Способы диагностики склонности учащихся 2-го класса общеобразовательной школы к определенному стилю учения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кибирева Е. Н. Способы диагностики склонности учащихся 2-го класса общеобразовательной школы к определенному стилю учения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 401–405. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86983.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен порядок проведения диагностики склонности учащихся к определенному стилю учения. Даны описательные и практические рекомендации по проведению диагностики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кибирева Елена Николаевна, учитель английского языка МБОУ Жидкинская основная общеобразовательная школа, село Жидка Балейского района Забайкальского краяkibireva2014@yandex.ru

Способы диагностики склонности учащихся2 класса

общеобразовательной школык определенному стилю учения

Аннотация. В статье рассмотрен порядок проведения диагностики склонности учащихся к определенному стилю учения. Даны описательные и практические рекомендации по проведению диагностики.Ключевые слова: персональный познавательный стиль, стили учения, тестовые задания, индивидуализация обучения.

Одной из важнейших категорий, позволяющей раскрыть сущность личностноориентированного образования, является содержание образования. Содержанию личностноориентированного образования отводится роль системообразующего фактора в построении целостного педагогического процесса.

В настоящее время появилась необходимость смены и дополнения существующей организации учебного процесса, содержания образования, методов итехнологий обучения. В первую очередь это связано с требованием максимального учета личностных особенностей каждого ребенка. Таким образом, возникает необходимость дополнения содержания обучения такими единицами, которые способствовали бы развитию личности каждого обучающегося в процессе коллективного обучения. Данная проблема напрямую связана с разработками педагогической науки в области персонального познавательного стиля. Для лучшего понимания существа проблемы важно чётко определиться с используемыми понятиями. Речь необходимо вести «о формировании у каждого ребёнка персонального познавательного стиля на основе актуализации и обогащения всей системы механизмов стилевого поведения с учётом специфики его ментального опыта, о формировании полистилевого интеллектуального поведения»Проявление персонального познавательного стиля обучающегося на данном уровне его сформированности в конкретной учебной ситуации называют стилем учения.[3]В начале учебного года мы считаем целесообразным провести тестирование учащихся с целью выявления склонностик тому или иному стилю учения. Но следует отметить, что результаты данного тестирования не дают окончательного результата, а служат лишь «ключом» к индивидуальным особенностям учащихся. Ведь, осуществляя индивидуальный подход, учитель сможет подбирать альтернативные приемы и методы обучения, приемлемые именно в своем классе и со своими учащимися.Так как дети в начале 2 года обучения еще не владеют английским языком, тест проводится на русском языке.Цельтестирования: определение склонности к определенному стилю учения детей младшего школьного возраста.Стимульный материал: Тест состоит из восьми субтестов, включающих в себя разнообразные задания.1.А) Заполни таблицу по образцу.(алгоритмический стиль)ВоронаВороныМужчина

Женщина

ДворДворыМост

Пост

ЗнакЗнакиТанк

мак

Б) Хозяин игрушечного магазина дал указание расставить игрушки на витрине ИМЕННО ТАК(см.рис.1) рис.1.

1 2 3 4 5

Но новый продавец все время делал ошибки и забывал указанный порядок. Найдите недостающую картинку в каждом ряду и напишите ее номер.

Ряд1игрушка_____

Ряд 2 –игрушка ______

2.Расшифруй, что сказала мама дочке ( рис.2). (переводческийстиль)рис.2

12364

248

7598310 111256

123456789101112КНИАУГЛШЧйДр

3.На мясокомбинате сосиски выпускают длинными связками —они соединены общей оболочкой. Сосиска не гнётся, а связку сосисок можно сгибать и складывать, как хочешь. В какую фигуру ты сможешь превратить связку из 3 сосисок? А сколько таких фигур можно сделатьиз связки в 9 сосисок? Нарисуй. [1, 99]( Прикладной стиль)4.Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые както связаны между собой. Справа —другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например: ЛесДеревья

= Библиотекасад, двор, город, театр, книги

БежатьКричать

= Стоятьмолчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Значит нужно установить, вопервых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.(дедуктивный стиль)а) ОгурецОвощ

= Георгинсорняк, роса, садик, цветок, земля

б) УчительУченик

= Врачкойка,больные, палата, термометр

в) ОгородМорковь

= Садзабор,яблоня,колодец, скамейка, цветы

г) ЦветокВаза

= Птицаклюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

д) ПерчаткаРука

= Сапогчулки, подошва, кожа, нога, щетка

е) ТемныйСветлый

= Мокрыйсолнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

ж) ЧасыВремя

= Термометрстекло, температура, кровать, больной, врач

5.Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить . (комбинаторный стиль)

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. б) Река, озеро, море, мост, болото. в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный6.Поиграем! Представь, что ты учитель. Найди ошибки в сочинениях ребят. Как правильно?( игровой стиль) *****

Лежит лентяй на раскладушке,Грызет, похрустывая, МУШКИ

Волкам и медведям настрах

КАБАН пасет овец в горах ***

Паривший в воздухе ОСЁЛ

Пугал крестьян окрестных сёл

7А)Отгадайте загадки.( интуитивный стиль)1.В снежном поле по дорогеМчится конь мой одноногийИ на много много летОставляет синий след( ручка)

2.ты беседуй чаще с ней, Станешь вчетверо умней ( книга)3.Если ей работу дащь Зря трудился карандаш.( резинка)4. Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы Дядя, длинный и худой Носит воду бородой И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. ( краски и кисточка)





Б) Отгадай ребусы(см.рис 3)

Рис.3

7.Что напутал художник(см.рис 4)? ( исследовательский стиль)

Рис.4

Порядок проведения теста :Класс делится на небольшие группы по 34 человека. Задания ребенок читает про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов. Параллельно проверяется количество времени, затраченное на выполнение каждого задания, при индивидуальном выполнении.

Обработка результатови интерпретация.

Сделанные задания проверяются учителем. Так же учитывается время, затраченное на выполнение заданий. Данные заносятся в таблицы.

Таблица1. Правильность выполнения( верно выполненные задания отмечаются знаком +)Ф.И.ученика12335678







Таблица 2. Время, затраченное на выполнение заданий( мин.).

Ф.И.ученика12335678







Номера заданий, выполненных наиболее быстро и правильно, учитель выписывает. Затем необходимо подсчитать количество этих ответов. Наибольшее количество правильных ответов, выполненных за наименьшую единицу времени укажет на те мыслительные способности учащихся, которые УЖЕ развиты и помогут определить склонности ребенка к тому или иному стилю учения.

Ссылки на источники1. Богданова, Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника : монография [Текст] / Е. А. Богданова. –М.: МПСИ;Воронеж : МОДЭК, 2010. –128 с.