Педагогический совет «Работа с текстом как один из путей формирования базовых компетенций обучающихся»
Выпуск:
ART 54247
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Блинова
Н.
И. Педагогический совет «Работа с текстом как один из путей формирования базовых компетенций обучающихся» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
641–645. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54247.htm.
Аннотация. В материале предложена технология проведения педагогического совета в форме аукциона педагогических идей, направленных на формирование базовых компетенций обучающихся через работу с текстом. Автором рассматриваются пути и методы обогащения и систематизации представлений педагогов о современных педагогических технологиях работы с текстом в соответствие с требованиями ФГОС.
Ключевые слова:
аукцион, педагогические идеи, лоты, педагогические продукты, право «покупки»лота, получение «лицензии»на право использования технологии в учебном процессе.
Текст статьи
Блинова Наталья Ильинична,заместитель директора по УВР, МАОУ «СОШ № 27», г. Тюмень71nb@rambler.ru
Педагогический совет
«Работа с текстом как один из путей формирования базовых компетенций обучающихся»
Аннотация.В материале предложена технология проведения педагогического совета в формеаукциона педагогических идей, направленных на формирование базовых компетенций обучающихся через работу с текстом. Автором рассматриваются пути и методы обогащенияи систематизации представлений педагогов о современных педагогических технологиях работы с текстом в соответствие с требованиями ФГОС.Ключевые слова: Аукцион, педагогические идеи, лоты, педагогические продукты,право «покупки»лота, получение «лицензии»на право использованиятехнологии в учебном процессе.
Цель:обогатить и систематизировать представления о современных педагогических технологиях работы с текстом как способах формирования базовых компетенций учащихся.Задачи:рассмотреть понятия «текст», «грамотность чтения» и её уровни, типы и виды чтения в свете требований ФГОС.раскрыть сущность различных технологий, методов и приёмов работы с текстом.выявить их взаимосвязь с формированиемключевых компетенций.проиллюстрировать на примере уроков, мастерклассов и презентаций возможность использования различных технологий, методов и приёмов работы с текстом.Форма проведения:аукцион педагогических идей.На аукцион выставлены необычные лоты –педагогические продукты(технология, методы и приёмы работы с текстом).Лоты в виде слайдов, видеофрагмента урока, мастеркласса, фрагмента стендового урокапредставляютучителя –аукционисты ( представитель от каждой группы ).После представленного лотакаждая группа оценивает его денежной единицей «Фишкой», имеющей разное оформление и смысловое значение:фишка «Принимаю» изображение тысячных купюр (можно фишку зеленого цвета);фишка «Принимаю частично» изображение рублёвых купюр (можно фишку жёлтого цвета);фишка « Не принимаю» изображение монет (можно фишку красного цвета).Право «покупки»понравившегося лота (пед. технологии по работе с текстом), иполучения «лицензии»на право использования данной технологии в учебном процессе, предоставляется группе проанализировавшей лотс определённых позиций.(см.ниже).Подготовка к пед.совету:осуществляется по группам, в каждой из которых определяется ответственный ипедагог, дающий открытый урок. Остальные члены группы принимают активное участие в теоретической подготовке и подготовке открытого урока.
Цель работы в группах:1.Подготовить и представить на аукцион 23 лотатехнологию(выбрать одну из предложенных ниже, отметив в списке № группы, или взять на своё усмотрение другую), а так жеметоды илиприёмы работы с текстом, проанализировав их с позиций:
уровня грамотности чтения, на формирование которого рассчитанданный лот;
базовых компетенций, которыеформирует данный лот;
видов и типов чтения, которыми могут овладеть учащиеся благодаря данному лоту;
умений, овладению которых данный лот может поспособствовать.ПредставьтеВаши лоты в виде слайдов, видеофрагмента урока, мастеркласса, фрагмента стендового урока.2.Группамоппонентам подготовиться к «покупке» представленных Вам лотов для получения «лицензии на право пользования»путём анализапо вышеуказанным позициям.Ход педагогического совета:1.Вступительное слово заместителя директора по УВР:1.1.Об актуальности темы педагогического совета;1.2.Актуализация понятий компетенция и компетентность;1.3.Направления в обучении, закреплённые в государственных нормативноправовых документах;1.4.Понятие «текста» с точки зрения лингвистики и семиотики;1.5.Чтениетипы, виды, стратегии, уровни грамотности чтения;1.6.Планируемые результаты освоения навыков работы с текстом на различных ступенях образования в соответствие с требованиями ФГОС;1.7.Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций.2.Открытые урокии их анализ на основе схемы аспектного анализа в контексте формирования ключевых компетенций (через работу с текстом) См.приложение 1 (Педагогический коллектив расходится одновременно на разные уроки).3.Аукцион педагогических идей(способ проведения аукциона описан выше).4.
Решение педагогического совета.5.Рефлексия в форме синквейна.Таблица1Технологии работы с текстом (для выбора групп)
Наименование технололгий№ группыТехнология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.ЗаирБек); Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина); Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова); Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова); Стратегии чтения (Н.Н.Сметанникова); Технология скорочтения (М.А.Зиганов); Методика структурнологического анализа текста (Н.И.Козлов) Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев) Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова); Технология формирования информационной культуры личности (Н.В.Збаровская, Н.И.Гендина); Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г.Граник):
Таблица 2Схема аспектного анализа урока в контексте формирования ключевых компетентностей
(через работу с текстом)
АспектыанализаКритерии оценкиСтепеньреализациив полной мере(+)Частично*не реализовано()Ключевые компетентностиформируемые на урокеДеятельность учителяКомпетентностьсамоменеджмента1.Создание условий для мотивации учащихся:на овладение не только знаниями, но и умениями, способами учебнопознавательныхдействий и деятельности (предметными и надпредметными = универсальными)2. Организация продуктивной учебнопознавательной деятельности учащихся в процессе:
определения проблемы;
постановки целей и задач, которые необходимо решить;составленияплана предстоящей деятельности;
планирования внутренних и внешних ресурсов;
выбора способов решения задач и их применение на практике;
оценки деятельности и созданного в ходе ее продукта;
рефлексии как оценки собственного продвижения
Коммуникативнаякомпетентность
3. Создание благоприятных условий для:
продуктивного взаимодействияучащихся в парах, малых группах постоянного или смешенного состава, проектных командах;
диалога между участниками учебнопознавательной деятельности;
письменной коммуникации;
публичного выступления учащихся с сообщениями, докладами, рецензиями, презентациями результатов самостоятельной или групповой работы
Информационнаякомпетентность
4. Организация работы учащихся по планированию информационного поиска, выбору источников информации и представлению результатов их использования в процессе учебнопознавательной деятельности5. Обеспечение возможности практического использования учащимися различных источников и носителей информации в процессе извлечения информации и обработки информации
Деятельностьученика1.Применение и демонстрация сформированности не только знаний, но умений, способов учебнопознавательных действийи деятельности, а также обоснованность их выбора при выполнении заданий и решении проблем 2.Включенность в процесс учебнопознавательной деятельности по разрешению проблемы на всех её этапах (от целеполагания до рефлексии)3.Продуктивность и эффективность взаимодействия между участниками групповой работы по решению проблемы4.Соответствие выбранных источников информации целям и задачам учебнопознавательной деятельности по решению проблемы5.Эффективность работы по извлечению и обработке информации, необходимой для решения проблемы
Овладение учащихся умениями:
Общая ориентация в СодержаниитекстаОпределение главной темы, общей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.
Нахождение информацииУмение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синономической) форме, чем в вопросе.
Интерпретация текстаУмение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Рефлексия содержания и формы текста. Умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического суждений.Умение оценивать не только содержание текста, но и его форму в целом –мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений
Формирование уровня грамотности чтенияРабота с информацией1 уровень2 уровень3 уровень4 уровень 5 уровень
Интерпретация текста и обоснование выводов1 уровень2 уровень3 уровень4 уровень 5 уровень
Рефлексия и оценивание1 уровень2 уровень3 уровень4 уровень 5 уровень
Ссылки на источники1.Федеральные образовательные стандарты2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли под ред.А.Г. Асмолова , издво «Просвещение» 20103.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа сост.Е.С. Савинов, издво «Просвещение» 2010
Педагогический совет
«Работа с текстом как один из путей формирования базовых компетенций обучающихся»
Аннотация.В материале предложена технология проведения педагогического совета в формеаукциона педагогических идей, направленных на формирование базовых компетенций обучающихся через работу с текстом. Автором рассматриваются пути и методы обогащенияи систематизации представлений педагогов о современных педагогических технологиях работы с текстом в соответствие с требованиями ФГОС.Ключевые слова: Аукцион, педагогические идеи, лоты, педагогические продукты,право «покупки»лота, получение «лицензии»на право использованиятехнологии в учебном процессе.
Цель:обогатить и систематизировать представления о современных педагогических технологиях работы с текстом как способах формирования базовых компетенций учащихся.Задачи:рассмотреть понятия «текст», «грамотность чтения» и её уровни, типы и виды чтения в свете требований ФГОС.раскрыть сущность различных технологий, методов и приёмов работы с текстом.выявить их взаимосвязь с формированиемключевых компетенций.проиллюстрировать на примере уроков, мастерклассов и презентаций возможность использования различных технологий, методов и приёмов работы с текстом.Форма проведения:аукцион педагогических идей.На аукцион выставлены необычные лоты –педагогические продукты(технология, методы и приёмы работы с текстом).Лоты в виде слайдов, видеофрагмента урока, мастеркласса, фрагмента стендового урокапредставляютучителя –аукционисты ( представитель от каждой группы ).После представленного лотакаждая группа оценивает его денежной единицей «Фишкой», имеющей разное оформление и смысловое значение:фишка «Принимаю» изображение тысячных купюр (можно фишку зеленого цвета);фишка «Принимаю частично» изображение рублёвых купюр (можно фишку жёлтого цвета);фишка « Не принимаю» изображение монет (можно фишку красного цвета).Право «покупки»понравившегося лота (пед. технологии по работе с текстом), иполучения «лицензии»на право использования данной технологии в учебном процессе, предоставляется группе проанализировавшей лотс определённых позиций.(см.ниже).Подготовка к пед.совету:осуществляется по группам, в каждой из которых определяется ответственный ипедагог, дающий открытый урок. Остальные члены группы принимают активное участие в теоретической подготовке и подготовке открытого урока.
Цель работы в группах:1.Подготовить и представить на аукцион 23 лотатехнологию(выбрать одну из предложенных ниже, отметив в списке № группы, или взять на своё усмотрение другую), а так жеметоды илиприёмы работы с текстом, проанализировав их с позиций:
уровня грамотности чтения, на формирование которого рассчитанданный лот;
базовых компетенций, которыеформирует данный лот;
видов и типов чтения, которыми могут овладеть учащиеся благодаря данному лоту;
умений, овладению которых данный лот может поспособствовать.ПредставьтеВаши лоты в виде слайдов, видеофрагмента урока, мастеркласса, фрагмента стендового урока.2.Группамоппонентам подготовиться к «покупке» представленных Вам лотов для получения «лицензии на право пользования»путём анализапо вышеуказанным позициям.Ход педагогического совета:1.Вступительное слово заместителя директора по УВР:1.1.Об актуальности темы педагогического совета;1.2.Актуализация понятий компетенция и компетентность;1.3.Направления в обучении, закреплённые в государственных нормативноправовых документах;1.4.Понятие «текста» с точки зрения лингвистики и семиотики;1.5.Чтениетипы, виды, стратегии, уровни грамотности чтения;1.6.Планируемые результаты освоения навыков работы с текстом на различных ступенях образования в соответствие с требованиями ФГОС;1.7.Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций.2.Открытые урокии их анализ на основе схемы аспектного анализа в контексте формирования ключевых компетенций (через работу с текстом) См.приложение 1 (Педагогический коллектив расходится одновременно на разные уроки).3.Аукцион педагогических идей(способ проведения аукциона описан выше).4.
Решение педагогического совета.5.Рефлексия в форме синквейна.Таблица1Технологии работы с текстом (для выбора групп)
Наименование технололгий№ группыТехнология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О.Загашев, С.И.ЗаирБек); Технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина); Система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова); Методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова); Стратегии чтения (Н.Н.Сметанникова); Технология скорочтения (М.А.Зиганов); Методика структурнологического анализа текста (Н.И.Козлов) Методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев) Методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова); Технология формирования информационной культуры личности (Н.В.Збаровская, Н.И.Гендина); Методика обучения младших школьников пониманию текста (О.Соболева, Г.Г.Граник):
Таблица 2Схема аспектного анализа урока в контексте формирования ключевых компетентностей
(через работу с текстом)
АспектыанализаКритерии оценкиСтепеньреализациив полной мере(+)Частично*не реализовано()Ключевые компетентностиформируемые на урокеДеятельность учителяКомпетентностьсамоменеджмента1.Создание условий для мотивации учащихся:на овладение не только знаниями, но и умениями, способами учебнопознавательныхдействий и деятельности (предметными и надпредметными = универсальными)2. Организация продуктивной учебнопознавательной деятельности учащихся в процессе:
определения проблемы;
постановки целей и задач, которые необходимо решить;составленияплана предстоящей деятельности;
планирования внутренних и внешних ресурсов;
выбора способов решения задач и их применение на практике;
оценки деятельности и созданного в ходе ее продукта;
рефлексии как оценки собственного продвижения
Коммуникативнаякомпетентность
3. Создание благоприятных условий для:
продуктивного взаимодействияучащихся в парах, малых группах постоянного или смешенного состава, проектных командах;
диалога между участниками учебнопознавательной деятельности;
письменной коммуникации;
публичного выступления учащихся с сообщениями, докладами, рецензиями, презентациями результатов самостоятельной или групповой работы
Информационнаякомпетентность
4. Организация работы учащихся по планированию информационного поиска, выбору источников информации и представлению результатов их использования в процессе учебнопознавательной деятельности5. Обеспечение возможности практического использования учащимися различных источников и носителей информации в процессе извлечения информации и обработки информации
Деятельностьученика1.Применение и демонстрация сформированности не только знаний, но умений, способов учебнопознавательных действийи деятельности, а также обоснованность их выбора при выполнении заданий и решении проблем 2.Включенность в процесс учебнопознавательной деятельности по разрешению проблемы на всех её этапах (от целеполагания до рефлексии)3.Продуктивность и эффективность взаимодействия между участниками групповой работы по решению проблемы4.Соответствие выбранных источников информации целям и задачам учебнопознавательной деятельности по решению проблемы5.Эффективность работы по извлечению и обработке информации, необходимой для решения проблемы
Овладение учащихся умениями:
Общая ориентация в СодержаниитекстаОпределение главной темы, общей цели или назначения текста; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.
Нахождение информацииУмение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синономической) форме, чем в вопросе.
Интерпретация текстаУмение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Рефлексия содержания и формы текста. Умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического суждений.Умение оценивать не только содержание текста, но и его форму в целом –мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений
Формирование уровня грамотности чтенияРабота с информацией1 уровень2 уровень3 уровень4 уровень 5 уровень
Интерпретация текста и обоснование выводов1 уровень2 уровень3 уровень4 уровень 5 уровень
Рефлексия и оценивание1 уровень2 уровень3 уровень4 уровень 5 уровень
Ссылки на источники1.Федеральные образовательные стандарты2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли под ред.А.Г. Асмолова , издво «Просвещение» 20103.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа сост.Е.С. Савинов, издво «Просвещение» 2010