Управление научно-исследовательской деятельностью в школе как условие развитие педагогов: материалы из опыта работы директора школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлов А. В. Управление научно-исследовательской деятельностью в школе как условие развитие педагогов: материалы из опыта работы директора школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 676–680. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54257.htm.
Аннотация. Автор статьи делится опытом по организации научно-исследовательской деятельности в школе, которая способствует развитию педагогов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павлов Алексей Владимирович,директор,МБОУ «СОШ № 9», г. Бирскbirsk_S9@mail.ru

Управление научноисследовательской деятельностью в школе как условие развитие педагогов: материалы из опыта работыдиректора школы

Аннотация.Автор статьи делится опытом по организациинаучноисследовательской деятельности в школе, которая способствует развитию педагогов.Ключевые слова:исследовательскаякультура;научноисследовательская деятельность;аналитические, рефлексивные, мониторинговые, проектировочные, прогностическиеуменияпедагогов.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Исследовательская работа педагогов –одна из непременных составляющих успешного развития образовательного учреждения.Владение исследовательской культурой является необходимой характеристикой современного специалиста в области образования. Именно исследовательские умения необходимы современному педагогу, чтобы эффективно работать в быстро меняющемся мире.Для того чтобы квалифицированно руководить научной работой школьников, учитель должен иметь собственную практику выполнения работ подобного рода. Понятие «творчество» в деятельности учителя связано с понятием «педагогический опыт», который предполагает осмысливание учителем большого фонда педагогических фактов, явлений. Все это аккумулируется в более эффективном использовании средств обучения и воспитания школьников, методов и приемов обучения, форм организации научноисследовательской и учебной деятельности учащихся. Творчество в работе учителя предполагает его умение работать с научной и научнометодической литературой и самостоятельно выполнять научные исследования. Система работы по организации и реализации научноисследовательской деятельности педагогов содержит следующие разделы:–определение знаний и умений учителяисследователя;–планирование мероприятий по обучению учителей школы в области проведения исследований;–разработка модели научноисследовательской деятельности в школе;–вычленение проблем для проведения педагогического исследования;–определение содержания работы в рамках основных форм и видов научноисследовательской деятельности;–определение форм отчетности о проведении исследований;–управленческие решения по организации и реализации НИД педагогов.Администрация школы видела свою задачу в том, чтобы помочь учителю овладеть основными знаниями и умениями в области проведения исследований. Поэтому нами была спланирована работа обучающих семинаров и семинаровпрактикумов, связанных с организацией научноисследовательской деятельности, ссовершенствованием и развитием аналитических, рефлексивных, мониторинговых, проектировочных, прогностических умений педагогов.Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы –важный и очень ответственный момент. Педагог должен быть достаточно грамотным, иметь широкий кругозор, обладать креативными качествами, чтобы выявить проблему, сформулировать тему исследования, определить ее новизну и практическую значимость. Руководитель, предлагающий тему исследования ребёнку, должен хорошо представлять, каково направление будущего научного поиска, какую проблему необходимо решить. Тема должна быть интересна ребенку и близка педагогу. Кроме того, тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования; она должна обладать научной новизной, актуальностью и практической значимостью. Важно понимать, что «идея» и «новизна» это не одно и то же. Довольно часто новшество в работе не содержит никакой рациональной идеи.Поиск темы исследовательской работы –очень сложный момент для учителя. Вопервых, во многих дисциплинах необходимы наблюдения и эксперименты, непосредственно проведенные на территории объекта исследования. Подобный вид деятельности очень ценен для развития исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Теоретические исследования, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках, мы относим к работам реферативного плана и часто не допускаем к конкурсу, так как почти всегда они не содержат новизны и самостоятельных выводов. Однако, теоретические научные исследования в научном мире признаются самыми сложными. Ведь мыслительная обработка информации –высокоинтеллектуальная аналитическая и при этом творческая деятельность. Теория формирует единый, общий, а поэтому экономичный способ решения проблемы. Здесь часто от исследователя (ребенка) требуются интерес к анализу и синтезу, способность к классифицированию и категоризации, развитое ассоциативное мышление и интуиция. Поэтому проведение исследований теоретического уровня доступно высокоодаренным учащимся.Необходимо избегать неправильной формулировки темы и названия работы. Вряд ли темы: «Вулканы» или «Природа Африки» позволят юному исследователю грамотно организовать выполнение работы. Скорее всего, подобная работа окажется реферативной или перегруженной большим количеством литературного материала, не имеющего непосредственного отношения к цели исследования. Тему исследования желательно связывать с территорией, где живет ученик, или с той местностью, которую ему удалось посетить в ходе экспедиции. Ведь именно в этих условиях ученику будут доступны эмпирические методы исследования, необходимые для выполнения работы. Хорошо, если уже при первоначальной формулировке темы она начинается со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т. п. Тема работы должна быть созвучна с целью работы и её задачами, определяемыми до начала выполнения работ. Часто, после окончания работы, во время её подготовки к презентации, авторы приходят к выводу о необходимости выбора яркого и красочного названия, привлекающего к работе внимание читателя. При этом не учитывается одно из существенных различий художественной и научной работы.Если в художественной и публицистической литературе название действительно играет главную роль, то в научной литературе оно должно чётко отражать суть проделанной работы, характеризовать направление проведённого исследования. Не годятся для научной работыназвания: «Реки и цивилизация» или «Пещеры: уничтожаем или восхищаемся». А работа, в которой высчитывалось количество автомобилей, проходящих за день по улицам города, не может называться «Выявление воздействия городского транспорта на состояние окружающей среды». Работу с таким названием может в течение ряда лет выполнить специальная научная лаборатория, а не ученик 9 класса. Несоответствие названия и темы исследования оставляет у читателя ощущение, что автор плохо понимает, что же он всётаки сделал.Тема работы подкрепляется рабочей гипотезой. Несомненно, что в процессе выполнения работы и гипотеза, и набор необходимых для решения задач могут изменяться. Однако в каждый конкретный момент автор работы должен точно представлять, что и с какой целью он делает.Обоснование актуальности выбранной темы –начальный этап любого исследования. В применении к учебноисследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризуют научную зрелость и компетентность исследователя. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости –главное показать суть проблемной ситуации.Формулировка проблемной ситуации –важная часть введения. Любое научное исследование проводитсядля того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке –это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют важное значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему –значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Отдельные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в ее разработку.От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).Далее определяются объект и предмет исследования. Объект –это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет –то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.В условиях новых требований к качеству образования, введения стандартов нового поколения в нашей школе была пересмотрена система работы по управлению качеством образования, по системе оценивания образовательных результатов. Работа каждого педагога по применению современных технологий обучения, по совершенствованию умений создавать условия для запуска процессов подчинена научнометодической теме школы: «Применение исследовательских технологий как способ развития творческих способностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС». Учителя школы открыты ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.Наша главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Мы строим обучение так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.Каждый урок построен на использовании инновационных здоровьесберегающих технологий: проектной, модульноблочной, исследовательской. Осуществляется системнодеятельностный подход, применяются ИКТ.В нашем образовательном учреждении созданы следующие структурные подразделения методической службы, которые имеют конкретную направленность деятельности, выполняют определенные функции и задачи: педагогический совет, методический совет, предметные кафедры, методические объединения учителей, творческие группы учителей.Формы научнометодической работы определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев. Одной из важнейших форм методической службы школы является работа над единой методической темой «Применение исследовательских технологий как способ развития творческих способностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС».Школьный научнометодический совет определил основное направление и пути развития школы, стратегию укрепления и продвижения вперёд. Чтобы представить результаты и путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования (чтобы обучающиеся достигли требований ФГОС2, а педагоги владели профессиональной компетентностью, направленной на организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижения результатов в соответствии с ФГОС2), была определена технология «Портфолио» в качестве возможного дополнительного инструмента, с помощью которого складывается наглядная картина, отражающая систему оценки качества образования.Благодаря чёткому инструменту контрольнооценочной деятельности в школе ведётся отслеживание уровня усвоения образовательных программ. На уроках учителя стремятся, используя содержание предмета, применяя современные технологии обучения, формировать учебную деятельность, мотивировать интерес детей, развивать потенциал каждого ученика.Главная цель деятельности методического совета –это непрерывное совершенствованиеквалификации педагога. Методический совет:

координирует и контролирует работу методических объединений, объединяющих учителей различных специальностей;

обсуждает актуальные проблемы, от решения которых зависит эффективность и результативность обучения и воспитания обучающихся образовательного учреждения;

рассматривает инновации, нововведения, новшества, представляемые руководителями методических объединений, анализируя их ход, результаты;

анализирует результаты работы методических объединений;

оказывает помощь руководителям методических объединений в изучении результативности работы;

способствует совершенствованию профессионального мастерства учителей, росту их творческого потенциала.Все эти направления носят актуальный и значимый характер для нашего образовательного учреждения.Данная система инновационной деятельности является единой и направлена на создание целостного личностноориентированного образовательного пространства школы.Педагоги нашего образовательного учреждения активно используют информационнокоммуникационные технологии. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Поэтому учителя в творческой группе разрабатывают электронное сопровождение к урокам, методические рекомендации по использованию компьютера как оперативного средства наглядности в обучении, помощника в организации закрепления изученного материала, проведения опроса и контроля знаний школьников, чтобы перенести центр тяжести с вербальных методов обучения наметоды поисковой и творческой деятельности учителя и обучающихся.Система инновационной деятельности, организованная в нашей школе, является единой,направлена на создание целостного личностноориентированного образовательного пространства школы и способствует развитию педагогов.

Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М, Педагогика, 1991.2.Галанов А.Б. «Новые информационные технологии для учителей предметников: учебное пособие», Уфа, БИРО, 2004.3.Немов Р.С. Основы общей психологии. М., «Владос», 2001.4.Педагогические технологии: Учебное пособие/ Авт.сост. Т.П.Сальникова. –М.: ТЦ Сфера, 2005.5.Программа развития: опыт работы инновационного учреждения. // авт сост.Л.П.Макарова, Е.Л.Гордияш, Волгоград, 2008.6.О.В.Лебедева, И.В.Гребенёв «Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе», М.: Педагогика, 2013, № 8.