К эффективному управлению современным образовательным учреждением через команды менеджмента

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саяпина С. В. К эффективному управлению современным образовательным учреждением через команды менеджмента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 411–415. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54194.htm.
Аннотация. В статье рассматривается опыт управления образовательным учреждением через команды менеджмента. Раскрываются понятия интактной и кросс-функциональной команд. Приведены примеры, раскрывающие преимущества и эффективность такого метода управления. Этот опыт может быть интересен руководителям общеобразовательных учреждений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Саяпина Светлана Васильевна,директор, МОАУ «СОШ №8»,г. Бузулукsayapina.s.v@yandex.ru

К эффективному управлению современным образовательным учреждениемчерез команды менеджмента

Аннотация.В статье рассматривается опыт управления образовательным учреждением через команды менеджмента. Раскрываются понятия интактной и кроссфункциональной команд. Приведены примеры, раскрывающие преимущества и эффективность такого метода управления.Этот опыт может быть интересен руководителям общеобразовательных учреждений.Ключевые слова:менеджмент в образовании, модель командного управления, интактная команда, кроссфункциональные команды.

Лидера делает команда.А. Калабин

Управлять современным образовательным учреждением невозможно без учета опыта управления в других сферах профессионального труда. Школа становится более многогранна: выбор вектора развития образовательного учреждения, подбор и расстановка кадров, самостоятельное управление финансами, борьба за конкурентоспособность. Сложившиеся методы управленческой деятельности в социальной, экономической, духовнойсферах жизни общества переносятся в сферу образования и помогают решать новые задачи школы. Современный управленец в школе становится менеджером образовательного процесса.Поразмышляем о том, как элементы менеджмента можно эффективно применить в управлении образовательным учреждением.Одним из таких примеров служат современные команды менеджмента. Можно выделить управленческую интактную и кроссфункциональные команды. Интактную команду отличают постоянный состав и длительное время работы. Члены этой команды выстраивают вектор развития школы, намечают перспективные направления образовательной деятельности, изучают современные тенденции развития общества для поиска новых идей. В состав интактной команды могут входить управленцы школы, Учредитель, представители региональных центров развития образования, председатель общешкольного родительского комитета, представители Ассоциации выпускников школы. Интактная команда становится идейным и организационным центром развития образовательного учреждения. Она курирует работу от зарождающейся идеи до конечного результата.Когда назревает необходимость в конкретной деятельности, «интактники» анализируют, планируют, намечают цели, прогнозируют результат, выделяют членов интактной команды, вокруг которых формируется кроссфункциональная команда. Для каждого проекта создаются различные кроссфункциональные команды. Кроссфункциональная команда –это группа людей, сконцентрированных на решении конкретной задачи и работающих как команда ради разрешения общих задач. Кроссфункциональные команды имеют сменный состав и функционируют кратковременно до достижения намеченного результата. Кроссфункциональные команды формируются в зависимости от специфики решаемой задачи. В команду могут входить учащиеся, родители, учителя, преподаватели ВУЗов, административная команда школы, выпускники, специалисты в смежных областях деятельности.Перечислим преимущества кроссфункциональных команд в управлении образовательным учреждением:члены кроссфункциональных команд взаимодействуют на основе общих устремлений и ценностей;взаимодополняющие умения;разнообразие мышления при решении поставленных задач;сфокусированность на общих целях;суммарное усилие команды намного превышает сумму усилий отдельных членов коллектива;командная работа конкурентоспособнее индивидуального мастерства;шире круг полномочий;право принятия решения;оперативность и конструктивность решения назревших задач.Общие ценности рождают доверие и объединяют разнородную группу в команду. Составляющие части общих ценностей представим на Рис. 1.









Рис. 1. Общие ценности, характерные кроссфункциональным командам

Поиск эффективного метода управления нашим общеобразовательным учреждением привел нас к модели управления через команды менеджмента. Наблюдения показали, что лучшие результаты приносят те проекты, над которыми работают небольшие команды. Заметили, что эти команды обладают признаками, которые характерны для кроссфункциональныхкоманд: желание работать сообща ради достижения общей цели,эмоциональная вовлеченность в общий процесс, готовность и способность генерировать новые идеи, более квалифицированный подход к решению задачи через привлечение специалистов в нужных областях деятельности;эффективное взаимодействие между членами команды.В дальнейшей работе мы стали целенаправленно формировать кроссфункциональные команды для решения текущих задач. Опыт использования кроссфункциональных команд показал высокую результативность такого метода управления современным образовательным учреждением. Со временем сложилась характерная модель управления МОАУ «СОШ №8» города Бузулука на основе команд менеджмента.Представим направления, по которым работают кроссфункциональные команды МОАУ «СОШ №8» города Бузулука.



ОБЩИЕ ЦЕННОСТИвзаимное доверие и поддержказначимые целивзаимодополняющие уменияжелание работать сообща ради достижения общей цели

вдохновляющее видение

перспектив















Рис. 2. Модель управления МОАУ «СОШ №8»

Как получить эффективный результат через управление деятельностью методом команд менеджмента проиллюстрируем примерами.Пример 1.Один из этапов проекта «ШКОЛЬНЫЙ БРЕНД» –идея создания уникальных дневников учащихся нашей школы. Для воплощения в жизнь этой идеи сформирована кроссфункциональная команда по связям с общественностью и брендовой политике школы. Цель выпуск школьных дневников, которые предназначены не только для фиксации домашнего задания и отметок, а имеющих более широкий спектр функций, удовлетворяющих запросам и потребностям всех сторон образовательного процесса именно нашей школы.Таблица 1Структура организации работы кроссфункциональной команды по связям с общественностью и брендовой политике школы в рамках проекта «ШКОЛЬНЫЙ БРЕНД»

Состав кроссфункциональной командыНаправление работычлены школьной студии графического дизайна «S8studio», учителя информатикидизайн обложки, оформление страниц, вёрстка дневникачлены школьного научноисследовательского общества «Эврика!», учителя истории, заместитель директора по гражданскопатриотическому воспитанию, сотрудники городского краеведческого музеяподбор и систематизация краеведческой информации для первого форзаца дневникаотряд «ЮИД», преподавательорганизатор ОБЖ, специалисты МЧСсоставление безопасного маршрута в районе школышкольный психолог, заместитель директора по методической работе, члены школьного методического совета школырефлексивный блокребята из школьного спортивного клуба «Ореон», учителя физической культуры, школьный фельдшер, участковый педиатрподборка комплексов упражнений для снятия напряжения на мышцы различных групп в школе и домачлены детской школьной общественной подбор информации о местах получения Здоровьесберегающая кроссфункциональная командаУправленческая интактная командаСоциальновоспитательнаякроссфункциональная командаУчебноисследовательскаякроссфункциональная командаХозяйственнаякроссфункциональная командаКроссфункциональная команда по связям с общественностью и брендовой политике школы

Кроссфункциональная команда психологопедагогической помощи

организации «Созвездие РИФ», заместитель директора по воспитательной работе, общешкольный родительский комитетдополнительного образованиязаведующий библиотекой, учащиеся профильных классовсоставление каталога полезных интернетссылок

Результат. Продукт деятельности кроссфункциональной команды по связям с общественностью и брендовой политике школы –применяющиесяс успехом в нашей школе уже второй год дневники учащихся со следующими разделами:форзац №1 «Город,в котором мы живем»;форзац №2 «Схема безопасного маршрута в районе школы»;«Логотип, слоган и флаг школы»;«Телефоны первой необходимости»;«Комплексы упражнений, которые можно выполнять в школе и дома»;«Здесь можно получить дополнительное образование»;«Портфолио учащихся «Лестница успеха» на текущий учебный год»;«Учитель советует»;«Полезные интернетссылки»;«Безопасный Интернет»;«Школьные традиции»;«Задания и список литературы на лето»;«Рефлексивный блок»;«Блок обратной связи с родителями»;«Какстать членом школьного научного общества «Эврика».Пример 2. Кроссфункциональные команды разных направлений не изолированы друг от друга. Они могут объединяться в случае необходимости для решения поставленной задачи. Примером служит проект «Школьный двор–территория радости». С внедрением ФГОС НОО появилась необходимость организации дополнительных игровых площадок, мест для проведения внеурочной деятельности. Это стало одной из причин изменения структуры и функций школьного двора. Проектом «Школьный двор–территория радости» занялиськроссфункциональные команды трёх направлений: здоровьесберегающая, социальновоспитательная и хозяйственная. Цель –формированиефункциональных зон на территории школьного двора и использование его возможностей как ресурса для внедрения современных образовательных стандартов. Таблица 2Структура организации работы здоровьесберегающей, социальновоспитательной и хозяйственной кроссфункциональных команд в рамках проекта «Школьный двор территория радости»

Состав кроссфункциональной командыНаправление работызаместитель директора по административнохозяйственной работе, учителя начальных классов, группа инициативных родителей, работники жилищнокоммунального хозяйства, школьный фельдшерпроектирование и оборудование площадки «Городок здоровья и отдыха»учителя биологии и технологии, преподаватели кафедры биологии Бузулукского гуманитарнотехнологического института, учащиеся и родители из объединения «Озеленение и дизайн»создание фитозоныи дендрария; организация исследовательской работы на учебноопытном участке;проектирование и обустройство клумб, миксбордеров, элементов вертикального озеленениячлены школьного научноисследовательского общества «Эврика!», учителя естественнонаучного цикла, технический персонал, сотрудники городской оснащение школьной метеорологической площадкиметеорологической станции члены кружка ЮИД, преподавательорганизатор ОБЖ, заместитель директора по гражданскопатриотическому воспитанию, сотрудники ГИБДДоборудование площадки «Городок светофорных наук»члены школьного спортивного клуба «Ореон», учителя физической культуры, увлеченные спортом выпускники и родители, технический персонал, заместитель директора по воспитательной работе реконструкция спортивнойзоны

Результат –функциональный школьный двор, каждая зона которого включена в инструментарий учебновоспитательного процесса:«Городок здоровья и отдыха» для образования и развития учащихся начальной школы вне стен классной комнаты, в котороместь игровые и спортивные зоны, здоровьесберегающие островки; «Городок светофорных наук» для проведения практических занятий по правилам дорожного движения;метеорологическая площадкакак база для проведения учебных занятий, практических работ, исследований в естественнонаучном направлении;фитозона, где юные биологи с наставникамивыращивают лекарственные растения, запах которых благотворно влияет на здоровье;дендрарий (60 видов растений) для учебного, научного, культурнопросветительского и опытнопроизводственного назначения.Пример 3.Виртуальное пространство стало неотъемлемой частью жизни не только современного подростка, но и его родителей. Поэтому задача школы –использовать возможности современных средств коммуникации как инструментария для подготовки и проведения родительских собраний. Социальновоспитательная кроссфункциональная команда и кроссфункциональная команда психологопедагогической помощи объединившись, разработалитехнологию подготовки и проведения современного родительского собрания. Цель–максимально использовать возможности виртуального пространства для организации интерактивных родительских собраний. Родители учащихся и классные руководители отмечают, что такиеродительские собрания приносят большую отдачу. Как применяется эта технология, покажем напримере родительского собрания в 8 классе «Выбираем профиль обучения».Таблица 3

Структура организации работы социальновоспитательной кроссфункциональной командыи кроссфункциональной команды психологопедагогического сопровождения в рамках проекта«Создание технологии проектирования интерактивного родительского собрания»

Состав кроссфункциональной командыНаправление работыактив учащихся класса, члены родительского комитета, классный руководительсоздание групп для обсуждения темы собрания в социальных сетях: для родителей в «Одноклассниках», а для учащихся «ВКонтакте» (группы работали до и после собрания)актив учащихся класса, члены родительского комитета, классный руководительсоздание внутри групп опросников: для учащихся «Какой профиль выберешь ты?», для родителей «Выбор ребенка глазами родителя» классный руководительв группе родителей размещена коллекция ссылок на теоретический материал по теме«Выбираем профиль обучения» для ознакомления до собранияродители, классный руководительсоставление понятийного словаря родителями совместно с классным руководителемчлены родительского комитета классаформулировка основных вопросов для обсуждения на собрании, переговоры об участии специалистов «Центра занятости населения», психологодиагностического центра, представителей от предприятий города в skypeконференции во время собранияшкольный психолог, классный руководитель, члены родительского комитетаклассаанализ результатов работы групп, проектирование родительского собранияродители учащихся, классный руководитель, администрация школыпроведение родительского собрания в школеучащиеся, родители, преподаватели будущих профильных дисциплин, выпускники профильных классов прошлых летпродолжение работы в группах социальных сетей, подбор материала по выбранным профилям администрация школыпланирование предпрофильной подготовки и профильного обучения

Результат –высокий коэффициент полезногодействия родительского собрания. Плюсы применения такой технологии подготовки и проведенияинтерактивного родительского собрания:применение современной информационной среды;оперативность получения статистических данных для обсуждения на собрании через опросные формы в социальных сетях;обсуждение направлений, выбранных родителями в процессе погружения в предложенную тему;подготовка родителей к восприятию материалов собрания;проектирование родительского собрания классным руководителем совместно с родительским комитетом класса;продолжение работы над темой собрания вне стен школы в группах социальных сетей: создание детьми и родителями коллекции ссылок на ВУЗы, в которых можно получить образование по профильным направлениям; написание эссе на тему «Что необходимо для успешного обучения в профильном классе»; составление словаря профессий; каталог ссылок на олимпиады по профильным предметам; раздел «Стань студентом!», в котором выпускники профильных классов прошлых лет рассказывают о своих ВУЗах;администрация школы участвует в работе групп, в работе собрания и выстраивает профильную политику образовательного учреждения;анкетирование, анализ продукта совместной деятельности учащихся, родителей, классного руководителя, администрации школы позволяют судить о высокой результативности предложенной технологии проведения интерактивного родительского собрания.Управляя нашим образовательным учреждением с помощью команд менеджмента, получили сильное кроссфункциональное сотрудничество, организационную эффективность, инновационность результатов, профессиональную мобильность, развитие потенциала всех участников образовательного процесса, повышение качества образования, конкурентоспособное преимущество. Грамотное использование ресурсов командообразованияусловие успешности образовательного учреждения.

Ссылки на источники1.Кроссфункциональные команды основной двигатель современных системных инноваций http://www.cecsi.ru/coach/team_cf.html[дата обращения: 28.11.13]