Помни, мира не узнаешь, не зная края своего

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабина Л. А. Помни, мира не узнаешь, не зная края своего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 531–535. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54219.htm.
Аннотация. Автор в статье описывает методику клубной работы в школе. В работе автор опирается на связь теории с практикой. Поэтому в школе клубная работа разных направлений переплетается друг с другом, работа в школьном кабинете переходит на работу в краеведческом музее, на работу во время походов, экскурсий. Большое внимание уделяется встречам с интересными людьми города, посёлков. В приложении представлены материалы заседаний по краеведческим темам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бабина Любовь Алексеевна,учитель географии, руководитель краеведческого клуба «Гиркил»,МБОУ СОШ № 15,г. Нерюнгри РС (Я)sh15@nerungri.edu.ru

Помни, мира не узнаешь, не зная края своего

Аннотация. Автор в статье описываетметодику клубной работыв школе. В работе автор опирается на связь теории с практикой. Поэтому в школе клубная работа разных направлений переплетается друг с другом, работа в школьном кабинете переходит на работу в краеведческом музее, на работу во время походов, экскурсий. Большое внимание уделяется встречам с интересными людьми города, посёлков. В приложениипредставлены материалы заседанийпо краеведческим темам.Ключевые слова: клубная работа в школе, краеведение.

В нашей школе обучаются ребята разных национальностей. Когдато Всесоюзная ударная стройка БАМ позвала их родителей в эти далёкие от их родного дома края. Уже появилось и второе поколение детей, родина у которыхЯкутия, наш город Нерюнгри. Но,попрежнему, как и многие их родители, детипонимают Якутию как чтотовременное. Как показать ребятам, что их малая Родина ‬это наша Республика, наш город, улица, дом. Это главные проблемы, которые решают школьные клубы ‬туристический «Омега», экологический «Биощит» и краеведческий «Гиркил».Историю формирования клуба «Гиркил», что в переводе с эвенкийского языка означает «друзья», можно разбить на несколько этапов. На начальном этапе выявились ребята, интересующиеся географией, биологией, желающие заниматься изучением природы Якутии, еёисторией, выявились их конкретные интересы. Особое место в работе клуба занимали учащиеся, которые составляла группу под названием «Поиск». В эту группу входили ребятастаршеклассники, которые занимались исследовательской деятельностью. С результатами своих исследований они знакомили ребят всего клуба на заседаниях. Наначальном этаперебята изучали природу Якутии, еёнаселение, хозяйство, разучивали стихи, песни, игры, обычаи, обряды народов, населяющих нашу Якутию. Устраивались конференции, фестивали, праздники. Все эти известные формы работы интернациональноговоспитания перестали нас удовлетворять. Вопервых, наши ребята, как бы они ни старались, ни готовились, не могли показать национальную «изюминку». Вовторых, не было, прямого общения с ребятами, с интересными людьми другихнациональностей. Вот тогдато и возникла идеявстретиться с ребятами из школы«Арктика», которая действует в нашем городе, и где обучаются дети малочисленных народов Севера это эвенки, эвены, чукчи, юкагиры. Мы пригласили ребят из школы «Арктика» к нам.На первой встрече, которая называлась «Визитная карточка нашей школы» учащиеся клуба провели экскурсию по школе, рассказали о себе, о своих достижениях в учебе. Особенно нас порадовала завязавшаяся дружба между ребятами наших школ. «Арктика» пригласиланас на свой юбилей. На этой встрече мы узнали, как живут, как учатся ребята в «Арктике» Они подготовили большой праздничный концерт. Эвенские, эвенкийские, чукотские стихи, песни, национальные танцы практически все члены клуба «Гиркил» видели и слышали впервые. Очень интересно прошёл конкурс рыцарей, куда вошли национальные игры и забавы. Все события этих встреч освещались в стенной газете, где можно было найти интервью ребят, рассказы о своих школах, о своём доме, фотоснимки.А сколько неизвестного мы узнавалииз встреч со старожилами селаИенгра.Макарова К.И., Пудова Н.П. были частыми гостями нашего клуба. Макарова К.И.‬учитель школы «Арктика» всегда была раданашим совместным встречам вшколе«Арктика». Часто эти встречи заканчивались чаепитием, за которым велись разговоры на житейские темы жизни эвенкийского народа.На этомэтапе определилась нашасовместная работа со школой «Арктика», в котором уже сейчас работает клуб под таким же названием «Гиркил».В сентябре активы наших клубов проводят первое своёсовместное заседание, где обсуждается план работы на год. В плане работы указываются проекты, над которыми нам предстоит работать, определяются проблемы, актуальность, цели проектов, форма их защиты. И начинается совместная исследовательская работа.В прошлом учебном году, согласно совместному планированию, прошли очень интересные заседания.Хочется выделить такие темы«У родного очага»,«В краю оленьих троп», «Сохранить, чтобы выжить». Формы заседаний самые разные ‬это могут быть и устные журналы, и круглые столы, и конференции. А заседание «В краю оленьих троп» мы провели, как презентацию книги под таким же поэтическим названием, автором которой являетсянаш земляк Ю.Н. Коковин. На это совместное заседание был приглашен автор ‬Ю.Н. Коковин. Он оказался очень интересным собеседником, его ответы на вопросы гиркиловцев никого не оставили равнодушными. На заседании звучали эвенкийские песни, стихи в исполнении артиканцев.Встречу украсили выступления старожилов села Иенгра ‬МакаровойК.И.Результаты исследовательской работы наших ребят ‬это участие в городских, районных конференциях. Были подготовлены и представлены докладынаконференцию «Шаг в будущее» «Моя семья ‬убежище души», «Вечный спутник человека», «Народная медицинаэвенков».В нашей внеклассной работе неоценимую помощь оказывает городской краеведческий музей. В сентябре активы наших клубоввключают в план своей работысвязь с музеем ‬это может бытьи посещение музея,а также мы планируемвыездные встречи с музейными работниками, которые приходят к нам на заседанияпо приглашениям. Работники музея подарили нам фотоснимки. Результаты экскурсий оформлялись, их материалы представлялись на заседаниях.По теме «Моя семья

убежище души» мы пригласили работника музея на совместное заседание с выступлением по теме «Игрушка, как основнаячасть традиционной культуры народов Якутии».Для более широкого исследования этой темы мы отправились в село Иенгра,где компактно проживают в нашем районе эвенки. Побывали на традиционном празднике оленеводов, взяли у некоторых оленеводов и их детейинтервью, вопросы которогоиспользуем в своей работе. А летний праздник в селе Иенгра «Икэнэпкэ» с показом основных эвенкийскихобычаев, обрядов требует отдельного описания.Во внеклассной работе на современном этапе не обойтись без применения новыхинформационных технологий. В перспективе мы всёбольшестараемся использовать медиообразование.Уже сегодня в нашей совместной работеосновной элемент в познаниях это компьютер. А применение технических средств, магнитофонных записей, озвученныхдиаивидеофильмов, демонстрация фотодокументов, фотоснимков, позволяет повысить качество краеведческойработы,привлекают все большее число учащихся в наш клуб.Уже в нашем клубенакоплен определённый видеоматериал: «Праздник Икэнэпкэ», «Жизнь одного дня на стойбище», «Обряды эвенков», «Материальная и духовная культура эвенков».Работа в клубе требует от всех дерзания и творчества. В непринуждённой обстановке встречаютсяребята разных возрастных групп, разных классов. Свободное общение взаимно обогащает их, позволяет проявить свои личностные качества, свои творческие способности. Дети стремятся к общению, и клубная деятельность даёт им такую возможность. Клубная работав школе формируетсяна основе запроса учащихся. Направления деятельности могут меняться в зависимости отинтересов участников клубной деятельности по годам. Так, например, основным вопросом для исследования в прошлом учебном году в клубах «Гиркил» и «Чуоранчик» была природа Якутии, то уже в этом учебном году ребята выбрали тему для изучения «Духовная культура народов Якутии».В клубной деятельности может участвовать любой школьник. Некоторые ребята приходят и уходят. Но многие остаются и работают с удовольствием из года в год.В этом учебном году были организованы и проведены совместные заседания клубов «Гиркил» и «Чуорончик» по теме «Вступление. Духовная культура эвенков ‬коренного народа Южной Якутии». На это заседание мы пригласили наших друзей из школы «Арктика», где в нашем городе обучаются ребята малочисленных народов Якутии. Свои знания по теме высказывали все присутствующие, но запоминающим нам показалось выступление ребятартиканцев. Ониговорили о тех традициях, которые хранились веками их народами, и многиедошли до наших дней.Нам запомнился семинар «Мы вместе», который прошел на базе посёлка Хатыми. Группа ребят из школьных клубов под руководством своих наставников поехала на каникулах в посёлок.Сколько интересных людей с их заботами о настоящем, о будущем мы узнали за короткихдва дня. Каким прекрасным был день, проведенный у костра в заснеженном лесу. Оказывается совсем рядом с нашим городом можно найти столько нового и неизвестного.Акакой интересной была поездка в селоИенгра, где компактно проживают эвенки. Мы там провели незабываемыедни. Эта поездка позволила нам расширить знания по теме национальной кухни эвенков. Мы собрали рецептыэвенкийских бдюд, для чего посетили сельский музей, школуинтернат, побывалив некоторых эвенкийских семьях. Материал по теме «Скажи, что ты ешь, и я скажу, как ты живешь» мы представили на районной научной конференции «Шаг в будущее», на которой получили рекомендацию участия в республиканской конференции.Несмотря на то, что наш клуб работает уже несколько лет, работы становится не меньше,а все больше: нам открываются все новые неизвестные ареалы Якутии,хочется больше встречаться с интересными людьми нашего района. И каждая такая встреча не проходит даром для наших ребят, всегда оставляет свой положительный след.У клуба есть перспективы, а значит ‬будущее!

ПриложенияЗаседанияклуба «Гиркил»

Тема «Моя семья убежище души»Цели:

расширить знания учащихсяо духовной жизни эвенков, о семейных традициях,обычаях этого народа;

познакомиться с некоторыми семьями ребят, обучающих в школе «Арктика»;

выделить роль женщины в эвенкийской семье.Объект изучения

семейныетрадиции, обычаи.Предмет изучения

современная эвенкийская семья.Оборудование: материал презентации,эвенкийские игрушки.Форма заседания: устный журналХод:Вступление:Слово президенту клуба, который открывает заседание, знакомит участников с выполнением рекомендаций предыдущего заседания. Предоставляется слово руководителю.Проблеманашего проекта заключается в том, что было время, когда уникальная культура малочисленных народов Севера терялась в большой русской культуре, даже терялся язык народа, молодежь не дорожила семейными традициями,А как в современной жизни,берегутся ли семейные обычаи, национальный уклад жизни? Решить эту проблемупоможет нам устный журнал.Ответ на этот вопрос мы получим послеего чтения.Основнаячасть:Первую страницужурнала нам помогут прочитать ребята клуба «Гиркил» СОШ №15Выступлениеучащихся попервойстранице:Из истории семейных отношений в эвенкийских семьях. По раннее изученным темам ребята рассказывают о жизни таежников кочевников, о помощи детейв таежной жизни своим родителям, о

детских играх, в которыеиграютдети в с. Иенга. Знакомят участников заседания с некоторыми эвенкийскими пословицами, которые говорят о роли женщины в семье: «Женщина растит человека», «Муж без женысирота», «Жену потеряешь

потухнет огонь», «Мужчина с помощью пальцев жены станет человеком» Женские руки хранили огонь домашнего очага, приготовляли пищу, ухаживали за малышами.На этой же странице устного журнала, приглашенный работник краеведческого музея, раскрыл тему,«Игрушка, как основная часть, традиционной культуры народов Якутии» У народов Якутии дети рано вступают в мир взрослых. С1011 лет мальчики уже ходят за взрослыми к стадам оленей, Первоначальные навыки оленеводов, охотников детиполучают в игре. Девочки предпочитают играть в куклы, с тонким мастерством шьют для своих кукол одежду. Свою куклу дарить нельзя, мать отдает свою куклу старшей дочери,младшим куклы шьются в семьях.Страничку заседания закрывает выступление гостей ‬победителей традиционного смотра «Лучшая семья», которая проводится в селе Иенгра. В этом году

это семья Максимовых. Вместе с детьми Ольга Ивановна, мама семейства, рассказала о семейных традициях, о праздниках, о трудовых делах семьи. Семья Максимовых недаром пользуется уважением у сельчан. Свое выступление Ольга Ивановна закончила показом сшитой в семье традиционной одежды, угостила нас топой ‬эвенкийской лепешкой, напоила чаем.Вторая страницачитается вместе с ребятами клуба «Гиркил» школы «Арктика». Ребята говорят на своем родном языке

эвенском, эвенкийском, юкагирском.Девушкаюкагирка рассказала о своей бабушке, как она пела внучке свои протяжные песни. Под эти песни она учила внучку вышивать, работать с бисером, кожей.Девушкаэвенкийка пришла на заседание в современной национальной одежде, сшитой в ее семье руками еёмамы, тети и ее руками. Девушка рассказала о том, что в ее семье сохранились и другие семейные традиции брат работает с костью, делает очень красивые украшения ( некоторые из них она принесла на заседание).А выступление юноши из Алдана никого не оставило равнодушным. С какой гордостью он говорил о своемдедушке, от которогоунаследовал любовь к рисованию. С какимто приятным акцентом он говорил и говорил, вспоминая все, что ему рассказал про дедаего отец. В заключении юноша сказал, что ему очень жаль, что пути их с дедом не пересеклись, дед умер, не дождавшись рождения внука. «Многому он бы меня научил, я так думаю».Заключение:Выводы:В семье человек формирует свой характер,учится ценить культуру своего народа.Рекомендации:

Доработать презентацию по теме заседания.

Тема: Хозяйственная деятельность и быт населения селаИенгра.Цели:познакомить учащихся с хозяйственной деятельностью и бытом оленеводовв тайгеповысить интерес к жизни эвенкийского народа,формировать гражданские и патриотические чувства.Оборудование:красочно оформленная классная доска, слова эпиграфа:«…У нас зимою солнца не бывает,И в сумраке за днем приходит день.,Луна на небе ледяном не тает,Звенит морозно призрачная тень.…Со стороны взглянуть: и лед, и скалДля человека гиблые места,Но пастуха судьба искала,Мавут ему вручила не спростаТы погляди, в тайге заледенелойОхотник оставляет лыжный следОн делает свое простое делоИдет на зверя. Лучше дела нет!»Н.Оегир(эвенкийский поэт)Форма заседания: ролевая игра.ХодВступление:Слово президенту клуба.Он открывает собрание, объявляет тему, цели, представляет гостей.Слово руководителя клуба. Руководитель клуба знакомит участников заседания с выполнением рекомендаций предыдущего заседания.Основная часть:Гости сегодняшнего заседания учащиеся Золотинской средней школыинтерната. Они разбиты на группы. Одна группа

это оленеводы, другая охотники, третья

чумработники. Ведущий выступает в роли журналиста.Ведущий: «Я приехал из Москвы, работаю в газете. Про жизнь эвенков хочу написать статью» Подходит к группе оленеводов. «Мне кажется, что оленеводом стать просто» Дальше ведущийкорреспондент берет интервью у «оленеводов»Надо ли иметь образование для того, чтобы стать оленеводом?Что должен уметь делать оленевод?Чем занимается оленевод с утра до вечера?

Где живут оленеводы в тайге?Как устроена палатка?А какие трудности жизни в тайге?Какую помощь оказывают дети своим родителямоленеводам?«Оленеводы» отвечают. Ответы записываются на магнитофон.Ведущийподходит к группе охотников «Я слышал, что у вас богатый животный мир в тайге.Какие звери и птицы в тайге являются промысловыми?Какая работа проводится по охране животных и птиц?Какие успехи в охотпромысле?Охотники отвечают, ответы записываются на магнитофон.Ведущий подходит к чумработникам: Расскажите про орудия эвенкийского быта, как с ними работать?Чумработницы отвечают, ответы записываются на магнитофон.Ведущий:« Мы слышали, что эвенк и природа неотделимы друг от друга. Жители леса бережно относятся к природе деревьям, кустарникам, животным. Не портят зря, не губят даром, не убивают лишнего. Группа наших журналистов этим летом побывала в гостях у оленеводов на реке Беркакит. Давайте отправимся вместе с ними.(Просмотр видеозаписи) Поокончанию просмотрапостарайтесь ответить на вопрос: «Легко ли живется оленеводу в тайге?»Комментарии к просмотру:«Коротка июльская ночь. Утро. Мы в гостях в тайге у оленеводов. Утро. Кукует на все лады кукушка, гдето в лесу, у реки кричат дробовики, тревожно пиликает куликпереводник. Но вот слышен звон колокольчиков, идут после ночной кормежки олени. Здесь у палатокждут оленей дымокуры. Комаров эвенки называют «второй пастух», от укусов кровососов олени бегут снова к своим хозяевам. Уткнувшись в дым мордами, олени отдыхают. Но вот из палатки выходят взрослые, а через некоторое время и дети. Рабочий день в тайге начался,Хозяйка готовит еду:хлебтупа и традиционный суплапшу, доит оленей.Дети помогают родителям, мальчишки в мужской работе, девочки мамам и бабушкам. Оленевод за день успевает переделать кучу дел: наколол поленницу дров, поправил изгородь, заготовил пантыЗаготовка пантов это когда у оленей срезают рога. Панты сдают в приемный пункт, покупают продукты. Два часа работы и вот уже горка оленьих рогов, из которых изготовляют пантокрин, так необходимый для изготовления лекарств. Основные игры детей это игрыс оленятами. Олень с детства становится ручным. Дети не забывают, что оленькормилец, оленьдруг, олень все для эвенка».Ведущий: «Так как вы думаете, ребята, лёгкая ли жизнь в тайге у оленевода?»Заключение:Заседание завешается чаепитием с блюдами эвенкийской кухни.Рекомендации заседания:1.Обработать интервью с «охотниками», «оленеводами», «чумработниками».2.По материалам заседания выпустить стенную газету.