Офтальмотренинг как средство коррекции и сохранности зрения слабовидящих школьников
Выпуск:
ART 54207
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Назаренко
Н.
В. Офтальмотренинг как средство коррекции и сохранности зрения слабовидящих школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
476–480. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54207.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации работы по коррекции зрительного восприятия, сохранению и улучшению зрения слабовидящих учащихся средствами метода вибрационного исцеления и цветотерапии.
Ключевые слова:
офтальмотренинг, зрение, метод вибрационного исцеления и цветотерапии, олег панков, слабовидящие учащиеся, коррекция.
Текст статьи
Назаренко Наталья Викторовна,методист,КГКС(К)ОУ«Алтайская краевая специальная (коррекционная)ОШIIIIVвида»ya.nnazarenko2014@yandex.ru
Офтальмотренинг как средство коррекции
исохранности зрения слабовидящих школьников
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации работы по коррекции зрительного восприятия,сохранению и улучшению зрения слабовидящих учащихся средствами метода вибрационного исцеленияи цветотерапии. Ключевые слова:офтальмотренинг, зрение, метод вибрационного исцеленияи цветотерапии, Олег Панков, слабовидящие учащиеся, коррекция.
Человеческий глаз это орган,созданный для восприятия света. Это самый ценныйи удивительный дарприроды.В глазах отражается всё, что мы чувствуем: радость,страдания, гнев,равнодушие, любовь и ненависть. [5, с. 46]Тайна зрениявеками интриговалафилософов, врачей и учёных. Более 2000 лет назад греческий врач Алкмеон сделал открытие, что глаза связаны с мозгом. Он выдвинул правильную теорию отом, что зрительные восприятия сходятся вместев мозгу, а затем объединяются с памятью. И хотя основные открытия в анатомии глаза были сделаны в19 веке, только в 1930 году оптики, психологи и педагоги пришли к выводу, что зрение процесс познавательный.Это открытие вызвало всеобщее удивление, потому что раньше считали, чтозрение процесс автоматический, подобный дыханию или пищеварению. Но это не так. В сущности, зрение это процесс, действующий на основании согласованного комплекса более чем 20отдельных навыков.Дополнительно к формированию образов визуальная система включает в себя способность определятьразмер, скорость, расстояние и позицию объекта, способность определять состав, структуру, вес, причину возникновения и возраст объекта без прикосновения к нему, способность сравнивать один объект с другим, способность поддерживать равновесие, способность читать и переводить написанные слова, знаки всимволы. Этим навыкам учатся, достигая совершенства,в детском возрасте, а потом они остаютсянеизменными в течениепочти всей взрослой жизни и начинают ухудшаться лишь в старости. Одни дети способны научитьсяэтому быстро и легко, у других жевырабатываются искажённые зрительные навыки, которые могут серьёзнозатруднить развитиеи стать препятствием для нормального обучения в школе или работе, а в результате помешать достигать определённых высот в течение всей жизни.[7, с. 18]Глаза это не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья.Глаз очень чувствительный и ранимый орган. Слишком яркий свет причиняет глазамболь, загрязнённый воздух, дым, пыль вызывают слезотечение,а иногда даже воспаление глаз.Глазам необходимсолнечный светсолнце поддерживает здоровые глаза в хорошем состоянии и укрепляет слабые глаза, увеличивая в них обмен веществ,очищая их таким образом от шлаков. К тому же 80% ультрафиолета поступает в организм человека через глаза! Тот, кто постоянно носит очки,закрывает доступ ворганизм ультрафиолетового излучения, что вызываетзаболевания внутренних органов. Все «очкарики» хронические больные![6, с. 78]Свет создаёт цвет и форму. С научной точки зрения свет это поток электромагнитной энергии с различными длинами волн, излучаемый солнцем. Когда отражённые от объектов волны попадают в наши глаза, они создают ощущение света. Мы видим с помощью отражённого света. Цвет это свойствосвета. Если свет разложить на отдельные составляющие с разными длинами волн,мы получим разные цвета. Семь цветов радуги это только малая часть спектра солнечногосвета. У каждогоцвета есть множество оттенков и вариаций оттенков.[4, с. 17]Какое же отношение всё это имеет к нашей методике, нашим занятиямв режиме офтальмотренинга? Всё оченьпросто различныечастоты оптическогоспектра (цвета) влияютна различные «энергии» человека. Чтобы полностью это понять,мы должны научиться рассматривать себя как энергетическую систему. Всё в жизнисоздаётся в результате вибрации. Вибрация существует в живой и неживой материи. Вибрация живой материи более активна и разнообразна, чемнеживой, но существует она везде.Коррекция здоровьяс помощью света и цвета называетсявибрационным исцелением.Метод этот лежит в основе методики самоисцеления Олега Павловича Панкова, профессора офтальмолога, академика Лазерной академии наук РФ. После 30 лет научной, практической работы, проведя лечение более 10000 человек, он пришёл к выводу, что каким бы плохим ни было у человека зрение, его можно улучшить с помощью физических методов профилактики и лечения, а именно с помощью света, дыхания, воды, питания, тренировок.[10, с. 11]При совместной медицинской и педагогической работе над офтальмотренингом мы ставили задачу научить ребятобщим приёмам, навыкам работы по сохранению, улучшению своего зрения, на основе которых они выработаютсвои индивидуальные приёмы, закрепят их в собственной практике, сделают выводы о необходимости поддерживать собственное здоровье в хорошей физической форме, сохранять зрение на долгие годы, научатся передавать своим близким полученные знания, выработают стойкую мотивацию кздоровому образу жизни.Острота зрения ведущий фактор в восприятии объектов окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы, размеров, оценке положения предметов.Им трудно обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначения и детали изображений на рисунках, чертежах, схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Это предполагаетобогащение зрительного опыта, создание специальных условий, обеспечивающих накопление информации об окружающей действительности, выделение сигнальных свойств в предметах и изображениях.[2, с. 83] Слабовидящие страдают нарушением форменного, стереоскопического и глубинного зрения, которое не позволяет имвоспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства.
В условиях специального обучения форменное, пространственноеи стереоскопическое зрение совершенствуется, что способствует формированию сложных пространственных представлений, имеющих важное значение для трудовой деятельности. Установлено,что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого и нерасчленённого различения формы (контура, общих пропорций, положения предмета), проходит ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.[5, с. 29]Зрение необходимо человеку не только для того, чтобывоспринять зрительный образ, но и для того, чтобы совершить целую последовательность действийдругими органами чувств, мышцами, чтобыпонять и обезопасить себя в окружающем мире.Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур зрительного анализатора и позволяеториентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном расстоянии, при ярком свете и в сумерках. Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение.[3, с. 12]
Необходимо помнить, что человек часто может помочь своим глазам сам. Для этого стоит выделить всего лишь 1020 минут в день на небольшую тренировку глаз, ведь им, как и всему организму, необходимы как физические упражнения, так и отдых с расслаблением. Специалистами школьного диагностикореаблитационного центра был разработан офтальмотренинг, состоящий из семи циклов занятий.
Офтальмотренинг пометоду вибрационного исцеленияи цветотерапии Олега Панковаэто:Аутоупражнения «Радуга»,«Довольный котёнок»,Аффирмации для работы позрительному восприятию,Аутотренинг «Золотые купола»,Прослушивание медитативной музыки,Утренний контрастный душ,Ванночки для глаз,Комплексы гимнастики для глаз (укреплениемышц глазного яблока,тренировка аккомодации, выработка бинокулярного зрения, развитие стереоскопического зрения, увеличениескорости зрительного восприятия, совершенствование цветоразличения и цветовосприятия,расширение поля зрения и др….),Дыхательные упражнения,Медитативные упражнения в соответствии с цветом Дня,Очищение водой,Цветодиетотерапия,Соляризация «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» Библия…[10, с. 28]Цель обучения:
1.Познакомить слабовидящих учащихся с разнообразными видами зрительных иллюзий, дать понятие об относительности восприятия предметов внешнего мира.2. Показать особенности зрительного восприятия при различных глазныхпатологиях.3. Обучить приёмам самооздоровления, улучшенияисохранениязренияЗадачиобучения:Развивать ориентировочнопоисковое движение взора, что позволит лучше замечать мелкие существенные детали, получать точные и четкие представления о рассматриваемых предметах и объектах,Обогатить зрительные впечатления обокружающем мире и расширить кругозор детей с нарушением зрения,Формировать у детей зрительные способности обследования, узнавания предметов,Развивать способность к интегрированию признаков: дискретное, фрагментарное и целостное восприятие изображений,Формировать сознательную мотивацию к здоровому образу жизни, к сохранению и улучшению зренияСоздавать фиксированную установку на здоровый образ жизни, высвобождать творческие способности.Обязательным компонентом обучения в программе офтальмотренингаявляется использование метода саморегуляции. т.е. проведение аутогенной тренировки, а также прослушивание «умной» музыки. Как известно, аутогенная тренировка это научнопсихологическая дисциплина, методика самовнушения, позволяющая посредством воображения, внимания и эмоционального состояния (их роль в процессе обучения очень велика) влиять на нервную систему, а «умная» музыка настраивает мозг на Альфаволны, что позволяет повысить уровень усвоения учебного материала.Сравнительные исследования показали. Что сеансыаутогенной тренировки на 40%повышают эффективность обучения.[6, с. 34]
Самоочищение основа восстановления зрения1 урок. Знак алая роза2 урок. Знак оранжевое солнце3 урок. Знакзолотое солнце4 урок. ЗнакЗелёный листок5 урок. ЗнакГолубое небо6 урок. ЗнакНочное небо7 урок. ЗнакТибет ночью
Параллельно проводилась работа по использование цветовых картин. Рассматривание которыхотражается на психоэмоциональном состоянии человека, оказывает влияние на его мозг и все органы тела.
Картины могут использоваться при лечении близорукости, дистрофии сетчатки, астигматизме, косоглазии, амблиопии, глаукоме, спазме аккомодации, катаракте, помутнениях роговицы, при воспалительных заболевания глаз, компьютерном утомлении.Таблица 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ В КРАСНЫХ ТОНАХДля повышения работоспособности, периодически рассматривайте картину в течение 35 минут. Красный цвет используется для кратковременной активизации деятельности. Длительное воздействие, наоборот, приводит к утомлению и снижению работоспособности. Передозировка красного может вызвать повышение давления и учащение пульса.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ОРАНЖЕВЫХ ТОНАХЭтот цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный период времени. Способствует усвоению и запоминанию материала. Повесьте картинку в оранжевых тонах дома над рабочим столом.Оранжевая гамма также помогает при депрессии.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ЖЕЛТЫХ ТОНАХПо действию желтый цвет сходен с оранжевым, но в более мягкой форме. Хорошо снимает чувство усталости. Помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости!
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ЗЕЛЕНЫХ ТОНАХВ цветолечении зеленый благотворно влияет на зрение, снимает умственное ифизическое перенапряжение, стабилизирует давление, исцеляет головную боль и мигрени. Рассматривать ее можно длительно. Не следует пристально смотреть только на зеленую часть изображения, в поцессе рассматривания переводите взгдяд с верхней части картины на нижнюю и наоборот.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ГОЛУБЫХ ТОНАХСпособствует снятию эмоционального напряжения. Успокаивает нервную систему, благотворно влияет при усталости и бессоннице. При длительном воздействии может снизить работоспособность. Считается, что обладает бактерицидным действием, способствуя устранению воспалительных процессов. Можно рекомендовать повесить картинку в спальне.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНИХ ТОНАХПопробуйте следующее: чтобы встряхнуться и расслабиться, сосредоточьте свой взгляд на синеве неба, при этом дышите как можно глубже. Синий создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы. Обладает антибактериальными свойствами, омолаживает, повышает иммунитет.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ФИОЛЕТОВЫХ ТОНАХФиолетовый хорошо подходит для решения умственных задач и снятия возбуждения. Повышает иммунитет, оказывает тонизирующее действие на глаза. Слишком длительное созерцание фиолетового может привести к подавленности, и даже депрессии. Оказывает благотворное влияние на сон.
Часть работы по использованию элементов офтальмотренинга проводилась в учебное время, например при проведении физпаузы на уроке, ученики проговаривалиаффирмации: «Я вижу отчётливо, комфортно и естественно!Мои глаза видят лучше! Моим глазам хорошо, они в удобном, расслабленном состоянии! Моё зрение улучшается!Форма и структура моих глаз улучшаются!Начались позитивные изменения!Я яснее вижу удалённые объекты!Я вижу без очков!Я живу в гармонии со своим прекрасным зрением!»Результатыработы отражались в таблицах, что позволяло провести мониторинг результативности проводимых занятий: [11, с. 15]
Рис. 1.
Итогом проведённой работы и исследований отмечено 100%сохранность зрения у учащихся, прошедшихзанятия, а также ощущение улучшения общего самочувствия, укрепление психоэмоционального состояния.Полная версия конспектовофтальмотренинга с музыкальным сопровождением представлена на персональном сайте natalyanazarenk.ukoz.ru.
Ссылки на источники
1.Абрамов В.Г. Основныезаболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности.
М.: Медицина,1993.2.Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина, 1986 .3.Демичоголян Г.Г. Тренируйте зрение.М.: Педагогика,1990.4.Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.М..:Владос, 2000. 5.Ковалевский Е.И. Офтальмология.
М.:Медицина,1995 .6.Кудряшова Н.И. Зрение.М.: Медицина,1998.7.Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология : Воздействие цвета и света на организм человека. (методические рекомендации).Барнаул,2003.8.Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: к здоровью через движение» (методическое пособие). Барнаул,2003.9.
Матин Суссман. Программа улучшения зрения. Минск, 2007 г10.Панков О.Очкиубийцы. Опыт умного человека или как избавиться от очков за 30 дней.М.: Союз, 2006 11.Рожкова Г.И., Токарева В.С.Таблицы и тесты для оценки зрительныхспособностей.
М.: Педагогика,2001.
Офтальмотренинг как средство коррекции
исохранности зрения слабовидящих школьников
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации работы по коррекции зрительного восприятия,сохранению и улучшению зрения слабовидящих учащихся средствами метода вибрационного исцеленияи цветотерапии. Ключевые слова:офтальмотренинг, зрение, метод вибрационного исцеленияи цветотерапии, Олег Панков, слабовидящие учащиеся, коррекция.
Человеческий глаз это орган,созданный для восприятия света. Это самый ценныйи удивительный дарприроды.В глазах отражается всё, что мы чувствуем: радость,страдания, гнев,равнодушие, любовь и ненависть. [5, с. 46]Тайна зрениявеками интриговалафилософов, врачей и учёных. Более 2000 лет назад греческий врач Алкмеон сделал открытие, что глаза связаны с мозгом. Он выдвинул правильную теорию отом, что зрительные восприятия сходятся вместев мозгу, а затем объединяются с памятью. И хотя основные открытия в анатомии глаза были сделаны в19 веке, только в 1930 году оптики, психологи и педагоги пришли к выводу, что зрение процесс познавательный.Это открытие вызвало всеобщее удивление, потому что раньше считали, чтозрение процесс автоматический, подобный дыханию или пищеварению. Но это не так. В сущности, зрение это процесс, действующий на основании согласованного комплекса более чем 20отдельных навыков.Дополнительно к формированию образов визуальная система включает в себя способность определятьразмер, скорость, расстояние и позицию объекта, способность определять состав, структуру, вес, причину возникновения и возраст объекта без прикосновения к нему, способность сравнивать один объект с другим, способность поддерживать равновесие, способность читать и переводить написанные слова, знаки всимволы. Этим навыкам учатся, достигая совершенства,в детском возрасте, а потом они остаютсянеизменными в течениепочти всей взрослой жизни и начинают ухудшаться лишь в старости. Одни дети способны научитьсяэтому быстро и легко, у других жевырабатываются искажённые зрительные навыки, которые могут серьёзнозатруднить развитиеи стать препятствием для нормального обучения в школе или работе, а в результате помешать достигать определённых высот в течение всей жизни.[7, с. 18]Глаза это не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья.Глаз очень чувствительный и ранимый орган. Слишком яркий свет причиняет глазамболь, загрязнённый воздух, дым, пыль вызывают слезотечение,а иногда даже воспаление глаз.Глазам необходимсолнечный светсолнце поддерживает здоровые глаза в хорошем состоянии и укрепляет слабые глаза, увеличивая в них обмен веществ,очищая их таким образом от шлаков. К тому же 80% ультрафиолета поступает в организм человека через глаза! Тот, кто постоянно носит очки,закрывает доступ ворганизм ультрафиолетового излучения, что вызываетзаболевания внутренних органов. Все «очкарики» хронические больные![6, с. 78]Свет создаёт цвет и форму. С научной точки зрения свет это поток электромагнитной энергии с различными длинами волн, излучаемый солнцем. Когда отражённые от объектов волны попадают в наши глаза, они создают ощущение света. Мы видим с помощью отражённого света. Цвет это свойствосвета. Если свет разложить на отдельные составляющие с разными длинами волн,мы получим разные цвета. Семь цветов радуги это только малая часть спектра солнечногосвета. У каждогоцвета есть множество оттенков и вариаций оттенков.[4, с. 17]Какое же отношение всё это имеет к нашей методике, нашим занятиямв режиме офтальмотренинга? Всё оченьпросто различныечастоты оптическогоспектра (цвета) влияютна различные «энергии» человека. Чтобы полностью это понять,мы должны научиться рассматривать себя как энергетическую систему. Всё в жизнисоздаётся в результате вибрации. Вибрация существует в живой и неживой материи. Вибрация живой материи более активна и разнообразна, чемнеживой, но существует она везде.Коррекция здоровьяс помощью света и цвета называетсявибрационным исцелением.Метод этот лежит в основе методики самоисцеления Олега Павловича Панкова, профессора офтальмолога, академика Лазерной академии наук РФ. После 30 лет научной, практической работы, проведя лечение более 10000 человек, он пришёл к выводу, что каким бы плохим ни было у человека зрение, его можно улучшить с помощью физических методов профилактики и лечения, а именно с помощью света, дыхания, воды, питания, тренировок.[10, с. 11]При совместной медицинской и педагогической работе над офтальмотренингом мы ставили задачу научить ребятобщим приёмам, навыкам работы по сохранению, улучшению своего зрения, на основе которых они выработаютсвои индивидуальные приёмы, закрепят их в собственной практике, сделают выводы о необходимости поддерживать собственное здоровье в хорошей физической форме, сохранять зрение на долгие годы, научатся передавать своим близким полученные знания, выработают стойкую мотивацию кздоровому образу жизни.Острота зрения ведущий фактор в восприятии объектов окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы, размеров, оценке положения предметов.Им трудно обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначения и детали изображений на рисунках, чертежах, схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Это предполагаетобогащение зрительного опыта, создание специальных условий, обеспечивающих накопление информации об окружающей действительности, выделение сигнальных свойств в предметах и изображениях.[2, с. 83] Слабовидящие страдают нарушением форменного, стереоскопического и глубинного зрения, которое не позволяет имвоспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства.
В условиях специального обучения форменное, пространственноеи стереоскопическое зрение совершенствуется, что способствует формированию сложных пространственных представлений, имеющих важное значение для трудовой деятельности. Установлено,что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого и нерасчленённого различения формы (контура, общих пропорций, положения предмета), проходит ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.[5, с. 29]Зрение необходимо человеку не только для того, чтобывоспринять зрительный образ, но и для того, чтобы совершить целую последовательность действийдругими органами чувств, мышцами, чтобыпонять и обезопасить себя в окружающем мире.Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур зрительного анализатора и позволяеториентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном расстоянии, при ярком свете и в сумерках. Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение.[3, с. 12]
Необходимо помнить, что человек часто может помочь своим глазам сам. Для этого стоит выделить всего лишь 1020 минут в день на небольшую тренировку глаз, ведь им, как и всему организму, необходимы как физические упражнения, так и отдых с расслаблением. Специалистами школьного диагностикореаблитационного центра был разработан офтальмотренинг, состоящий из семи циклов занятий.
Офтальмотренинг пометоду вибрационного исцеленияи цветотерапии Олега Панковаэто:Аутоупражнения «Радуга»,«Довольный котёнок»,Аффирмации для работы позрительному восприятию,Аутотренинг «Золотые купола»,Прослушивание медитативной музыки,Утренний контрастный душ,Ванночки для глаз,Комплексы гимнастики для глаз (укреплениемышц глазного яблока,тренировка аккомодации, выработка бинокулярного зрения, развитие стереоскопического зрения, увеличениескорости зрительного восприятия, совершенствование цветоразличения и цветовосприятия,расширение поля зрения и др….),Дыхательные упражнения,Медитативные упражнения в соответствии с цветом Дня,Очищение водой,Цветодиетотерапия,Соляризация «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» Библия…[10, с. 28]Цель обучения:
1.Познакомить слабовидящих учащихся с разнообразными видами зрительных иллюзий, дать понятие об относительности восприятия предметов внешнего мира.2. Показать особенности зрительного восприятия при различных глазныхпатологиях.3. Обучить приёмам самооздоровления, улучшенияисохранениязренияЗадачиобучения:Развивать ориентировочнопоисковое движение взора, что позволит лучше замечать мелкие существенные детали, получать точные и четкие представления о рассматриваемых предметах и объектах,Обогатить зрительные впечатления обокружающем мире и расширить кругозор детей с нарушением зрения,Формировать у детей зрительные способности обследования, узнавания предметов,Развивать способность к интегрированию признаков: дискретное, фрагментарное и целостное восприятие изображений,Формировать сознательную мотивацию к здоровому образу жизни, к сохранению и улучшению зренияСоздавать фиксированную установку на здоровый образ жизни, высвобождать творческие способности.Обязательным компонентом обучения в программе офтальмотренингаявляется использование метода саморегуляции. т.е. проведение аутогенной тренировки, а также прослушивание «умной» музыки. Как известно, аутогенная тренировка это научнопсихологическая дисциплина, методика самовнушения, позволяющая посредством воображения, внимания и эмоционального состояния (их роль в процессе обучения очень велика) влиять на нервную систему, а «умная» музыка настраивает мозг на Альфаволны, что позволяет повысить уровень усвоения учебного материала.Сравнительные исследования показали. Что сеансыаутогенной тренировки на 40%повышают эффективность обучения.[6, с. 34]
Самоочищение основа восстановления зрения1 урок. Знак алая роза2 урок. Знак оранжевое солнце3 урок. Знакзолотое солнце4 урок. ЗнакЗелёный листок5 урок. ЗнакГолубое небо6 урок. ЗнакНочное небо7 урок. ЗнакТибет ночью
Параллельно проводилась работа по использование цветовых картин. Рассматривание которыхотражается на психоэмоциональном состоянии человека, оказывает влияние на его мозг и все органы тела.
Картины могут использоваться при лечении близорукости, дистрофии сетчатки, астигматизме, косоглазии, амблиопии, глаукоме, спазме аккомодации, катаракте, помутнениях роговицы, при воспалительных заболевания глаз, компьютерном утомлении.Таблица 1
ИЗОБРАЖЕНИЕ В КРАСНЫХ ТОНАХДля повышения работоспособности, периодически рассматривайте картину в течение 35 минут. Красный цвет используется для кратковременной активизации деятельности. Длительное воздействие, наоборот, приводит к утомлению и снижению работоспособности. Передозировка красного может вызвать повышение давления и учащение пульса.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ОРАНЖЕВЫХ ТОНАХЭтот цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный период времени. Способствует усвоению и запоминанию материала. Повесьте картинку в оранжевых тонах дома над рабочим столом.Оранжевая гамма также помогает при депрессии.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ЖЕЛТЫХ ТОНАХПо действию желтый цвет сходен с оранжевым, но в более мягкой форме. Хорошо снимает чувство усталости. Помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости!
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ЗЕЛЕНЫХ ТОНАХВ цветолечении зеленый благотворно влияет на зрение, снимает умственное ифизическое перенапряжение, стабилизирует давление, исцеляет головную боль и мигрени. Рассматривать ее можно длительно. Не следует пристально смотреть только на зеленую часть изображения, в поцессе рассматривания переводите взгдяд с верхней части картины на нижнюю и наоборот.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ГОЛУБЫХ ТОНАХСпособствует снятию эмоционального напряжения. Успокаивает нервную систему, благотворно влияет при усталости и бессоннице. При длительном воздействии может снизить работоспособность. Считается, что обладает бактерицидным действием, способствуя устранению воспалительных процессов. Можно рекомендовать повесить картинку в спальне.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНИХ ТОНАХПопробуйте следующее: чтобы встряхнуться и расслабиться, сосредоточьте свой взгляд на синеве неба, при этом дышите как можно глубже. Синий создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы. Обладает антибактериальными свойствами, омолаживает, повышает иммунитет.
ИЗОБРАЖЕНИЕ В ФИОЛЕТОВЫХ ТОНАХФиолетовый хорошо подходит для решения умственных задач и снятия возбуждения. Повышает иммунитет, оказывает тонизирующее действие на глаза. Слишком длительное созерцание фиолетового может привести к подавленности, и даже депрессии. Оказывает благотворное влияние на сон.
Часть работы по использованию элементов офтальмотренинга проводилась в учебное время, например при проведении физпаузы на уроке, ученики проговаривалиаффирмации: «Я вижу отчётливо, комфортно и естественно!Мои глаза видят лучше! Моим глазам хорошо, они в удобном, расслабленном состоянии! Моё зрение улучшается!Форма и структура моих глаз улучшаются!Начались позитивные изменения!Я яснее вижу удалённые объекты!Я вижу без очков!Я живу в гармонии со своим прекрасным зрением!»Результатыработы отражались в таблицах, что позволяло провести мониторинг результативности проводимых занятий: [11, с. 15]
Рис. 1.
Итогом проведённой работы и исследований отмечено 100%сохранность зрения у учащихся, прошедшихзанятия, а также ощущение улучшения общего самочувствия, укрепление психоэмоционального состояния.Полная версия конспектовофтальмотренинга с музыкальным сопровождением представлена на персональном сайте natalyanazarenk.ukoz.ru.
Ссылки на источники
1.Абрамов В.Г. Основныезаболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности.
М.: Медицина,1993.2.Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина, 1986 .3.Демичоголян Г.Г. Тренируйте зрение.М.: Педагогика,1990.4.Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.М..:Владос, 2000. 5.Ковалевский Е.И. Офтальмология.
М.:Медицина,1995 .6.Кудряшова Н.И. Зрение.М.: Медицина,1998.7.Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология : Воздействие цвета и света на организм человека. (методические рекомендации).Барнаул,2003.8.Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: к здоровью через движение» (методическое пособие). Барнаул,2003.9.
Матин Суссман. Программа улучшения зрения. Минск, 2007 г10.Панков О.Очкиубийцы. Опыт умного человека или как избавиться от очков за 30 дней.М.: Союз, 2006 11.Рожкова Г.И., Токарева В.С.Таблицы и тесты для оценки зрительныхспособностей.
М.: Педагогика,2001.