Общеобразовательный лицей как центр адаптации и качественной подготовки старшеклассников к обучению в нефтегазовом университете
Выпуск:
ART 54256
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голиков
Н.
А. Общеобразовательный лицей как центр адаптации и качественной подготовки старшеклассников к обучению в нефтегазовом университете // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
671–675. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54256.htm.
Аннотация. В статье представлен проект развития структурного подразделения университетского комплекса, реализующего программу среднего общего образования в соответствии с запросами Учёного совета Тюменского государственного нефтегазового университета и потребностями обучающихся.
Ключевые слова:
адаптация, качество образования, партнёрство, принципы развития, университетский комплекс.
Текст статьи
Голиков Николай Алексеевич,кандидат педагогических наук, доцент, директор общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюменьnikgol2004@mail.ru
Общеобразовательный лицей как центр адаптации и качественнойподготовки старшеклассников к обучению в нефтегазовом университете
Аннотация.в статье представлен проект развития структурного подразделения университетского комплекса, реализующего программу среднего общего образования в соответствии с запросами Учёногосовета Тюменского государственного нефтегазового университета и потребностями обучающихся.
Ключевые слова:адаптация, принципы развития, качество образования, партнёрство, университетский комплекс.
Современное российское общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций. Правительство осознаёт значимость происходящих изменений, пытается задать новый вектор развития российской экономике, науке, образованию. В выступлении на Государственном совете 8 февраля 2008 года президент В.В. Путин, рассматривая стратегию развития России до 2020 года, подчеркнул следующее: ©…переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал; <…> развитие человека это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества; <…> Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов; <…> Образовательная система должна вобратьв себясамые современные знания и технологии. Уже в ближайшее время необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной, инновационной экономикиª.В Послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года президент Д.А.Медведев акцентировал внимание на экономической политике государства, которая будет базироваться на концепции пяти ©Иª институтах, инвестициях, инфраструктуре, инновациях, интеллекте. ©Наш приоритет, заявил он, это производство (а в перспективе и экспорт) знаний, новых технологий, передовой культурыª.Момент переосмысления происходящих трансформаций в экономике и обществе в целом, поиск прорывных в этот переходный период решений и оптимальной образовательной модели чрезвычайно важны. Специалисты, работающие в системе образования, должны адекватно реагировать на современную действительность, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения проблем. Проектирование развития общеобразовательного лицея ТюмГНГУ до 2016 г. как одного из компонентов Программы развития университета, его замысел попытка откликнуться на вызовы времени, сделать реальный шаг в уверенное будущее университетского комплекса.
Цель проекта:©Формирование интеллектуальной элиты, открытой к качественному овладению новыми знаниями, умениями и навыками в области профессиональной подготовки в условиях университетского комплекса, востребованной и конкурентоспособной на рынке труда региона и Россииª.Для реализации цели педагогический коллектив лицея решаетследующие задачи:1.Создание привлекательных условий для одарённых детей выпускников основной школы; зачисление в лицей наиболее подготовленных абитуриентов, способных к овладению образовательной программы повышенного уровня сложности;2.Совершенствование организации и технологий учебновоспитательного процесса с учетом профильности, требований вуза и потребностей заказчиков образования;3.Создание комфортной, социальнопсихологически безопасной, здоровьесберегающейобразовательной среды, обеспечивающей максимальное удовлетворение образовательных и иных потребностей участников учебновоспитательного процесса;4.Наращивание позитивного имиджа общеобразовательного лицея ТюмГНГУ как интенсивно развивающегося структурного подразделения вуза, комплексно и системно решающего задачи адаптации и элитной подготовки выпускников к овладению программы высшего образования;5.Обеспечение преемственности между уровнями общего и высшего образования университетского комплекса(общеобразовательный лицей институты ТюмГНГУ). Предоставление обучающимся возможности самопроектирования образовательнопрофессиональных траекторий развития в системе непрерывного образования в условиях многоуровневого университетского комплекса; 6.Формирование социальной состоятельности и первичной профессиональной идентичности лицеистов, выраженной ориентации на специальности и направления профессиональной подготовки ТюмГНГУ;7.Разработка комплекса организационных, психологопедагогических мер, направленныхна повышение эффективности работы педагогическогоколлектива с одарёнными детьми;8.Обеспечение системы превентивных мер нарушений соматического,психического, социального и духовнонравственного компонентов здоровья обучающихся; приобщение детей к культуре здоровья; 9.Развитие материальнотехнической базы лицея и повышение эффективности ее использования.В университетском комплексе на протяжении 20 летцеленаправленно создаются условия для удовлетворения персональных образовательных и иных потребностей обучающихся, овладения содержания государственного образовательного стандарта. Однако педагогическому коллективу ещё предстоит научиться предоставлять возможность лицеисту самостоятельно проектировать свой жизненный успех, а не обеспечивать простое накопление знаний и информационных блоков; оптимизировать образовательный режим (в системе ©Nonstopª без остановки) с учётом предела учебных возможностей учащихся, состояния их здоровья и уровня развития социального интеллекта. Как отмечает Н.Н.Малярчук [1], педагоги не имеют права игнорировать ухудшение состояния здоровья современных школьников, которое становится более катастрофичным. Системный анализ результатов деятельности общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета и нарастание внешних негативных вызовов, факторов риска побудили педагогический коллектив к поиску новых форм, средств и условий совершенствования воспитательноразвивающей деятельности. Действующий формат социализации личности в лицее, формирование её социальной состоятельности эффективен, но не совершенен. Современные вызовы требуют запуска иных механизмов саморазвития учащейся молодёжи, оптимизации качества их жизни, наращивания человеческого капитала [2]. Проект ©Общеобразовательный лицей как центр адаптации и качественной подготовки старшеклассников к обучению в нефтегазовом университетеª (далее проект) разработан в соответствии с Решением ректората ТюмГНГУ от 08.09.2013 г.о перспективах развития общеобразовательного лицея вуза.Проект определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в общем образовании, включая основные направления Национальной образовательной инициативы ©Наша новая школаª в условиях университетского комплекса. Реализация проекта содействует выполнению Миссии ТюмГНГУ в регионе.Он направлен на максимальное удовлетворение образовательных и иных потребностей его участников. В процессе реализации проекта обучающимся общеобразовательного лицея ТюмГНГУ будет предоставляться качественное элитное общее среднее образование с широким спектром личностного развития, направленным на формирование устойчивого человеческого капитала, слагаемые которого: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Выпускники лицея в процессе реализации проекта достигнут качественной подготовки к переходу на следующий образовательный уровень университетского комплекса, овладению программ высшего образования. Структурные подразделения, реализующие программы высшего образования, профессорскопреподавательский состав, получат качественный ©стартовый материалª и возможность достижения амбициозных целей в сфере интеллектуальных проектов. Для успешной реализации этого проекта необходимо обеспечить преемственность образовательных уровней в условиях университетского комплекса, установить партнёрские взаимоотношения, чёткого распределить обязанности, делегировать полномочия. Однако необходимо осознатьтрёхключевых принципиальных условий, без которыхникаких гарантийповышения качества образованияпросто быть не может:ученик должен учитьсяу высококвалифицированного педагога, мастера социального проектирования, ориентированногоне только на процесс, но и на результат деятельности без нанесения ущерба здоровью и личности ребёнка; ученик должен учиться, используявсё современное оборудование, новейшие средства обучения, эффективные образовательныетехнологии, которые значительно повысят производительность его учебноготруда; ученик должен учитьсяв уважающей его, безопасной среде, где будет организован здоровьесберегающий режим учебного труда, нормальное места для удовлетворения потребностей.Реализация образовательной программы, концептуальные подходы развития общеобразовательного лицея построены на следующих принципах:принцип гуманизациивыражается в ориентации содержания образования на приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, реализацию его гражданских прав, способности к подлинно человеческим отношениям с другими людьми, сохранении экологии человека, его физического, психического, социального и духовнонравственного здоровья, обретение смысла жизни;принцип уникальности личностизаключается в признании самоценности личности каждого ученика;принцип полифункциональности образования, при которомтрадиционные инвариантные образовательные функции (обучение, воспитание, развитие) расширяются нетрадиционными транспозитивными вариативными функциями (педагогической поддержки, проектной, персонологической, коррекционной, реабилитационной, здоровьесберегающей, культурологической, социальнопедагогического, психологического сопровождения, интеграционной);принцип транспозиции вариативных образовательных функциипредполагающий конструирование персонального ©пакета вариативных функцийª под педагогическую ситуацию с конкретным обучающимся. Механизмом реализации данного принципа является побуждение педагогов выступать в качестве менеджеров качества образования, социальных проектировщиков маршрута взросления детей, индивидуальной траектории образования в условиях университетского комплекса с привлечением воспитанников к процессу самофутурирования, самопроектирования наращивания собственного человеческого капитала (капитал образования + капитал культура + капитал здоровья); принцип корректного проникновения во внутренний мир ребёнкакак стиль нового педагогического мышления, следование которому предполагает ответственность взрослого за вмешательство в события жизни ребёнка, обнаружение смысла во взаимодействии с Другим;принцип индивидуализированного подхода, позволяющий сочетать потребности государства, общества с потребностями личности. При этом открывая перспективу реальной корректировки образовательного процесса каждого обучающегося в соответствии с его социальными запросами и реальными способностями, определяя оптимуминдивидуализированной траектории образования посредством реализации гибких учебных планов и программ, адаптируя под каждого обучающегося с учётом предела его учебных и иных возможностей;принцип синтеза интеллектуальной, физической, эмоциональной и духовной деятельностив образовательном процессе на основе вовлечения обучающихся в разнообразные виды образовательной, социальнойактивности;принцип монтажной интеграции, преемственности уровней образованияпозволяющий конструировать образовательную систему лицея, способствующую оптимизации адаптации выпускников к обучению на уровне высшего образования в условиях университетского комплекса как фактора развития их конкурентных преимуществ; принцип рефлексии и прогрессирующего самоконтроля,выражающийся в установлении взаимопонимания в процессе обучения и воспитания, развития стремления к рефлексии и самосовершенствованию;принцип развивающих коммуникаций, направленный на развитие коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций общения, культуры общения с Другим, установление и сохранение социально партнёрских отношений;принцип конгруэнтности, доступности и допустимостивоздействие на ребёнка, включаяинформационное, не должно разрушать самоорганизацию внутреннего мира обучающегося, а выступать в качестве ©социально закаливающего механизмаª;принцип свободы самовыражения, подразумевающий широкую творческую деятельность, рефлексию, свободу жизнетворчества в целом с учётом ©закона меры нравственности и моралиª;принцип природосообразностиконструирование образовательного процесса исключительно на основе выявления индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка, установления предела психофизиологических, учебных возможностей, которые обусловлены различными факторами от врожденных задатков до влияния окружающей среды;принцип культуросообразностикак ориентир в выборе оптимальной меры соотношения между культурой и всеми компонентами образования (содержания, средств, педагогических задач и т.д.);принцип диалогичностиозначает не только обмен знаниями, но и личностными смыслами, совместный поиск способен стать основой сотворчества участников образовательного процесса.Лицею в ноябре 2013 года исполнилось 20 лет. Иногда можно услышать, что качество первых выпускников лицея было гораздо значительнее, что ребята были более образованные, основательнее современных выпускников. В чём дело? Лицей теряет свою марку? Анализируя ситуацию в системе образования конца XX и начала XXI веков, вернее, рассматривая состояние включённости в образовательный процесс учащейся молодёжи, приходим к выводу: действительно выпускники были другие, с иным отношением к учебным занятиям и учительство организовывало образовательный процесс в совершенно других условиях. Вопервых, технический лицей был первым и единственным инновационным образовательным учреждением в образовательном пространстве города, созданном при вузе. Условия для зачисления на программы высшего профессионального образования не требовали результатов ЕГЭ, успешное обучение в лицее при индустриальном институте становилось его гарантом. Это явилось платформой привлекательности и престижности обучения в лицее для выпускников 9 классов школ города. Вовторых, это создавало условие для огромного конкурса среди поступающих, что позволяло отбирать наиболее подготовленных ребят к обучению на программах повышенного уровня сложности. Сейчас же в Тюмени только при четырёх вузах две гимназии и два лицея, десяток муниципальных ©элитныхª гимназий, что создаёт конкуренцию зачислению в лицей талантливых школьников. Втретьих, и, пожалуй, самое главное у агентов общего образования не было таких мощнейших конкурентовкак интернет, социальные сети, компьютерные игры, неконтролируемые сайты для взрослых. Современный школьник не обучен таймменеджменту, не способен рациональному распределению времени и сопротивлению искушениям, безумному растрачиванию собственного человеческого капитала (капитал образования + капитал культуры + капитал здоровья). Ранее изза отсутствия такового не могло стать барьером мотивации включения старшеклассников в образовательную ситуацию и качественную подготовку к ЕГЭ [3]. Качественное образование это не только высокий уровень обученности по результатам ЕГЭ, но и оптимальный уровень качества жизни выпускников, высокий уровень их социальной состоятельности. ©Современное трансформирующееся общество XXIвека предъявляет к человеку всё более высокие требования: быть стрессоустойчивым, мобильным; способным оперативно принимать решения и нести за них ответственность; обладать гибкостью и критичностью мышления; воспринимать новое и устанавливать устойчивые социальные партнёрские отношения; владеть навыками саморегуляции, адаптации к изменяющимся условиям. Ответить на эти требования способен социально компетентный творческий субъект, активно познающий резервы своей личности и окружающих, освоивший социально значимые роли во всех сферах жизнедеятельности без чувства страха и комплекса социальной неполноценностиª [4, с. 39]. В содержании проекта развития лицея на 2014 2016 годы определены направления деятельности педагогического коллектива, его социальных партнёров, представлены целевые установки, критерии качества, конкретные механизмы достижения и ответственные специалисты. В качестве основных направлений проекта определены: 1. Повышение качества образовательного процесса; 2. Совершенствование воспитательной системы и формирование социальной состоятельности обучающихся; 3. Работа с одарёнными детьми, формирование исследовательской культуры лицеистов; 4. Преемственность уровней образования университетского комплекса; 5. Формирование первичной профессиональной идентичности лицеистов, их ориентирование на получение профессионального образования в условиях университетского комплекса; 6. Информатизация образовательной среды; 7. Формирование имиджа общеобразовательного лицея ТюмГНГУ как интенсивно развивающегося структурного подразделения вуза кузницы конкурентоспособных специалистов ТЭК; создание привлекательных условий для обучения одарённых детей; 8. Сохранение здоровья лицеистов, оптимизация качества их жизни; 9. Профессиональное развитие учителей,подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях.Ожидаемые результаты от реализации проекта:выпускник общеобразовательного лицея инновационно мыслящий субъект деятельности и общенияс развитой культурой мышления, способный ориентироваться в окружающей действительности, качественно адаптированный и подготовленный к освоению программ высшего профессионального образования в условиях университетского комплекса, выстраиванию стратегии своей будущей профессиональной карьеры.Это будущий представитель отечественной элиты, который способен включиться в реализацию инновационного сценария развития России.
Образовательные:наращивание конкурентных преимуществ лицея в образовательном пространстве города Тюмени и региона;высокий результат обученности и интеллектуальной развитости выпускников лицея, предполагающий их конкурентоспособность при поступлении на программы высшего образования;наличие выраженной ориентации выпускников лицея на продолжение образования в условиях университетского комплекса; высокий уровень подготовленности выпускников лицея к овладению образовательной программы высшего образования;наращивание достижений лицеистов (студентоввыпускников лицея) в олимпиадном движении, других интеллектуальных, технических конкурсах и проектах;повышение уровня социальной активности, инициативности, инновационных способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, развития навыков социального партнерства обучающихся.Социальные: максимальное удовлетворение образовательных ожиданий заказчиков и потребителей образовательных услуг;наращивание человеческого капитала обучающихся в лицее детей (капитал образования, капитал здоровья, капитал культуры);оптимальность состояния адаптированности выпускников к образовательной системе высшего образования, их готовности к обучению ©через всю жизньª.Экономические: сохранение контингента выпускников общеобразовательного лицея, продолжающих обучение на программах ВО университетского комплекса; увеличение внебюджетных средствза счет предоставления нового спектра образовательныхуслуг,реализациидополнительныхобразовательнооздоровительных программ,расширения пространства социального партнерства.Умелое управление образовательным процессом в лицее каждого обучающегося с учётом его состояния здоровья и предела учебных возможностей, поиск оптимального уровня требовательности и психологопедагогической поддержки, соучастие в проектировании индивидуальной траектории взросления учеников позволит педагогическому коллективу качественно решить архисложные задачи адаптации и готовности выпускников лицея к дальнейшему обучению в условиях университетского комплекса. Безусловно, базовым ресурсом этого процесса является социальное партнёрство, участвующих в нём [5]
Ссылки на источники1.Малярчук Н.Н. Деятельность педагогов по сохранению и развитию здоровья обучающихся // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. №1. С.85 882.Голиков Н.А., Мясников А.Ю. Партнёрство учреждений общего и дополнительного образования как условие формирования социальной состоятельности и оптимизации качества жизни воспитанников // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2. Концепт. 2013. ART54011. URL: http://ekoncept.ru/article/1297/ Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN2304120X. 3.Голиков Н.А. Лицей Тюменского государственного нефтегазового университета: территория инноваций 2013. №12/1 С. 106 109 4.Голиков Н.А. Проблемы социализации личности в условиях инновационных образовательных учреждений // Философия образования. 2011. №3. С. 38 45.
5.Голиков Н.А. Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова //Концепт: научнометодический электронный журнал. Приложение №1. Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. С. 16 25
Общеобразовательный лицей как центр адаптации и качественнойподготовки старшеклассников к обучению в нефтегазовом университете
Аннотация.в статье представлен проект развития структурного подразделения университетского комплекса, реализующего программу среднего общего образования в соответствии с запросами Учёногосовета Тюменского государственного нефтегазового университета и потребностями обучающихся.
Ключевые слова:адаптация, принципы развития, качество образования, партнёрство, университетский комплекс.
Современное российское общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций. Правительство осознаёт значимость происходящих изменений, пытается задать новый вектор развития российской экономике, науке, образованию. В выступлении на Государственном совете 8 февраля 2008 года президент В.В. Путин, рассматривая стратегию развития России до 2020 года, подчеркнул следующее: ©…переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал; <…> развитие человека это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества; <…> Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов; <…> Образовательная система должна вобратьв себясамые современные знания и технологии. Уже в ближайшее время необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной, инновационной экономикиª.В Послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 года президент Д.А.Медведев акцентировал внимание на экономической политике государства, которая будет базироваться на концепции пяти ©Иª институтах, инвестициях, инфраструктуре, инновациях, интеллекте. ©Наш приоритет, заявил он, это производство (а в перспективе и экспорт) знаний, новых технологий, передовой культурыª.Момент переосмысления происходящих трансформаций в экономике и обществе в целом, поиск прорывных в этот переходный период решений и оптимальной образовательной модели чрезвычайно важны. Специалисты, работающие в системе образования, должны адекватно реагировать на современную действительность, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения проблем. Проектирование развития общеобразовательного лицея ТюмГНГУ до 2016 г. как одного из компонентов Программы развития университета, его замысел попытка откликнуться на вызовы времени, сделать реальный шаг в уверенное будущее университетского комплекса.
Цель проекта:©Формирование интеллектуальной элиты, открытой к качественному овладению новыми знаниями, умениями и навыками в области профессиональной подготовки в условиях университетского комплекса, востребованной и конкурентоспособной на рынке труда региона и Россииª.Для реализации цели педагогический коллектив лицея решаетследующие задачи:1.Создание привлекательных условий для одарённых детей выпускников основной школы; зачисление в лицей наиболее подготовленных абитуриентов, способных к овладению образовательной программы повышенного уровня сложности;2.Совершенствование организации и технологий учебновоспитательного процесса с учетом профильности, требований вуза и потребностей заказчиков образования;3.Создание комфортной, социальнопсихологически безопасной, здоровьесберегающейобразовательной среды, обеспечивающей максимальное удовлетворение образовательных и иных потребностей участников учебновоспитательного процесса;4.Наращивание позитивного имиджа общеобразовательного лицея ТюмГНГУ как интенсивно развивающегося структурного подразделения вуза, комплексно и системно решающего задачи адаптации и элитной подготовки выпускников к овладению программы высшего образования;5.Обеспечение преемственности между уровнями общего и высшего образования университетского комплекса(общеобразовательный лицей институты ТюмГНГУ). Предоставление обучающимся возможности самопроектирования образовательнопрофессиональных траекторий развития в системе непрерывного образования в условиях многоуровневого университетского комплекса; 6.Формирование социальной состоятельности и первичной профессиональной идентичности лицеистов, выраженной ориентации на специальности и направления профессиональной подготовки ТюмГНГУ;7.Разработка комплекса организационных, психологопедагогических мер, направленныхна повышение эффективности работы педагогическогоколлектива с одарёнными детьми;8.Обеспечение системы превентивных мер нарушений соматического,психического, социального и духовнонравственного компонентов здоровья обучающихся; приобщение детей к культуре здоровья; 9.Развитие материальнотехнической базы лицея и повышение эффективности ее использования.В университетском комплексе на протяжении 20 летцеленаправленно создаются условия для удовлетворения персональных образовательных и иных потребностей обучающихся, овладения содержания государственного образовательного стандарта. Однако педагогическому коллективу ещё предстоит научиться предоставлять возможность лицеисту самостоятельно проектировать свой жизненный успех, а не обеспечивать простое накопление знаний и информационных блоков; оптимизировать образовательный режим (в системе ©Nonstopª без остановки) с учётом предела учебных возможностей учащихся, состояния их здоровья и уровня развития социального интеллекта. Как отмечает Н.Н.Малярчук [1], педагоги не имеют права игнорировать ухудшение состояния здоровья современных школьников, которое становится более катастрофичным. Системный анализ результатов деятельности общеобразовательного лицея Тюменского государственного нефтегазового университета и нарастание внешних негативных вызовов, факторов риска побудили педагогический коллектив к поиску новых форм, средств и условий совершенствования воспитательноразвивающей деятельности. Действующий формат социализации личности в лицее, формирование её социальной состоятельности эффективен, но не совершенен. Современные вызовы требуют запуска иных механизмов саморазвития учащейся молодёжи, оптимизации качества их жизни, наращивания человеческого капитала [2]. Проект ©Общеобразовательный лицей как центр адаптации и качественной подготовки старшеклассников к обучению в нефтегазовом университетеª (далее проект) разработан в соответствии с Решением ректората ТюмГНГУ от 08.09.2013 г.о перспективах развития общеобразовательного лицея вуза.Проект определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в общем образовании, включая основные направления Национальной образовательной инициативы ©Наша новая школаª в условиях университетского комплекса. Реализация проекта содействует выполнению Миссии ТюмГНГУ в регионе.Он направлен на максимальное удовлетворение образовательных и иных потребностей его участников. В процессе реализации проекта обучающимся общеобразовательного лицея ТюмГНГУ будет предоставляться качественное элитное общее среднее образование с широким спектром личностного развития, направленным на формирование устойчивого человеческого капитала, слагаемые которого: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Выпускники лицея в процессе реализации проекта достигнут качественной подготовки к переходу на следующий образовательный уровень университетского комплекса, овладению программ высшего образования. Структурные подразделения, реализующие программы высшего образования, профессорскопреподавательский состав, получат качественный ©стартовый материалª и возможность достижения амбициозных целей в сфере интеллектуальных проектов. Для успешной реализации этого проекта необходимо обеспечить преемственность образовательных уровней в условиях университетского комплекса, установить партнёрские взаимоотношения, чёткого распределить обязанности, делегировать полномочия. Однако необходимо осознатьтрёхключевых принципиальных условий, без которыхникаких гарантийповышения качества образованияпросто быть не может:ученик должен учитьсяу высококвалифицированного педагога, мастера социального проектирования, ориентированногоне только на процесс, но и на результат деятельности без нанесения ущерба здоровью и личности ребёнка; ученик должен учиться, используявсё современное оборудование, новейшие средства обучения, эффективные образовательныетехнологии, которые значительно повысят производительность его учебноготруда; ученик должен учитьсяв уважающей его, безопасной среде, где будет организован здоровьесберегающий режим учебного труда, нормальное места для удовлетворения потребностей.Реализация образовательной программы, концептуальные подходы развития общеобразовательного лицея построены на следующих принципах:принцип гуманизациивыражается в ориентации содержания образования на приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, реализацию его гражданских прав, способности к подлинно человеческим отношениям с другими людьми, сохранении экологии человека, его физического, психического, социального и духовнонравственного здоровья, обретение смысла жизни;принцип уникальности личностизаключается в признании самоценности личности каждого ученика;принцип полифункциональности образования, при которомтрадиционные инвариантные образовательные функции (обучение, воспитание, развитие) расширяются нетрадиционными транспозитивными вариативными функциями (педагогической поддержки, проектной, персонологической, коррекционной, реабилитационной, здоровьесберегающей, культурологической, социальнопедагогического, психологического сопровождения, интеграционной);принцип транспозиции вариативных образовательных функциипредполагающий конструирование персонального ©пакета вариативных функцийª под педагогическую ситуацию с конкретным обучающимся. Механизмом реализации данного принципа является побуждение педагогов выступать в качестве менеджеров качества образования, социальных проектировщиков маршрута взросления детей, индивидуальной траектории образования в условиях университетского комплекса с привлечением воспитанников к процессу самофутурирования, самопроектирования наращивания собственного человеческого капитала (капитал образования + капитал культура + капитал здоровья); принцип корректного проникновения во внутренний мир ребёнкакак стиль нового педагогического мышления, следование которому предполагает ответственность взрослого за вмешательство в события жизни ребёнка, обнаружение смысла во взаимодействии с Другим;принцип индивидуализированного подхода, позволяющий сочетать потребности государства, общества с потребностями личности. При этом открывая перспективу реальной корректировки образовательного процесса каждого обучающегося в соответствии с его социальными запросами и реальными способностями, определяя оптимуминдивидуализированной траектории образования посредством реализации гибких учебных планов и программ, адаптируя под каждого обучающегося с учётом предела его учебных и иных возможностей;принцип синтеза интеллектуальной, физической, эмоциональной и духовной деятельностив образовательном процессе на основе вовлечения обучающихся в разнообразные виды образовательной, социальнойактивности;принцип монтажной интеграции, преемственности уровней образованияпозволяющий конструировать образовательную систему лицея, способствующую оптимизации адаптации выпускников к обучению на уровне высшего образования в условиях университетского комплекса как фактора развития их конкурентных преимуществ; принцип рефлексии и прогрессирующего самоконтроля,выражающийся в установлении взаимопонимания в процессе обучения и воспитания, развития стремления к рефлексии и самосовершенствованию;принцип развивающих коммуникаций, направленный на развитие коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций общения, культуры общения с Другим, установление и сохранение социально партнёрских отношений;принцип конгруэнтности, доступности и допустимостивоздействие на ребёнка, включаяинформационное, не должно разрушать самоорганизацию внутреннего мира обучающегося, а выступать в качестве ©социально закаливающего механизмаª;принцип свободы самовыражения, подразумевающий широкую творческую деятельность, рефлексию, свободу жизнетворчества в целом с учётом ©закона меры нравственности и моралиª;принцип природосообразностиконструирование образовательного процесса исключительно на основе выявления индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка, установления предела психофизиологических, учебных возможностей, которые обусловлены различными факторами от врожденных задатков до влияния окружающей среды;принцип культуросообразностикак ориентир в выборе оптимальной меры соотношения между культурой и всеми компонентами образования (содержания, средств, педагогических задач и т.д.);принцип диалогичностиозначает не только обмен знаниями, но и личностными смыслами, совместный поиск способен стать основой сотворчества участников образовательного процесса.Лицею в ноябре 2013 года исполнилось 20 лет. Иногда можно услышать, что качество первых выпускников лицея было гораздо значительнее, что ребята были более образованные, основательнее современных выпускников. В чём дело? Лицей теряет свою марку? Анализируя ситуацию в системе образования конца XX и начала XXI веков, вернее, рассматривая состояние включённости в образовательный процесс учащейся молодёжи, приходим к выводу: действительно выпускники были другие, с иным отношением к учебным занятиям и учительство организовывало образовательный процесс в совершенно других условиях. Вопервых, технический лицей был первым и единственным инновационным образовательным учреждением в образовательном пространстве города, созданном при вузе. Условия для зачисления на программы высшего профессионального образования не требовали результатов ЕГЭ, успешное обучение в лицее при индустриальном институте становилось его гарантом. Это явилось платформой привлекательности и престижности обучения в лицее для выпускников 9 классов школ города. Вовторых, это создавало условие для огромного конкурса среди поступающих, что позволяло отбирать наиболее подготовленных ребят к обучению на программах повышенного уровня сложности. Сейчас же в Тюмени только при четырёх вузах две гимназии и два лицея, десяток муниципальных ©элитныхª гимназий, что создаёт конкуренцию зачислению в лицей талантливых школьников. Втретьих, и, пожалуй, самое главное у агентов общего образования не было таких мощнейших конкурентовкак интернет, социальные сети, компьютерные игры, неконтролируемые сайты для взрослых. Современный школьник не обучен таймменеджменту, не способен рациональному распределению времени и сопротивлению искушениям, безумному растрачиванию собственного человеческого капитала (капитал образования + капитал культуры + капитал здоровья). Ранее изза отсутствия такового не могло стать барьером мотивации включения старшеклассников в образовательную ситуацию и качественную подготовку к ЕГЭ [3]. Качественное образование это не только высокий уровень обученности по результатам ЕГЭ, но и оптимальный уровень качества жизни выпускников, высокий уровень их социальной состоятельности. ©Современное трансформирующееся общество XXIвека предъявляет к человеку всё более высокие требования: быть стрессоустойчивым, мобильным; способным оперативно принимать решения и нести за них ответственность; обладать гибкостью и критичностью мышления; воспринимать новое и устанавливать устойчивые социальные партнёрские отношения; владеть навыками саморегуляции, адаптации к изменяющимся условиям. Ответить на эти требования способен социально компетентный творческий субъект, активно познающий резервы своей личности и окружающих, освоивший социально значимые роли во всех сферах жизнедеятельности без чувства страха и комплекса социальной неполноценностиª [4, с. 39]. В содержании проекта развития лицея на 2014 2016 годы определены направления деятельности педагогического коллектива, его социальных партнёров, представлены целевые установки, критерии качества, конкретные механизмы достижения и ответственные специалисты. В качестве основных направлений проекта определены: 1. Повышение качества образовательного процесса; 2. Совершенствование воспитательной системы и формирование социальной состоятельности обучающихся; 3. Работа с одарёнными детьми, формирование исследовательской культуры лицеистов; 4. Преемственность уровней образования университетского комплекса; 5. Формирование первичной профессиональной идентичности лицеистов, их ориентирование на получение профессионального образования в условиях университетского комплекса; 6. Информатизация образовательной среды; 7. Формирование имиджа общеобразовательного лицея ТюмГНГУ как интенсивно развивающегося структурного подразделения вуза кузницы конкурентоспособных специалистов ТЭК; создание привлекательных условий для обучения одарённых детей; 8. Сохранение здоровья лицеистов, оптимизация качества их жизни; 9. Профессиональное развитие учителей,подготовка педагогического коллектива к работе в новых условиях.Ожидаемые результаты от реализации проекта:выпускник общеобразовательного лицея инновационно мыслящий субъект деятельности и общенияс развитой культурой мышления, способный ориентироваться в окружающей действительности, качественно адаптированный и подготовленный к освоению программ высшего профессионального образования в условиях университетского комплекса, выстраиванию стратегии своей будущей профессиональной карьеры.Это будущий представитель отечественной элиты, который способен включиться в реализацию инновационного сценария развития России.
Образовательные:наращивание конкурентных преимуществ лицея в образовательном пространстве города Тюмени и региона;высокий результат обученности и интеллектуальной развитости выпускников лицея, предполагающий их конкурентоспособность при поступлении на программы высшего образования;наличие выраженной ориентации выпускников лицея на продолжение образования в условиях университетского комплекса; высокий уровень подготовленности выпускников лицея к овладению образовательной программы высшего образования;наращивание достижений лицеистов (студентоввыпускников лицея) в олимпиадном движении, других интеллектуальных, технических конкурсах и проектах;повышение уровня социальной активности, инициативности, инновационных способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, развития навыков социального партнерства обучающихся.Социальные: максимальное удовлетворение образовательных ожиданий заказчиков и потребителей образовательных услуг;наращивание человеческого капитала обучающихся в лицее детей (капитал образования, капитал здоровья, капитал культуры);оптимальность состояния адаптированности выпускников к образовательной системе высшего образования, их готовности к обучению ©через всю жизньª.Экономические: сохранение контингента выпускников общеобразовательного лицея, продолжающих обучение на программах ВО университетского комплекса; увеличение внебюджетных средствза счет предоставления нового спектра образовательныхуслуг,реализациидополнительныхобразовательнооздоровительных программ,расширения пространства социального партнерства.Умелое управление образовательным процессом в лицее каждого обучающегося с учётом его состояния здоровья и предела учебных возможностей, поиск оптимального уровня требовательности и психологопедагогической поддержки, соучастие в проектировании индивидуальной траектории взросления учеников позволит педагогическому коллективу качественно решить архисложные задачи адаптации и готовности выпускников лицея к дальнейшему обучению в условиях университетского комплекса. Безусловно, базовым ресурсом этого процесса является социальное партнёрство, участвующих в нём [5]
Ссылки на источники1.Малярчук Н.Н. Деятельность педагогов по сохранению и развитию здоровья обучающихся // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. №1. С.85 882.Голиков Н.А., Мясников А.Ю. Партнёрство учреждений общего и дополнительного образования как условие формирования социальной состоятельности и оптимизации качества жизни воспитанников // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2. Концепт. 2013. ART54011. URL: http://ekoncept.ru/article/1297/ Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN2304120X. 3.Голиков Н.А. Лицей Тюменского государственного нефтегазового университета: территория инноваций 2013. №12/1 С. 106 109 4.Голиков Н.А. Проблемы социализации личности в условиях инновационных образовательных учреждений // Философия образования. 2011. №3. С. 38 45.
5.Голиков Н.А. Формирование социальной состоятельности у учащихся общеобразовательного лицея в условиях социального партнёрства университетского комплекса // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова //Концепт: научнометодический электронный журнал. Приложение №1. Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. С. 16 25