Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кузнецова Р. Г. Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 526–530. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54218.htm.
Аннотация. В статье рассматривается роль регионального компонента в условиях введения ФГОС общего образования на уроках английского языка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кузнецова Роза Гибаевна,учитель английского языка,МБОУ «СОШ №15», г. Нерюнгриassolner@rambler.ru

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Аннотация.В статье рассматривается роль регионального компонента в условиях введения ФГОС общего образования на уроках английского языка.Ключевые слова: обучение английскому языку, ФГОС, региональный компонент.

Обучение это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности –природе, обществе, человеке, его истории и культуре. Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Таким образом, через иностранный язык, передавая учащимся знания об иноязычной культуре, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, а также в формирование основ российской гражданской идентичности, что и является одним из главных принципов ФГОСвторого поколения. Именно сравнивая информацию о родной стране с информацией о странах изучаемого языка, учащиеся научатся позиционировать себя как гражданина России и своей малой родины, воспринимать свой край как важную и неотъемлемую часть мировой цивилизации. Актуальность исследуемой темы состоит еще и в том, что вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее времяи национальнорегиональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания. Руководствуясьзаконом “Об образовании” (статья 7), в которомзакреплены два компонента стандарта –федеральный и региональный, в курс обучения иностранному языку мы можем включать темы, элективные курсы, факультативы, касающиеся непосредственно нашей малой Родины –РеспубликиСаха.Кроме того, вводя региональный компонент на уроках, мы реализуем еще один принципстандартов нового поколения –метапредметность. На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла –музыки, изобразительного искусства. Мы считаем, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему. Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;

осознание вклада края в мировую культуру.Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:

понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;

толерантного отношения к другой культуре;

ценностного отношения к себе, другим и миру;

активной жизненной позиции.Опрос среди учащихся показал, что они хотели бы получить знания на иностранном языке о своем регионе, чтобы можно было применить их в общении с зарубежными гостями и друзьями. Поэтому на своих уроках мы используем межпредметные связи с использованием национально –регионального компонента. Примером тому, могут являться уроки –экскурсии в школьный краеведческий музейпо темам “История моего города ” совместно с учителями истории и культурыРеспублики Саха, якутскогои литературы и последующий обмен впечатлениями на интегрированных уроках английского языка, истории, музыки и

якутской литературы. Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке. В результате такого участия ученики приобретают умения:

приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;

переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.

работать в команде и самостоятельно;

критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами;

вступать в общение на английском языке.В нашей школе, например, проводятся

ролевые игры, в ходе которых школьники предлагаютсвои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а также создаютпостеры и рекламные буклеты о наиболее привлекательных местах республики и городаНерюнгри. Эта работа дополняетчасто практикуемые “заочные” экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Лондона, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города. Для повышения мотивации к изучению английского языка я используюкраеведческую информацию, которая носит занимательный характер. Например, учащиеся 5х классов изучают

якутские сказкинародные сказки, а затем показывали по их мотивам инсценировки на английском языке в рамках НеделиИностранного языка. Сказки показываютпримеры борьбы с отрицательными явлениями в жизни, выражаютуверенность в торжество справедливости и гибели зла, они возбуждаютв детях бодрость и оптимизм, развиваютфантазию, порой наталкиваютна серьезные размышления. Детей увлекаетзанимательный сюжет, игра фантазии, подвиги и приключения героев, яркий, гибкий образный язык сказок. Так как для учащихся средней ступени характерна активизация познавательной мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям и анализу предоставленной информации, наиболее удачно было применение следующих способов работы: создание проблемных ситуаций, сравнение и анализ, изучение жизни и бытаякутскогонарода. Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального компонента, япо возможности широко используюразличные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекаюв качестве речевой зарядки пословицы и поговорки по региональной проблематике. Преподавание английского языка связываю с внеклассной работой. В нашей школе активно действует туристический клуб «Омега», которым руковожу. Посещают занятия в клубе многие мои учащихся, цель которых активно участвовать в походах, популяризовать туризм и вести здоровый образ жизни; расширять кругозор; выработать в себе чувство бережного отношения к природе, к родному краю. На уроках английского языка тема туризма является настоящей находкой. Например, готовясь к итоговому уроку в 11 классе по теме «Дикая природа Австралии» учащиеся делают информативно –исследовательские работы по изучению родного края, выбирают темы, по которым будут работать, ставят проблему: как сохранить природу? (Главное не подавлять инициативу, с уважением относиться к любой идее, создать ситуацию успеха). Ученики делятся на группы (по несколько человек в каждой с разной успеваемостью): первая изучает географическое положении Австралии; другая –особенности флоры и фауны Якутии; третья –коренных жителей Австралии и Якутии, четвертую группу составляют ученики –туристы, которые готовят фотографии и видео –сюжеты о природе, выпускают газеты с призывом: «Думай глобально, действуй локально». Учащиеся в течение определенного времени работают над своими темами, подбирая информационный материал из газет и журналов, переводят на английский язык, пишут творческие сочинения. На итоговом уроке представляют свои материалы.Некоторые выдержки из сочинений учащихся (перевод с английского): «Я живу в прекрасном краеи эта красота может исчезнуть, потому, что экологическая ситуация очень серьезна в некоторых регионах нашей республики. Земля вокруг наших городов загрязнена, вдобавок к этому растения отравлены, ученые советуют не собирать ягоды и грибы около дорог. Кроме этого птицы и животные исчезают, многие растения и животные занесены в Красную книгу. Наша природа нуждается в защите»; «В стихотворении одного из рабочих поэтов есть такие строки: «…Полярная в небе светит звезда,/ Но Нерюнгри –город не спит никогда,/ Красиво и гордо шагая в тайгу, к нему я любовь навсегда сберегу». «Наш город очень красив и живут в нем прекрасные люди разных национальностей:саха и русские, эвены и эвенки, юкагиры и украинцы. Все они живут дружно, хотя имеют разные взгляды на жизнь, разную религию и внешность. Мы осознаем, что земля наш дом, и мы должны все вместе заботиться о ней и изменить свое отношение к ней. Что касается меня, я стараюсь, внести свой личный вклад для сохранения окружающей среды. Мои действия очень просты, я являюсь членом туристического клуба «Омега» СОШ № 15 г. Нерюнгри. Мы часто ходим в походы. Кормим птиц и животных, сжигаем мусор». «Я обращаюсь к моим австралийским друзьям и к людям всей планеты: мы все являемся частью нашей окружающей среды и должны быть ответственными за наши поступки. Мы должны заботиться о красоте нашей природы и мире вокруг нас».Такие формы работы –это прекрасная возможность дать каждому ученику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному умению работать в команде. В данной статье ярассмотрела актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. С помощью знаний о собственном крае у детей развивается понимание того, что в родной стране есть немало интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам, что своей Родиной можно и нужно гордиться. Осознание этого и является одним из основополагающих принципов ФГОС.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.—М.: Просвещение, 2011.—31 с.—Стандарты второго поколения.2.Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // ИЯШ, 2002, №13.Дронов В.В. Психологические и методические основы обучения иностранным языкам детей младшего возраста // Иностранные языки в школе. –2009, №4. 4.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, 2001, №3. 5.Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе., 2001, №4.6.Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 2006, №5.