Возможности формирования персонального познавательного стиля младшего школьника в предметной области «Иностранный язык»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кибирева Е. Н. Возможности формирования персонального познавательного стиля младшего школьника в предметной области «Иностранный язык» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54288.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности, а также приёмы работы учителя по развитию персонального познавательного стиля младшего школьника при изучении иностранного языка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кибирева Елена Николаевна,учитель английского языка, МБОУЖидкинская основная общеобразовательная школа, село Жидка,Балейский район, Забайкальский крайkibireva2014@yandex.ru

Возможности формирования персонального познавательного стиля младшего школьникав предметной области «Иностранный язык»

Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности, а также приёмы работыучителяпо развитию персонального познавательного стиля младшего школьника при изучении иностранного языка. Ключевые слова:младший школьник, персональный познавательный стиль, индивидуализация обучения, стили учения, преподавание иностранного языка.

В настоящеевремя в стремительно развивающемся постиндустриальном обществе информация и способы ее передачи носят основополагающий характер во всех сферах жизни человека.Осознание востребованности иностранного языка в современном мире, его роли на рынке труда способствует повышению мотивации школьников к его изучению уже с самого раннего возраста. Это, в свою очередь, актуализирует поиски путей совершенствования обучения иностранным языкам с самого раннего возраста, тем более что, согласноФедеральному Государственному образовательномустандарту, изучение иностранного языка вводится со 2 класса общеобразовательной школы.В ряду имеющихся исследований весьма актуальными представляются наработки, относящиеся к построению образовательного процесса в контексте максимального учёта индивидуальных особенностей ребёнка, что напрямую связано с идеей персонального познавательного стиля.Важно различать понятия «индивидуальный познавательный стиль» и «персональный познавательный стиль». М.А. Холодная утверждает, что формирование персонального познавательного стиля в процессе обучения фактически означает ликвидацию индивидуальных познавательных стилей [1]. Речь необходимо вести «о формировании у каждого ребёнка персонального познавательного стиляна основе актуализации и обогащениявсей системы механизмов стилевого поведения с учётом специфики его ментального опыта, о формировании полистилевого интеллектуального поведения»[3]. Понятие «познавательный стиль»акцентирует внимание на тех индивидуальных различиях в интеллектуальной активности, которые характеризуют индивидуальное своеобразие способов изучения реальности [2].

Проявление персонального познавательного стиля обучающегося на данном уровне его сформированности в конкретной учебной ситуации называют стилем учения[3]. По нашему мнению, существует научная проблема, суть которой представлена рядом вопросов: можно ли уже у младших школьников формировать персональный познавательный стиль при изучении иностранного языка? И, если возможно, то при каких условиях? Можно ли его формировать посредством использования специально разработанных дидактических заданий?При организации собственного исследования мы отталкивались от идей Е.А. Богдановой, выполнившей свою работу на материалах образовательной области «Математика».В процессе исследования данной проблемы был осуществлен анализ учебника английского языкадля 2 класса «Enjoy English» М.З. Биболетовойи ««HappyEnglish. ru» Кауфман К.И, Кауфман М.Ю. Выяснилось, что большинство заданий носят алгоритмическийипереводческийхарактер. Это не в полной мере способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. Соответственно, возникает необходимость дополнения материала учебникаспециально разработанными дидактическими заданиями.Ниже представлена краткая характеристика работы по формированию стилей ученияв предметной области « английский язык» и примеры заданий, направленных на их формирование.1.Алгоритмический стильАлгоритм –это чёткая последовательность действий, направленных на получение конкретного результата. Учащийся выполняет действия по заданному образцу, по установленному порядку, нарушение которого дает «сбой в системе». Примером алгоритма как языкового феноменаможет стать фиксированныйпорядок словв предложениях и словосочетанияхв английском языке, порядок букв в словах. Относительнообучения английскому языку, алгоритмы используются при обучении всем видам речевой деятельности на этапе ознакомления с языковым материалом, а так же на этапе тренировкивсех видов речевой деятельности( чтению, письму, говорению, аудированию). При обучении аудированию в качестве образца может выступать звучащая речь как эталон произношения, по которому учащиеся должны обучаться правильно артикулировать звуки и соблюдать характерную для английского языка интонацию. Алгоритм как речевой феномен просматривается в последовательности наших высказываний относительно той или иной ситуации общения( например, в начале общения мы не прощаемся, а здороваемся, на вопрос о самочувствии и настроении мы не можем ответить «да» или «нет»)Говоря в общем, задания, направленные на формирование алгоритмического стиля учения, необходимы для автоматизации навыковязыковой и речевой деятельности.Задания: 1. Составь предложения по образцу. 2. Послушай и повтори. 3. Допиши по образцу.2.Переводческий стильПодразумевает интерпретацию, перевод информации из одной качественной характеристики в другую, расшифровку, толкование, поиск соответствий. Само понятие интерпретация, с точки зрения познания, значит —истолкование, объяснение. Другими словами, интерпретация подразумевает некий перевод с одного языка на другой (словесный, символьный, внутренний язык человека). Причём, что очень важно, интерпретация тесно связана с пониманием, так как она помогает установить связи между рассматриваемыми объектами[2].В предметной области «Иностранный язык»процесс интерпретации информации играет важнейшую роль, поскольку в течении всего обучения происходитпоиск соответствий между исходным языком и языком перевода.Обучающиеся соотносят буквенные символы и звуки, которые данная буква обозначает, слово и его переводное значение на родном языке. Так же учащимися выполняется поиск соответствийязыковых средствтой или иной коммуникативной ситуации. Примеры заданий:1Прочитайте рассказ , заменив картинки словами. 2.Соедините картинку и слово .3. Прочитайте текст и выберите верный ответ на вопрос.3.

Дедуктивный стиль учения«Почемуименно так, а не иначе?» –этот вопрос побуждает к рассуждениям, поискам закономерности, причинноследственных связей между явлениями окружающего мира.Дедукция –познаниеязыковых и речевых явлений путем логических умозаключений.В обучении английскому языку дедуктивный стиль учения формируетсяпри помощитаких заданий, как «Найди верное предложение», «Исправь ошибку». Задания, направленные на формирование дедуктивного стиля учения призваны «разбудить» детскую сообразительность, заставлять ребёнка отвечать на посильные вопросы и обосновывать свои ответы.

4.Прикладной стиль ученияПонятие «прикладной» означает «предназначенный для практического применения. Поэтому и задания, направленные на развитие этого стиля, должны имитировать реальную ситуациюс практическим применением языка, с использованием межпредметных связей, связи с жизнью. Для формированияприкладного стиля учения, на наш взгляд необходимо проводить интегрированные уроки английского языка в сочетании с другими предметами.Задания: 1. Скажите, о чем пишут на сайте

www.alldogs.ru?2.Вы с мамой пошли в магазин, для того, чтобы выбрать игрушку для вашего младшего брата. Вы остановили свой выбор на заводном котенке. На витрине их два А надпись на упаковкахна английском языке. Помогите маме выбрать лучшую игрушку. Переведите надпись на русский язык.Игрушка1. Игрушка2.

It can run It can jump

It can sing It can count

5.Интуитивный стиль ученияСогласно классификациипознавательных стилейМ.А. Холодной, один из эпистемологических стилей –метафорический–основан на интуиции, свободных ассоциациях и переносах свойствпредметов[1].По мнению Е.А. Богдановой, интуиция представляет собой особую форму интеллектуального знания, без которого никто ничего не открывает и не изобретает. Данный стиль благоприятствует в наибольшей степени развитию творческого потенциала человека. Развитая интуитивная деятельность позволяет продуктивно изучать разные предметы и творчески работать в разных направлениях[2].Интуиция –непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность. Человек догадывается о решении проблемы по наитию, имея определенный опыт в области решения проблемы, которая стоит перед ним. При обучении английскому языку для развития интуитивного стиля необходимо использовать упражнения на языковую догадку, которая предполагает способность раскрыть значение незнакомого слова или словосочетания через контекст либо через наглядное изображение.Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь,данные упражненияимеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству.Это могут быть разнообразные рифмовки, ребусы, загадки, сочинение собственных рифмовок, изобретение новых слов.Примеры заданий:1. Решите ребусы ТемаSeasons(Времена года)1.Sea + song';

W' farm;C+old;N' mice;' train + y;Hat (a=o);

2.Fr' post + y;

S' know + y;

Br' light;Window'' + y;3.F'+dog + gy;

F' 9;

Sn'' flower'' + y;

C+ loud + y;4.S+lip+pen' ry;2. Решите шарадыСкажешь по английскив школьном он журналеА порусски скажешьна нем сейчас писали.( листlist)

По английскипо морю плыветА порусскиколючий, у розы растет( shipшип)

По русскимужчина им поётПо английскион пассажиров везет.(busбас)

По английскив ней подарок лежитА порусскисудья в гонг стучит.( boxбокс)

Порусскитак зовется кавардакОдну лишь только букву заменяемИ по английски слово «дом»Мы в результате получаем.(хаос-house)

6.Исследовательский стиль ученияИсследовательская деятельность неразрывно связана с познавательной самостоятельностью и предполагает способности понять вопрос, задачу и находить пути их решения, проявить критичность ума и умение делать выводы, выделять существенное, а главное, в способности высказывать свою точку зрения, независимо от суждений других. Конечно, младшим школьникам ещё не под силу проводить обширные исследования, но на уроках английского языка им можно и нужно предлагать задания с элементами исследования.Учителю важно дать целевую установку детям, что и для чего им необходимо исследовать. Это могут быть задания такого характера, как чтение и аудирование с извлечением конкретной информации, наблюдение, нахождение сходств и различий на рисунках, опрос. Более масштабно исследовательский стиль учения в начальной школе можно формировать с помощью подготовки и выполнения учащимися проектов на уроках английского языка. При использовании исследовательских заданийважно представить результат о проделанной работе. Например, в виде стенгазеты. А по окончании выполнения задания рекомендуется провести упражнение рефлексивного характера, чтобы ребенок понял, чему он научился.Примером такого задания будет проект «Дни недели».1.Исследование «Происхождение названий дней недели в английском и в русском языках» (3класс)

Этапы работы:1.Постановка гипотезы : «Названия дней недели в русском и английском языках связаны с Богом». Деление класса на 2 группы. Одна группа ищет информацию о происхождении названий дней недели в английском языке, другаяв русском.2.Поиск информации в интернете, совместно с учителем (рекомендованные сайтыанглийский портал AhmadTea, Почемука. Ru)3.Заполнение таблицы «Английские дни недели»(1 группа)

День неделиВ честь какого бога названSundayБог солнца Сан, главный бог

Заполнение таблицы «Русские дни недели»(2 группа)

День неделиОт какого слова происходитВоскресеньеОт слова «воскреснуть», как воскрес Иисус Христос

4.Ответ на вопрос «Есть ли чтото общее в названиях дней недели в русском и английском языках? Если есть, то что?»5.

Совместное с учителем составление презентации и сообщений учащихся6.1 группарисунки с изображением богов, в честь которых названы дни недели, 2 группапоиск пословиц и поговорок о днях недели.7.Защита проекта. Подтверждение или опровержение гипотезы.

7.Игровой стиль учения.Несмотря на переход к учебной деятельности, в младшем школьном возрасте игра имеет развивающее значение,оно заложено в самой ее природе, ибо игра это всегда эмоции, а там гдеэмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление, поэтому ученики во время игры с легкостью запоминают речевой материал. Игры также являются средством контроля для проверкисформированности речевых навыков и умений. Игра на урокаханглийского языка представляет собой условное воспроизведение участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.Языковые игрыпредназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковыхявлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.Речевые игрытакжеважны в процессе обучения иностранным языкам. Они позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в её рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению.Примеры заданий:

Игра «Интервью». Цель игры –активизироватьлексику на тему «Знакомство», а также закрепить предварительно отработанное правильное произношение английских личных имен. Правила игры. Объявляется, что в гости к ребятам приехала знаменитость из Англии и что с ней нужно непременно познакомиться и узнать, как ее зовут. На стул у доски по очереди садятся учащиеся, предварительно вытянув бумажку с любым английским именем. Сидящие в классе здороваются со звездой и узнают ее имя.8.Комбинаторный стиль учения.

Задания, направленные на формирование данного стиля, ориентированы на развитие умений сортировать, классифицировать, перечислять. Классификация следующий шаг анализа и познания мира после сравнения. Во время сравнения находят сходства и отличия объектов, а при классификации относят объекты к определённому классу, в пределах которого предметы не отличаются по принятому критерию. Критерии классификации, как правило, выбираются в зависимости от целей исследования. Классификация всегда даёт системный эффект —эффект объединения[2].

В иностранном языке так же присутствует классификация. Можно выделить такие виды классификации, как фонетическая классификация( согласные, гласные звуки; дифтонги и монофтонги; глухие и звонкие согласные звуки), грамматическая классификация( аналитические и синтетические формы частей речи), лексическая классификация( слова классифицируются поозначающему компоненту лексического значения), синтаксическая классификация( типы предложений по цели высказывания).В речевых ситуациях классификация так же имеет место при объединении слов по смыслу, по речевому контексту, по коммуникативной ситуации.Примеры заданий: 1. Составьте словосочетания. 2.Составьте самое длинное слово из заданныхбукв. 3.Составьте как можно больше слов из одного слова. 4.

Англичанин Джонни собирается в школу после каникул. Он идетв супермаркет за покупками. Помоги ему выбрать те вещи, которые ему нужны для учебы.A fox,a bear, arabbit, apen, apencil, books, abag, a cat, a dog.Назовигруппуэтихпредметоводнимсловом.Развитие личности происходит постоянно. И для того, чтобы этот процесс происходил гармонично и максимально разносторонне, педагогам нужно знать о теоретических и практических разработках в области персонального познавательного стиля. В данной работе речь шла о стилях учения, которые в процессе роста и развития ребенка синтезируются в персональный познавательный стиль как качество личности.Но нужно сказать о том, что стили учения необходимо развивать в комплексе, так как человек мыслит и познает явления окружающей действительности не фрагментарно, а целостно.

Материалы статьи не претендуют на полноту раскрытия проблемы формирования персонального познавательного стиля младшего школьника. Прежде всего, нам важно показать, что расширение типов дидактических заданий, используемых в работе с детьми, способствуетформированию персонального познавательного стиля и благотворно действует на развитие мыслительных и творческих способностей учащихся.

Учитывая неразрывную связь речи и мышления, можно сказать о том, что развитие мышления положительно сказывается на формировании навыка общения на иностранном языке, в целом коммуникативной компетенции.Кроме этого существуют и другие направления дальнейшего исследования поднятой в данной статье проблемы. В частности, в специальном изучении нуждается вопрос о динамике формирования персонального познавательного стиляи его преемственности в сфере «начальная школа –средняя школа».

Ссылки на источники1. Холодная, М.А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения [Электронный ресурс]: http://www.valuesedu.ru/wpcontent/uploads/2011/06/cholodnaya_personal_style.pdf 2. Богданова, Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника: монография [Текст] / Е.А. Богданова. –М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. –128 с.3. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. [Текст] / М.А. Холодная. 2е изд. –СПб.: Питер, 2004. –384 с. С. 338.

Yelena Kibireva, a teacher of English of the municipalsecondary school of the village Zhidka Baley District Zabaikalie regionkibireva2014@yandex.ruThe development of a primary school pupil's personal cognitive style in the process of learning a foreign languageAbstract.The report deals with the possibilities as well as teaching techniques aimed at the development of a primary school pupil's personal cognitive style when learning a foreign language. The resultsof experimental work are represented. Key words: personal cognitive style, a primary school pupil, individualization of teaching, teaching a foreign language.