Офтальмотренинг как средство коррекции и сохранности зрения слабовидящих школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Назаренко Н. В. Офтальмотренинг как средство коррекции и сохранности зрения слабовидящих школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 476–480. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54207.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации работы по коррекции зрительного восприятия, сохранению и улучшению зрения слабовидящих учащихся средствами метода вибрационного исцеления и цветотерапии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Назаренко Наталья Викторовна,методист,КГКС(К)ОУ«Алтайская краевая специальная (коррекционная)ОШIIIIVвида»ya.nnazarenko2014@yandex.ru

Офтальмотренинг как средство коррекции

исохранности зрения слабовидящих школьников

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации работы по коррекции зрительного восприятия,сохранению и улучшению зрения слабовидящих учащихся средствами метода вибрационного исцеленияи цветотерапии. Ключевые слова:офтальмотренинг, зрение, метод вибрационного исцеленияи цветотерапии, Олег Панков, слабовидящие учащиеся, коррекция.

Человеческий глаз ‬это орган,созданный для восприятия света. Это самый ценныйи удивительный дарприроды.В глазах отражается всё, что мы чувствуем: радость,страдания, гнев,равнодушие, любовь и ненависть. [5, с. 46]Тайна зрениявеками интриговалафилософов, врачей и учёных. Более 2000 лет назад греческий врач Алкмеон сделал открытие, что глаза связаны с мозгом. Он выдвинул правильную теорию отом, что зрительные восприятия сходятся вместев мозгу, а затем объединяются с памятью. И хотя основные открытия в анатомии глаза были сделаны в19 веке, только в 1930 году оптики, психологи и педагоги пришли к выводу, что зрение процесс познавательный.Это открытие вызвало всеобщее удивление, потому что раньше считали, чтозрение ‬процесс автоматический, подобный дыханию или пищеварению. Но это не так. В сущности, зрение это процесс, действующий на основании согласованного комплекса более чем 20отдельных навыков.Дополнительно к формированию образов визуальная система включает в себя способность определятьразмер, скорость, расстояние и позицию объекта, способность определять состав, структуру, вес, причину возникновения и возраст объекта без прикосновения к нему, способность сравнивать один объект с другим, способность поддерживать равновесие, способность читать и переводить написанные слова, знаки всимволы. Этим навыкам учатся, достигая совершенства,в детском возрасте, а потом они остаютсянеизменными в течениепочти всей взрослой жизни и начинают ухудшаться лишь в старости. Одни дети способны научитьсяэтому быстро и легко, у других жевырабатываются искажённые зрительные навыки, которые могут серьёзнозатруднить развитиеи стать препятствием для нормального обучения в школе или работе, а в результате помешать достигать определённых высот в течение всей жизни.[7, с. 18]Глаза ‬это не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья.Глаз очень чувствительный и ранимый орган. Слишком яркий свет причиняет глазамболь, загрязнённый воздух, дым, пыль вызывают слезотечение,а иногда даже воспаление глаз.Глазам необходимсолнечный свет‬солнце поддерживает здоровые глаза в хорошем состоянии и укрепляет слабые глаза, увеличивая в них обмен веществ,очищая их таким образом от шлаков. К тому же 80% ультрафиолета поступает в организм человека через глаза! Тот, кто постоянно носит очки,закрывает доступ ворганизм ультрафиолетового излучения, что вызываетзаболевания внутренних органов. Все «очкарики» хронические больные![6, с. 78]Свет создаёт цвет и форму. С научной точки зрения свет ‬это поток электромагнитной энергии с различными длинами волн, излучаемый солнцем. Когда отражённые от объектов волны попадают в наши глаза, они создают ощущение света. Мы видим с помощью отражённого света. Цвет ‬это свойствосвета. Если свет разложить на отдельные составляющие с разными длинами волн,мы получим разные цвета. Семь цветов радуги ‬это только малая часть спектра солнечногосвета. У каждогоцвета есть множество оттенков и вариаций оттенков.[4, с. 17]Какое же отношение всё это имеет к нашей методике, нашим занятиямв режиме офтальмотренинга? Всё оченьпросто ‬различныечастоты оптическогоспектра (цвета) влияютна различные «энергии» человека. Чтобы полностью это понять,мы должны научиться рассматривать себя как энергетическую систему. Всё в жизнисоздаётся в результате вибрации. Вибрация существует в живой и неживой материи. Вибрация живой материи более активна и разнообразна, чемнеживой, но существует она везде.Коррекция здоровьяс помощью света и цвета называетсявибрационным исцелением.Метод этот лежит в основе методики самоисцеления Олега Павловича Панкова, профессора ‬офтальмолога, академика Лазерной академии наук РФ. После 30 лет научной, практической работы, проведя лечение более 10000 человек, он пришёл к выводу, что каким бы плохим ни было у человека зрение, его можно улучшить с помощью физических методов профилактики и лечения, а именно с помощью света, дыхания, воды, питания, тренировок.[10, с. 11]При совместной медицинской и педагогической работе над офтальмотренингом мы ставили задачу научить ребятобщим приёмам, навыкам работы по сохранению, улучшению своего зрения, на основе которых они выработаютсвои индивидуальные приёмы, закрепят их в собственной практике, сделают выводы о необходимости поддерживать собственное здоровье в хорошей физической форме, сохранять зрение на долгие годы, научатся передавать своим близким полученные знания, выработают стойкую мотивацию кздоровому образу жизни.Острота зрения ‬ведущий фактор в восприятии объектов окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы, размеров, оценке положения предметов.Им трудно обозревать различные предметы и явления, узнавать обозначения и детали изображений на рисунках, чертежах, схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Это предполагаетобогащение зрительного опыта, создание специальных условий, обеспечивающих накопление информации об окружающей действительности, выделение сигнальных свойств в предметах и изображениях.[2, с. 83] Слабовидящие страдают нарушением форменного, стереоскопического и глубинного зрения, которое не позволяет имвоспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства.

В условиях специального обучения форменное, пространственноеи стереоскопическое зрение совершенствуется, что способствует формированию сложных пространственных представлений, имеющих важное значение для трудовой деятельности. Установлено,что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого и нерасчленённого различения формы (контура, общих пропорций, положения предмета), проходит ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.[5, с. 29]Зрение необходимо человеку не только для того, чтобывоспринять зрительный образ, но и для того, чтобы совершить целую последовательность действийдругими органами чувств, мышцами, чтобыпонять и обезопасить себя в окружающем мире.Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур зрительного анализатора и позволяеториентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном расстоянии, при ярком свете и в сумерках. Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение.[3, с. 12]

Необходимо помнить, что человек часто может помочь своим глазам сам. Для этого стоит выделить всего лишь 1020 минут в день на небольшую тренировку глаз, ведь им, как и всему организму, необходимы как физические упражнения, так и отдых с расслаблением. Специалистами школьного диагностикореаблитационного центра был разработан офтальмотренинг, состоящий из семи циклов занятий.

Офтальмотренинг пометоду вибрационного исцеленияи цветотерапии Олега Панковаэто:Аутоупражнения «Радуга»,«Довольный котёнок»,Аффирмации для работы позрительному восприятию,Аутотренинг «Золотые купола»,Прослушивание медитативной музыки,Утренний контрастный душ,Ванночки для глаз,Комплексы гимнастики для глаз (укреплениемышц глазного яблока,тренировка аккомодации, выработка бинокулярного зрения, развитие стереоскопического зрения, увеличениескорости зрительного восприятия, совершенствование цветоразличения и цветовосприятия,расширение поля зрения и др….),Дыхательные упражнения,Медитативные упражнения в соответствии с цветом Дня,Очищение водой,Цветодиетотерапия,Соляризация «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» Библия…[10, с. 28]Цель обучения:

1.Познакомить слабовидящих учащихся с разнообразными видами зрительных иллюзий, дать понятие об относительности восприятия предметов внешнего мира.2. Показать особенности зрительного восприятия при различных глазныхпатологиях.3. Обучить приёмам самооздоровления, улучшенияисохранениязренияЗадачиобучения:Развивать ориентировочнопоисковое движение взора, что позволит лучше замечать мелкие существенные детали, получать точные и четкие представления о рассматриваемых предметах и объектах,Обогатить зрительные впечатления обокружающем мире и расширить кругозор детей с нарушением зрения,Формировать у детей зрительные способности обследования, узнавания предметов,Развивать способность к интегрированию признаков: дискретное, фрагментарное и целостное восприятие изображений,Формировать сознательную мотивацию к здоровому образу жизни, к сохранению и улучшению зренияСоздавать фиксированную установку на здоровый образ жизни, высвобождать творческие способности.Обязательным компонентом обучения в программе офтальмотренингаявляется использование метода саморегуляции. т.е. проведение аутогенной тренировки, а также прослушивание «умной» музыки. Как известно, аутогенная тренировка ‬это научнопсихологическая дисциплина, методика самовнушения, позволяющая посредством воображения, внимания и эмоционального состояния (их роль в процессе обучения очень велика) влиять на нервную систему, а «умная» музыка настраивает мозг на Альфаволны, что позволяет повысить уровень усвоения учебного материала.Сравнительные исследования показали. Что сеансыаутогенной тренировки на 40%повышают эффективность обучения.[6, с. 34]

Самоочищение ‬основа восстановления зрения1 урок. Знак ‬алая роза2 урок. Знак ‬оранжевое солнце3 урок. Знак‬золотое солнце4 урок. Знак‬Зелёный листок5 урок. Знак‬Голубое небо6 урок. Знак‬Ночное небо7 урок. Знак‬Тибет ночью

Параллельно проводилась работа по использование цветовых картин. Рассматривание которыхотражается на психоэмоциональном состоянии человека, оказывает влияние на его мозг и все органы тела.

Картины могут использоваться при лечении близорукости, дистрофии сетчатки, астигматизме, косоглазии, амблиопии, глаукоме, спазме аккомодации, катаракте, помутнениях роговицы, при воспалительных заболевания глаз, компьютерном утомлении.Таблица 1

ИЗОБРАЖЕНИЕ В КРАСНЫХ ТОНАХДля повышения работоспособности, периодически рассматривайте картину в течение 35 минут. Красный цвет используется для кратковременной активизации деятельности. Длительное воздействие, наоборот, приводит к утомлению и снижению работоспособности. Передозировка красного может вызвать повышение давления и учащение пульса.

ИЗОБРАЖЕНИЕ В ОРАНЖЕВЫХ ТОНАХЭтот цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный период времени. Способствует усвоению и запоминанию материала. Повесьте картинку в оранжевых тонах дома над рабочим столом.Оранжевая гамма также помогает при депрессии.

ИЗОБРАЖЕНИЕ В ЖЕЛТЫХ ТОНАХПо действию желтый цвет сходен с оранжевым, но в более мягкой форме. Хорошо снимает чувство усталости. Помогает добиться поставленной цели, активизирует общение, повышает самооценку и помогает при нервном истощении. Этот цвет полон оптимизма и радости!

ИЗОБРАЖЕНИЕ В ЗЕЛЕНЫХ ТОНАХВ цветолечении зеленый благотворно влияет на зрение, снимает умственное ифизическое перенапряжение, стабилизирует давление, исцеляет головную боль и мигрени. Рассматривать ее можно длительно. Не следует пристально смотреть только на зеленую часть изображения, в поцессе рассматривания переводите взгдяд с верхней части картины на нижнюю и наоборот.

ИЗОБРАЖЕНИЕ В ГОЛУБЫХ ТОНАХСпособствует снятию эмоционального напряжения. Успокаивает нервную систему, благотворно влияет при усталости и бессоннице. При длительном воздействии может снизить работоспособность. Считается, что обладает бактерицидным действием, способствуя устранению воспалительных процессов. Можно рекомендовать повесить картинку в спальне.

ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНИХ ТОНАХПопробуйте следующее: чтобы встряхнуться и расслабиться, сосредоточьте свой взгляд на синеве неба, при этом дышите как можно глубже. Синий создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы. Обладает антибактериальными свойствами, омолаживает, повышает иммунитет.

ИЗОБРАЖЕНИЕ В ФИОЛЕТОВЫХ ТОНАХФиолетовый хорошо подходит для решения умственных задач и снятия возбуждения. Повышает иммунитет, оказывает тонизирующее действие на глаза. Слишком длительное созерцание фиолетового может привести к подавленности, и даже депрессии. Оказывает благотворное влияние на сон.

Часть работы по использованию элементов офтальмотренинга проводилась в учебное время, например при проведении физпаузы на уроке, ученики проговаривалиаффирмации: «Я вижу отчётливо, комфортно и естественно!Мои глаза видят лучше! Моим глазам хорошо, они в удобном, расслабленном состоянии! Моё зрение улучшается!Форма и структура моих глаз улучшаются!Начались позитивные изменения!Я яснее вижу удалённые объекты!Я вижу без очков!Я живу в гармонии со своим прекрасным зрением!»Результатыработы отражались в таблицах, что позволяло провести мониторинг результативности проводимых занятий: [11, с. 15]

Рис. 1.

Итогом проведённой работы и исследований отмечено 100%сохранность зрения у учащихся, прошедшихзанятия, а также ощущение улучшения общего самочувствия, укрепление психоэмоционального состояния.Полная версия конспектовофтальмотренинга с музыкальным сопровождением представлена на персональном сайте natalyanazarenk.ukoz.ru.

Ссылки на источники

1.Абрамов В.Г. Основныезаболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности.

М.: Медицина,1993.2.Аветисов Э.С. Близорукость. М.: Медицина, 1986 .3.Демичоголян Г.Г. Тренируйте зрение.‬М.: Педагогика,1990.4.Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.М..:Владос, 2000. 5.Ковалевский Е.И. Офтальмология.

М.:Медицина,1995 .6.Кудряшова Н.И. Зрение.М.: Медицина,1998.7.Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология : Воздействие цвета и света на организм человека. (методические рекомендации).‬Барнаул,2003.8.Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: к здоровью через движение» (методическое пособие). ‬Барнаул,2003.9.

Матин Суссман. Программа улучшения зрения. ‬Минск, 2007 г10.Панков О.Очкиубийцы. Опыт умного человека или как избавиться от очков за 30 дней.‬М.: Союз, 2006 11.Рожкова Г.И., Токарева В.С.Таблицы и тесты для оценки зрительныхспособностей.

М.: Педагогика,2001.