку –жёлтой. Если фон был зелёный, то в орнаменте преобладал красный. Остальные цвета были подголостками, усиливающимиили смягчающими цветовой контраст.В обвинской прялочной росписи встречаютсянеобычные композиции, но все их варианты объединяет образ необычно цветущего дерева или куста: древажизни, древасимвола райских садов. Поразному трактовался этот мотив в многочисленных крестьянских росписях.Во II половине XIXвека для обвинской росписи характерно контрастноесопоставление яркого фона с живописным орнаментом. Цветы «обвинские розы» располагались в центре или на оси симметрии, а травка с длинными пушистыми стеблями и ягодами заполняла свободное пространство.Период расцветаобвинской росписи приходится на 18701900 годы. Вследствие роста промысла была упрощена композиция,симметрия уступает место свободной росписи. Появились стилизованные приёмы, связанные с ускорением процесса выполнения рисунка. Изменился колорит стали преобладать яркозеленые, голубыеи оранжевые цвета.«Обвинская роза» цветок с круто закрученной спиралью в середине и мелкими лепестками, превратился в бутон.Листья приобреличётко очерчённую ланцетовиднуюформу. Многоместав композициистали заниматьмягкие пушистые веточкитравки.Исчезли живописныепереходные цвета, роспись стала плоскостной. В обвинской росписи конца XIX века существовали две разновидности: графическая, гдеглавную роль играла чёткая линия и живописная,в которой предпочтениеотдавалось мазку. Живописнаяроспись выполнялась маховым приёмом: лохматые контуры форм, неровная закраска плоскостей с просвечивающим фоном. Основным мотивом оставалась крупная розетка с пятью или семью лепестками. Впоздней обвинской росписи выделялся живописный вариант с небольшими пастозными мазками, на которых при высыханииостаются следы кисти. Густотёртые краски и неровные контуры придают росписи несколько небрежный вид.При сохранении традиций трёхчастной композиции, грубые приёмы письма создали иной образ, в котором цветущее дерево заменилось фейерверком каплевидных мазков, расходящихся лучами от главных пятен, цветы превратились в огненные колёса, а травка в плотные кудрявые ветви.Мягкие мазки сменились закрученными завитками мотив шенкурской кудрявой веточки (связь с шенкурской росписью Русского Севера). На обвинских прялкахтакие же округлые формы, связывающие листья, завитки, утолщающие основной стебель.На рубеже XIXXXвеков изменился характер композиций, увеличение травки, цветового контраста. Мотивы приобрели большую выразительность за счет того, что отбрасывались мелкие элементы.На протяжении десятилетий мотив обвинских прялок претерпел ряд изменений, но неизменным элементом композиции оставалась «Обвинская роза»Выполнение росписи:Основной инструмент –кисти (колонковые и беличьи), размер с №110.Расписывать можно гуашью по фону и по чистому дереву, промазанному клеем ПВА или столярным, крахмальным клеем. Он отбеливает древесину, и краски не расплываются по её волокнам.Роспись закрепляют прозрачным нитролаком точками, чтобы не размазать краску. После высыхания работы можно нанести масляный лак, дающий хороший блеск.Росписью украшают современные изделия –хлебницы, тарелки, игрушки. По материалам Обвинской росписи в 1991 году художницей Мизгулиной М.П. (г. Пермь) был разработан методический альбом из 16 учебных таблицифотографий изделий из дерева с росписью. См. приложения[7].
Рис. 3.
Ссылки на источники
1). Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск,1982г.
2). Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. Москва,1986г.
3). Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь,1987г.
4). Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Ленинград,1988г.
5). Ботякова О.А.,Зязева Л.К.,Прокофьева С.А. и др. Этнографический музейдетям. СанктПетербург,2001г.
6). Мизгулина М.П.Обвинская роза. Методический альбомпособие. Пермь,1991г.
7). Шилова Т.М. Из коллекции. Пермь, 2006г.