Использование коррекционного модуля «Живой купол» на занятиях ритмики и хореографии у детей с патологией зрения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тюменцева Н. А. Использование коррекционного модуля «Живой купол» на занятиях ритмики и хореографии у детей с патологией зрения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54208.htm.
Аннотация. Статья посвящена применению коррекционного модуля «Живой купол» на уроках ритмики и хореографии в коррекционной школе для детей с ОВЗ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тюменцева Наталья Анатольевна,педагог дополнительного образования, педагогорганизатор,КГКС(К)ОУ«Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IIIIV вида», г.Барнаулtna71@mail.ru

Использование коррекционного модуля «Живой купол» на занятияхритмики ихореографии у детей с патологией зрения

Аннотация.Статья посвященаприменению коррекционного модуля «Живой купол»на уроках ритмики и хореографиив коррекционной школе для детей с ОВЗ.Ключевые слова:развитие чувстваритма, координация движений, пространственная ориентировка, двигательная подготовленность.

Внутренний мир слабовидящего и слепого ребенка строится на основе впечатлений, получаемых им через сохраненные анализаторы, главный из которых –двигательный. При патологии зрения у детей имеются значительные особенности в способах восприятия окружающего мира, развитии движений, ориентировке в пространстве.[1, с. 5]

Работая в коррекционной школе, я обратила внимание на то, что некоторые родители ввиду занятости, и малой активности, уделяют недостаточно внимания развитию у детей интереса к музыке, театру, хореографии, изобразительному искусству. Многие дети ведут пассивный образ жизни. Учатся в школе, а остальное время часто проводят дома у телевизора. Они редко посещают с родителями театры, фестивали, концерты.Учитывая, что занятия ритмикой являются частью образовательной и коррекционноразвивающей работы школы, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционноразвивающее. В процессе занятий у детейс патологией зренияукрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом.Учащиеся в процессе обучения знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать национальное своеобразие танца; знакомятся с основами общей культуры:

корректное поведение;

ответственность;

трудолюбие;

самоконтроль.[5, с. 16]Музыкальное сопровождение танцевальных композиций способствует развитию слуха, формированию пластичности и точности движений, воспитанию чувство прекрасного.Все это является базой для дальнейшего развития творческой жизни учащихся и их способностей.Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и творческогоотношения к жизни и искусству –необходимое условие формирования личности ребёнка.Задачи эстетического воспитания не исчерпываются необходимостью научить учащихся, верно понимать эстетические явления. Главное воспитывать и развивать те качества личности, которые превращают человека в активного созидателя прекрасного.[2, с. 12]Личностноориентированный подход, который в последнее время повсеместно внедряется в сфере образования –это, по своей сути, специфика нашей работы, без него невозможен сам процесс обучения танцу. Для достижения заметных результатов в воспитании и обучении учитываю личностные качества, возрастные, психологические, физические особенности ребёнка с ограниченными возможностями. Современные подходы к коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средствареабилитации и социальной адаптации.[3, с. 62]Хореография и ритмика для учащихся с патологией зренияспособствуют коррекции отклонений в психофизическом развитии детей.Проводимые мной занятияскладываются из двухкомпонентов, находятся в тесной взаимосвязи:1. Формирование музыкальноритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности);

2. Формирование навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетнообразных, танцевальных).Овладение ими детьми осуществляется посредством специальных танцевальных упражнений, игр, танцев. В процессе занятий решаю следующие задачи:

развитие музыкального восприятия, формирование умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения);

овладение «языком движений», его семиотическими формами; умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкальнодвигательной импровизации в сюжетноигровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоциональноволевой, моторной, личностной сфер ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Это ограничивает подвижность ребенка и затрудняет развитие его двигательной сферы. Отсутствиезрительных впечатлений влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает у слабовидящихи слепых детей боязнь пространства, страх передвижения. А занятия ритмикой и хореографиейпозволяют детямпреодолеть трудности зрительнопространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.[2, с. 62]При анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух —основная опора слепого и в предметно –пространственной ориентировке. Поэтому слуховой анализатор, как одно из компенсаторных средств весьма эффективно используется на занятиях по ритмике и хореографии. Дети выполняют упражнения под счет, на хлопки, удары в бубен. Слушая и исполняя ритмичные, бодрые, танцевальные композиции, дети испытывают радость, переживают чувства, которые выражены в музыкальном произведении.[4, с. 21]В музыкальном сопровождении показывается также ритмичность и имитация движений различных трудовых процессов, что способствуетв дальнейшем умению овладевать трудовыми операциями. В музыкальных играх и плясках дети с патологией зрения учатся двигаться в соответствии с характером музыкальных произведений (бодрый, веселый, подвижный, спокойный), с громкостью звучания (усиление и ослабление), с темпом (ускорение и замедление). Заканчивать движения с прекращением музыки, исполнять несложные пляски, построенные на простейших плясовых движениях (притопывание одной ногой и двумя ногами попеременно, кружение поодиночке и парами, держась за руки, в одну сторону, в другую; полуприседание, хлопки в ладоши, помахивание кистями рук, повороты рук). Дети учатся правильно ходить, держать корпус прямо, легко бегать на носках, прыгать, сгибая колени.[1, с. 19]Малоподвижная жизнь приводит кпоявлению у слабовидящих детейнавязчивых стереотипных (так называемых блайндизмов)движений рук, головы, в которых реализуется естественное стремление ребенка к движению. С целью их преодоления в структуру занятий ритмикой и хореографией включаю набор специальных упражнений из трех групп:

коррекционные упражнения для рук;

коррекционные упражнения для ног;

коррекционные упражнения для рук и ног.Коррекционная направленность упражнений состоит в формировании движений рук и ног, усвоении детьми различного ритма, автоматизации, согласованности действий.И.М.Сеченов говорил, что слепому и слабовидящему ребенку рука заменяет глаз. Рука выступает как регулятор многих движений, ориентируясь в пространстве, ребенок использует ее движения; основные движения (ходьба, бег, прыжки) осуществляются с помощью рук. У детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук: пальцы малоподвижны, скованы, напряжены.[3, с. 41]Дляразвития свободного движения рук, провожу коррекционные занятия с учётомрекомендаций специалистов: учителя логопеда и тифлопедагога («пальчиковая гимнастика»). На занятияхдаю детям специальные упражнения, способствующие развитияю «танцевальности» рук. Танец «Стирка», в котором ребята изображают процесс труда; танец «Пташечка», где учащиеся исполняют движения крыльев птиц (маленьких птенчиков, важных, весёлых); танец «Пальчик» на координацию, движения;«ручеёк», «ленточка», «травушка» и т.д.Для развития чувства ритма, учащиеся выполняют различные комбинации из хлопков (одинарные, двойные, тройные)и притопов (одной ногой, двумя).

Для развития воображения и фантазии учащимся предлагаю музыкальные отрывки из детских песен, и они должны найти движения для героя песенки и объяснить, что герой делает, какое у него настроение, характер.У детей с патологией зрения наблюдается плохая походка (медленная, неуверенная, «вразвалочку»), что влияет на выработку осанки. Постепенно входит в привычку неэстетичная сутулость осанки,вредная для здоровья. Для коррекции походки провожу упражненияв ходьбе по различным «след –ориентирам» («дорожки», «круги», «диагональ», «шнуровки»).Сначала дети учатся ходить размеренным и размашистым шагом друг за другом, держась за идущего впереди товарища левой рукой. С выработкой автоматизма в правильной постановке ног, внимание переносится на туловище: положение позвоночника, плеч, головы.[2, с. 56]Во время занятий особое вниманиеуделяю осанке детей: необходимости прямо держать спину, не склонять голову к груди (это особенно характерно для осанки слепых детей). Коррекционные упражнения для исправления осанки: «кошки», «солдатики», «неваляшки», «тряпичные куклы». Большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет приобретение двигательного опыта. Чтобы слабовидящий и слепойребеноковладел движениями своего тела, обучаю основным движениям от простого к сложному. Постепенно расширяю и усложняю лексику танцев. Много рассказываю о пользе упражнений, о характере их исполнения. Прежде чем разучивать танцевальный номер,слушаем с учащимися музыку, знакомлю их с сюжетом танца, предлагаю придумать движения к танцу. Вначале разучиваю с учащимися движения, затем комбинации, движения в паре и только после этого разучиваем танец с рисунком.Многие из движений, необходимых для выполнения основных упражнений, особенно движений ног, выполняются сначала сидя. Дети хорошо понимают упражнения и ставят ноги в нужное положение, позже отработанные движения легче перенести в положение стоя. Внимание ребенка обращается на то, как нужно чередовать движения рук и ног. Сначала ноги детей переставляю сама, затем упражнение делаем вместе с ребенком и наконец ребенок выполняет упражнение сам. После этого разучивание движения переносится в положение стоя. Становлюсь в исходное положение, с которого начинается упражнение, выполняю его, объясняя все движения, которые должны сделать дети. При этом,даю возможность слепым детям «смотреть», т. е. ощупать ребёнок в позиции «сзади», «спереди». Находясь за спинойили перед ребенком, направляю своими руками его руки, ноги и корпус. Показ движений сопровождаю развернутым описанием упражнений. Этот метод применяю в самом начале работы.На следующем этапе обучения детей с патологией зрения нахожусь на расстоянии, при котором вытянуты руки мои и ученика могут касаться друг друга. Это позволяет своевременно оказыватьпомощь ребенку, исправлять ошибки, и ребенокможет почувствовать правильность выполнения движений взрослым.Когда в упражнениях отрабатывается умение сосредоточить взгляд на движении, рука ученика и моя находятся на одном уровне. В одном случае сама сажусь на стул, ученик стоит передо мной, в другом случае сама стою, а ученик встает на специальную подставку, высота которой регулируется до необходимого уровня. Такие одновременные действия рук способствуют качественномувыполнению заданий.Обучение упражнениям начинаю с простых заданий, которые дети выполняют поэтапно в медленном темпе, чтобы можно было осознать последовательность действия и воспроизвести его.Многие слепые и слабовидящие дети не умеютподпрыгивать и перепрыгивать. Они делают это на прямых ногах с жестким приземлением на пятки, что чревато травмами. Первые упражнения в прыжках у таких детей прыжки на месте. На занятиях они учатся перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, держась за мою руку, а затем и самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы,перехожу к играм, в которых нужно перепрыгивать через «речку», «канавку»,играем в игру «Не замочи ноги» идругие.Обычно долго не удается научить слабовидящих и слепых детей становиться в круг. Первоначально для обучения этому использую круг, сделанный из мягкой проволоки, затем из толстого шнура, который в дальнейшем убираю. После нескольких упражнений дети овладевают навыком построения в круг из любого положения.Процесс проведения занятий по ритмике и хореографии в коррекционной школе имеет свои особенности, которые определяют содержание и специфику использования комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях:

слухо –двигательных;

зрительно –двигательных;

словесно –двигательных.[3, с. 33]Для реализации этих методов на уроках использую модуль «Живойкупол». Занятия включают в себя ритмическую ходьбу с различными движениями рук и туловища, проведением речетативно –игровых упражнений,дидактических игр,стихотворений, бег (в различном темпе), общеразвивающие и танцевальные движения, танцы, подвижные игры. Систематическое совершенствование движений на занятиях оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей.Наблюдения показали, что двигательные навыки у детей с патологией зрения неустойчивы. Чтобы укрепить их, нужно уметь вовремя поддержать интерес ребенка к упражнениям, которые он делает. Коррекционные занятия по ритмике с применением «Живогокупола»носят занимательный характер (в игровой форме)например, учащиеся не просто дети, а «лучики солнца». Также с помощью «купола» дети «катаются на карусели». Такие занятия способствуют снятию двигательной скованности, позволяют детям с нарушением зрения овладеть основами координационных механизмов,перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессезанятий, в свободную деятельность.Изготовить «купол » просто. Выкраивается он в форме круга из легкой ткани с учетом цветовой модификации. Верхний срез «купола» обрабатывается «кулисой», завязывающийся на шнур, по краю купола пришиваются петли («лучики солнца»), за которые держатся дети, также есть внутренние петли, расположенные по кругу,меньшего диаметра.Надевается «купол», как юбка, внутренняя часть петель находится у педагога в руках. В таком положении, за счет сгибания и разгибания рук, наклона своего тела и усилий в плечах контролируютсяи регулируютсядвижениядетей. Постепенно дети осваивают правильные движения руками, учатся соизмерять силу натяжения петли «лучика солнца». При работе с «куполом» проговариваю каждое движение с определенным ритмом и интонацией, подсказываю детям как момент ускорения (когда нужно перейти с «галопа» на «пружинку»), так и момент торможения(переход с «пружинки» на ходьбу). Усилием одной рукипомогаю (ускоряя)бежать слабому, а усилием другой немного придерживать сильного. Во время игры являюсь своеобразной осью вращения «карусели».Совершенствуя свои движенияв данных упражнениях, ребята перестают бояться быстрого движения, отрывают обе ногиот земли, что дает им почувствовать ощущение «полета». Когда «Живой купол» опускается или поднимается от него «идет ветер». Дети слышат шелест купола, чувствуютего взлет, слышат звук передвижения друг друга и реагируют на движение, увлекаясь игрой.Во время работы с «Живым куполом» во всех упражнениях предусматриваются задачи упражнения для активизации зрительных функций: остроты зрения, фиксации, локализации, прослеживания. Коррекционная роль занятий обеспечивает рациональное сочетание зрительного контроля с выполняемыми действиями, направленными на развитие механизмов фиксации, прослеживания, укрепления глазодвигательных функций.Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия, движения, их цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия» (Ительсон, Л. Б., Петровский, А.В.).[2, с. 25]В работе по развитию танцевальных движений с применением «Живогокупола» опираюсь на мышечное чувство ребенка, учу использовать его при ориентировке в пространстве и для координации движений. Дети учатся контролировать свои движения, оценивая и координируя их не зрением, а проприочувствительностью с помощью взятия в руки «петель» «купола».У слепых и слабовидящих активизация двигательного анализатора ведет к увеличению роли мышечносуставного чувства в структуре познавательной деятельностиза счет не только его тренировки, но и повышения эффекта сенсибилизации.[1, с. 13]Хорошо помогает «Живойкупол» с его натяжением и при обучении ходьбе.При этом особое вниманиеуделяю движениям ног; необходимо научить детей поднимать ноги при ходьбе, не шаркать ими по полу. Сначала дети слишком высоко поднимают ноги. Идя рядом с ребенком, касаюсь ногой его ноги, показываю, как нужно это делать правильно.На занятиях уделяется большое внимание ориентировке в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения за счет использования световых сигналов, ориентиров и цветовых атрибутов.В обучении танцевальным движениям широко применяю показ с конкретным словесным описанием действия. Показ строю поэтапно, выделяю на каждом этапе акценты точнойкоординации, отдельные новые или особо трудные элементы показываю на самом воспитаннике.Часто в обучении использую метод словесного описания движений детьми, это активизирует мысль, представления их о движении. Правильное описание ребенком движений и последующее их воспроизведение дает возможность судить о создании зрительного образа движения. Все разучиваемые упражнения повторяются до тех пор, пока ребенок сможет их выполнить в различных вариантах: по словесной инструкции, по показу, в разном темпе.Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. Достигнуть результатов в развитии творческих способностей учащихся можно, только комплексно воздействуя на ребенка. В первую очередь это, конечно, занятия на урокахиндивидуальных и групповых, когда учащимся предлагаются творческие задания.Индивидуальный подход в процессе обучения слепых и слабовидящих детей не означает, что на занятиях уделяю внимание толькоодному ребенку. Работая с группой учащихся, выбираю приемы, помогающие каждому из детей организовать свое поведение в соответствии с требованиями коллектива.Двигательные упражнения даю детям в форме конкретных заданий. Например, «натягиваем купол», «закручиваем купол». Конкретные короткие задания при выполнении движений помогают детям лучше осознать поставленную перед ними задачу и действовать более целеустремленно. Во время движения с «Живым куполом» очень важно стимулировать действия детей. Качество выполнения заданий учащимисякомментирую: «Денис! Ты уже научился хорошо делать приставной шаг. Теперь следи за своей спиной и головой. Спину держи прямо. Голову подними выше. Я тебе дам волшебный солнечный лучик. Лучик этот будет помогать светить солнцу ярче и теплее, а пока ты его несешь, он тебя будет учить держать спину ровно, красиво». Комментирование своих действий помогает слепому ребенку сосредоточиться в нужный момент.Незнакомые движения часто вызывают у детей нерешительность, боязнь. Поэтому прежде, чем показывать и объяснять детямновое движение,предварительно сравниваем его с теми, которые дети уже умеют делать. Основываясь на движениях, которыми ребенокуже владеет, обучаю его новым танцевальным движениям.Для поддержания интереса иразвития физических способностей учащихся упражнения постоянно модернизируются (варьируются), постепенно усложняются. Прежде чем приступить к обучению сложным движениям, проверяю, насколько дети овладели простыми движениями, входящими в сложные, и могут ли свободно объединять их. Для этого отрабатываются отдельные движения, входящие в такие сложные упражнения, как прыжки, поскоки и другие.С целью формирования в определенной последовательности координации и совместных движений рук и ног разработала методику упражнений с «Живым куполом», включающую в себя:

одновременные и однонаправленные движения из однонаправленных исходных положений;

одновременные разнонаправленные действия из разнонаправленных исходных положений;

однонаправленные поочередные движения из однонаправленных исходных положений;

разнонаправленные поочередные движения из разнонаправленных исходных положений;

разнонаправленные одновременные движения. На основании педагогического опыта и изучения специальной литературы, для отслеживания динамики развития танцевально –двигательных навыков у ребёнкаразработала мониторинг, в которомвыделены следующие параметры: а)развитие и коррекция основных видов движений, серийдвижений, музыкальноритмических движений;б)развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;в)развитие эмоциональноволевой сферы и компонентовличности;г)развитие способности ориентироваться в пространстве.Данный мониторинг проводится в начале и в конце учебного года.В процессе диагностирования выявляю группы ребят с низким и высоким уровнем развития танцевальныхспособностей. Знание способностей ребят помогает мне определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений,способствующие снятию двигательной скованности, позволяющие детям с нарушением зрения овладеть основами координационных механизмов, умением перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессезанятий, в свободную деятельность для адекватного взаимодействия в социальной среде. Использование своеобразных приемов и способов в обучении слепых и слабовидящих детейнаправлено, прежде всего, на формирование навыков основных жизненно важных движений.Наблюдения за группой учащихся из шести человек показали, что у четырехдетей на занятиях с применением «Живогокупола» отмечается положительная динамика в координации движений, ориентировке в пространстве; у одного ребенка наблюдается боязнь замкнутого пространства, но хорошо развиты танцевально двигательные навыки у другого отмечаются затруднения при перемене положения тела (из положения –стоя,в положение присед), но ребенок стал более уверенно ориентироваться в зале. С целью коррекции выявленных отклонений с детьми проводятся дополнительные индивидуальные занятия.В последующей работе планируется исполнение танцев с использованием «Живогокупола», построенных на более сложных плясовых движениях.

Занятия по хореографии и ритмике позволяют детям с ограниченными возможностями овладеть основами координационных механизмов, перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе занятий, в свободную деятельность для адекватного взаимодействия в социальной среде.Использование своеобразных приемов и способов в обучении слепых и слабовидящих детейнаправлено, прежде всего, на формирование навыков основных жизненно важных движений.

Работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, значит ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества –личность, развитую всесторонне и гармонично. Наша профессия одна из самых мирных и безобидных. И всетаки я думаю, что стоим мы на переднем крае борьбы за человека. Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог класса и сделавший под нашим руководством первое па. Всё, чему я научу, если это идет от сердца, обязательно останется в памяти ребенка. Вы входите в класс. На вас обращены глаза ваших воспитанников. Глаза, полные надежд, ожиданий, которые нельзя обмануть. Урок начинается. В добрый час!

Ссылки на источники1.Сековец, Л.С. Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения. –М.: Медицина, 2006.2.Денискина, В.З., Шведова, Н.П. Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве. –М.: Медицина, 2008.

3.Солнцева, Л.И., Подколзина, Е.Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2005.

4.Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений проф. образования, обучающихся по специальности "Педагогика доп. образования" М.: Владос, 2002.5.Никитин, В.Ю. Модернджаз танец: Методика преподавания М.: Всероссийский Центр художественноготворчества учащихся и работников начального профессиональногообразования, 2002.