Сценарий классного часа «Общение в семье»
Выпуск:
ART 54204
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семкина
А.
В. Сценарий классного часа «Общение в семье» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
461–465. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54204.htm.
Аннотация. Уметь общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. В каждой семье вырабатывается свой стиль отношений между родителями и детьми. Но, безусловно, с течением времени в этих отношениях позиции детей усиливаются, а родителей ослабевают. Дети обычно торопятся приобрести больше независимости и делать многое, к чему, по мнению родителей, они еще не готовы. Это может привести к ссорам между подростками и их родителями.
Насколько умело, подростки могут разрешать возникающие проблемы и конфликты?
Текст статьи
СемкинаАнжеликаВалерьевна,учитель технологии, этикиМБОУ СОШ № 15г. Нерюнгри РС (Я)sh15@nerungri.edu.ru
Сценарий классногочаса«Общение в семье»
Аннотация. Уметь общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. В каждой семье вырабатывается свой стиль отношений между родителями и детьми. Но, безусловно, с течением времени в этих отношениях позиции детей усиливаются, а родителей ослабевают. Дети обычно торопятся приобрести больше независимости и делать многое, к чему, по мнению родителей, они еще не готовы. Это может привести к ссорам между подростками и их родителями. Насколько умело, подростки могут разрешать возникающие проблемы и конфликты?Ключевые слова: воспитание в школе, конфликт, родители и дети.
Цель: Формирование мотивации и стремления к взаимопониманию с родными и близкими людьми.Задачи:
развивать умение самоанализа, критического мышления;
учить размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы;
воспитывать уважительное, неравнодушноеотношение к своим родителям, родным и близким людям;
помочь учащимся оценить вклад родителей в их становление как личности.Форма проведения: урок дискуссия, с элементами тренинга.Участники: Учащиеся и их родители.Возраст:78классы.Реквизиты:Презентация урока, видеосюжеты с участием учащихся и учителей школы, задания для родителей и детей, записанные на карточках.Ход урокаУчитель:Еще в 17 веке английский философ, психолог, педагог Джон Локк давал совет родителям: «Пока ребенок маленький с него требуй, когда подрастет, с ним дружи».Прекрасно, когда родители следуют этому правилу. Но в жизни порой бывает иначе родители продолжают требовать с подростка как с маленького. Как быть тогда? Как изменить отношения родителей к себе? Какие причины приводят к таким решительным, категоричным заявлениям?Дискуссия.Вопрос: Какие качества воспитываютродители? Отвечают учащиеся. Предварительно проведя опрос своих родителей. Учитель:Нравится это нам или нет, но мы начинаем нашу жизнь под опекой родителей. И будем откровенны, вначале мы этому рады.Но потом вдруг все меняется. Нам не нравятся, как нам кажется чрезмерная забота и опека родителей. Нам не нравятся советы, подавление свободы. Родители не могут понять, почему их чудный ребенок, вдруг перестал их слушать, стал груб…Интервью «Что говорят родители и дети».Видеоклип с участием родителей и учащихся. Дискуссия.
Учитель:В жизни каждого взрослеющего человека приходит момент, когда он понимает, что в состоянии не только создавать проблемы, но и решать их.Вопрос:Когда детям необходим совет родителей и наоборот?Презентация опроса.Результаты опроса. Дискуссия.Учитель:Взаимоотношения родителей и детей бывают разными. В каждой семье своя модель общения. В одной семье царит любовь, уважение, понимание.В другой,родительские объятия становятся так тесны, что их забота оборачивается домашней тиранией. А бывает и третий вариант взаимоотношений.Видеосюжетыс участием учащихся школы. (Три модели взаимоотношений в семье).Дискуссия.Примерные вопросы для обсуждения: Почему,даже взрослея, мы все еще очень сильно нуждаемся в родительской заботе? А с другой стороны, тревога родителей часто кажется нам чрезмерной?Учитель:Взрослея, молодые люди делают один за другим шаги к внешней и внутренней независимости от старших. Этот путь для родителей и детей связан с большой радостью, но и с трудностями, обидами, огорчениями. И на этом новом этапе взаимоотношений родители и дети должны заново учиться доверять, поддерживать и уважать чувства друг друга. Молодым людям все же не следует забывать, что своей сегодняшней «самостоятельностью» и «взрослостью» они обязаны родителям. Не секрет, что нередко «самостоятельность» выражается в том, что подростки отделяют себя от семьи, от навязчивых родителей, проводят все время в компании друзей, во всем противоречат родителям.Вопросы для дискуссии:В чем проявляется «взрослость», «самостоятельность»? Пробовали ли вы помочь родителям принять вашу самостоятельность, уважать свои решения?Учитель:Человек почувствовал себя взрослым, «самостоятельном», значит, свои отношения с родителями он должен строит поновому, повзрослому. Но, все же конфликты между родителями и детьми происходят. Какие причины приводят к возникновению конфликтов? Слайды с результатами опроса. Дискуссия.
Рис. 1. Рис. 2.
Этический тренинг. Примерные ситуации для детей и родителей: Вы с друзьями собрались на (вечерний сеанс,дачу к однокласснику),но ваша мама категорически против этого? Убедить ребенка не ходить с друзьями гулять, а провести (вечер, выходной день) с вами.
Рис. 3.
Рефлексия.«Занятие было интересно, полезно» или «Занятие было сложным, бесполезным».Какой вывод мы можем сделать? Вывод:Вы подрастаете и мужаете,стареют родители и отношения меняются. Но глубокое уважение и почтение к родителям должно оставаться неизменным. Пытайтесь понять мир взрослых. Берегите друг друга.Домашнее задание:провести опрос родителей и узнать, какие качества у детей развивалив их семье? Как они вели себя в конфликтной ситуации с родителями?
Ссылки на источники:1.Волкова Е. В. Этика 10 11 кл М.: ООО «Торговоиздательский дом « Русское слово РС», 2001 208 с.2.М. СтанекиКозвоски, У. Хейнс, к.б.н. А. Бжиска. Под ред. проф. Б. П. Битинаса. Мой мир и я: Путь любви. Пособие для учащихся. Международныйфонд образования. М., 1994.3.В. Сатир Как строит себя исвою семью: пер. с англ.: улучш. Изд. М.: ПедагогикаПресс, 1992.
Сценарий классногочаса«Общение в семье»
Аннотация. Уметь общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. В каждой семье вырабатывается свой стиль отношений между родителями и детьми. Но, безусловно, с течением времени в этих отношениях позиции детей усиливаются, а родителей ослабевают. Дети обычно торопятся приобрести больше независимости и делать многое, к чему, по мнению родителей, они еще не готовы. Это может привести к ссорам между подростками и их родителями. Насколько умело, подростки могут разрешать возникающие проблемы и конфликты?Ключевые слова: воспитание в школе, конфликт, родители и дети.
Цель: Формирование мотивации и стремления к взаимопониманию с родными и близкими людьми.Задачи:
развивать умение самоанализа, критического мышления;
учить размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы;
воспитывать уважительное, неравнодушноеотношение к своим родителям, родным и близким людям;
помочь учащимся оценить вклад родителей в их становление как личности.Форма проведения: урок дискуссия, с элементами тренинга.Участники: Учащиеся и их родители.Возраст:78классы.Реквизиты:Презентация урока, видеосюжеты с участием учащихся и учителей школы, задания для родителей и детей, записанные на карточках.Ход урокаУчитель:Еще в 17 веке английский философ, психолог, педагог Джон Локк давал совет родителям: «Пока ребенок маленький с него требуй, когда подрастет, с ним дружи».Прекрасно, когда родители следуют этому правилу. Но в жизни порой бывает иначе родители продолжают требовать с подростка как с маленького. Как быть тогда? Как изменить отношения родителей к себе? Какие причины приводят к таким решительным, категоричным заявлениям?Дискуссия.Вопрос: Какие качества воспитываютродители? Отвечают учащиеся. Предварительно проведя опрос своих родителей. Учитель:Нравится это нам или нет, но мы начинаем нашу жизнь под опекой родителей. И будем откровенны, вначале мы этому рады.Но потом вдруг все меняется. Нам не нравятся, как нам кажется чрезмерная забота и опека родителей. Нам не нравятся советы, подавление свободы. Родители не могут понять, почему их чудный ребенок, вдруг перестал их слушать, стал груб…Интервью «Что говорят родители и дети».Видеоклип с участием родителей и учащихся. Дискуссия.
Учитель:В жизни каждого взрослеющего человека приходит момент, когда он понимает, что в состоянии не только создавать проблемы, но и решать их.Вопрос:Когда детям необходим совет родителей и наоборот?Презентация опроса.Результаты опроса. Дискуссия.Учитель:Взаимоотношения родителей и детей бывают разными. В каждой семье своя модель общения. В одной семье царит любовь, уважение, понимание.В другой,родительские объятия становятся так тесны, что их забота оборачивается домашней тиранией. А бывает и третий вариант взаимоотношений.Видеосюжетыс участием учащихся школы. (Три модели взаимоотношений в семье).Дискуссия.Примерные вопросы для обсуждения: Почему,даже взрослея, мы все еще очень сильно нуждаемся в родительской заботе? А с другой стороны, тревога родителей часто кажется нам чрезмерной?Учитель:Взрослея, молодые люди делают один за другим шаги к внешней и внутренней независимости от старших. Этот путь для родителей и детей связан с большой радостью, но и с трудностями, обидами, огорчениями. И на этом новом этапе взаимоотношений родители и дети должны заново учиться доверять, поддерживать и уважать чувства друг друга. Молодым людям все же не следует забывать, что своей сегодняшней «самостоятельностью» и «взрослостью» они обязаны родителям. Не секрет, что нередко «самостоятельность» выражается в том, что подростки отделяют себя от семьи, от навязчивых родителей, проводят все время в компании друзей, во всем противоречат родителям.Вопросы для дискуссии:В чем проявляется «взрослость», «самостоятельность»? Пробовали ли вы помочь родителям принять вашу самостоятельность, уважать свои решения?Учитель:Человек почувствовал себя взрослым, «самостоятельном», значит, свои отношения с родителями он должен строит поновому, повзрослому. Но, все же конфликты между родителями и детьми происходят. Какие причины приводят к возникновению конфликтов? Слайды с результатами опроса. Дискуссия.
Рис. 1. Рис. 2.
Этический тренинг. Примерные ситуации для детей и родителей: Вы с друзьями собрались на (вечерний сеанс,дачу к однокласснику),но ваша мама категорически против этого? Убедить ребенка не ходить с друзьями гулять, а провести (вечер, выходной день) с вами.
Рис. 3.
Рефлексия.«Занятие было интересно, полезно» или «Занятие было сложным, бесполезным».Какой вывод мы можем сделать? Вывод:Вы подрастаете и мужаете,стареют родители и отношения меняются. Но глубокое уважение и почтение к родителям должно оставаться неизменным. Пытайтесь понять мир взрослых. Берегите друг друга.Домашнее задание:провести опрос родителей и узнать, какие качества у детей развивалив их семье? Как они вели себя в конфликтной ситуации с родителями?
Ссылки на источники:1.Волкова Е. В. Этика 10 11 кл М.: ООО «Торговоиздательский дом « Русское слово РС», 2001 208 с.2.М. СтанекиКозвоски, У. Хейнс, к.б.н. А. Бжиска. Под ред. проф. Б. П. Битинаса. Мой мир и я: Путь любви. Пособие для учащихся. Международныйфонд образования. М., 1994.3.В. Сатир Как строит себя исвою семью: пер. с англ.: улучш. Изд. М.: ПедагогикаПресс, 1992.