Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузьмина И. С. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 501–505. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54213.htm.
Аннотация. В данной статье автор подчёркивает значимость ИКТ в начальной школе на различных уроках, а также рассказывает о возможных вариантах их использования, мотивации учеников и оценке их деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузьмина Ирина Сергеевна,учитель начальных классов, ГБОУ СОШ «ОЦ»,с. ЛопатиноСамарской областиzakirovani1973@mail.ru

Использование ИКТна различных уроках в начальной школе

Аннотация.Вданной статье автор подчёркивает значимость ИКТ в начальной школе на различных уроках, а также рассказывает о возможных вариантах их использования, мотивации учеников и оценке их деятельности.Ключевые слова:начальная школа, ИКТ.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учительпрофессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебнопознавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а так же средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационнокоммуникативных технологий в учебновоспитательном процессе.Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:1.Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;2.Овладевать практическими способами работы с информацией;3.Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;4.Активизировать познавательную деятельность учащихся;5.Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.Убеждена, что применение компьютера позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает усвоение материала, интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. Внедрение информационных технологий в начальной школе основано на учёте следующих возрастных особенностей учащихся: происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность–существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоционально напряженность, и оживляет учебный процесс. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового,закрепление,контроль. Используются те же методы:объяснительноиллюстративный,репродуктивный,частичнопоисковый и другие.Мультимедийные презентации. Их польза на уроках в начальной школеОдной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации–это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение,т.е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важных органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только инфорвационное,но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей класса,темы,предмета,что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентаций учитывается, что она:1.Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;2.Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;3.Усиливает воздействие выступления.Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ:1.Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;2.Постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей,мотивации,уровня подготовки;3.Формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;4.Стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.Использование информационных помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностносмысловой, информационной компетенцией.Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:1.Вопервых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсиюпутешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Задача учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать,используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности2.Вовторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль,презентационное сопровождение уроков.3.Втретьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия, реализуется переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».Учитывая выше сказанное можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии и вряд ли возможно движениев обратную сторону. При одном непременном условиисохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и творческой. Без этого не может быть качества образования.Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.Применение современных педагогических технологийна уроках в начальной школеИспользование дифференцированного обучения на урокахКласс, в котором работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора»(Ш.А.Амонашвили). Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровеньсложности задания. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще маленький.Но даже если будет спасать маленький корабль ,всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Игровая ситуация может изменяться(строим дом, спасаем бегемота и т.д.)Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию(учитель не сообщает, какие задания проще труднее, не используетрисункиучащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности).Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности учебной мотивации можно учитывать при подборе заданий .Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий(конверт)мотивирована на детей с преобладанием какоголибо вида учебного мотива. Например, на одном конверте красочная картинка заданияпри этой самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания, которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте творческие, нестандартные. Обычно первый конверт выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий для тех детей, у которых развиты познавательные мотивы.Например, на уроке русского языка, при закреплении темы «Безударные гласные в корне слова»,на одном из этапов урока была проведена дифференцированная работа. Дифференцированный подход был использован при написании сочинения о зиме. На уроках математики во время устного счёта определённая группа ребят (5 человек) работают по специальным картам с усложнёнными заданиями. На уроках окружающего мира и народоведения идёт дифференцированная работа при подготовке домашнего задания. «Сильные» дети готовят презентации, «средние» сообщения, а «слабые» читают текст из учебника. Но может быть такое, что ктото из «слабых»приготовит сообщение, это повышает уровень мотивации. Дифференцированная работа идёт так же на уроках литературного чтения. Следует отметить, что эта работа имеет место на любом этапе урока. Представляю систему дифференцированных заданий по изучению сказки Шарль Перро «Ослиная шкура», в связи с этим для удобства строю план в виде таблицы, включающей все основные этапы урока. В работе применяю дифференцированные домашние задания. Наиболее эффективны следующие способы. По степени помощи отдельнымучащимся даю карточкипомощницы для выполнения домашнего задания. По уровню трудности или уровню творчества даю учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания, творческие упражнения или более трудное.Мною выявлено, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.Применение компьютерных технологий на уроках в начальной школеКомпьютерные технологии на урокахмои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. К урокам русского собрала материал по словарным словам. Есть база данных для картинных словарных диктантов. К каждому слову есть ребусы. Использую как коллективную работу, так и индивидуальную. Если идёт работа со всем классом, ребята пишут тексты и предложения, которые диктует им компьютер. Мною составлено много презентаций по разным темам на урок русскогоязыка.Например, по теме «Части речи», «Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимая согласная», «Сложные слова», «Удвоенная согласная».Проведён урок русского языка, тема урока «Правописание безударных гласных».На этом уроке применялась информационнокоммуникативная технология, дифференцированное обучение. С помощью электронного приложения по математике, отслеживаю знания учащихся. Статистическая обработка данных позволяет получить сведения о результатах выполнения контрольных и самостоятельных работ. На уроках математики в работе над устными приёмами нам помогают разработки слайдов по устным вычислениям. Слайд показывает задание, и если оно выполнено правильно, то компьютер графически или звуковым сигналом одобряет ребят, а если допущена ошибка, просит вернуться к исходному заданию. При объяснении новой темы все схемы и графики демонстрируются на мониторе. Ребята могут подставить в схему данные задач выражений, и с помощью приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается учениками.На уроках литературного чтения ребята могут увидеть на экране монитора и персонажей, и сюжеты произведений. При знакомстве с писателем мы попадаем в то время и в то место, где он жил и творил. Составлен тренажёр по отработке техники чтения.Приведу отрывок урока по окружающему миру на тему «Размножение и развитие растений» технические возможности компьютера позволили создать на его экране игровую среду(прилетали бабочки и пчелки, распускался волшебный цветок). Игровая компьютерная среда, соединяясь сконкретной учебной задачей, позволяла детям усваивать материал как бы незаметно для самих себя и при этом, что очень важно, способствовала развитию их памяти и концентрации внимания. На этапе актуализации знаний дети отгадывали кроссворд, при проверке домашнего задания на экране высвечивались фотографии групп растений. Объяснение новой темы проходило в игровой форме: мультипликационный герой Мудрый Червячок показывал, как развивается растение из семени, быстрая прокрутка фотографий с изображением проросшего растения дала наглядное представление, как этот процесс происходит в природе.Использую компьютер при подготовке классных часов: «Как вести себя в природе», «Умеем дружить» и т.д. Провела родительское собрание на тему «Умеете ли вы любить своего ребёнка». Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:1.На уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут компьютерных уроков. В итоге повышается мотивация обучения.2.Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания ине утомительно для учащихся. Ребёнок спасает космическую станцию от метеоритов, а на самом деле решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а между тем развиваются его память, внимание и т. п.3.Происходит интенсификация обучения. Ученики, каждый в своём темпе, решают, например, за 20 минут около 30 языковыхголоволомок или 3040 примеров устного счета, причем мгновенно получают оценку правильности своего решения.4.Параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.5.Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет! Убеждена, что разумное использование компьютера на уроках в начальной школе продвигает учащихся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.Таким образом использование современных педагогических технологий: дифференцированного обучения, ИКТ, проблемного обучения, игровой дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний. О чём свидетельствуют следующие данные:Таблица1Таблица уровня качества знаний



Предмет1кл

2кл1.

Математика72%

83%2.

Русский язык77%

83%3.

Литературное чтение83%

88%4.

Окружающий мир83%

94%

Мониторинг уровня качества знанийАнализируя полученные данные мы видим, что уровень качества знаний по математике повысился на 11%,по русскому языку на 6%,по литературномучтению на 5%,по окружающему миру –на 11%.Мониторинг уровня школьной мотивацииАнализ полученных результатов показывает, что высокий уровень учебной мотивации на 22%,положительного, низкого и негативного уровня во2 классе нет.Современная парадигма образования состоит в переходе от образования знаний к деятельному, личностноориентированному. Современная школа должна дать выпускнику не только сумму знаний, но и предполагает ориентацию на развитие личности учащихся.В качестве требований к уровню подготовки выпускников начальной школы выступают положения Концепции непрерывного и преемственного образования. Необходимо создавать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стать подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.Модернизация Российского образования и смена образовательной парадигмы в настоящее время связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование современных технологий обучения. Педагогическая технология –это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.В классе обучаются разные дети, работа учителя не должна сводиться к обучению с опорой на определенную группу детей, чаще всего среднего уровня, а другие школьники–слабые и сильные выпадают из поля зрения педагога. Зная индивидуальные особенности учащихся, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения. Дифференцированное обучение младших школьников является одной из наиболее актуальных проблемобразования. Учащиеся одного класса могут быть разделены на разное количество групп, которое зависит от соотношения между уровнем обучаемости и работоспособности. Деление на группы происходит негласно и состав групп постоянно меняется. Способы дифференциации учебной работы предполагают дифференциацию содержания учебных заданий, использование разных способов организации деятельности, задания по выбору учащихся, дифференциация домашних заданий. Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения, в зависимости от целей и задач урока, от специфики данного учебного материала.Использование ИКТ в учебной и внеучебной работе является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Необходимость использования современных информационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, речь, логическое и образное мышление.Широкое внедрение инновационных технологий, в частности дифференцированного обучения, ИКТ, игровой, портфолио создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.