Ресурсный подход к управлению процессом развития творческого потенциала учащихся в рамках перехода на ФГОС общего образования (из опыта работы образовательного учреждения)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Менгазиева Л. Н. Ресурсный подход к управлению процессом развития творческого потенциала учащихся в рамках перехода на ФГОС общего образования (из опыта работы образовательного учреждения) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 496–500. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54212.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам управления процессом развития творческого потенциала учащихся образовательного учреждения посредством изыскания собственных ресурсов: нормативно-правовых, кадровых, информационных, материально-технических, финансовых. Автор обобщает опыт работы школы по реализации инновационной программы «Одаренный ребенок в массовой школе», направленной на развитие интеллектуального творческого потенциала обучающихся в рамках перехода на ФГОС.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Менгазиева Людмила Николаевна,директор, МАОУ СОШ № 1, г. Соликамскmsksol@yandex.ru

Ресурсный подход к управлению процессом развития творческого потенциала учащихся в рамках перехода на ФГОС общего образования(из опыта работы образовательного учреждения)

Аннотация.Статья посвящена вопросам управления процессом развития творческого потенциала учащихся образовательного учреждения посредством изыскания собственных ресурсов: нормативноправовых, кадровых, информационных, материальнотехнических, финансовых. Автор обобщает опыт работы школыпо реализации инновационной программы «Одаренный ребенок в массовой школе», направленной на развитие интеллектуального творческого потенциала обучающихся в рамках перехода на ФГОС.Ключевые слова:ресурсы, ресурсный подход, управление процессом, творческий потенциал учащихся.

Стратегия современной школы состоит в выживании и постоянном ожидании перемен. Как никогда ранее, сегодня на первый план выходит проблема развития творческого интеллектуального потенциала личности обучающегося современной школы. Сегодняшний выпускник должен быть не только вооружен основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и уметь самостоятельно добывать эти знания, адекватно оценивать результаты своей деятельности. В связи с этим перед педагогом стоит задача: не просто передать знания, умения, навыки ученику, а развить в нем способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать иоценивать свои достижения, иначе говоря –формировать умение учиться [1]. Этим же позициям отвечает сегодня и миссия нашего образовательного учреждения на новом этапе его развития: продуктивная школа, которая дает возможность творческого развития каждому ученику и учителю, обеспечивает надежную подготовку компетентного выпускника, воспитываетгуманную, активную личность, способную к сотрудничеству и творческой жизнедеятельности в современном обществе. Эффективная реализация миссии возможна только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые находят свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Введение стандартов нового поколения заставляет сегодня искать новые подходы к развитию образовательного учреждения. И в новых условиях мы определяем для себя приоритетную задачу –развитие образовательного пространства школы через мобилизацию институционального ресурса для обеспечения адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации российского образования.Изыскание собственных ресурсов становится насущной задачей общества, родителей, самих образовательных учреждений, что настоятельно что требует изменения подходов к управленческой политике администрации школы.Работа школы строится с учетом социального заказа государства, общества, родителей и учеников и направлена на личностносоциальное воздействие на учащихся. Одним из приоритетных направлений деятельности школы выдвигаем ее направленностьна развитие обучающихся в соответствии с их способностями, склонностями, личными качествами. Устойчивую основу для позитивной динамики развития творческих способностей учащихся в образовательной среде школы создают ресурсные условия: нормативноправовые, кадровые, материальнотехнические,финансовые, информационные. Приведем оценку данных ресурсовнашего образовательного учреждения.Нормативноправовой ресурсРазработана реально обоснованная нормативноправовая база, соответствующая уровню и характеру, содержанию и направленности деятельности школы в управлении процессом развития творческих способностей учащихся Документы локального уровня регламентируют деятельность всех участников образовательного процесса и позволяют:

администрации системно осуществлять управление процессом творческого потенциала учащихся;

педагогам иметь определенную степень самостоятельности при организации учебновоспитательного процесса, проводить качественный мониторинг образовательных результатов детей, оценивать уровень своей профессиональной деятельности;

ученикампроявлять свою инициативу и самостоятельность в выборе, развивать различного рода социальные компетентности, определять свои будущие профессиональные интересы;

родителям активно участвовать в создании развивающей среды образовательного учреждения, поддерживать инновационный режим работы школы через общественногосударственное управление.Кадровый ресурсПрофессиональная компетентность учителя –главный ресурс качества образовательного процесса, выступает как доминирующий фактор. Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%. Для коллектива характерна стабильность, высокий профессионализм, что делает привлекательной школу для социума.Сегодня качество кадрового ресурса определяется следующими условиями:1.Курсовая подготовка.Ежегодно на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах обучается до 40% педагогических работников.2. Внутришкольное обучение педагогов, которое включает в себя работу над единой методической темой «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС общего образования». В ходе реализациивнутришкольногообучения проводятся мастер –классы, практические семинары по использованию современных средств обучения. Большое внимание уделяется работе педагогов над темами самообразования, которые созвучны с методической темой школы«Современные подходы к организации образовательного процесса в рамках перехода на ФГОС общего образования». Групповая форма организации повышения квалификации осуществляется через работу педагогов в школьных методических объединениях и проблемных группах и направлена на повышение предметной и методической компетентности. Активно внедряется новая форма работы с педагогами –организация внутришкольных конкурсов педагогического мастерства.3. Работа педагогов в городских методических формированиях.Учителя школы активно работают в методическом пространстве города: в проблемных группах, методических объединениях –38 человек (70,3%). Пять учителей являются руководителями ГМФ, действующих на базе образовательного учреждения.Система управления ростом уровня профессиональной компетентности учителя в рамках методической работы школы позволяет добиться следующих результатов:

До 80% учителей транслировали опыт работы по развитию творческого потенциала учащихся в рамках Публичного отчета школы для педагогической и родительской общественности города и Верхнекамья,

городских,краевых, Всероссийскихсеминарах, мастерклассах, педагогических чтениях, августовских конференциях, муниципальных, краевых, Всероссийских и международных научнопрактических конференциях. Опыт работы12 (22%) педагогов занесен в городской банк педагогической информации, 5 (9%) педагогов –в краевой.48% учителей имеют публикации. Учителя –активные участники, призеры и победителиконкурсов муниципального, краевого и Всероссийского уровней. Материальнотехнический ресурсВ Школе созданы условия для интеллектуального, физического, трудового и нравственного развития детей.Количество учебных кабинетов 33. Спецкабинеты: информатики, биологии, химии, физики, трудового обучения –оснащены в соответствии с ФГОС на 70%. Укомплектован и функционирует кабинет логопеда, кабинет Здоровья, кабинет информатики, медиацентр, лингафонный кабинет.Работают два спортивных зала (большой и малый). При Школе имеется спортивная площадка, стадион. Для занятий физкультурой широко используется образовательное пространство школы: спортивная лыжная база «Снежинка», плавательный бассейн «Дельфин», бассейнЦРТДЮ, каток «Металлург».Школьные праздники проходят в актовом зале, рассчитанном на 200 мест. Для их организации приобретена необходимая современная музыкальная аппаратура.Фонд библиотеки составляет 55756 экземпляров учебной, художественной, научнопопулярной, методической литературы. Создана и пополняется медиатека. Работает этнографический кабинет, музей школы, прошедший паспортизацию, кабинет гражданскоправового образования. Ежегодно

происходит обновление материальнотехнической базы с учетом требований ФГОС. Сегодня качество материальнотехнических ресурсов способствует определению поля деятельности и созданию ситуации успеха для каждого ученика.Задача административной команды –обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и спланировать пополнение и обновление материальнотехнической базы. В ближайшее время необходимо пополнение современными диагностическими и развивающими материалами методического кабинета, кабинетов психолога и логопеда; приобретение типового комплекта учебнонаглядного оборудования и пособий для кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС; приобретение автоматизированных рабочих мест для учителей, цифровых образовательных ресурсов. Решение задачи видим в направлении средств выделяемых субвенций на укрепление материальнотехнической базы школы;в участии в конкурсах социального проектирования на получение грантов; в активном привлечении внебюждетных средств.Информационный ресурсУправление вопросами информатизации осуществляет Служба информационного обеспечения школы, которая решает следующие задачи:

организация и поддержкаработы в учебном кабинете информатики, медиатеки, медиакабинете, поста электронной почты, оборудования локальной сети, средств для тиражирования печатных материалов;

организация и поддержка деятельности учителейобразовательного учреждения;

внедрение системы электронных дневников и журналов в образовательном учреждении; анализ текущей ситуации процесса информатизации образовательного учреждения, коррекция и мониторинг деятельности по возникающим проблемам информатизации;

содействие в приобретении программно –методического обеспечения для медиатеки, лицензионного программного обеспечения;

ремонт, сервисное обслуживание компьютерной техники в учебном заведении, обновление компьютерных программ;

организация в подготовке и переподготовке учителей различных дисциплин и сотрудников школы по вопросам внедрения НИТ, средств медиаобразования, приемов работы в глобальныхинформационных сетях;

оказание помощи в участии педагогов и учащихся в региональных, всероссийскихи международных учебных проектах, олимпиадах, творческих конкурсах, связанных с использованием информационных сетей и средств телекоммуникаций.Финансовый ресурсОсновными источниками финансирования процесса развития творческого потенциала учащихся являются бюджетные и внебюджетные средства, грантовые средства. За последние годы получены и реализованы 5 грантов на сумму до 305 тысяч рублей.Выделяем приоритеты финансирования данного направления:

стимулирование и поддержка одаренных детей

материальное стимулирование педагогов, показывающих высокие результаты в работе с учащимися, имеющих высокий рейтинг по итогамметодической работы.Оценка данных ресурсных условий позволяет сделать вывод: в школе созданы оптимальные условия для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся. Благодаря ресурсному подходу, в учреждении удалось реализовать инновационную программу «Одаренный ребенок в массовой школе», которая направлена на развитие творческого потенциала учащихся. В рамках программы работа строится по следующим направлениям:

Развитие системы проектной, учебноисследовательской деятельности: развитие проектных и учебноисследовательских компетенций учащихся;вовлечение в проектную и учебноисследовательскую деятельность всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей.

Внедрение новых форм работы с учащимися: интеллектуальные сессии, которые проводятся по предметам гуманитарного, лингвистического,естественнонаучного, художественноэстетического и спортивнооздоровительного циклов. В рамках сессий работают кружки, секции, проводятся мероприятия, выходящие за рамки учебной программы: конкурсы, соревнования, мастерклассы, совместные школьносемейные праздники, акции.

Организация работы профильного лагеря «Планета знаний». Лагерь традиционно работаетв период зимней и летней оздоровительной кампании для учащихся 58 классов. Детизанимаютсяв профильных отрядах естественноматематического (отряд «Импульс») и гуманитарного (отряд «Лингвист») направлений.

Интеллектуальное движение учащихся. В период учебного года команды школы «Пятак», «КреМ», (учащиеся 8910 классов) принимают участие в городских играх «Что, где, когда?», втурнирах по интеллектуальным играм («Десятка», «Брэйнринг», «Азбука», «Штурм», «Своя игра»), в региональном фестивале «Соликамскаяосень». Три команды школы (учащиеся 5,6,7 классов) ежегодно принимают участие в региональном интеллекттурнире «Умка». Традицией в учебном заведении стало проведение школьных интеллектуальных игр, в которых принимаетучастие до 15 команд нашего образовательного учреждения.

Факультативы, курсы по выбору, элективные курсы для школьников. Их проведение направлено на отработку навыков превращения полученных знаний в инструмент творчества и исследования; формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету; удовлетворение потребностей и развитие творческих способностей учащихся.Формированию творческого потенциала учащихся, их активной гражданской позиции способствует система дополнительного образования школы которая представлена следующими направлениями:спортивное, туристскокраеведческое, художественноэстетическое, естественнонаучное, научнотехническое, культурологическое. В школе ежегодно проводится конкурс «Ученик года», который активизирует учащихся на проявление своей уникальности в номинациях: «Отличники», «Умники и умницы», «Активисты», «Спортсмены», «Театралы», «Авторство», «Интеллектуалы», «Самый здоровый класс», «Доброе сердце» «Всегда в школе», «Класс года».До 400 учащихся ежегодно отмечаются свидетельствами участника конкурса, денежными премиями, подарками от Управляющего совета.По программе «Каникулы» организуется досуг учащихся: осенневесенние сплавы по северным рекам, зимние и летние профильные лагеря «Планета знаний», «Олимпионик», скаутский лагерь, летняя оздоровительно трудовая кампания многопрофильного лагеря «Рябинка», который ежегодно отмечается в городе как один из лучших.В школе действуют детские органы самоуправления: советы дел в начальной школе, Малый совет 57 классы, Совет старшеклассников 811 классы, которые разрабатывают и проводят традиционные коллективные творческие дела. Активисты Малого совета и Совета старшеклассников представляют свойопыт работы на муниципальном уровне: участники форума «Общество и власть», Ярмарки дополнительного образования «Оранжевое настроение», Форума общественных инициатив, Форума детских общественных объединений, призеры городских конкурсов «Лидер», «Громогласные». Старшеклассники входят в состав «Школы Лидера», в состав коллегииУправления образования администрации города, ежегодно поощряются путевками в лагеря школьного актива (городские, краевые, республиканские).

Школа активно взаимодействует с социумом, входит в ассоциацию «Содружество поколений» ОАО «Сильвинит». Взаимодействие с Советом ветеранов по гражданскопатриотическому воспитанию отмечено на региональном конкурсе «Растим патриотов России»: школа получила Диплом и почетный знак «За лучшую организацию работы по военнопатриотическому воспитанию подрастающего поколения» на краевом уровне.Подводя итог, отмечаем, что ресурсный подход к управлению процессом развития творческого потенциала учащихсяпозволяет сегодня говорить о планомернойработе и качественных результатах, которые достигнуты педагогическим и ученическим коллективом за последние годы обеспечивает сохранение и укрепление темпов развития и ритма жизнедеятельности образовательного учреждения.

Ссылки на источники1. Интеграция общего, профессионального и дополнительного образования в условиях модернизации образования и введения ФГОС (2012) http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S28.pdf.[Дата обращения 25.01.2014].