Трудовое воспитание школьников: история и современность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ерёмина Е. И., Гапочкина Л. Н. Трудовое воспитание школьников: история и современность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 566–570. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54227.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации трудового воспитания школьников на примере долгосрочного проекта «Наследие» - направление «Природное наследие»; «Трудовое наследие». В статье показана глубокая связь между народной педагогикой и современным этапом развития образования. В качестве современного примера организации трудового воспитания представлен опыт трудовых бригад.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ерёмина Елена Ивановна,научный сотрудник,лабораториятрудового воспитания основ предпринимательства, Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования,г. Ставропольyunna_sorokopud@mail.ru

Гапочкина Людмила Николаевна,учитель географии,МБОУ «СОШ №32», г. Ставрополь

Трудовое воспитание школьников: история и современность

Аннотация.В статье рассматриваютсявопросы организации трудового воспитания школьников на примередолгосрочного проекта«Наследие»направление «Природное наследие»; «Трудовое наследие».В статье показана глубокая связь между народной педагогикой и современным этапом развития образования. В качестве современного примера организации трудового воспитания представлен опыт трудовых бригад.Ключевые слова:трудовое воспитание, народное воспитание,проект «Наследие», трудовые бригады.

Россия страна великой культуры и высокой духовности. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня о проблеме духовнонравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. В концепции модернизации российского образования говорится, что воспитание следует рассматривать как целенаправленную деятельность, осуществляемую в системе образования, ориентированную на создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей.Новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения также ориентируют на эстетическое воспитание детей, развитие их представлений об эстетических идеалах и ценностях, формирование интереса к творческой деятельности разных народов.Ставропольскийкрай –это часть России, край специфичный как в историкоэтнографическом, так ив лингвистическом плане. Этническая культура населения Ставрополья представлена многими национальностями, отличающимисячисленностью, географией расселения, историкокультурными традициями, уровнем национального самосознания. В связи с этим стоит обратить внимание учащихся на освоение этнической культуры, языка, национального наследияразличных народов, населяющихСтавропольский край.

Актуальность, злободневность данного направления заключается в том, что сейчас в обществе всерьез заговорили о сохранении культуры разных народов, своих корней, о воспитании в духе уважения к своему народу и толерантности по отношению к другим. Именно поэтому считаю, что «духовное наследие» и «вековой опыт народа» это не «для красивого словца», то без изучения чего невозможно будущее нашей малой Родины.Познавать историю родного края можно не только покнигам и лекциям, но и используя активные средства в процессе обучения: наблюдения, исследования, проектную деятельность, экскурсии, трудовая деятельность на местности и т.д. В рамках долгосрочного проекта на данный период времени реализовано направление«Природное наследие» «Птица счастья» о журавлях. Результатом был фестиваль, проведённый на краевом уровне и научноисследовательская работа, которая представлена на краевой научнопрактической конференции движения «Отечество». Следующим направлением проекта является «Трудовое наследие».Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко[2]. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств,мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.Во первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду. Во вторых, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. В третьих, трудовое воспитание должно стать средством не только физического развития в труде, но и психологического и духовного развития человека. В четвёртых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации. Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором их развития ивместе с тем удовлетворение потребностей экономического развития страны, уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и родители.В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки. При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим педагогическим требованиям: систематический и коллективный характер труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами игры, а в старших классах постепенно осуществлять переход от простых форм труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.Зарождение разнообразных форм устного поэтического и музыкального творчества, как одного из могущественных средств общения людей, относится к весьма отдаленнымвременам, еще к доклассовому обществу.

В тесной, неразрывной близости с трудовой практической деятельностью людей возникали различные формы изобразительных искусств, а также образцы словесномузыкального художественного творчества, связанного со звучащей вокальной интонацией.

Стремление древних людей в ярком выразительном образе запечатлеть и передать другим свои наблюдения, мысли и чувства о наиболее важном, существенном в их трудовой жизни вело к возникновению разнохарактерных музыкальнопоэтических и песенных произведений, както: трудовые припевки и выкрики, закликания стихийных сил и явлений природы (солнца, дождя, мороза), трудовые и обрядовые песни. Для более легкого усвоения этим музыкальнопоэтическим произведениям придавалась «складная», ритмически упорядоченная форма (стихотворная или близкая к ней), обычно в соединении с напевным интонированием, с более или менее развитым песенным началом.Уже в глубокой древности люди мечтали летать по воздуху, —об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковресамолете». Мечтали об ускорении движенияпоземле —сказка о «сапогахскороходах», освоили лошадь… Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой».В устном песенном творчестверусского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это особого рода трудовые припевки и трудовые возгласысигналы, сопровождавшие некоторые виды наиболее тяжелых артельных работ (например, передвижка бревен и других тяжестей, рубка леса, вбивание в дно реки свай при постройке плотин и мостов).

Отличительную черту подобных припевоксоставляет связь с ритмом трудовых движений, осуществляемая в ритмически размеренном повторении традиционных возгласовсигналов («Взяли!», «Двинули!», «Ух!») вмоменты дружных объединенных усилий группы работающих.В песенном быту русского народа наряду с высокоразвитыми по своей мелодике трудовыми песнями лесорубов и бурлаков («Дубинушка», «Эй, ухнем»)до последнего времени встречались также и весьма простые по своему складу трудовые припевки, точнее—напевно интонируемые трудовые возгласы, исполняемые рабочими артелями при передвижении больших тяжестей во время погрузки судов, на лесосплаве, при рубке деревьев. Некоторые из них еще не имели развитого словесного текста и складывались из традиционных трудовых возгласов («Раздва, взяли», «Раздва, двинули»), как, например, приводимая припевка. Такие припевки, несомненно, могут дать приблизительное представление и о древнейшей песенной традиции.С течением времени из простейших трудовых возгласов и небольших трудовых припевок песенного типа сформировались мелодически весьма развитые трудовые песни, например «Дубинушка», «Во всюто ночку темную», «Эй, ухнем». Особую разновидность русских трудовых припевоксоставляютбурлацкие «лямочные» песни, исполнявшиеся волжскими артелями бурлаков при передвижении против течения тяжело нагруженных барок. Фольклор, впереводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор—народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения иидеалы, т.е. фольклор—это народное историческое культурное наследие любой страны мира. Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.

Творчество вдревности было тесно связано струдовой деятельностью человека иотражало мифические, исторические представления, атакже зачатки научных знаний. Искусство слова было тесно связано сдругими видами искусства—музыкой, танцами, декоративным искусством. Внауке это называется «синкретизмом». Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, сихразнообразными темами, образами, стилем. Вдревнейший период убольшинства народов бытовали родовые предания, трудовые иобрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией исобственно фольклором, стало появление сказок, сюжеты которых основывались намечту, намудрость, наэтический вымысел. Вантичном исредневековом обществе складывался героический эпос (ирландские саги, русские былины идругие). Возникали также легенды ипесни, отражающие различные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии игероев, такими, какими они остались внародной памяти. Жанры вфольклоре отличаются также испособом исполнения (соло, хор, хор исолист) иразличным сочетанием текста смелодией, интонацией, движениями (пение ипляска, рассказывание иразыгрывание).

Сизменениями всоциальной жизни общества врусском фольклоре возникали иновые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности игородов вызвал кжизни: романсы,анекдоты, рабочий, студенческий фольклор. Сейчас новых русских народных сказок непоявляется, ностарые попрежнему рассказываются ипоним снимают мультфильмы ихудожественные фильмы. Поют имногие старые песни. Авот былины иисторические песни вживомисполнении уже практически незвучат.Одной из форм трудового воспитания и сохранение трудового наследия стали ученические бригады, созданные на базе школ Ставрополья.Первая ученическая бригада была создана в Григориполисской средней школе на базе колхоза «Россия» Новоалександровского района Ставропольском края (1954 г.) по аналогии с производственными бригадами колхоза. За два десятилетия движение ученических бригад получило широкий размах и уже к 1975 году трудовые объединения школьников, расположенные на территории РСФСР выращивали сельскохозяйственные культуры на площади около 500 тысяч га, ухаживали за 6,5 миллионов голов скота. Во второй половине шестидесятых годов зарождается такая новая форма трудовых объединений учащихся как школьные лесничества, имевшие основной задачей оказание практической помощи в проведении мероприятий по охране лесов и их восстановлению. О массовости данной формы трудовых объединений свидетельствует тот факт, что к 1985 году в школах РСФСР работало более шести тысяч школьных лесничеств. В 80е годы регулярно проходили Всероссийские мероприятия (слеты ученических производственных бригад, конкурсы школьников по сельскохозяйственным профессиям, слеты членов школьных лесничеств и юных друзей природы). В 1981 году в Российской Федерации насчитывалось более 16 миллионов юных друзей природы членов Всероссийского общества охраны природы, работало 98 тысяч отрядов «зеленых патрулей», 16 тысяч «голубых патрулей»[1; 3]. Ученическая производственная бригада за долгие годы своего существования стала прекрасной школой жизни, в которой школьники учатся трудиться, управлять производственным процессом, выстраивать отношения в коллективе, ответственно относиться к любому делу.Школа должна выступать организатором вовлечения подростков в экономически оправданную, посильную им, интересную трудовую деятельность.

Таким образом, соединение обучения с производственным трудом становится условием успешной социализации учащихся, повышения конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение кнаследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Ссылки на источники1.ЗолотухинД.С.Трудовоевоспитаниесельскихшкольников:Книгадляучителя.–М.:Просвещение,1990.–159с.2.КоротовВ.М.РазвитиеидейА.С..Макаренковтеориивоспитание//Советскаяпедагогика.–1988.–№3.–с.2125.3.КондратьевП.П.Функциональнаясущностьучебноготрудашкольникавсодержаниитрудовогообразования.МинистерствообразованияРС(Я),ИПКРО–Якутск:Сахаполиграфиздат,1996.–96с.