Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX»
Выпуск:
ART 54216
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ведерникова
Н.
И. Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
516–520. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54216.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения истории страны на примере повседневных дел, занятий и особенностей быта представителей разных сословий XIX века.
Текст статьи
Ведерникова Наталья Ивановна,учитель истории и обществознания,МБОУ «СОШ №11»,п. Раякоски Мурманской областиnativved@rambler.ru
Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX»
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения истории страны на примере повседневных дел, занятий и особенностей быта представителей разных сословий XIXвека. Ключевые слова:Элективный курс, сословие, быт, дворянство, купечество, духовенство, крестьянство.
Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX» рассчитан на учащихся 8х классов. Курс является ознакомительным курсом, предлагаемым в рамках предпрофильной подготовки,что обусловило его краткую продолжительность –9 часов. Элективный курс направлен на изучение истории жизни и быта основных сословий Российской империи XIXвека. Повседневная жизнь разных сословий в прошлом отражала их социальноэкономическое, юридическое и политическое положение в обществе. Быт людей и история повседневности мало отражены в школьных учебниках истории, но для учеников именно эта сфера представляет наибольший интерес. Удовлетворить интерес к прошлому может помочь использование таких визуальных средств наглядности, как видеосюжетыописания исторических мест, фрагменты художественных фильмов, репродукции живописных работ художников, отражающих жизнь разных сословий людей XIXвека. Курс предполагает использование электронного практикума, рабочей тетради, интерактивных ресурсов сети Интернет.Материал группируется в разделы, изучающие особенности жизни и быта основных сословий страны: дворянства, купечества, духовенства и крестьянства. Курс предполагает организацию современных форм учебных занятий и оценки полученных знаний, умений, навыков. Одним из итогов изучения курса можно считать и желание ребят продолжить обучение по гуманитарному профилю.Цель курса: изучить особенности быта представителей разных сословий России XIXвекаЗадачи курса:Рассмотреть положение и значение основных сословий России XIXвека;Развивать умение работать с различными источниками информации;Вызвать интерес к изучению истории России через изучение особенностей повседневной жизни людей;Способствовать выбору профиляобучения.Требования к уровню усвоения учебного материала: В результате изучения программы курса» учащиеся будут знать:
особенности положения и быта основных сословий Российской империи в XIXвеке;
влияние повседневной жизни на историю и культуру разных слоев населения.Ученики будут уметь: характеризовать положение сословных групп Российской империи; осуществлять исследования и делать выводы по предложенным источникам.
Содержание тем учебного курсаВведение. Сословное устройство российского общества в XIXвеке. Права, обязанности и привилегии. Духовенство Белое и черное духовенство. Церковная иерархия. Служение священнослужителей. Роль духовенства в жизни общества. Монастыри и жизнь подвижников. Монастырское призрение и благотворительность.
Дворяне Российской империи Дворянство. Возникновение дворянства, его положение в 19 веке. Привилегии дворянства. Образование и воспитание русского дворянина. Институты благородных девиц. Служба дворянина. Балы и приемы, их роль в жизни дворянства. Бал вхудожественной литературе. Понятие дворянской чести. Знаменитые дуэли. Жизнь в дворянской усадьбе (на примере одного из музеев). Купеческое сословиеКупечество. Гильдии купечества. Общественная и экономическая деятельность купцов. Благотворительность и меценатство. Купеческий особняк. Жизнь купеческой семьи. Купеческий быт (анализ произведений «певца купеческого быта» Б.М. Кустодиева).Крестьянство Крестьянство. Положение крестьян. Крестьянская община и ее роль в жизни крестьянина. Быт крестьянского дома. Сохранение народных традиций.Заключительное занятиеМир русского человека в XIXвеке.Контроль уровня обученностиФормы и методы контроля: материалы выполнения практических заданий в рабочей тетради, тестирование теоретических знаний. Критерии оценки:выполнение практических заданий;выполнение тестовых заданий (более 50% верных ответов);результаты анкетирования по итогам изучения.Предлагаемая программа курса апробирована и реализована на базе общеобразовательной школы с. Парбиг Томской области и Школы п. Раякоски Мурманской области. Авторские материалы, сопровождающие курс представлялись автором на различных конкурсах. Итоговое анкетирование обучающихся позволяет судить о высоком интерес е учащихся к данному курсу.Перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся:1.ГуревичП.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.2.Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М.: Молодая гвардия, 2006. 348 с.3.Короткова В.И. Путешествие в историю русского быта. М., 2005Авторский учебнометодический комплект для учащихся:1.Рабочая тетрадь для учащихся2.Электронный практикум
Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX»
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения истории страны на примере повседневных дел, занятий и особенностей быта представителей разных сословий XIXвека. Ключевые слова:Элективный курс, сословие, быт, дворянство, купечество, духовенство, крестьянство.
Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX» рассчитан на учащихся 8х классов. Курс является ознакомительным курсом, предлагаемым в рамках предпрофильной подготовки,что обусловило его краткую продолжительность –9 часов. Элективный курс направлен на изучение истории жизни и быта основных сословий Российской империи XIXвека. Повседневная жизнь разных сословий в прошлом отражала их социальноэкономическое, юридическое и политическое положение в обществе. Быт людей и история повседневности мало отражены в школьных учебниках истории, но для учеников именно эта сфера представляет наибольший интерес. Удовлетворить интерес к прошлому может помочь использование таких визуальных средств наглядности, как видеосюжетыописания исторических мест, фрагменты художественных фильмов, репродукции живописных работ художников, отражающих жизнь разных сословий людей XIXвека. Курс предполагает использование электронного практикума, рабочей тетради, интерактивных ресурсов сети Интернет.Материал группируется в разделы, изучающие особенности жизни и быта основных сословий страны: дворянства, купечества, духовенства и крестьянства. Курс предполагает организацию современных форм учебных занятий и оценки полученных знаний, умений, навыков. Одним из итогов изучения курса можно считать и желание ребят продолжить обучение по гуманитарному профилю.Цель курса: изучить особенности быта представителей разных сословий России XIXвекаЗадачи курса:Рассмотреть положение и значение основных сословий России XIXвека;Развивать умение работать с различными источниками информации;Вызвать интерес к изучению истории России через изучение особенностей повседневной жизни людей;Способствовать выбору профиляобучения.Требования к уровню усвоения учебного материала: В результате изучения программы курса» учащиеся будут знать:
особенности положения и быта основных сословий Российской империи в XIXвеке;
влияние повседневной жизни на историю и культуру разных слоев населения.Ученики будут уметь: характеризовать положение сословных групп Российской империи; осуществлять исследования и делать выводы по предложенным источникам.
Содержание тем учебного курсаВведение. Сословное устройство российского общества в XIXвеке. Права, обязанности и привилегии. Духовенство Белое и черное духовенство. Церковная иерархия. Служение священнослужителей. Роль духовенства в жизни общества. Монастыри и жизнь подвижников. Монастырское призрение и благотворительность.
Дворяне Российской империи Дворянство. Возникновение дворянства, его положение в 19 веке. Привилегии дворянства. Образование и воспитание русского дворянина. Институты благородных девиц. Служба дворянина. Балы и приемы, их роль в жизни дворянства. Бал вхудожественной литературе. Понятие дворянской чести. Знаменитые дуэли. Жизнь в дворянской усадьбе (на примере одного из музеев). Купеческое сословиеКупечество. Гильдии купечества. Общественная и экономическая деятельность купцов. Благотворительность и меценатство. Купеческий особняк. Жизнь купеческой семьи. Купеческий быт (анализ произведений «певца купеческого быта» Б.М. Кустодиева).Крестьянство Крестьянство. Положение крестьян. Крестьянская община и ее роль в жизни крестьянина. Быт крестьянского дома. Сохранение народных традиций.Заключительное занятиеМир русского человека в XIXвеке.Контроль уровня обученностиФормы и методы контроля: материалы выполнения практических заданий в рабочей тетради, тестирование теоретических знаний. Критерии оценки:выполнение практических заданий;выполнение тестовых заданий (более 50% верных ответов);результаты анкетирования по итогам изучения.Предлагаемая программа курса апробирована и реализована на базе общеобразовательной школы с. Парбиг Томской области и Школы п. Раякоски Мурманской области. Авторские материалы, сопровождающие курс представлялись автором на различных конкурсах. Итоговое анкетирование обучающихся позволяет судить о высоком интерес е учащихся к данному курсу.Перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся:1.ГуревичП.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.2.Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М.: Молодая гвардия, 2006. 348 с.3.Короткова В.И. Путешествие в историю русского быта. М., 2005Авторский учебнометодический комплект для учащихся:1.Рабочая тетрадь для учащихся2.Электронный практикум