Формирование духовно – нравственных качеств обучающихся на уроках искусства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Печёнкина Е. М. Формирование духовно – нравственных качеств обучающихся на уроках искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 506–510. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54214.htm.
Аннотация. В статье автор рассказывает о возможностях формирования духовно нравственных качеств у учащихся средней школы на уроках искусства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Печёнкина Елена Михайловна,учитель музыки и искусства, ГБОУ СОШ «ОЦ»,с. ЛопатиноСамарской областиzakirovani1973@mail.ru

Формирование духовнонравственных качеств

обучающихся на уроках искусства

Аннотация.В статье автор рассказывает о возможностях формирования духовно нравственныхкачеств у учащихся средней школы на уроках искусства.Ключевые слова:духовнонравственное воспитание, уроки искусства, средняя школа.

Каждое музыкальное профессиональноеобразованиевносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовнозначимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решатьзанятия школьников на уроках музыки. Музыкальные занятияимеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей,творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявитьспособности у детей.Развитие музыкальных творческих способностейу обучающихся на уроках музыки–это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать чтото новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.В художественноэстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».Необходимость обращения к истокамнародного искусства, традициями обычаям. Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Ипоэтому главной задачей своей деятельностия вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Основой при формировании эстетического сознания обучающихсядолжны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.Фольклор –источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейшихнародных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.Таким образом, я хочу сказать, что всегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей русского народа?Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по пропаганде народного творчества. Деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.